Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Закон Божий» прот. Серафима Слободского (впервые издан в 1957 году) нередко считается основным руководством такого рода в наше время. Несмотря на многочисленные достоинства, в этом сочинении имеются и некоторые неточности и даже ошибки, преимущественно в изложении сотворения мира.

Неоднозначная изначальная посылка автора о том, что «подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию», повлияла на изложение им православного вероучения, исказив его.

В целом сотворение мира безальтернативно излагается в рамках теории эволюции. Для этого слова святых отцов прямо искажаются. Прп. Ефрем Сирин говорит: Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении 6-ти дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное.

Само сотворение небесных тел о. Серафим относит к начальным этапам мироздания, тогда как святые отцы — именно к 4-му дню.

О. Серафим прямо отвергает шестикратно повторенное библейское выражение о сотворении «по роду» и обычное святоотеческое представление о неизменности родов живых существ.

Вместе с тем, о. Серафим признает сотворение Богом буквального Адама из земли и Евы из ребра Адама, т.е. в этом вопросе не принимает эволюционного учения о происхождении человека от обезьяноподобных предков.

Как естественно-научные, такие и богословские обоснования эволюции являются ошибочными и противоречат вере Церкви. См. в энциклопедии статью «Эволюция» и указанную в ней литературу.

Будучи апологетом эволюции, о. Серафим дает высокую оценку Дарвину как якобы «очень верующему человеку». В действительности взгляды Дарвина на Бога сильно менялись с годами. Начав как теист и креационист, в ходе своих экспедиций и научных исследований Дарвин пришел вначале к деизму, а затем и вовсе к агностицизму, хотя никогда не называл себя прямо атеистом. Он отрицал историческое значение событий Ветхого Завета, буквальный Шестоднев, все сверхъестественное, затем стал отрицать ад и назвал христианство «проклятой доктриной», а себя — «капелланом дьявола». Подробнее об эволюции духовных взглядов Дарвина см. в специальной статье и в «Энциклопедии христианской апологетики».

Иисус Христос на суде у Пилата

Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение свой приговор без утверждения начальника страны – римского правителя (игемона, или претора) в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат.

По случаю праздника Пасхи Пилат находился в Иерусалиме и жил недалеко от храма, в претории, то есть в доме главного судьи, претора. Перед преторией была устроена открытая площадка (каменный помост), которая называлась лифостротон, а по-еврейски – гаввафа.

Рано утром в ту же пятницу, первосвященники и начальники иудейские привели связанного Иисуса Христа на суд к Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Но сами не вошли в преторию, чтобы не оскверниться перед Пасхой входом в дом язычника.

Пилат вышел к ним на лифостротон и, увидев членов синедриона, спросил их: «В чем вы обвиняете этого Человека?»

Они отвечали: «Если бы Он не был злодей, то мы не предали бы Его тебе».

Пилат сказал им: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите».

Они же сказали ему: «Нам не позволено предавать смерти никого». И начали обвинять Спасителя, говоря: «Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом Царем».

Пилат спросил Иисуса Христа: «Ты Царь Иудейский?»

Иисус Христос ответил: «Ты говоришь» (что значит: «Да, Я Царь»).

Когда же первосвященники и старейшины обвиняли Спасителя, Он ничего не отвечал.

Пилат сказал Ему: «Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений».

Но и на это Спаситель ничего не ответил, так что Пилат дивился.

После этого Пилат вошел в преторию и, призвав Иисуса, снова спросил Его: «Ты Царь Иудейский?»

Иисус Христос сказал ему: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (т. е. сам ли ты так думаешь или нет?)

«Разве я иудей? – ответил Пилат, – Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?»

Иисус Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда».

«Итак, Ты Царь?» – спросил Пилат. Иисус Христос ответил: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает Моего голоса».

Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян.

Пилат сказал Ему: «Что есть истина?» И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: «Я не нахожу никакой вины в этом Человеке».

Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи.

Пилат, услышав о Галилее, спросил: «Разве Он галилеянин?»

И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея (Мф.27:2,11–14); от Марка (Мк.15:1–5); от Луки (Лк.15:1–7); от Иоанна (Ин.18:28–38).


Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle