Народное творчество о картах...

Здравствуйте, батюшка. В Сеть кто-то выложил, что по одной из версий карточные масти привязаны к Страданиям Христовым. И играть в карты - это чуть ли не глумление. Так вот, как относится к такому народному околоцерковному творчеству? Раньше играл не задумывался, а теперь по идее, если кто в компании играет, надо вырывать колоду и сжигать получается?
Почему народное околоцерковное творчество, потому что в авторитетных источниках я по подобному вопросу информацию не нашел, может плохо искал. Нет, я понимаю что в карты играть плохо, так как проигрывая 500 евро навряд ли испытываешь христианские чувства к тому, кому ушел весь банк. Но считаю подобные сравнения все равно недопустимыми (если конечно нет авторитетного источника). Поправьте меня, если я не прав, просто такое творчество оно не полезно, есть Новый и Старый Завет, церковное предание святых отцов, а бабьих басен надо опасаться, ведь так? Просто раньше все эти околоцерковные рассказы на меня сильное влияние оказывали, помню, сидя на поминках, одна "светлая голова" сообщила. что на тарелках нельзя оставлять, так как, оказывается мы ложками расчищаем дорогу покойной - о, как! И я тогда на самом деле поверил, пока недавно не задумался, собтевенно, а что так? То есть не нашими молитвами и доброй памятью мы оказываем помощь покойному, а может в ее сознании и ими тоже, я не уточнял, но то, сколько останется или не останется на тарелке имеет не последнюю роль!
 
Дорогой Иоанн!

В приходских храмах, и тем более в Поместных Церквях всегда существовали свои местные традиции, мирно сосуществующие с каноническим уставом. И православный фольклор, о котором вы говорите - весьма распространенное явление, почему-то особенно популярное в западных землях Украины. Среди творческого разнобразия есть и безобидные умилительные образцы, и наивные суеверные заблуждения, и настоящие "шедевры" в духе Стивена Кинга. Но, давайте, все же сосредоточимся на карточной символике...

Во-первых "Правила святых Апостолов" (42,43) прямо предупреждают: "Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне" И все Святые Отцы (напр. свт. Феофан Затворник, свт. Николай Сербский) однозначно осуждают карточную игру, как небогоугодное занятие, сравнивая ее с пустой тратой времени или даже приравнивая к посещению злачных мест. А св.прав.Иоанна Кронштадский крайне резко и бескомпромиссно обличает: "Пьяницы, прелюбодеи, чревоугодники, тати, досадители, ленивые, праздные, картежники, театралы, танцоры, празднословы, насмешники, скажите мне: для чего Сын Божий сошел с небес, проповедал Евангелие Царствия, сотворил бесчисленные чудеса, пострадал, умер и воскрес, и послал во весь мир Апостолов с проповедью о Царствии? Скажите, для чего? Для того ли, чтобы вы объедались, пьянствовали, любодействовали, крали, лжесвидетельствовали, проводили время в праздности, празднословии, в картах, театрах, танцах, пересудах? О, сколь вы дорого поплатитесь за свою противо-евангельскую жизнь, если не покаетесь и не исправитесь!" Действительно, картежники прекрасно знают, как эта игра проуждает самые низменные антихристианские свойства: сребролюбие, пожелание зла ближнему, жадность, гнев, зависть, готовность за выигрыш продать душу дьяволу. Я уж не говорю про карточное гадание - кого там человек выбирает в помощника...
Мне как-то пришедший в Церковь бывший "кидала" расказывал, что неискушенному человеку невдомек, что это такое - картишки, как с их помощью в зоне "опускают" человека, какая это беда, когда отказавшийся от уплаты карточного долга может быть безнаказанно убит или покалечен, изнасилован! Интересно, что из всех настольных игр только карты в тюрьмах запрещены, игра в них строго наказывается, однако, это мало кого останавливает. Поэтому и святые мужи запрещают к ним прикасаться, и рецидивисты советуют новичкам даже не смотреть в сторону карт!

А что касается символики, так известно множество иных совершенно нейтральных карточных мастей. Есть и альтернативное "рыцарское" толкование распространенной у нас символики. И все же отвергать сатанинскую версию начертания игральных карт не стоит, хотя бы в профилактических целях - знающий такое окультно-мистическое толкование христианин уже не сядет за стол, чтобы не повредить своей душе... Нужно помнить, что "Бог поругаем не бывает" - оскверняется человеческая душа добровольным и сознательным принятием нечистоты. А сами по себе никакие символы осквернить душу не могут - если человек добровольно не поклонится им.

Интересен факт, что в годы НЭПа была идеологическая попытка ввести новые масти, соотвествующие новой "квазирелигии" - "серпы", "молоты" и "звезды". Однако, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения". Так что пренебрегать версией культового насаждения картежных мастей все же не стоит - она имеет право на существование...
 
И еще любопытный факт для размышления о сакральном смысле карточной символики...

масти.jpg

Это фрагмент росписи на стене храма в Турции, где первоначально пребывали мощи святителя Николая Мирликийского с символами, которые мы привыкли видеть на картах.
 
Добрый вечер батюшка и спасибо за ответ. Я полностью согласен что
Нужно помнить, что "Бог поругаем не бывает" - оскверняется человеческая душа добровольным и сознательным принятием нечистоты. А сами по себе никакие символы осквернить душу не могут - если человек добровольно не поклонится им.
а то знаете народ у нас сильно творческий, истерия насчет ИНН, чипов, штрих кодов, паспортов и прочего из той же серии очевидно. Одна сказала, второй повторил и понеслось, потом уже чуть ли не как смысл всей веры выставляется в этом.
Я полностью согласен что в картах нет пользы и злость на соперника, скупость это может возникнуть во время игры, но подобная трактовка с мастями это как маленьких детей пугать что в лес ходить нельзя потому что придет бабайка и утащит, а не объяснить прямо что можно заблудиться или пострадать от диких зверей. Только здесь еще хуже, используется страх "оскорбить" Бога, хотя Бог поругаем не бывает, используя может быть мнительность.
Интересен факт, что в годы НЭПа была идеологическая попытка ввести новые масти, соотвествующие новой "квазирелигии" - "серпы", "молоты" и "звезды". Однако, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения". Так что пренебрегать версией культового насаждения картежных мастей все же не стоит - она имеет право на существование...
кстати, тогда странно что комунисты не сделали карточную игру с привычными мастями игрой пролетариата, идеологи же, устроившие гонения на Церковь настоящими сатанистами были, тут уж никакой двойной трактовки.
Николая Чудотворца я уважаю и люблю, но возникает ряд вопросов например откуда фотография, что обозначают символы и какое значение они имели в росписи храма. Да и опять же опять, если искать связь напрямую с мастями, то мы возвращаемся к теме околоцерковного творчества наших людей, в котором нередко сама суть Христианства сводится к борьбе с ветряными мельницами, штрих кодами и инннами, а это изматывает и уводит от главного.
 
...странно что комунисты не сделали карточную игру с привычными мастями игрой пролетариата, идеологи же, устроившие гонения на Церковь настоящими сатанистами были, тут уж никакой двойной трактовки.
Тогда бы комиссарам рано или поздно пришлось бы открывать казино, как в каком-нибудь белогвардейском Монако. Поэтому они ограничились спаиванием народа...

Николая Чудотворца я уважаю и люблю, но возникает ряд вопросов например откуда фотография, что обозначают символы и какое значение они имели в росписи храма...
Я - не знаток церковно-археологических древностей, поэтому не могу объяснить, что бы это конкретно значило - но факт налицо: фрески древние, еще византийских времен...
 
Добрый вечер, батюшка. Я специально вначале заглавие темы дал "народное околоцерковное творчество", вобщем, не только о картах. Интересует вообще допустимость спекулирования на любви человека ко Христу ради достижения каких либо, пусть и благих целей третьими лицами. Приведу пример, например слышал что свист (ну когда человек просто идет и насвистывает что-то) как то оскорбляет Богородицу, если вообще допустимо подобное сочетание(я вообще считаю что человек может оскорбить и унизить в любом случае только сам себя, отдаляя своими поступками и мыслями Образ Божий из себя любимого). Вы наверное сами не раз слышали это и подобное, примеров масса. Каким образом и где связь вообще? Нет, я понимаю что свистеть возможно не культурно, но зачем так говорить? Я предполагаю что возможно когда то мама(бабушка, дядя, тетя, товарищ, да кто угодно) что бы остановить свистуна так сказала и потом пошло. Кто невоцерковлен, могут заменить на типа не свести денег не будет, это просто на кого что действует. Вы сами что думаете и знаете по приведеному примеру? Откуда это вообще пошло и как относитесь к людям, которые подобным образом манипулируют людьми, пусть и для достижения благих целей?
 
Вот и я тоже так думаю :)
Считаю в даном вопросе, когда в той или иной мере, пользуясь авторитетом Христианства творческие натуры начинают придумывать разные истории на Церковную тематику, что бы заставить делать то или иное, это не правильно. Просто от суеверия это особо ничем не отличается. Просто если в суеверии пользуется просто мнительность и страх конкретного человека, то тут для манипуляции используется еще и его Вера. Причем к самой Вере (неслучайно написал с большой буквы), возможно вы со мной не согласитесь, но на мой взгляд, это не имеет никакого отношения. А это низко. Ну это как спекулирование на любви матери к сыну, ее ревности скажем к невестке. Когда она сказавшись больной спекулирует на любви к ней сына и чтоб он сидел с ней притворяется что ей нездоровится. Но к Любви это отношения не имеет, а имеет место людская манипуляция, где инструментом являются чувства. А в нашем примере манипуляторами являются вообще чужие люди. Кстати, то что свечку оказывается можно поставить "верх ногами" и еще уйма подобного о котором уверен вы слышали не раз, тоже принадлежит им же. Только какое отношение это имеет ко Христианству, к Истине? Считаю что подобное народное творчество уводит нас от Главного. Одна придумала, другой повторил, а новоначальные это уже не чуть ли смыслом и основой всей веры считают. Апостол Павел сказал: Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии. Так будем слушать что говоит нам Евангелие и Апостол, а не народное околоцерковное творчество, которое подчас в итоге из около превращается в анти и подменяет собой истинный смысл Учения. Спасибо вам батюшка за то что выслушали и поправьте, если я что то написал не так.
 
... Откуда это вообще пошло и как относитесь к людям, которые подобным образом манипулируют людьми, пусть и для достижения благих целей?
Фольклорное околоцерковное "творчество" существовало всегда, причудливо переплетаясь с языческими предрассудками. Никаких благих целей оно не преследует - творцы и распространители суеверей таким образом компенсируют на новоначальных свою житейскую несостоятельность. Поэтому, направляйте духовно незрелых к истинным пастырям.
 
Сверху