Богородица

Работы дог­ма­ти­че­ского харак­тера

О почи­та­нии Божией Матери

Об исто­рии жизни Бого­ро­дицы

Раз­но­об­раз­ные работы о Бого­ро­дице

Молитвы и иконы

***

Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Бого­ма­терь) – дочь пра­вед­ных Иоакима и Анны; Матерь Гос­пода Иисуса Христа; Прис­но­дева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Боже­ствен­ного Сына, кото­рый, соб­ственно, явля­ется не про­стым чело­ве­ком, но Бого­че­ло­ве­ком).

Богородица

1) Несмотря на то, что Бого­ро­дица име­ну­ется Мате­рью Божьей, догмат о Бого­ма­те­рин­стве нельзя интер­пре­ти­ро­вать так, будто Дева про­из­вела из Себя Боже­ство, сде­лав­шись При­чи­ной Боже­ствен­ного Бытия. Боже­ство вечно, а Бого­ро­дица — Божье Тво­ре­ние, но никак не наобо­рот. Догмат о Бого­ма­те­рин­стве необ­хо­димо осмыс­ли­вать в свете учения о вопло­ще­нии Бога. Бого­во­пло­ще­ние было не чем иным как вос­при­я­тием в Вечную Ипо­стась Сына Божия чело­ве­че­ского есте­ства — соеди­не­нием в Его Вечном Лице двух естеств: Боже­ского и чело­ве­че­ского. В резуль­тате этого акта Боже­ствен­ного Домо­стро­и­тель­ства Сын Божий, не пере­ста­вая быть Богом, стал Совер­шен­ным Чело­ве­ком: был зачат сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом (Лк.1:35), выно­шен и рождён Пре­бла­го­сло­вен­ной Марией в соот­вет­ствии с вос­при­ня­той Им чело­ве­че­ской при­ро­дой. Поскольку Дева Мария носила под серд­цем, а потом и родила не обык­но­вен­ного чело­века, но воче­ло­ве­чив­ше­гося Бога, постольку и честву­ется Цер­ко­вью именно как Бого­ма­терь и Бого­ро­дица (см.: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция».).

О том, что Дева Мария явля­ется Мате­рью Бога, Свя­щен­ное Писа­ние удо­сто­ве­ряет нас:

а) прямо именуя рож­ден­ного Ею Иисуса Сыном Божьим (Лк.1:35),
б) сооб­щая об истин­но­сти Его рож­де­ния от Жены (Гал. 4:4) и дей­стви­тель­но­сти вопло­ще­ния (Ин. 1:14).
в) при­водя испо­ве­да­ние Ели­са­веты: «И откуда это мне, что пришла Матерь Гос­пода моего ко мне?» (Лк.1:43).
г) отоб­ра­жая обра­ще­ние ко Христу свя­того апо­стола Фомы: «Гос­подь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).
д) мно­го­кратно сви­де­тель­ствуя о Христе как о Боге на осно­ва­нии Его соб­ствен­ных Откро­ве­ний: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11); «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15) и т. д.

Догмат о Бого­ма­те­рин­стве полу­чил окон­ча­тель­ное закреп­ле­ние на III Все­лен­ском Соборе, состо­яв­шимся в 431 году. Опро­вер­гав­ший эту истину Несто­рий, наста­и­вав­ший, что Мария родила не Бога, но всего лишь чело­века Христа, осуж­ден Цер­ко­вью и назван новым Иудой.

2) Содер­жа­ние учения о Прис­но­дев­стве Божьей Матери (утвер­жден­ное на V Все­лен­ском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рож­де­ства, в Рож­де­стве и после Рож­де­ства Бого­ро­дица была, есть и навсе­гда оста­ётся Непо­роч­ной Девой.

Этот догмат имеет осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви.

Ещё задолго до Рож­де­ства Гос­пода Иисуса Христа о Его чудес­ном рож­де­нии от Девы воз­ве­стил пророк Исаия: «се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емма­нуил» (Ис.7:14). Еван­ге­лист Матфей под­твер­дил, что это про­ро­че­ство отно­сится именно к Пре­бла­го­сло­вен­ной Марии (Мф. 1:23).

В другой своей про­по­веди Исаия указал через образ запе­ча­тан­ной книги, что Бого­ро­дица сохра­нит Своё дев­ство на все вре­мена (Ис. 29:11). С книгой или скри­жа­лью Она сопо­став­ля­ется потому, что как через книгу обна­ру­жи­ва­ется муд­рость её автора, так через Деву обна­ру­жено Пре­муд­рое попе­че­ние Божие о Спа­се­нии чело­века; кроме того, Сам Её Сын име­ну­ется Божьей Пре­муд­ро­стью (1Кор. 1:24).

Пророк Иезе­ки­иль, по вдох­но­ве­нию Духа, под­твер­дил эту истину, указав на Прис­но­дев­ство Марии через образ Таин­ствен­ного Храма, сквозь ворота кото­рого не прой­дёт ни один чело­век, «ибо Гос­подь, Бог Изра­и­лев, вошел ими, и они будут затво­рены» (Иез. 44:2). Храмом Спа­со­вым, Мно­го­цен­ным Чер­то­гом и даже Раем Небес­ным Бого­ро­дица име­ну­ется потому, что была оби­те­лью Сына Божия и явила в Себе место осо­бого про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Дев­ство Бого­ро­дицы отоб­ра­жает, помимо Её физи­че­ского состо­я­ния, пре­дан­ность Богу, высо­чай­шее нрав­ствен­ное совер­шен­ство и чистоту. А Своей доб­ро­де­тель­но­стью Бого­ро­дица пре­взо­шла любого дру­гого чело­века. Так, если Пред­теча Гос­по­день, о кото­ром сооб­ща­ется, что «из рож­ден­ных женами не вос­ста­вал боль­ший Иоанна Кре­сти­теля» (Мф. 11:11)), кон­ста­ти­ро­вал, что «недо­стоин раз­вя­зать ремень у обуви» Христа (Ин. 1:27), то Пре­свя­тая Вла­ды­чица не только оде­вала и обу­вала Христа, но и питала, и охра­няла, и пра­вильно вос­пи­ты­вала (см. подроб­нее:  Можно ли назы­вать Бого­ро­дицу греш­ной или без­греш­ной?).

При всём поло­жи­тель­ном отно­ше­нии Изра­иля к соблю­де­нию дев­ства до вступ­ле­ния в брак, во вре­мена юности Бого­ро­дицы не суще­ство­вало тра­ди­ции брать обет дев­ства навсе­гда. Более того, неза­муж­нее поло­же­ние жен­щины могло под­вер­гаться упрё­кам и гру­бому уни­чи­же­нию (ср.: «И ухва­тятся семь женщин за одного муж­чину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем назы­ваться твоим именем — сними с нас позор”» (Ис. 4:1)). Несо­мненно, что именно Бого­ро­дица дала осно­ва­ние бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции пожиз­нен­ного дев­ства ради слу­же­ния Богу. Можно ска­зать, что в этом отно­ше­нии Она явля­ется образ­цом для мона­ше­ства: «неза­муж­няя забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду, чтобы быть святою и телом и духом; а замуж­няя забо­тится о мир­ском, как уго­дить мужу» (1Кор.7:34). Ввиду особой, исклю­чи­тель­ной бли­зо­сти к Богу Пре­свя­тая Бого­ро­дица постав­лена, Про­мыс­лом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангель­ским воин­ством, отчего Цер­ковь и вели­чает Её Небес­ной Вла­ды­чи­цей или Цари­цей. В этом тоже сле­дует видеть реа­ли­за­цию древ­него про­ро­че­ства: «стала царица одес­ную Тебя» (Пс. 44:10).

3) Свя­щен­ное Писа­ние пред­ста­вило Божью Матерь не только в исто­ри­че­ском повест­во­ва­нии и про­ро­че­ствах, но и через про­об­разы, явлен­ные в мно­го­чис­лен­ных вет­хо­за­вет­ных пред­ме­тах и свя­ты­нях, таких, напри­мер, как Неопа­ли­мая Купина (Исх. 3:2), Лест­ница Иакова (Быт. 28:12), скиния (Исх. 26:1), ковчег (Исх. 25:10). Даже и пер­во­здан­ная Ева, пока была невин­ной и не изуро­до­ван­ной сквер­ной без­за­ко­ния, слу­жила про­об­ра­зом Прис­но­девы, нередко назы­ва­е­мой в этой связи Новой Евой (по ана­ло­гии с обо­зна­че­нием Её Сына, Христа, Новым Адамом (1Кор. 15:45,47)).

О Бого­ро­дице в Библии

Новый Завет о жизни Бого­ро­дицы повест­вует сле­ду­щее:

***

Почи­та­ние Бого­ро­дицы на Руси и в хри­сти­ан­ских кон­фес­сиях

На рус­ской почве почи­та­ние Бого­ро­дицы при­об­рело осо­бен­ное зна­че­ние, что выра­зи­лось, в част­но­сти, в утвер­жде­нии празд­ника Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы (14 октября), неиз­вест­ного осталь­ному хри­сти­ан­скому миру, и во все­на­род­ном про­слав­ле­нии Бого­ро­дич­ных икон.

Для срав­не­ния сле­дует заме­тить, что в про­те­стан­тизме прак­ти­че­ски отсут­ствует бого­слов­ско-мисти­че­ское пони­ма­ние зна­че­ния лич­но­сти Бого­ро­дицы и молит­вен­ное Ее про­слав­ле­ние. Формы же като­ли­че­ского бла­го­че­стия в отно­ше­нии Девы Марии с Пра­во­слав­ной точки зрения кажутся чрез­мерно чув­ствен­ными и нату­ра­ли­стич­ными.

Напри­мер, като­ли­че­ское име­но­ва­ние Бого­ро­дицы Славой Божией, святой Розой в смысле неко­его рай­ского цветка, сим­вола чистоты и непо­роч­но­сти орга­ни­че­ски чуждо Пра­во­сла­вию. Кроме того, в като­ли­че­ской тра­ди­ции досто­ин­ство Бого­ро­дицы пре­умень­шено дог­ма­том о Ее непо­роч­ном зача­тии. Согласно этому дог­мату, при­ня­тому в 1854 г., Бого­ро­дица была зачата сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, т.е. про­мыс­ли­тельно изъята из состава чело­ве­че­ства и еще до своего рож­де­ния осво­бож­дена от власти пер­во­род­ного греха. Пра­во­слав­ная Цер­ковь рас­смат­ри­вает этот догмат как ума­ле­ние нрав­ствен­ного совер­шен­ства и лич­ного подвига Божией Матери.

Почему так много чудо­твор­ных икон Бого­ро­дице

Велики помощь и заступ­ни­че­ство Пре­свя­той Девы в жизни Церкви. Чудо­твор­ные иконы отра­жают эту реаль­ность, фик­си­руя эти факты. Иконы отра­жают реаль­ность заботы Бого­ро­дицы о хри­сти­а­нах, кото­рые молит­венно обра­ща­ются к Ней.

Празд­нуя память той или иной иконы мы вос­по­ми­наем соот­вет­ству­ю­щее её напи­са­нию собы­тие и про­слав­ляем Пре­чи­стую Матерь нашего Спа­си­теля. Как известно, про­слав­ле­ние святых явля­ется формой про­слав­ле­ния Бога, ведь Он явля­ется источ­ни­ком свя­то­сти, “Будьте святы, ибо Я свят”  (Лев.11:44–45).

Список чудо­твор­ных икон Бого­ро­дицы.

О молит­вен­ном обра­ще­нии к Бого­ро­дице “спаси нас!”

Молит­вен­ное обра­ще­ние к Пре­свя­той Бого­ро­дице «спаси нас» может озна­чать про­ше­ние об избав­ле­нии или ограж­де­нии от опас­но­сти. Под опас­но­стью же могут под­ра­зу­ме­ваться раз­лич­ные угрозы. Во-первых, опас­но­сти могут носить рели­ги­оз­ный харак­тер: опас­ность не испол­нить какую-то норму Божьего закона, опас­ность в борьбе с силами зла, нако­нец, опас­ность укло­не­ния от жизни во Христе.

Во-вторых, под опас­но­стями могут под­ра­зу­ме­ваться угрозы, не свя­зан­ные напря­мую с хри­сти­ан­скою дея­тель­но­стью. Откли­ка­ясь на наши молитвы, Бого­ро­дица, как Пре­не­по­роч­ная Матерь Христа, может помочь нам хода­тай­ством, а может про­явить Свою силу и власть как Небес­ная Царица, напри­мер, послать в помощь моля­ще­муся анге­лов.

В‑третьих, в силу Её сугу­бого обо­же­ния и оче­вид­ной опре­де­лён­но­сти как Пред­ста­тель­ницы за чело­ве­че­ский род перед Своим сыном Иису­сом Хри­стом, мы можем обра­щаться к Бого­ро­дице о спа­се­нии своей души, но имея пра­виль­ное пред­став­ле­ние о том, что Она достигла этого не по есте­ству, а по бла­го­дати, при­част­но­сти к Богу.

В‑четвртых, это не един­ствен­ная форма молит­вен­ного обра­ще­ния к Бого­ро­дице о заступ­ни­че­стве, напри­мер, упо­треб­ля­ется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истин­наго. Того моли спа­стися душам нашим”.

Как сов­ме­стить прис­но­дев­ство Бого­ро­дицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них гово­рится у всех еван­ге­ли­стов, напри­мер (Мк.6:3–4).

В еврей­ском языке зна­че­ния слов братья и сестры зна­чи­тельно шире, чем в рус­ском и вклю­чают в себя всех род­ствен­ни­ков чело­века, более или менее равных по воз­расту, тех, кого мы назы­ваем даль­ними род­ствен­ни­ками, напри­мер, дво­ю­род­ных бра­тьев и сестер. Это дети Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака и Иаков, сын Марии, кото­рая при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей Бого­ро­дицы.

Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего пер­венца» (Мф.1:25) и (Лк.2:7).

Словом пер­ве­нец пере­ве­дено гре­че­ское слово про­то­то­кос, бук­вально зна­ча­щее пер­во­рож­ден­ный. Это поня­тие не гене­а­ло­ги­че­ское, а юри­ди­че­ское (пер­ве­нец имел пре­иму­ще­ствен­ные права среди детей). Всё это под­твер­ждает и то, что мла­денца Иисуса роди­тели при­несли в Иеру­са­лим­ский храм (мы отме­чаем это собы­тие в празд­ник Сре­те­ния), т.к. в храм при­но­сили лишь пер­во­род­ного мла­денца муж­ского пола.

Что такое “непо­роч­ное зача­тие Бого­ро­дицы”?

Учение като­ли­цизма о непо­роч­ном зача­тии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом изъята от уз пер­во­род­ного греха “с самого пер­вого момента Своего Зача­тия”, рас­про­стра­ни­лось (в Запад­ной Церкви) во вре­мена позд­него сред­не­ве­ко­вья, но было дог­ма­ти­зи­ро­вано лишь в сере­дине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, высоко оце­ни­вая досто­ин­ства Божьей Матери, тем не менее нико­гда не учила, что Она была изна­чально сво­бодна от пер­во­род­ного греха. В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии про­во­дится чёткое утвер­жде­ние, что Дева Мария была пре­до­чи­щена Святым Духом во время Бла­го­ве­ще­ния, перед самым зача­тием Гос­пода Иисуса Христа (но не в момент Своего зача­тия от Иоакима и Анны). При­ме­ни­тельно к Спа­си­телю не при­нято исполь­зо­вать выра­же­ние “непо­роч­ное зача­тие”, но при­нято: «бес­се­мен­ное зача­тие от Свя­того Духа».

Сле­дует заме­тить, что отно­си­тельно вопроса о вре­мени очи­ще­ния Бого­ро­дицы соб­ственно от пер­во­род­ного греха в пра­во­славно-бого­слов­ской лите­ра­туре встре­ча­ются разные мнения. Согласно одним, пре­до­чи­ще­ние Её Духом Святым (перед зача­тием Мессии) было свя­зано и с Её очи­ще­нием от пер­во­род­ного повре­жде­ния; согласно другим, Бого­ро­дица была очи­щена от пер­во­род­ного греха в момент Соше­ствия Свя­того Духа на апо­сто­лов в День Пяти­де­сят­ницы; нако­нец, третьи счи­тают, что Её омытие от скверны пер­во­род­ного греха про­изо­шло через при­ня­тие Ею Кре­ще­ния (совер­шён­ного Еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом). Эти раз­но­гла­сия сле­дует отно­сить к част­ным бого­слов­ским мне­ниям.

Молитвы ко Пре­свя­той Бого­ро­дице

Бого­ро­дич­ные празд­ники

***

См. МАРИО­ЛО­ГИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки