В каких случаях Таинство Покаяния совершается в осуждение?

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
На каждом приходе своя духовная практика. В храме, о котором я говорю, не служат каждый день. Я так понимаю, есть церковные каноны, а есть церковная практика. На святой горе Афон, кажется, монахи вообще раз в год причащаются.

Приход здесь ни при чём. “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим” (Лк. 10, 27). Любовь к Богу и жажда соединиться с Ним в Таинстве Причащения должна быть у нас сильнее, чем приходской уклад. Что касается Вашего храма, то мы же не 2000 лет назад живём, когда был всего лишь один Иерусалимский храм?

Про Афон, поверьте, - это басни. Говорю Вам, как свидетель, побывавший там.

Конечно, по немощи многое нам прощается, но всегда нужно понимать свое некоторое недостоинство и принимать , как Дар милосердия Божьего...
Во время Светлой Седмицы настоятель благословил нас причащаться без исповеди. "Главное - сказал он - не успокоенность от просто чётко пройденной "процедуры подготовки", а осознание своего крайнего недостоинства и великой милости Божией к нам".
 
Россия
Православный христианин
Братья и сестры! Готов признаться, что написав вопрос про причастие "не во осуждение" эти дни все размышлял об этом. И вот сегодня причастившись, почему то всплыл во мне такой ответ-
"Во осуждение или в суд" - причастие может быть в том случае, если не простил вообще всех, то есть когда мыслишь- "вот я причащусь, мне будет хорошо, а кому воздасться и будет плохо". То есть причащаясь видимо надо уподобляться Христу, даже распинаемому но не желавшему зла своим истязятелям.
А вообще, вспомним что сегодня службы по 9-му дню, как Патриарх Алексий II предстоит пред Господом. Храни нас всех Господи, дай сил выстоить пред соблазнами и укрепи Россию.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Слова апостола Павла о причастии "в осуждение" обычно вырывают из контекста. Апостол Павел укоряет коринфян в том, что у них на вечерях любви, которые следовали после богослужения и Причащения, богатые обделяли бедных яствами, пользуясь тем, что еду каждый приносил с собой.
Смысл фразы о причащении в осуждение: человек, который причащается, но нарушает заповедь любви - причащается в осуждение.
Иуда причастился, но не оставил намерения предать Христа. Он своими последующими действиями отказался от Дара Христа. Итог - предательство, следствие - самоубийство.
В наше время произошёл перекос, причину причастия в осуждение перенесли с периода после причастия на период до него, и понимают лишь формально, как неисполнение правил подготовки к этому таинству. Подготовка важна, она показывает ответственность, старание, стремление человека ко Христу. Но мы должны понимать, что правило само по себе не может сделать нас достойными принятия Самого Христа.
Недостоин тот, кто не соотносит Причастие и Свою жизнь. "Весь живот (всю жизнь) наш Христу Богу предадим". Если мы не хотим жить по христиански, то и причащение будет выглядеть как: "Господи, помоги мне в том, что я на самом деле не хочу!". Бесцельное причащение - причащение без цели жить со Христом, жить по Его воле.

Также нужно не забывать, что причащение не должно быть самоцелью, важно стараться как можно дольше сохранить полученную благодать. Т.е. не просто максимум получить от Бога, но и внести свой вклад, трудом, борьбой со страстями стяжанием добродетелей. Т.е. стараться не растерять впустую полученный от Бога Дар.
 
Москва
Православный христианин
Слова апостола Павла о причастии "в осуждение" обычно вырывают из контекста. Апостол Павел укоряет коринфян в том, что у них на вечерях любви, которые следовали после богослужения и Причащения, богатые обделяли бедных яствами, пользуясь тем, что еду каждый приносил с собой.
Смысл фразы о причащении в осуждение: человек, который причащается, но нарушает заповедь любви - причащается в осуждение.
Иуда причастился, но не оставил намерения предать Христа. Он своими последующими действиями отказался от Дара Христа. Итог - предательство, следствие - самоубийство.
В наше время произошёл перекос, причину причастия в осуждение перенесли с периода после причастия на период до него, и понимают лишь формально, как неисполнение правил подготовки к этому таинству.
Насчёт формального понимания мне трудно судить, я всегда понимала эти слова апостола как сказанные о непокаянном, несмиренном приступлении к Таинству. Так пишут святые отцы - все, кто толкуют это послание. Посмотрите обобщающий труд св. Феофана Затворника:

Говорит здесь Апостол – аа) об установлении таинства Тела и Крови Господних (стихи 23–26), и бб) о достойном приступании к нему (27–32).

Стих. 28. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет.
Искушать себя значит испытать и внимательно исследовать, достоин ли святого причастия. Но как тут говорится: и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет, то этим вместе указывается, что коль скоро найдешь что препятствующее причащению, устранить то и исправить. Искушение здесь значит достойное приготовление. В чем оно? – В очищении совести. Принеси покаяние во грехах, и положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию. Святой Златоуст говорит: «Главное благо в том, чтобы приступать к Тайнам с чистой совестию. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет еще следующее: да искушает себе человек, как он говорит и во втором послании: себе искушайте (2 Кор. 13, 5), а не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но лишь бы приступить, когда приступают все. Не так повелевает Павел; он знает одно только время для приступания к Тайнам и причащению, когда чиста совесть. Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкою и приливом дурных соков, дабы не подвергнуться смерти, то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и душевные – любостяжание, гнев, злопамятность, и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого, и тогда касаться этой чистой жертвы. Посему Апостол и говорит: да искушает себе каждый, и тако да приступает; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей».

...Суд яст,– предполагает в минуту самого вкушения бывающий приговор суда Божия,– и не это только, но и присуждение наказания. Приговор суда пред сим указан: повинен Телу и Крови Господни; а здесь разумеется присуждение наказания. «Прияв дар противозаконно, не только не получишь от того спасения, но еще понесешь наказание за поругание» (Феодорит). ...

Стих 31. Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были.
Себе разсуждать
здесь то же, что выше: да искушает себе кийждо. Это значит: если бы мы надлежащим образом себя испытывали пред причащением и достодолжно приготовлялись к нему, то не быхом осуждени были, то есть не ели и не пили бы мы себе суда, не был бы над нами произносим приговор: повинен Телу и Крови Господни. Осуждение, то есть суд и присуждение наказания, бывает за недостойное причащение, а недостойное причащение допускается оттого, что себя не рассуждаем, не испытываем и не очищаем от грехов покаянием, иное утаивая, иное сказывая в половину.
«Не сказал Апостол: если бы наказывали себя, или мучили себя, но: если бы только захотели сознать грехи свои сами и осудить себя и свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь, и там. Ибо осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога и сознанием грехов своих и готовностию не делать их на будущее время. Но мы не хотим делать, как должно, и этого легкого дела» (святой Златоуст).


Стих 32. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся.
Мысль Апостола все стоит на недостойном причащении Святых Таин. Судими – значит, что в момент недостойного причащения приговор над нами произносится, ибо, причастившись недостойно, мы суд себе ели и пили. За приговором следует наказание, когда немощь, когда недуг, когда смерть.


Свт. Феофан Затворник.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
истолкованное святителем Феофаном

Бесцельное причащение - причащение без цели жить со Христом, жить по Его воле.

Также нужно не забывать, что причащение не должно быть самоцелью, важно стараться как можно дольше сохранить полученную благодать. Т.е. не просто максимум получить от Бога, но и внести свой вклад, трудом, борьбой со страстями стяжанием добродетелей. Т.е. стараться не растерять впустую полученный от Бога Дар.
Упаси нас всех от этого Господь!
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
...положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию....

Совершенно верно! "Вперёд не грешить", а не просто "вычитать" каноны, ничего не есть с полуночи и исповедаться. Т.е. недостоинство - это добровольный отказ (или нежелание) от борьбы с грехом после причащения; добровольное продолжение греховного образа жизни после соединения со Христом.
 
Томск
Православный христианин
Возникает вопрос: а как же быть тем, кто продолжает грешить ненамеренно, когда страсти не оставляют его по известным духовным законам, ведь чтобы победить страсть, нужно длительное покаяние и твердое намерение, может быть, в течение многих лет? Ведь не секрет, что люди годами могут раскаиваться в одном и том же грехе, при этом на самом деле желая избавиться от него, однако не достигая этого многие годы? Согласитесь, было бы очень просто: захотел не раздражаться, не гордиться, не жадничать - покаялся на исповеди - и все как рукой сняло! Ведь так не бывает? И что же получается, эти люди годами причащаются во осуждение???
 
Москва
Крещён в Православии
Возникает вопрос: а как же быть тем, кто продолжает грешить ненамеренно, когда страсти не оставляют его по известным духовным законам, ведь чтобы победить страсть, нужно длительное покаяние и твердое намерение, может быть, в течение многих лет? Ведь не секрет, что люди годами могут раскаиваться в одном и том же грехе, при этом на самом деле желая избавиться от него, однако не достигая этого многие годы? Согласитесь, было бы очень просто: захотел не раздражаться, не гордиться, не жадничать - покаялся на исповеди - и все как рукой сняло! Ведь так не бывает? И что же получается, эти люди годами причащаются во осуждение???
Очевидно речь идет только о намерении человека и посильной борьбе с грехом:

Сообщение от Тина
...положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию....
 
Москва
Православный христианин
Совершенно верно! "Вперёд не грешить", а не просто "вычитать" каноны, ничего не есть с полуночи и исповедаться. Т.е. недостоинство - это добровольный отказ (или нежелание) от борьбы с грехом после причащения; продолжение греховного образа жизни после соединения со Христом.
:) Именно так: причащение спасительное - это раскаяние и покаяние за прошлое и обещание и молитва о доброй совести в будущем. Тогда и начинается соработничество Бога с человеком, и Бог подаёт очищение и силы бороться с грехом...
 
Ростов-на-Дону
Православный христианин
Хожу в храм только с сентября этого года. Первая попытка причаститься провалилась. Говела, начиная со среды, читала каноны, избегала всяких соблазнов. Но на исповеди разволновалась слишком сильно, расплакалась и не сказала батюшке, что хочу причаститься и разрешения не спросила. Пришла домой, проплакала весь вечер. Но всё равно прочитала последование, пост евхаристический соблюла, молитвы... утром спросила в храме - нет того батюшки, а без его разрешения нельзя причащаться.... Вобщем, опять слезы и переживания... Тяжело "чайнику" когда и спросить не у кого что да как. Да ещё и то ли от стресса, то ли от говения сильное обострение панкреотита случилось... (Рвота длительными приступами. При панкреатите диета с повышеним содержанием белка прописана)
Но вот открыли у нас в храме занятия для взрослых. Хожу. Болею. Полгода ко Святому Причастию боялась даже подойти... Но вот, наконец, расхрабрилась, поговела, исповедалась. Молилась много, чтобы без осуждения принять. Вчера причастилась. А вечером опять приступ сильнейший.
Как мне обо всём этом думать? Лежу дома и плачу. И даже рассказать никому не могу о своем горе.
Буду молиться - а что ещё делать.... Может Господь меня простит когда-нибудь.
Очень плохо мне и поговорить не с кем. Страшно ещё - что люди обо мне подумают. Вдруг решат, что я колдунья какая... спрошу совета, а от меня шарахаться начнут.
 
Чехов
Православный христианин
С Причастием !А что за приступ? Если на исповеди покаялись,то вы прощены.И ваша ближайшая цель духовный рост,т.е. любить Бога и людей и не делать беззакония в дальнейшей жизни.
 
Асино
Православный христианин
Хожу в храм только с сентября этого года. Первая попытка причаститься провалилась. Говела, начиная со среды, читала каноны, избегала всяких соблазнов. Но на исповеди разволновалась слишком сильно, расплакалась и не сказала батюшке, что хочу причаститься и разрешения не спросила. Пришла домой, проплакала весь вечер. Но всё равно прочитала последование, пост евхаристический соблюла, молитвы... утром спросила в храме - нет того батюшки, а без его разрешения нельзя причащаться.... Вобщем, опять слезы и переживания... Тяжело "чайнику" когда и спросить не у кого что да как. Да ещё и то ли от стресса, то ли от говения сильное обострение панкреотита случилось... (Рвота длительными приступами. При панкреатите диета с повышеним содержанием белка прописана)
Но вот открыли у нас в храме занятия для взрослых. Хожу. Болею. Полгода ко Святому Причастию боялась даже подойти... Но вот, наконец, расхрабрилась, поговела, исповедалась. Молилась много, чтобы без осуждения принять. Вчера причастилась. А вечером опять приступ сильнейший.
Как мне обо всём этом думать? Лежу дома и плачу. И даже рассказать никому не могу о своем горе.
Буду молиться - а что ещё делать.... Может Господь меня простит когда-нибудь.
Очень плохо мне и поговорить не с кем. Страшно ещё - что люди обо мне подумают. Вдруг решат, что я колдунья какая... спрошу совета, а от меня шарахаться начнут.

Так про болезнь расскажите священнику на исповеди... Или же даже просто по данному отдельному вопросу поговорите после вечерней службы, когда посвободнее.
Это не мне решать и самовольничать не надо, но если Вам врачом прописана диета, то Вас священник может освободить от евхаристического поста. Главное то не в еде. С 24-00 перед причастием ничего не поедите только и если есть возможность причаститесь на ранней литургии (у нас с 6-45 в воскресенье).
У Вас банально доведение своей болезни до кризиса личным неразумением на мой взгляд и все.
по хорошему христианин должен причащаться раз в неделю. Что будете приступы каждое воскресенье переживать, или все же подойти разумно?
Ваше желание исполнить все конечно только похвально, но если Вам дана болезнь, которая сие просто физически не позволяет - обратитесь к священнику кротко спокойно и без своеволия.
Переживать не надо. Все будет хорошо.
А благоговение перед причастием и страх Божий это конечно правильно.
 
Ростов-на-Дону
Православный христианин
Спасибо, Николай!
В том то и дело, что приступ этот - трехчасовая рвота с болями.
Вот и не знаю, что и думать.
Любить людей и жить по-христиански я учусь и стараюсь. Потому и пришла в церковь, что потребительское существование уже невыносимо стало.
 
Ростов-на-Дону
Православный христианин
Спасибо Вам, Григорий. Так и сделаю. Со страху хотелось всё правильно сделать, с одной стороны, с другой всё-таки надеялась, что обойдется как-нибудь со здоровьем-то.
Так, что, Вы считаете, что это по-болезни так вышло? Не в осуждение Причастие? Это самый мучительный для меня вопрос.
А если вдруг, в осуждение... что делать то?
Пожалуй, без батюшки действительно тут не разобраться.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Любовь, Причастие во осуждение знаете когда бывает?

Хотя ясти, человече, Тело Владычне,
Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть.
Божественную же пия Кровь ко общению,
Первее примирися тя опечалившим.


Главнее не каноны вычитать, а примириться со всеми.

Спаси Вас Господь! Прислушайтесь к совету Григория и посоветуйтесь с батюшкой на месте:)
 
оренбург
Православный христианин
... Не в осуждение Причастие? Это самый мучительный для меня вопрос....
Не в осуждение. Даже не сомневайтесь. Как говорил Серафим Саровский: "Благодать, даруемая нам Приобщением так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, - и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется..."
А за болезнь, тоже благодарите Господа, как за особое лекарство духа, души и тела... хотя и "горькое" лекарство.
И не бойтесь убивающих тело(в т.ч. болезней), души же не могуших убить.
 
Чехов
Православный христианин
Любовь,пост существует для того,чтобы помочь людям ,а не навредить.Вам объязательно необходимо поговорить с батюшкой о мере поста,объяснить ситуацию и очень желательно обратиться к врачу с той проблемой,которая вас беспокоила.Как вы думаете,мнительность это хорошо?Наверное все таки нет.
 
Сверху