Что значит, что Иисус Христос Своей Смертью искупил людей?

Что значит, что Иисус Христос Своей Смертью искупил людей?


Распятого же за ны при Понтийстем Пилате… Православный христианин читает эти слова каждый день (они из Символа веры); каждый день христианин слышит, что Иисус Христос взял на Себя наши грехи, Искупил нас Своей Смертью и т.д., и т.п.

Что все это значит? В каком смысле Иисус нас искупил? Почему мы говорим, что Он искупил нас Своей Смертью? Почему нельзя было сделать Искупление бескровным или зачем Христос выбрал для Искупления такой странный и страшный путь?..

Обо всем этом – наш разговор, и тот, кто хочет присоединиться к этому разговору, может пройти по ссылке:
https://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-chto-znachit-chto-xristos-svoej-smertyu-iskupil-lyudej.html

О Искуплении написано много. Все пишут и пишут, пересказывают друг друга, жонглируют цитатами святых отцов. И мало кто задает самый прямой и откровенный вопрос: а, собственно, что говорят об Искуплении авторы Нового Завета? Что говорят люди, которые лично общались со Христом или, во всяком случае, с теми, кто с Ним общался? Каков он, исток нашего Учения о Искуплении?

Юмор в том, что цитаты Нового Завета, говорящие о Искуплении, наши богословы, конечно, приведут. Но они поступят с этими цитатами примерно так, как поступает хозяйка, когда делает салат: возьмут совершенно разные элементы и все перемешают в кучу. Там будут и Апостол Павел, и Лука, и Матфей и другие… И никто не задастся вопросом: а так ли учил о Искуплении Павел, как, например, Лука? И идентично ли понимание Искупления у Матфея и Иоанна Богослова?..

Как понимали первые христиане Крест Христов и Его Смерть? В чем был смысл такой жуткой Смерти? Почему первые христиане говорили, что эта Смерть явилась для них источником Спасения и теперь им прощены все грехи?..

Единственно, хочу предупредить, что это трудная статья. Проглядеть – не получится. Прочитать наскоком, за полчаса, – тоже. В идеале нужно посидеть в спокойной обстановке и вдумчиво проштудировать эту статью. Едва ли осилите всю за раз. Но если все-таки предпримете этот подвиг, то приобретете много полезного.

Какие-то части статьи могут оказаться не совсем нужными, поэтому смело пропускайте их. Хотя я и старался не перегружать этот очерк, там и в самом деле есть вещи, которые можно пропустить, если только вы не решили заняться этой темой плотно.

Комментарии

Матфий – отрицает жертву и указывает Спасение как новый образ жизни
(Мф.26:28)- искупление пролитием крови, как оставление грехов (~ образ жизни)*
(Мф.26:29) «отныне не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего», но Он ел и пил, когда явился ученикам после Воскрешения, т.е. Оно уже настало (для Его учеников).
___
*«во оставление грехов» - уход от старого образа жизни.
"Исповедую одно крещение во оставление грехов" - человек получает новую жизнь - возможность освобождаться, обличая грех с помощью общины или пастыря.

Марк – так же как Матфей
(Мк.13:9-13) «… ненавидимы за имя Мое; претерпевший же до конца спасется»
Первохристиане получали новую жизнь, но Спасение - последний шаг пути к Богу

Петр – отрицает жертву и видит Спасение как новый образ жизни
Петр не говорит о Иисусе как о жертве
(1Пет.1:17-20) искупление пролитием Им крови и замыслу от начала времен
(1Пет.1:18) о Спасении как образе жизни,
(1Пет.2:21) о страданиях Иисуса за "вас", а не жертве.
(1Пет.2:24) избавление от грехов (это понятно, живущим тем образом).

Иоанн – отрицает жертву и видит Спасение как новый образ жизни
(Откр.5:9).Иоанн как и Петр говорит о искупление пролитой Им кровью
Он не Агнец на заклании, а «как бы». Сам идет на крест как на торжество.
(Ин.1:29,36)«взял/выместил грех мира» – старый образ жизни, как 1 грех
(Ин.12:27) – это о переходе одесную Бога, а не об искуплении.

Лука – о Христе Израиля и Спасителе, как право и замысел Бога.
В Символе Веры престол Христа не уточняется, и скорее полагается престол мира.
Лука считает Иисуса Христом Израиля после Вознесения. (Лк.24:26)(Деян.5:30-31)

Иисус не говорил о себе как о Христе, и возможно, имел право на Израиль (Ин.1:11) «пришел в принадлежащее, а принадлежавшие не приняли», не как Иисус-помазанник, а как Сын Человеческий, как Бог.
Потому на титул Христа Израиля нет явных оснований,
а сопоставление с Рабом Бога у Исаии, уничтожает их вовсе,

Рядом с титулом Бога титул Христа на престол мира всего лишь слово, не имея и ветхозаветного смысла. Другое дело, если Сын Человеческий это дар сочетания с Богом, который может быть не только у Иисуса, или даже и никто и не приходит к Отцу, не получив этот дар, на неком шаге новой жизни.

Исаия –отдаленно указывает на Иисуса, выявляет грех в старом образе жизни
(Ис.49:6) (Ис.52:13–53:12)
-если бы Иисус был безгласен, то не было бы евангелие, Он был безгласен на суде.
-все Рабы Бога, без власти, включая Исаию, имеют такие особенности страдальца
Иисуса вернее назвать счастливым, чем страдальцем. Исаия неточен, его пророчество как попадание пальцем в небо, там все закономерно. Данное пророчество дает образ жизни времен Исаии потому, что именно грех в том образе жизни вызывает предвидение о страдальце-спасителе.
Указывая образ жизни, Исаия дополняет мнение Петра о Спасении как образе жизни.

Под итог
Евангелисты и Ап.Петр упрощают понятие греха, как 1 грех - старый образ жизни.
В следующем комментарии это описывается более конкретно, при этом многие верующие и даже святые оказываются явно вне Спасения, но такой подход востребован образованным людям, основной части населения, это ключ к их привлечению в церковь.
 
Когда люди бросали камень в грешника, проговоренного к "побиванию",
они выплескивали ярость на свой сокровенный грех.
Чем больше их беспокоил их грех, тем яростней они бросали камни.
Люди освобождались от страха перед своей немощью (утверждали власть над грехом),
иначе им приходилось скрывать и бояться своих грехов.
Другой вариант, жертвенное животное своей смертью освобождало человека от грехов.
Так грешники исцелялись ранами своей жертвы; так они имеют нужду до чужой крови и плоти.

В словах «пусть первый бросит камень кто без греха», все осознавали желание побить свой грех: в этом не было постыдного, их остановил не разум и страх, но любовь; откровением Иисус вывел страхи наружу и фактически исповедал тех грешников.

Иисус и в прямом смысле приговорен толпой за грехи этой толпы, во спасение их;
остальные люди такие же, хоть и другой культуры в иной земле и даже еще не родились,
ищут жертву во оставление своих грехов и одной жертвы хватает на всех.
Агнец иудейской пасхи есть жертва человека-хищника, что и в (Ис.52:13–53:12).
Дохристианский человек - это хищник, такова неподвластная ему греховная суть.

Искупление от греха, как дар власти над греховной сутью хищника.
Иисус дал веру самому освобождаться, обличая грех с помощью общины или пастыря.
Иисус вымещает понятия жертвы, под видом «как бы агнца», «как бы жертвы» (Откр.5:6),
Иисус не называл Себя жертвой, а думающих так считал не любящими Его. (Ин.14:28)
Кровь пролита, но жертвой Он не стал (и Исаак для Бога был только «как бы жертва»)
Милость нужна не жертва (Мф.9:13,12:7) милость=исполнение предназначения/таланта.
почему Иисус выбрал такой странный, шокирующий путь, к Спасению?
Непонятен вариант ответа №2, что-то притянутое.
Верен вариант №3, но с уточнением: таков дохристианский человек, потребность нищего духом освобождается от своего греха, делая из кого-то жертву вместо себя.
Если и усматривать "таинственный" Замысел Бога, то только от начала времен
(включая появление человека-кровопийцы, -хищника, а затем его спасение).

Исаия видел* хищника в людях и отобразил в слове, потому у вариантов №1,3 одна суть
* Исаии подметил особенность жизни и Бог явил пророчество.
Менделееву не приснилась бы таблица, а Моисею не явлено бы свыше спасать народ, если бы они не концентрировали на этом свои чувства (Бог источник творчества человека; талант не подарок, его нужно самому выбрать и взрастить; талантливые представляют, фокусирует чувства и остальное получают от Бога, в процессе, будучи увлеченными).

Грех это не то чтобы долг перед Богом, но критерий человека-хищника.
Социальный хищник: - не разборчив в методах (ради благой цели запугивает грешниц), сам защищает и как бы хранит веру (не доверяет Богу), соревнуется, не отступая перед слабым, использует пустые авторитеты (некомпетентность), не отдает себя таланту (ищет легкой жизни, срезать путь, схватить удачу и въехать в рай на чужой шее).
Иудеи в этом не скрывают себя, они хищники хоть и как жертвы (ждут покорения мира!).
Большинству непонятна идея о том, что причина всему Бог. Так если у человека отнимают верхнею одежду, то уместно отдать и рубашку (важно не покориться, но понять Бога).

Понятие ‘социального хищника’ проще понятия ‘грех’. Моисей и Илия - хищники, и если не могли перейти в жизнь вечную (а иначе Христос не нужен, если кто-то мог), то другая обитель у Бога, где Спасение и где видели «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» с Моисеем (умер) и Илий (вознесся) (Мф.16:28-17:8) (Мк.9:1-8) (Лк.9:27-36).
 
(1Ин.3,14,15) «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной»
Человек, ненавидящий брата есть убийца, хоть и не убивал (не было искушения).
Человек, верующий в силу хищника есть убийца, хоть и сам как жертва.
Либо человек христиан, либо социальный хищник.

Иисус звал отвергающих единоличное (Мф.16:24), в этом смысле личность* не спасается.
*(используются еще 2 смысла личности научный(как социум) и бытовой(как величие))

Спасение как победа над смертью – ничего не значит, если старость ни радость.
Спасение как нетварная жизнь – нет, слишком круто: из человека-зверя в Боги.
Спасение как шаг эволюции, как возможность понять что-то большее – наверное, да,
Спасение это освобождение от рабства греху (первобытной хищной сути).

Дохристианский человек во всем мире – это социальный хищник,
кладоискатель, устраивается за счет другого, кровопийца, жаждущий и плоти чужой.
Общество рабов и господ. Раб – это побежденный хищник, ибо такова его вера.
Хищники: Каин (но Авель?), Ной, Иов, Авраам, Моисей, Давид, Илия, Сократ, Софокл.
После Иисуса появляется человек милости, Созидатель таланта и со-общество.

Эволюция из человека-суперзверя в человека, для которого все - это дух-интеллект, а смерть тела ничто; еще шаг и гармония с Богом. Если не будет жен, эволюции через потомков, то и смысл жизни уже будет не в том чтобы плодиться и размножаться.

Если смотреть на факты, за 2000 лет появились несравненно более серьезные деятели искусств и науки, и практически все из них христиане, ну 99.9% точно. Если понимать,
что Эйнштейн - пропиаренное пустое место, профанация ЦРУ; а нобелевские лауреаты кладоискатели, по определению основателя; еще пример еврея, композитор Игорь Крутой - хороший ученик, но не великий мастер(как и все евреи, великолепные ученики но не мастера, Бог им не открывает истины); из эпохи СССР ученым и назвать некого, кладоискатели да кулибины. В отличие от кладоискателя, ученый имеет истину от Бога, понимает, что в его руках, а не балуется экспериментами, как Сахаров, ему Бог не открывал истины об атомном взрыве, он все нащупал как первобытный человек; или сегодня тысячи бездарных биологов экспериментируют (печатая органы для пересадок) - как первобытные люди, кладоискатели. Те кто дает миру милость известны в таких как Бах, Ньютон и еще тысячи – и они все христиане, ни атеисты, ни мусульмане … . Архимед видел очевидное, такие результаты сейчас показывают многие школьники (сами, без учебника).

В христианской эпохе тысячи талантов, которые как источники живой воды.
Есть таланты грандиозной важности, но достаточно и обыденной, чтобы найти Царствие Божие. Важно не забывать, что человек и Бог соучастники, что посильно человеку исполняет человек, а непосильное исполняет Бог.(Лк.18:27)
Конечно, талант важно выбрать и развивать с детства, но можно и умалиться как ребенок.

Очевидно, что Иисус открыл новую эру откровения человека с Богом,
за 2000 лет человек обрел столько, что малой толики того человек не обрел за 5500 лет.

Спасение уже действует все 2000 лет, бери и пользуйся; другое дело, если человека не радует его собственная душа, если в душе он верит в силу и хитрость хищника (воспринимает себя обособлено, желает свой персональный кусок спасения)
 
Об этом не упоминается в статье, но это имеет ветхозаветное значение в смерти Иисуса.
Есть до-Евангельское представление о "Женихе" для Спасении Дома Израиля.
12 колен Иакова/Израиля разделились на дом Иуды дом Израиля,
в 7в.д.н. дом Израиля захвачен Ассирийцами и рассеян по миру.
в 5в.д.н. дом Иуды захвачен Вавилоном, но вернулся в Иерусалим через 70 лет.

Разделение на дом Иудеи и дом Израиля - как развод жениха и невесты,
разведенная невеста соединялась, только если жених умирал;
это близко и понятно иудеями на момент проповедования Христа,
и Иисус говорит о Себе как о Женихе.

Иисус пришел собрать дом Израиля, как жених умереть для воссоединения, (Лк.19:9-10)
(Ин.12:47) ибо я пришел не судить, а восстановить целостность (спасти мир - не верный перевод)

Жених предназначен на смерть, но смерть над Иисусом не властна, Иисус имеет власть.
В Завете, кроме посланий Павла, слово «жертва» не употребляется к Иисусу.
 
Иисус Христос, как человек приносит Богу жертву, а как Бог приносит людям дар. Потому что человек принести Богу совершенно бескорыстное приношение не может, ему всегда что-то надо от Бога. Богу от человека ничего не нужно, поэтому Его приношение является даром. Но человек призван стремиться к совершенству. Примером этому являются приношения Авеля и Каина. Быт4:4 "И при**зрѣ́ Бóгъ на А́веля и на дáры егó:на Кáина же и на жéртвы егó не вня́тъ."
 
Уважаемому Евгению Горчагову.
Дорогой Е. Спасибо за серьезные комментарии. Но жанр комментариев не предполагает пространных сочинений. Поэтому, я Ваши комментарии скрыл. Буду изучать их в одиночестве.
В будущем, пожалуйста, длинные размышления и богословские исследования присылайте мне на личную почту.
С любовью. Ваш прот. К.
 
Сверху