Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Священное Писание свидетельствует о том, что ни один человек не знает, о чем надо просить Бога, а значит и не может рассчитывать на успех молитвы. Ему требуется помощь Святого Духа: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).
Чтобы молитва была услышана и исполнена, необходимо чтобы ее содержание совпадало с волей Бога. Человеку сложно угадать, чего хочет для него Господь. Именно поэтому Святой Дух должен Сам попросить Бога о нас, используя наше сознание и язык. Свт. Феофан Затворник объясняет, как это выглядит на практике: «В первенствующей Церкви, в собраниях, находил на иного дух молитвенный. Он вставал и просил позволения изречь сию молитву и, получив позволение, изрекал ее. Значит, он сознавал ее, чувствовал ее сложившеюся в сердце и в употреблении ее имел свою долю свободы. Понятнее будет сие, если применим то к чему-либо, бывающему в наше время. В наше время то же самое бывает в молитве находящей. Обычно молимся мы по молитвенникам или своим словом. Бывают при сем и чувства молитвенные, и воздыхания; но мы самодеятельно их возбуждаем в себе. И это есть молитва. Но бывает, что влечение к молитве само находит и заставляет молиться и не дает покоя, пока молитва не изольется вся. Это или то же есть, о чем говорит Апостол, или нечто похожее на то. Содержание таких молитв редко бывает определяемо каким-либо предметом; но всегда почти она дышит преданием себя в волю Божию, вверением себя водительству Бога, лучше нас знающего благопотребное для нас, и для внутреннего, и для внешнего нашего, и сильнее нас желающего того для нас, и готового все то дать и устроить нам, лишь бы только мы не упирали ногами. Все молитвы, от святых Отцов нам преданные, суть такого же происхождения, суть духодвижные и потому доселе так действенны» (Толкование на послание апостола Павла к Римлянам).
Понимание этого аспекта позволяет понять, почему далеко не все молитвы бывают услышаны, хотя Христос обещал исполнить все, чего ни попросим.
Чтобы молитва была услышана и исполнена, необходимо чтобы ее содержание совпадало с волей Бога. Человеку сложно угадать, чего хочет для него Господь. Именно поэтому Святой Дух должен Сам попросить Бога о нас, используя наше сознание и язык. Свт. Феофан Затворник объясняет, как это выглядит на практике: «В первенствующей Церкви, в собраниях, находил на иного дух молитвенный. Он вставал и просил позволения изречь сию молитву и, получив позволение, изрекал ее. Значит, он сознавал ее, чувствовал ее сложившеюся в сердце и в употреблении ее имел свою долю свободы. Понятнее будет сие, если применим то к чему-либо, бывающему в наше время. В наше время то же самое бывает в молитве находящей. Обычно молимся мы по молитвенникам или своим словом. Бывают при сем и чувства молитвенные, и воздыхания; но мы самодеятельно их возбуждаем в себе. И это есть молитва. Но бывает, что влечение к молитве само находит и заставляет молиться и не дает покоя, пока молитва не изольется вся. Это или то же есть, о чем говорит Апостол, или нечто похожее на то. Содержание таких молитв редко бывает определяемо каким-либо предметом; но всегда почти она дышит преданием себя в волю Божию, вверением себя водительству Бога, лучше нас знающего благопотребное для нас, и для внутреннего, и для внешнего нашего, и сильнее нас желающего того для нас, и готового все то дать и устроить нам, лишь бы только мы не упирали ногами. Все молитвы, от святых Отцов нам преданные, суть такого же происхождения, суть духодвижные и потому доселе так действенны» (Толкование на послание апостола Павла к Римлянам).
Понимание этого аспекта позволяет понять, почему далеко не все молитвы бывают услышаны, хотя Христос обещал исполнить все, чего ни попросим.