Некоторые советы духовному чаду. Часть 1

Некоторые советы духовному чаду
Часть 1: Духовник и духовный сын/дочь

О послушании духовнику
Древнее наставление предписывает духовнику раньше принятия исповеди побеседовать с пришедшим и узнать, «всем ли сердцем кается, и всею верою, и заповеди Господни хотети ли начнет прияти, и творити повеленное… радостным сердцем и веселым». С подобным вопросом обращается и сегодня пастырь к человеку, который просит священника стать его духовником.
Если духовное чадо не желало исполнять повеления духовника, не исправлялось, то духовник имел право от такого чада отказаться. Отсылая от себя нерадивца, духовник мог сказать ему: «да иди, человече, поищи себе отца по своему хотенью и по сердцу и такого потаковника, якоже хощеши; и оба зде насладитася своего хотенья: в будущем же веце чужа будета добрых детелей. Мы же… с чужими грехы не хочем погыбнути».

Христианский духовник – поистине отец своего духовного чада. (И само выражение отец, в применении к священнику, родилось из духовнической практики, из доверительных отношений священника и его пасомого.) В древнерусских чинах исповеди встречается выразительный символический обряд передачи грехов духовнику. Выслушав исповедь и прочитав молитвы над преклонившимся на землю духовным чадом, священник поднимал его, возлагал правую его руку себе на шею и говорил: «На моей вые (шее) согрешения твоя, чадо, и да не истяжет (накажет) тебя о сих Христос Бог, егда приидет во славе Своей на Суд страшный».

В одном епитимейнике 16-го века говорится: «Аще кто не имать отца духовнаго слушати, то удалися не токмо покаяния, но християньства чужь, и к иному не благословити и приношения от него не приматы, а пред смертию кровию уста его помазати; а сорокоустия по нем не пети, но на память ангела его». То есть человек, который не слушает духовника, практически отлучается от Церкви. Его не причащают даже перед смертью, лишь помажут Кровью Христовой уста, не служат по нем сорокоуста, и поминают на Литургии лишь раз в году, на день его Ангела.

И все же, как ни грустно об этом говорить, но бывает, что духовные чада поступают не так, как рекомендует духовник. В таком случае будем иметь мужество терпеливо и безропотно переносить все неприятности, в которые мы попадаем из-за непослушания духовнику. «Я так унываю, что у меня появились сомнения в Боге», – говорит человек, который из-за того, что постоянно нарушает слово духовника, попадает в неприятные ситуации… «При чем тут Бог? – говорю я ему. – Не вы ли сами нарушаете советы духовника и живете по своей воле?.. Достойно несите все, что сами для себя устроили».

…Девушка, считающая себя моей духовной дочерью, говорит, что познакомилась с молодым человеком, и тот, говоря слова о большой любви, настаивает на близости.
Я не благословляю.
Эта девушка на какое-то время пропадает, а потом появляется и говорит, что все-таки поступила по-своему и что сейчас она живет с этим человеком.
Я не отказываюсь от духовной дочери, но запрещаю ей причащаться. Говорю, что необходимо исправить ситуацию…
Девушка опять пропадает, потом звонит и говорит, что беременна. Через неделю звонит и, рыдая, говорит, что молодой человек её бросил. Появляется в храме, чтобы рассказать, какая жестокая жизнь и что у нее возникли серьезные сомнения в вере…

Если духовник монах…
Правом исповеди обладает любой законно рукоположенный священник – монах ли или женатый священник. Однако несомненно, что монах, который может научить глубокой молитве или рассказать о сладости постнических подвигов, может быть не совсем компетентным в мирских вопросах. Как строить отношения мужу и жене? Как воспитывать детей? Как совместить духовную жизнь с повседневной суетой, мирскими заботами, которыми обременен живущий в миру человек?..
Даже такой духоносный подвижник, как наш современник, схимонах Паисий Святогорец, признавался в своей некомпетентности относительно некоторых тем семейной жизни.

А как сочетается исповедь девушек и женщин монахом, то есть человеком, принявшим обеты безбрачной жизни и с этой стороны подвергающийся особым искушениям?
Все это было понято и церковным священноначалием. Псковские священники еще в начале 15-го века спрашивали митрополита Фотия, можно ли игуменам исповедать мирских женщин. Митрополит отвечал, что можно, но лишь по нужде, причем не всякому, но престарелому и духовному иноку: «А старцю духовному и во иночестве утверждену игумену человеку добродетельну, не отлучено и жены в покаянии держати».
Начиная с середины 17-го века церковная власть решительно разграничивает сферы духовного окормления. В ряде документов утверждается, что мирской священник должен исповедовать мирских людей, священноинок – монахов.
В 1642 году патриарх всея Руси Иосиф в своей книге «Поучение» пишет: «Заповедаем же священноинокам не принимать мирских людей – мужчин и женщин на исповедь, как и священные правила повелевают, только в случае нужды, например, в час смертный, если нет мирского иерея. Кроме этих случаев монах да не будет духовником мирских, особенно женщин, чтобы не соблазняться в мыслях, ибо диавол через женщин искушает монахов и епископов» (рус. пер.). В другом месте своей книги патриарх пишет: «Ведомо же буди и о сем: якоже священноинок мирских людей не приимает на исповедь, сице и мирской иерей да не приимает черниц на исповедь».
В грамоте следующего московского патриарха, Никона, данной архимандриту Нижегородского Благовещенского монастыря Герасиму, говорится: «А мирских людей мужеска полу и женска к себе в духовные дети не принимати и не исповедати; аще дерзнет мирских людей в духовные дети себе принимати, и он да не служит и священноиноческая не действует».

В 19-м веке опять появляется тенденция мирянам ездить за духовным окормлением в монастыри. Это произошло и потому, что появилась плеяда прекрасных духовных пастырей, старцев. Во многих монастырях, из которых более всего прославилась Оптина пустынь, существовала старческая традиция. Но даже и про это время святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «...в наше же время (середина 19-го века, века преп. Серафима Саровского, свт. Феофана Затворника, преп. Амвросия Оптинского и мн.др.) богодухновенных наставников нет». (Сочинения в 5 тт. СПб. 1905. Т. 1, С. 274.)

В 20-м веке, в годы богоборческого большевистского режима в России вопрос, у кого духовно окормляться, не стоял: роскошью была сама возможность общаться со священником, неважно, монахом он был или мирским. Но в последние 2 десятилетия, когда начала налаживаться церковная жизнь, стали открываться монастыри, в священный сан было посвящено множество людей, – возникли и новые проблемы.
Было бы нечестным с нашей стороны о таких проблемах не упомянуть.
«Мирянам – свет иноки. Инокам – свет Ангелы», – говорят многие люди и едут за духовническим окормлением или советом – в монастыри. Но не понимают того, что прежде, чем инок станет духоносным старцем, пройдут десятилетия. И то, далеко не все иноки станут старцами. А пока – долгие годы духовного подвига.
Мы, люди, посещающие монастыри, должны с пониманием и терпением относиться к тому, что там могут встретиться отнюдь не совершенные люди. И что полученный от монаха совет – не всегда истина высочайшей пробы и любой совет, тем более полученный от незнакомого пастыря, нужно поверять здравым смыслом и беседой со своим духовником.
Автору известны прекрасные пастыри из монахов, к которым он направляет для беседы знакомых христиан. Но известны и примеры псевдо-пастырства, когда монахи, не совсем разбираясь в мирских вопросах, вторгались на эту территорию и тем причиняли исповедующимся у них немало бед.

Как обрести духовника?
Мы уже говорили о том, что каждый христианин должен иметь духовника. В советское время, когда было мало приходов и мало духовенства, это могло быть проблемой. Сегодня это совершенно не проблема. Много храмов, много достойнейших священников.
Часто меня спрашивают: а как это можно сделать, как обрести духовника?
Два слова об этом.
Спешить в выборе духовника не стоит. Вот мы начали церковную жизнь. Посещаем регулярно храм. Исповедуемся, причащаемся. Но каждый раз попадаем на исповедь к разным священникам. И очень скоро начинаем понимать, что хорошо бы иметь священника, который будет знать обстоятельства нашей жизни, которому не нужно объяснять все заново. И с которым всегда можно посоветоваться, побеседовать.
Так мы подходим к очень правильному желанию – иметь духовного наставника.

Для начала, нужно остановить свой выбор на каком-нибудь священнике. Присмотритесь к разным священникам – как они общаются с людьми, как проповедуют, исповедуют. Насколько строг священник, и не окажутся ли для вас его требования неподъемными и невыносимыми… Если сердце лежит к одному из пастырей, не спешите проситься к нему в чада. Узнайте, когда этот батюшка совершает богослужения, походите в эти дни в храм. Более пристально присмотритесь к нему, пообщайтесь.
И после этого, если решение просить этого священника об окормлении непоколебимо, можно подойти к нему и просить его быть вашим духовным отцом.
Священник может и отказать вам по какой-нибудь причине, но это бывает редко. Чаще всего соглашается. И после этого он может назначить вам встречу в храме для подробной исповеди или рассказа о себе (первое серьезное знакомство), а может просто предложить вам приходить на исповедь именно к нему. Вариантов тут много, просто знайте, что у вас появился духовный наставник. Его мнение отныне является главным в духовных вопросах.
Когда у вас появился духовник, вы не должны допускать никакой самодеятельности в духовной жизни, не посоветовавшись с духовником, или принимать важные решения в жизни, не обсудив этого с духовником.
Даже советы старца, если вы попадете к такому во время паломничества, значат для вас меньше, чем слово духовника.

Да, не думаю, что имеет смысл «гоняться» за известными священниками и искать себе в духовники старцев. (О том, что старый священник – не всегда старец, говорил еще авва Исаия: «При выборе духовника не на того обращай внимание, кто уже в преклонных летах, но кто убелен ведением и опытностью духовной».)

В каждом городе есть свои известные духовники. Скажу по Петербургскому опыту: у нас в городе также было и есть несколько очень известных священников. Так вот, в реальности они настолько загружены приходской деятельностью, окормлением духовных чад, с которыми знакомы, может быть, уже по нескольку десятилетий, что, даже если и согласятся вас окормлять, не смогут этого делать в том объеме, который вам требуется. Один прихожанин, гордящийся тем, что он является духовным сыном о. В., недавно говорил мне, что поговорить наедине с батюшкой ему удается раз в году… несколько минут… Это неправильно.

Сейчас есть молодые и хорошие во всех отношениях священники, которые могут стать прекрасными духовными наставниками, а может быть, и друзьями, вашей семьи на долгие годы.

Ничего не скрывать…
Естественно, что духовное чадо не должно ничего скрывать от своего духовника. Как больной, желающий вылечиться, должен без утайки рассказывать врачу о течении своей болезни, так и христианин должен рассказывать духовнику о недугах своей души.
Об этом читаем замечательный пример в Киево-Печерском патерике. Случай этот произошел в самом начале существования монастыря, еще в начале 12-го века, и связан с именем долго подвизавшегося там преподобного Онисифора Прозорливца.
У отца Онисифора был духовный сын, монах этого же монастыря. Он напоказ постился, показывал себя, в подражание духовнику, целомудренным и воздержанным человеком, а втайне жил невоздержанно и греховно. Об этом не знал никто из братии, утаивал монах это и от своего духовного отца. Грешный инок скоропостижно умер, и тело его стало быстро разлагаться. Его погребли в пещере, как и других добрых иноков, но от великого смрада нельзя было пройти мимо. В иное время у тела слышались горькие вопли грешника. Онисифор недоумевал, что же произошло, пока во сне ему не явился основатель обители, преп. Антоний Печерский, который упрекал отца Онисифора за то, что тот похоронил в святом месте такого беззаконника. Тогда Онисифор стал молиться Господу и вопрошать Его: «Господи, для чего Ты скрыл от меня дела человека сего?» Ему явился Ангел, который передал Божий ответ: «На показание всем согрешающим и не кающимся было это, дабы, видя, покаялись».
В следующую ночь отцу Онисифору было видение и повеление – взяв из пещер труп нераскаявшегося грешника, бросить его в реку. Через день, когда отец Онисифор с игуменом монастыря Пименом собрались исполнить повеление, им явился преп. Антоний и сказал, что грешник помилован Богом.

Как часто приходить на исповедь?
Мы должны твердо запомнить, что такое духовничество, о котором мы читаем в патериках, в миру невозможно, да и не нужно. В пустыне, когда возле кельи подвижника-старца окормляются 2-3 монаха, возможна ежедневная исповедь, откровение помыслов авве. Но в миру священник общается с десятками духовных чад. И у самого священника семья, приходские и иные дела. Уделять час времени какому-нибудь человеку даже раз в неделю – очень тяжело.
Да и нужно ли?..
Правильнее будет приходить на серьезную исповедь-беседу к священнику раз в месяц. В случае особой нужды – чаще, но не делать из этого правило.
Вы подробно исповедуетесь, рассказываете о духовных свершениях и неудачах за прошедший месяц. Священник дает советы, своего рода духовное домашнее задание на следующий месяц.
Если что-то случилось экстренное, можно позвонить духовнику, встретиться в любое время.

Духовник для супругов…
Правильней всего, если муж и жена будут иметь одного духовника. Из древних источников мы узнаем, что духовник окормлял преимущественно не отдельных людей, но «покаяльные семьи», куда входили муж, жена, дети…
Это удобно во всех отношениях: духовник знает семейную ситуацию; соответственно, дает подходящие советы и наставления.
Нередка ситуация, когда муж окормляется у одного священника, жена – у другого. Бывает, что это приводит к печальным последствиям. Например, духовник жены – предписывает духовной дочери воздержание, невыносимое для супруга. Или благословляет на что-то, невозможное для мужа.
Много раз отчаявшиеся мужья со мною консультировались – что в таком случае делать, и я советовал мужу просто поговорить на эту тему с духовником жены.
Всех этих проблем легко избежать, если муж и жена вместе, вдумчиво, ответственно и не торопясь выберут себе одного духовника.

Можно ли иметь двух или трех духовников?
Мы привыкли к тому, что духовник у человека один. А как поступать в том случае, если христианин (или его духовник) по каким-либо обстоятельствам уезжает в другой город или страну?
Такая проблема существовала всегда, и христианская древность дала на нее ответ: христианин, в особых случаях, может иметь несколько духовников. Двух, в крайнем случае даже и трех.
Разрешение на это, в случае отъезда человека в другой город, должен дать его первый духовник. Там, по прибытии, человек должен сориентироваться и выбрать себе еще одного духовного наставника.
На Руси, где было принято в старости принимать монашеский постриг, а мы помним, что монаха должен был окормлять монах, у новопостриженного появлялся новый духовник из монахов.
Для человека высшим авторитетом является мнение того духовника, в окормлении которого он находится в данное время. Ездить то к одному, то к другому, то к третьему духовнику нельзя. Исследователь этого вопроса проф. С. Смирнов отмечает: «В каждый частный момент древнерусский христианин знал только одного действительного духовного отца… Исполняя христианский долг исповеди, он всегда мог указать своего настоящего духовника. В известных памятниках древнерусской литературы мы не встретили указаний на такие случаи, чтобы верующий, выбрав себе двух или трех духовников, по своему произволу исповедывался то у того, то у другого».

Ситуация, когда христианин и духовник разлучаются на длительное время и христианин остается без духовного окормления, – ненормальна.
Так же ненормально, если духовник умирает и его чада решают больше себе духовников не искать: «Все равно такого, как наш батюшка, – не найти».
Христианин, если позволяют обстоятельства, должен предпринимать попытки найти духовного руководителя и вверить себя его духовному окормлению.

Записанные грехи
Про одного петербургского иерея известно, что к людям, приходящим к нему на исповедь с записанными на бумаге грехами, он обращается со словами: «Ты что, Брежнев? Без бумажки не можешь?»
Но обычай записывать грехи – очень древний и благочестивый. В поучениях древнерусских духовников всем грамотным прихожанам советовалось писать «грехи на хартию» и с этой записью приходить на покаяние.
Когда я вижу, что человек записал грехи, для меня это знак, что человек ответственно подошел к подготовке к исповеди. Думал о своей жизни, осознал грехи, чтобы их не забыть, записал.

Несколько фотографий Пасхи-2011 из нашего собора. Хотя фотографии Пасхи не имеют прямого отношения к нашей теме, все же некоторое отношение имеют. Пасха Воскресение Христово. Пасха вместе с тем говорит и о воскресении нашей души. О воскресении в душе всего самого светлого, высокого.
Вот так же и Таинство Покаяния. Через него наша душа испытывает перерождение и обновление. Поистине покаяние
Пасха нашей души.
Пусть вместе с этими радостными и яркими фотографиями Пасхи, сделанными Дмитрием Заболоцким, в вашу душу войдет свет, радость и желание изменяться в лучшую сторону.


Утомилась...

пасха70.jpg

пасха71.jpg


Продолжение...

Комментарии

Спасибо за пост, очень информативно, и актуально для меня. Хотелось бы найти духовника, но как распознать молитвенность и глубину духовного опыта определенного священника - я не знаю, да и кто из начинающих воцерковляться это точно определить? Есть батюшка знакомый, который очень симпатичен как человек,многие его хвалят, по характеру - оптимистичный и активный, работает с молодежью больше, есть чувство юмора и образованность. Можно ли по таким параметрам выбирать духовника?
 
Очень важно и интересно. У меня само сложилось. Но сейчас читаю и понимаю, что Господь управил сам этот вопрос. Как-будто от меня ничего и не зависело. Все, как по- писаному.
 
Алёнушка написал(а):
Спасибо за пост, очень информативно, и актуально для меня. Хотелось бы найти духовника, но как распознать молитвенность и глубину духовного опыта определенного священника - я не знаю, да и кто из начинающих воцерковляться это точно определить? Есть батюшка знакомый, который очень симпатичен как человек,многие его хвалят, по характеру - оптимистичный и активный, работает с молодежью больше, есть чувство юмора и образованность. Можно ли по таким параметрам выбирать духовника?

Можно начать с того, что ходить на службы, которые совершает этот священник, исповедоваться у него. Проситься в духовные чада спешить не надо. Через год Вы сможете принять решение. Либо навсегда остаетесь духовной дочерью этого священника, либо будете искать еще.
 
Спасибо, о. Константин. Возник вопрос. Может ли быть духовным отцом священник, служащий не в том храме, где христианин еженедельно исповедуется и причащается? И к которому можно было бы, например, раз в месяц приезжать для подробной исповеди и духовной беседы?
 
К.Елена написал(а):
Спасибо, о. Константин. Возник вопрос. Может ли быть духовным отцом священник, служащий не в том храме, где христианин еженедельно исповедуется и причащается? И к которому можно было бы, например, раз в месяц приезжать для подробной исповеди и духовной беседы?

Конечно, можно.
 
"Естественно, что духовное чадо не должно ничего скрывать от своего духовника. Как больной, желающий вылечиться, должен без утайки рассказывать врачу о течении своей болезни, так и христианин должен рассказывать духовнику о недугах своей души."

А как быть если испытываешь к духовнику сильную личную привязанность (страсть). Такое иногда бывает у женщин. Мне видятся три варианта поведения:
1. рассказать без утайки об этом самому духовнику (но это может его смутить);
2. искать другого духовника;
3. не рассказывать и не искать другого, а попытаться самостоятельно этот грех преодолеть (м.б. с помощью психолога). Этот вариант кажется мне наиболее приемлемым, но и самым долгим.

И еще один вопрос: если незадолго до причастия человек исповедовался духовнику, следует ли ему в день причастия вставать в очередь на исповедь, чтобы сообщить другому священнику, что он недавно исповедовался, и получить благословение к причастию?

Спасибо, Батюшка, за то, что не перестаете разъяснять эту всегда актуальную тему.
Анна
 
Спасибо,о.Константин.Для меня очень насущная проблема.Вот уже 6 лет присматриваюсь к священникам,служащим в моем городе.С двумя наша семья общалась близко.На сегодняшний день понимаю,что появился страх общения со священниками,т.к. их советы принесли скорее проблемы,чем помощь.В другие города ехать искать духовника?Да разве можно узнать человека за короткое время? Кроме того,проводя каждый вечер на данном сайте и читая Ваши статьи,понимаю,что Ваше виденье Веры очень близко мне.Благодаря Вашему труду,я чувствую,как начинаю обретать твердое основание после жуткого хаоса в душе.Можно сказать,что сейчас идет процесс духовного рождения меня Вами.Это еще больше усложняет процесс поиска духовника,так как придется искать священника с такими взглядами как у Вас,чтобы не было новой ломки души и психики.Это дело совсем безнадежное.А может и искать не надо?Может просто молиться Господу и он все управит? Благодарю Вас за Ваше служение,терпение и любовь.Раба Божия Елена.
 
о.Константин вот Вы пишите, что духовное чадо должно выполнять повеление своего
духовного отца, в противном случае духовник вправе отказаться от непослушного
чада. Как же так? Бог дал нам свободу выбора, а духовник хочет повелевать нами?
Я читал у святых отцов и многие современные батюшки говорят, что если духовник
требует подчинения себе, то бежать от него надо как можно быстрее и дальше.
Священники, будь они просто духовниками или духовными отцами, могут довать только
советы, основываясь на мнении святых отцов, а пасомые могут принять этот совет или
отвергнуть.
"Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и
богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, -
И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы."
( 1е-Петра. 5. 1-4)
 
Незарегистрированный написал(а):
Спасибо,о.Константин.Для меня очень насущная проблема.Вот уже 6 лет присматриваюсь к священникам,служащим в моем городе.С двумя наша семья общалась близко.На сегодняшний день понимаю,что появился страх общения со священниками,т.к. их советы принесли скорее проблемы,чем помощь.В другие города ехать искать духовника?Да разве можно узнать человека за короткое время? Кроме того,проводя каждый вечер на данном сайте и читая Ваши статьи,понимаю,что Ваше виденье Веры очень близко мне.Благодаря Вашему труду,я чувствую,как начинаю обретать твердое основание после жуткого хаоса в душе.Можно сказать,что сейчас идет процесс духовного рождения меня Вами.Это еще больше усложняет процесс поиска духовника,так как придется искать священника с такими взглядами как у Вас,чтобы не было новой ломки души и психики.Это дело совсем безнадежное.А может и искать не надо?Может просто молиться Господу и он все управит? Благодарю Вас за Ваше служение,терпение и любовь.Раба Божия Елена.

Безусловно, дорогая Елена, надо молиться и Он все управит. На самом деле управит.
Если нет такого священника, который станет другом и наставником Вашей семьи, то назидайтесь святыми отцами, православными публикациями на достойных сайтах. Сегодня много таких возможностей получить "дистанционное" духовное окормление.
А в храмах, если не можете получить там духовного окормления, участвуйте в Таинствах, приобщайтесь благодати Божией.
 
Незарегистрированный написал(а):
о.Константин вот Вы пишите, что духовное чадо должно выполнять повеление своего
духовного отца, в противном случае духовник вправе отказаться от непослушного
чада. Как же так? Бог дал нам свободу выбора, а духовник хочет повелевать нами?
Я читал у святых отцов и многие современные батюшки говорят, что если духовник
требует подчинения себе, то бежать от него надо как можно быстрее и дальше.
Священники, будь они просто духовниками или духовными отцами, могут довать только
советы, основываясь на мнении святых отцов, а пасомые могут принять этот совет или
отвергнуть.
"Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и
богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, -
И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы."
( 1е-Петра. 5. 1-4)

Под послушанием я имею в виду послушание в духовной жизни. Согласитесь, будет странно, если Вы как духовник будете давать послушание, а человек будет поступать иначе. Вы говорите, что надо начинать поститься, человек не будет поститься, Вы скажете, что благословляете человека причащаться, а он не будет причащаться. Вы скажете, что нужно жить с семьей и воспитывать детей, а он уйдет из семьи, будет сожительствовать с женщиной, забудет о детях.
Вопрос: зачем нужен такой духовный сын?
Я так много писал о том, что такое истинное послушание духовнику, что не хочу опять повторяться. Послушание духовному наставнику и рабство, подчинение чужой воле - разные вещи.
 
Благодарю,о Константин.Рада услышать Ваш ответ.Год назад,когда у меня были духовные проблемы,а помочь было некому,я стала молиться Господу,чтобы послал мне человека,который бы мне помог.И войдя в инет сразу попала на Ваш сайт и как раз на нужную мне тему.С тех пор стала спрашивать Бога и Он незамедлительно объяснял мне через Святых отцов,данный сайт...И я поняла,что если возникает проблема в духовной жизни,то Господь в ближайшее время поможет.НО смутила Ваша фраза,что каждый христианин должен иметь духовника.Хотя есть моменты,когда посоветоваться хочется,чтобы укрепиться в правильности своего решения и была сила для борьбы.Спасибо Вам огромное.Храни Вас Господь.Елена.
 
А я из тех кому отказали. После 7 лет выбора, а если честно определилась сразу - к кому на первую исповедь попала , того и Бог послал. Просто очень я неуверенная вот и присматривалась так долго , да и себя проверяла насколько вера сильна, а когда попросила о духовном наставничестве, то батюшка сказал, что он не достоин. Живем дальше, хожу в храм, причащаюсь, читаю, а вот смогу ли я еще раз повторить свою попытку, очень сомневаюсь. Остался страх услышать отказ еще раз.:)
 
Галина Павлова написал(а):
А я из тех кому отказали. После 7 лет выбора, а если честно определилась сразу - к кому на первую исповедь попала , того и Бог послал. Просто очень я неуверенная вот и присматривалась так долго , да и себя проверяла насколько вера сильна, а когда попросила о духовном наставничестве, то батюшка сказал, что он не достоин. Живем дальше, хожу в храм, причащаюсь, читаю, а вот смогу ли я еще раз повторить свою попытку, очень сомневаюсь. Остался страх услышать отказ еще раз.:)

Священник, вообще-то, не обязан всегда соглашаться. Это его право. Но что мешает Вам считать его духовным наставником, если Вы к нему можете ходить на исповедь? Или он не допускает у него исповедоваться?
Если не препятствует исповедоваться, то нет ничего страшного. Исповедуйтесь, советуйтесь по важным вопросам и считайте его своим духовным наставником.
 
а зачем теперь думаю мне дух. отец, как то не складывается у меня ни с кем отношения...
Это молодёжи нужно, а возростным -в 50 и более... тем более когда живешь один, ни семьи Бог не дал, ни детей, в храм ходишь и Слава Богу.
 
На самом деле никакой возможности пообщаться наедине с представителями Бога на земле нет никакой возможности все время они на службе и заняты! так и умру во грехах! нет краткой лаконичной информации как это сделать!
 
Незарегистрированный написал(а):
На самом деле никакой возможности пообщаться наедине с представителями Бога на земле нет никакой возможности все время они на службе и заняты! так и умру во грехах! нет краткой лаконичной информации как это сделать!

Мне кажется, проблема выдумана. Откуда Вы? Из маленького городка? Даже и там есть храм и есть священник. Можно пойти на службу, а после нее пообщаться. Если у Вас в городе такой возможности нет, то приезжайте в более крупный город. Там несколько храмов и больше священников. А если Вы недалеко от СПб, то приходите к нам в собор, уделю Вам время и пообщаемся.
Ваш...
 
Сверху