Утешение для родственников самоубийцы...

Утешение для родственников самоубийцы...

Дорогие друзья. Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.

Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:

Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.

Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…

В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».

Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.

И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки.

Теперь, если, не дай Бог, у кого-то возникнет нужда помянуть своего близкого, самовольно ушедшего из жизни, этому человеку не откажут. Не имеют права. Священный Синод принял к обязательному употреблению в Русской Православной Церкви этот чин.
Чин этот есть в храмах, у священников, а я хочу вас познакомить с интересным очерком на эту тему:

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц

iаа.jpg

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала грех самоубийства как грех в собственном смысле слова к смерти (1 Ин. 5:16), так как совершивший подобный грех не имеет уже возможности принести покаяния в нем.

Трудно сказать, насколько распространен он был в первые века христианства. Во всяком случае уже в IV веке святитель Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возможности поминовения тех, кто сознательно лишил себя жизни, однозначно воспрещает церковную молитву о них. Позднее его ответ вошел в канонический корпус правил Вселенской Церкви как 14-е правило святителя Тимофея Александрийского. Руководствуясь им, Церковь на протяжении столетий вплоть до наших дней отказывала и отказывает самоубийцам в отпевании и поминовении, делая исключение только для лишивших себя жизни «во исступлении ума».

В то же время нельзя не признать, что по мере расцерковления общества проблема самоубийств становилась все более трагически значимой для Церкви.

Еще в начале XX века владыка Никон (Рождественский) писал в своем дневнике: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».

Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальную богослужебную комиссию составить молитвенный чин, который священник мог бы совершать для утешения тех, родственники или близкие которых самовольно ушли из жизни.

Руководствуясь резолюцией Святейшего Патриарха, комиссия составила чинопоследование, в основу которого положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (ср. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви.

Поскольку приведенное выше правило святителя Тимофея Александрийского запрещает молиться о самоубийцах в храме, обычная ектения в чинопоследовании заменена антифоном, состоящим из псаломских стихов, припевом к которым служит принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу кондак Великого четвертка, выражающий упование на непостижимое человеческому разуму милосердие Божие.

Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».

Комментарии

Суицид трудно представить без расстройства психики:стресса тяжелейшего, депрессии и т.д. Будет утешение и родным и тому человеку, который совершил самоубийство.
 
Правильно ли я понимаю, что это не столько молитва за самоубийцу, сколько молитва о нас и для нас, его родных, ради нашего покаяния и утешения?

И если так, то, получается, на посмертную участь усопшего она не должна повлиять...
 
"И если так, то, получается, на посмертную участь усопшего она не должна повлиять..."

Точно мы не знаем. Бог знает. Но, думаю, это утешит родственников и друзей самоубийцы - уже немало. Во-вторых - появилась единая для всей Русской Православной Церкви точка зрения на этот актуальный, увы, вопрос...И, думаю, большое количество молитвы, за всех живых и усопших, поможет уменьшить количество самоубийств.
 
Виктория Голубкова написал(а):
Правильно ли я понимаю, что это не столько молитва за самоубийцу, сколько молитва о нас и для нас, его родных, ради нашего покаяния и утешения?

И если так, то, получается, на посмертную участь усопшего она не должна повлиять...

Дорогая Виктория.
Вы верно подметили, что темы этого молитвенного последования смещены в сторону молений «о нас и за нас». Но надо сказать, что и тема посмертной судьбы самоубийцы не обойдена молчанием. В этом последовании мы находим постоянные воззвания к милости Божией, Его всепокрывающей Любви… Вот, например, один из тропарей:
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
А это трогательное моление к Божией Матери: «Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся». Явно, что в первую очередь, это молитвы к милосердию Божию в отношении самоубийцы.

Хотя чинопоследование совершенно соответствует православному критерию – не поминать самоубийцу церковно (в молитве этого чинопоследования про самоубийцу не упоминается), тем не менее, мне кажется, авторы все же сумели пройти между Сциллой и Харибдой. Сциллой канонических предписаний и Харибдой христианской любви и милосердия даже к самым заблудшим.

Каким образом им это удалось? Они объединили самоубийцу и его сродников воедино. Все несут ответственность. Первый - несчастный самоубийца - тем, что самовольным уходом из жизни бросил вызов Богу; вторые - его сродники - тем, что не оказались рядом, не помогли, не обратили внимание на то, что человеку плохо.
Все нуждаются в милосердии Божием. И все объединяются воедино словами молитв.

А насчет вопроса: повлияет ли такое моление на посмертную судьбу самоубийцы?.. Один Бог это знает. Но то, что люди пришли и молились о любимом человеке, разве может быть отвержено Богом, или проигнорировано?.. Не потому молились, что так предписано (как после смерти Л.И. Брежнева по всем храмам был разослан циркуляр поминать новопреставленного р.Б. Леонида), а потому, что любят, что страдают от приключившейся беды и считают эту беду общей (и почившего, и своей).

А то, что люди действительно страдают от произошедшей трагедии, – факт. И это приводит к странным (мягко говоря) поступкам. Вы не поверите, но достаточно часто в храм приходят люди, которые каются в том, что обманным путем добились разрешения отпевания самоубийцы. Например, в прошении, поданном на имя епископа, написали, что наложивший на себя руки был «не в себе», или «в психическом расстройстве». Им так хотелось, чтобы о любимом человеке молились в церкви, что они пошли даже на это. И лишь спустя время (часто – годы) спохватываются: что они наделали? И вот приходят и спрашивают: «Что нам теперь делать? Все эти годы мы, отпев, поминали его на богослужении как обычного христианина. Но если честно, то тогда мы соврали. А теперь что же делать?.. Перестать за него молиться в церкви?»
Как бы Вы ответили на этот вопрос? Вопрос на самом деле сложный и деликатный…

Спасибо Вам за умный и грамотно поставленный вопрос.

С любовью прот. К.
 
Самоубийцам можно помочь раздачей милостыни и домашней молитвой. Получать разрешение на отпевание через обман просто глупо. Ну епископа можно обмануть. А Бога?
 
В тот же день,как отец Константин разместил эту страницу,зашел разговор в некоем чате о вере и Церкви. И одна женщина написала,что не ходит в храм,потому что:-и называет ряд стандартных причин,к коим присовокупляет:"они маму отказались отпевать". И,хотя было ясно в чем тут дело,я все же решил утонить-"почему отказались". Получив подтверждение-"она самоубийца",я ей пишу:"хотите хорошую новость?"
Сообщил ей о утвержденном недавно чине,и дерзнул намекнуть,что никогда не поздно прибегнуть.
Но она заявила,что теперь ей это не нужно. Слова эти меня поразили,и в сердцах я ей написал,что нечего тогда на Церковь гнать,потому что Церковь сделала все,а отказалась она-эта женщина.
Неужели обида сильнее радения об упокое душ сродников? Досадно
 
Спасибо за ответ, батюшка! Моей семьи этот вопрос касается напрямую, поэтому для меня важно знать, как можно помочь душе, совершившей самоубийство...
 
Разве это не обновление канонов?

Человекоугодием можно всё что угодно оправдать...
Давайте введём, например,
"чин утешения сродников в однополый брак вступивших"...


Это ведь ересь. Обновленчество.
 
Незарегистрированный написал(а):
Разве это не обновление канонов?

Человекоугодием можно всё что угодно оправдать...
Давайте введём, например,
"чин утешения сродников в однополый брак вступивших"...


Это ведь ересь. Обновленчество.

В чем ересь? Вы внимательно читали статью? Речь идет о молитвенном утешении родственников самоубийц, а не об отпевании самих самоубийц.

Кстати, можно создать и чин утешения для родственников людей, вступивших в однополый брак:) Собственно, мы и так служим молебны для людей, у которых с их детьми - внуками приключилась такая беда. У одной нашей прихожанки сын - гей и живет с другим мужчиной. Мама заказывает молебны о вразумлении своего великовозрастного чада. Что, нам теперь отказать этой женщине в молитве?

Отметьте, вся Православная Церковь мира (греки, грузины, сербы и проч.) позитивно приняла это чинопоследование. Один Вы - против. Вы лучше всех знаете, как и за кого молиться?
 
Отец Константин, посоветуйте.
Более года назад читала эту статью и не ведала, что столкнусь с такой проблемой на практике.
Двоюродный брат 35-лет застрелился на прошлой неделе. Милый, добродушный, вроде бы хороший семьянин, работал в полиции, жена, сын 10-лет (правда болен диабетом), и вдруг такое горе. Страшно родителям пережить своих детей, но когда еще и так…
Причины поступка брата никому не понятны, кажется, что не было оснований. Депрессии у него не наблюдалось, планы на будущее строил, а в последний день как отрезало – написал записку, что всех любит, но сам жить уже не может, взял табельное оружие и все кончено.
С детства он был крещен, церковь не хулил, но был там «захожанином». Семья моего застрелившегося брата невоцерковленная.
Ранее, читая Евангелие, я плохо понимала это место:
Мф.8:21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Мф.8:22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
И вот теперь это предстало перед моими глазами. Я хотела подарить свой псалтырь матери погибшего брата, но ее глаза (они смотрели, но не видели) остановили меня. Единственное, что я смогла объяснить родственникам – необходимость творить милостыню. Но его родственники сейчас сами как инвалиды – глухие и слепые до слова Божьего.
Приглашенный священник отслужил в день похорон новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц.
Скажите, отец Константин, это чинопоследование можно читать только один раз над гробом или возможно приглашать священника на кладбище в дни помин?
Мне так хотелось бы помочь душе брата, его детство проходило частично на моих глазах. Во многом причина таких трагедий, это моё личное мнение, жизнь без Бога, когда вера потеряна еще в предыдущих поколениях. Я сама когда-то, до воцерковления, была близка к такой трагедии, т.к. была неверующей. Бог миловал.
Светлана, 46 лет, Смоленск
 
песок впадина с водой
маленький ребенок играет
старательно выговаривает слова сосредоточен
что тебе надо малыш
папа занят
маленький мальчик
гуляет во дворе
смотрит на мир
папа занят
сбивает машина
реанимация
папа занят
песок впадина с водой
подросток бунтарь
что тебе надо сын
кидая камешки в воду
ничего отец
юноша взросление
первая любовь
папа занят
очень молодой мужчина
свой сын
папа занят
23 года беды несчастья
папа не знал
а он ни о чем и не просил
ушел сам
стою возле его могилы
прости СЫН
 
Взыщи, Господи, душу новопреставленного (раба Твоего - крещен?) Иоанна и, аще возможно, помилуй... И даруй утешение отцу его, рабу Твоему Андрею, и матери его, имя ее Ты, Господи, веси!

О троих таких же вот... я молюсь много лет, Ванечка будет четвертым.
 
andry196 написал(а):
Ванечка , Иван
29.01.1989 - 06.02.2012 . (23 года)
прости Сын

Дорогой Андрей. Напишите мне в личную почту, может быть, я смогу Вам сказать нужные слова?.. Адрес: kp@azbyka.ru
И еще. Будем молиться за Ваню.
Сил Вам и утешения от Господа. А Ваню Господь да помилует и да примет в Свои объятия. Из не очень умелых, но любящих отцовских рук в умелые и любящие!..
 
Незарегистрированный написал(а):
Подскажите пожалуйста - это многоразовый или одноразовый чин??? и какое минимальное пожертвование в храм за этот чин??? Спасибо!!!

Пожертвовование - сколько от всего сердца дадите, здесь прейскуранты неуместны. А совершать такой чин можно неоднократно. Например, в годовщину памяти. Это своего рода панихида. И петь ее можно сколько угодно раз.
 
Светлана_см написал(а):
Отец Константин, посоветуйте.
Более года назад читала эту статью и не ведала, что столкнусь с такой проблемой на практике.
Двоюродный брат 35-лет застрелился на прошлой неделе. Милый, добродушный, вроде бы хороший семьянин, работал в полиции, жена, сын 10-лет (правда болен диабетом), и вдруг такое горе. Страшно родителям пережить своих детей, но когда еще и так…
Причины поступка брата никому не понятны, кажется, что не было оснований. Депрессии у него не наблюдалось, планы на будущее строил, а в последний день как отрезало – написал записку, что всех любит, но сам жить уже не может, взял табельное оружие и все кончено.
С детства он был крещен, церковь не хулил, но был там «захожанином». Семья моего застрелившегося брата невоцерковленная.
Ранее, читая Евангелие, я плохо понимала это место:
Мф.8:21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Мф.8:22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
И вот теперь это предстало перед моими глазами. Я хотела подарить свой псалтырь матери погибшего брата, но ее глаза (они смотрели, но не видели) остановили меня. Единственное, что я смогла объяснить родственникам – необходимость творить милостыню. Но его родственники сейчас сами как инвалиды – глухие и слепые до слова Божьего.
Приглашенный священник отслужил в день похорон новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц.
Скажите, отец Константин, это чинопоследование можно читать только один раз над гробом или возможно приглашать священника на кладбище в дни помин?
Мне так хотелось бы помочь душе брата, его детство проходило частично на моих глазах. Во многом причина таких трагедий, это моё личное мнение, жизнь без Бога, когда вера потеряна еще в предыдущих поколениях. Я сама когда-то, до воцерковления, была близка к такой трагедии, т.к. была неверующей. Бог миловал.
Светлана, 46 лет, Смоленск

Как много горя вокруг нас... Подскажите родственникам брата мой мейл, может быть, захотят лично написать и что-то спросить? Или я могу дать свой телефон, чтобы они позвонили и мы пообщались. Главное в такой ситуации не дайте им почувствовать себя одиноко. Слова утешения тут неуместны, просто побудьте рядом, не дайте им ощущать брошенность, одиночество.
Надо продолжать жить. Вкладывать любовь в близких и окружающих, творить добро. Жить предчувствием той, вечной, жизни, которая наступит и куда раньше срока отправился любимый человек.
Не выдержал, сломался. Почему? Бог весть. Но если мы, своим слабым умом и мелкой душою можем понять и простить, то будем надеяться, что и Отец Небесный, Великодушный и Милостивый, простит его.
 
Сверху