Фундаментальный труд свт. Димитрия Ростовского «Жития святых» («Четьи-Минеи») представляет собой обширный сборник агиографических текстов, организованный по месяцам и дням церковного календаря, охватывающий жития православных святых, мучеников, преподобных, святителей и других угодников Божиих. Месяцеслов Четьих-Миней стал общепринятым в Русской Православной Церкви, составляя и сейчас основную часть наших церковных календарей.
Работа над сочинением велась более 20 лет (1684-1705).
В 12 томах (на каждый месяц года) автор систематизировал и переработал материалы из греческих, латинских, польских и церковнославянских источников: свод «Acta sanctorum» болландистов, «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия, житие прп. Симеона Метафраста, сочинение Петра Скарги «Żywoty świętych», Успенский список Великих Миней-Четьих, Киево-Печерский патерик и др.
Сочинение содержит 765 статей, не считая памятей (краткие, часто в одну фразу заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи): жития святых, Слова на большие праздники (всего 22), синаксари на Господские, Богородичные и иные праздники, отдельные исторические рассуждения, 2 статьи посвящены вопросам календаря (март).
По времени и месту подвижничества святых – жития разделяются на четыре группы: жизнь и подвиги ветхозаветных (24 жития), общехристианских (571 житие), русских (65 житий), югославянских (4 жития). Каждое житие включает биографические сведения, описания чудес и подвигов веры, нравственные поучения (темы веры, покаяния, благочестия, борьбы с грехом, любви к ближнему, стремления к святости, ожидания Страшного суда).
Для каждой статьи святитель использовал несколько источников, стараясь собрать как можно больше сведений, которые соединял в одно целое и добавлял собственные переложения. В сборнике также содержатся элементы научно-справочного аппарата: ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых, справки, переходящие в исследования.
Язык Четьих-Миней не сухой и академичный, а живой, красочный, обращенный к сердцу читателя. Святитель использует яркие образы и метафоры, взятые из Священного Писания, природы или повседневной жизни. Например, мученик сравнивается с воином, одерживающим победу в бою, или с земледельцем, собирающим урожай. Жития изобилуют диалогами между мучениками и их гонителями, между святыми и Богом. Это оживляет повествование и помогает читателю «услышать» героев.
Святитель Димитрий ставит своей целью не только рассказать, но и убедить читателя в истинности веры и необходимости подражания святым. Так, речи мучеников становятся богословскими трактатами в миниатюре. В них святые доказывают бессмысленность идолопоклонства, истинность единобожия и божественность Христа.
Автор показывает внутренний мир героев: их борьбу со страхом, сомнениями, молитвенную готовность и конечную решимость. Описание этой внутренней борьбы делает святых близкими и понятными людьми, а их победу – достойной подражания.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского оказали огромное влияние на духовную, культурную и литературную жизнь русского народа. Они были основным источником для ежедневного чтения в храмах, монастырях и домах, формируя религиозное сознание народа. В Синодальной России они использовались в школах и семинариях, формируя национальное самосознание на основе христианских идеалов.
В публикации представлена дореволюционная переработка труда на русский язык, выполненная под редакцией В.О. Ключевского в 1904-1911 гг.
Память святой мученицы Евфрасии
Память 19 января
Святая дева Евфрасия происходила из города Никомидии754 и жила в царствование императора Максимиана755. Она была знатного рода, прекрасна собою, благочестива и служила Христу как верная его раба. Во время гонения на христиан святая Евфрасия была схвачена идолопоклонниками и принуждаема принести жертву бесам. Когда она отказалась повиноваться, то ее стали жестоко бить; но она мужественно претерпела побои. После мучений святую Евфрасию отдали для осквернения одному варвару, который, взяв ее, привел в свой дом. Святая непрестанно молилась Пречистому Жениху своему Христу Господу, дабы Он сохранил ее невредимою. И вот, когда нечестивый варвар привел святую в спальную комнату, Евфрасия стала просить его, чтобы он подождал недолгое время, обещая дать ему некоторое чудодейственное растение.
– Если ты всегда будешь носить при себе это растение, – говорила она, – то никакое неприятельское орудие не коснется тебя.
Святая говорила так, представляя себя как бы волшебницей.
Но варвар сказал ей:
– Ты после дашь мне это растение.
Мудрая дева отвечала:
– Растение это не может быть взято руками женщины, но только непричастная браку дева может взять его. Если оно будет взято не девою, то оно не будет имеет никакой силы.
Тогда варвар согласился не трогать Евфрасию, пока она не сорвет ему названного растения. Придя в сад и найдя там какое-то растение, святая забрала его и показала варвару. Последний спросил ее:
– Как я узнаю, правда ли то, что ты говоришь мне?
– В ответ на это святая Евфрасия положила сорванное растение на свою шею и сказала ему:
– Возьми острый меч, замахнись обеими руками и ударь меня по шее насколько можешь сильно, и тогда ты увидишь, что твой меч нисколько не повредит мне.
Варвар, поверив словам святой, взял меч и, замахнувшись, весьма сильно ударил и отсек честную главу святой Евфрасии, и она упала мертвой756. Увидав, что он осмеян святою, варвар стал скрежетать своими зубами. Мудрая же дева отошла неоскверненною к своему Жениху – Христу, оставив нам образец сохранения целомудрия, ибо она предпочла лучше умереть, чем погубить свое девство.
* * *
Примечания
Никомидия – цветущий населенный город в области Вифинии, на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии.
Максимиан Галерий, зять и соправитель императора Диоклетиана (284–305 г.), и после император восточной половины Римской империи (с 305–311 г.).
Кончина мученицы Евфрасии последовала в 303 году.
