Источник

29-е

Св. мучеников Марка епископа, Кирилла диакона и многих других

О Марке, епископе города Аретузы в Сирии, говорит Григорий Богослов (в первом слове на Юлиана), что «при императоре Констанции, по данной тогда христианам власти, он разрушил одно демонское жилище· и многих от языческого заблуждения обратил на путь спасения не менее своей светоносной жизнью, как и силой слова. За это жители Аретузы, приверженные к почитанию демонов, негодовали на него. И когда дела христиан поколебались, а язычество начало воздыматься при Юлиане Отступнике, то Марк, видя против себя движение толпы, сначала решается бежать, не столько по малодушию, сколько последуя заповеди, которая повелевает бегать из города в город (Мф.10:23) и уклоняться от гонителей; но узнавши, что многих за него влекут и гонят, не захотел жизнью других искупать свою безопасность, возвратился из бегства и выдал себя народу – делать с ним что хотят. С него потребовали или построить вновь разрушенное капище, или заплатить положенную ими высокую цену за него; и когда он отказал, то подвергли самым неистовым пыткам: влекли его по улицам, сталкивали в нечистые ямы, волочили за волосы, не оставили ни одной части тела, над которою бы не наругались. Язычники, наконец, сбавили цену до самого малого количества и вынуждали уплаты, применяя самые изысканные пытки: уши резали нитками, облитого мёдом выставляли на зной и снедение осам и пчёлам. Но святой старец, не о деньгах помышляя, а о святой вере ревнуя, мужественно терпел пытки». И видя твёрдость дивного старца, говорит историк (Феодорит III, 6), Арефузяне умилились и пустили его свободным; затем от него же поучались и были все христианами. Скончался мирно в глубокой старости.

Кирилл был диаконом Илиопольской Церкви в Финикии, где сокрушил много идолов при Константине Великом; а в царствование Юлиана язычники умертвили его и мёртвому разрезавши живот в ярости кусали зубами. Тогда в Газе и Аскалоне много мучеников обоего пола умерло среди мук; изуверы рассекали на части тела их, пожирали сырые печени их, а другие посыпали внутренности ячменём и отдавали на съедение свиньям.

Преподобного Иоанна пустынника, в студенце пожившего

Будучи ещё отроком, Иоанн вместе с матерью своею, христианкой Иулианией и сестрой Фимистией, во время гонения на христиан, бывшего в IV-м веке, скрывался в Кивистре в Малой Армении. В это время благочестивая Иулиания всю душу свою полагала на дело воспитания детей своих в христианском разуме. Она тщательно поучала их закону Божию и постоянно беседовала с ними об Иисусе Христе и о святых Божиих. Из тайного убежища их Иоанн уходил иногда молиться в киновию. Здесь встретился он однажды с одним Боголюбивым человеком, который посоветовал ему поселиться на одной уединённой горе, вероятно, имея в виду для мальчика и более верное убежище от мучителей и вместе с тем – избавление от мирских людей, которые могли бы совратить с пути молодую, неопытную, не укрепившуюся его душу...

Иоанн сообщил этот совет своей матери, попросил её помолиться, чтобы Бог помог ему исполнить его... Мать отпустила сына, надеясь, что он скоро возвратится. Иоанн же, поцеловав мать и сестру, ушёл в пустыню, где, встретив отшельника, по имени Фармуфия (пам. 11 апр.), поселился близ него в глубоко-вырытом пустом колодце и стал там жить, питаясь тем, что доставлял ему Фармуфий.

Десять лет прожил Иоанн в этом колодце... Неизобразима та жизнь, которою жилось тут отроку – истинно в сообществе ангелов, охранявших его, и которым он был подобен... Слава Божия совершалась в таком образе жизни человеческого создания.

Дивная борьба между отроческой беспомощностью и той силой, которая кроется в глубине человеческого духа – даже в душе отрока, не достигшего полного разума – совершалась перед очами Единого Всевидящего... Дивное провидение Божие вело и охраняло эту молодую, всецело вверившуюся Ему душу – и сила духа восторжествовала над слабостью телесного естества.

Нередко страх и одиночество должны были угнетать молодую душу; нередко образы плачущих матери и сестры манили к себе отрока. Но он отступал перед ними, удерживаемый другим образом, образом Бога, населившим его уединение, образом Бога, присущим непорочной душе...

Дитя благочестивой матери, перелившей в него свою Боголюбивую душу, Иоанн соделался благодатным сосудом молитвы и стремления к единому Богу, предвосхитивших для него Царствие Небесное прежде конца земной жизни.

«Слава Тебе, Владыко, что любящих Тебя Ты Сам знаешь и соделываешь их причастниками Небесного Твоего Царствия!» воскликнул некто Хрисихий, бывший инок, но с давних лет обитатель пустыни, которому Господь привёл обрести и узнать короткую, но полную беспредельного содержания повесть юноши, пожившего и скончавшегося в подземном колодце, – и который передал рассказ о нём, чтобы он был записан для памяти людей во славу Господа, дивного во святых Своих.

† Память о преподобных Ионе и Марке Псково-печерских

Преподобный Иона, в мире Иоанн, был священником в г. Юрьеве (Дерпте), куда прислан был из Москвы. По последнему обстоятельству Псковичи называли его шестником (переселенцем). В Юрьеве прожил он два года с половиною, усердно исправляя дела звания своего для Русских, населявших Русский конец Дерпта. – Немцы, тогда усердные слуги папы, стали принуждать его и его детей к унии. Благочестивый пастырь терпел разные оскорбления, но в 1470 г. он вынужден был удалиться в Псков вместе с супругой и детьми. – Узнав здесь, что товарищ его, блаженный Исидор, мужественно претерпел страдальческую смерть за святую веру, он решился на страдания пустынной жизни. – Дошло до него сведение, что на границе Лифляндии, на реке Камянке, есть природная пещера; он пошёл, осмотрел её и полюбил уединённую местность, тем более, что здесь надеялся он иметь сношения и с гонимыми чадами православия. – Взяв супругу и детей из Пскова и поместив их у владельца земли, где была пещера, сам начал копать в горе за пещерой место для храма Божия. Вскоре супруга его, в иночестве Васса, умерла и положена была в пещере. Иоанн принял иночество с именем Ионы. Окончив пещерный храм и при нём две кельи, испросил он у архиепископа Феофила благословение на освящение храма, и храм освящён был в 1477 г. Псковскими священниками, в честь Успения Богоматери. При освящении храма перед храмовой иконой исцелела слепая; это утешило искреннего подвижника. Владелец места Иоанн Дементьевич уступил под монастырь землю, на версту вокруг обители. Блаженный Иона усердно подвизался в пещере и здесь свято почил около 1480 года. По смерти его на его теле найден кольчатый панцирь, который носил он на себе тайно, для усмирения плоти; панцирь повесили над гробом его; Немцы в одно из нападений своих унесли и эту собственность святого старца. – Мощи его честно положены в пещере274.

Прежде преподобного Ионы подвизался в той же природной пещере преподобный Марк. Звероловы видели его то у трёх камней на горе, то на потоке Каменке, близ того места, где после найдена пещера; два из этих камней и теперь ещё видны близ кровли Успенской церкви, обросшие мхом, под вековыми дубами; один весь на поверхности, другой глубоко опустился в землю, но третий уже совсем ушёл в неё. Летопись передаёт рассказ очевидца зверолова Изборского: «раз случайно пришли мы с отцом на край горы (где теперь церковь Богородицы) и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама». Без сомнения, это были пустынники, совершавшие в пещере вечернее Богослужение, – блаженный Марк с одним или двумя учениками. – Преемник преподобного Ионы внёс блаженного Марка в Синодик, как первого подвижника Псковской пещеры. Преподобный Корнилий в своё время усомнился в верности записи, так как не найдено письменного памятника о его подвигах, и велел изгладить имя его из Синодика. Но внезапно поражённый болезнью, он известился в духе о причине болезни и велел несть себя к гробу старца. Здесь, испросив себе прощение слёзной молитвой, он получил исцеление и повелел опять внести преподобного Марка в Синодик275.

В 1642 году по грамоте Псковского епископа Геннадия устроены были новые гробницы с покрывалами, и в них с пением псалмов положены были мощи первых подвижников пещеры; гробница преподобного Марка и преподобного Ионы поставлены были на прежних местах: первая под образом Спасителя, вторая – при входе в пещеру на правой стороне; гробница же преподобной Вассы с левой стороны перенесена на правую276.

* * *

274

Русск. врем. 2, 67–73. О начале Печерск. монаст. л. 2. 3. В. 1831 г.

275

О начале Печерск. монаст., стр. 25. Μ. 1831. Ркп. святцы: „преподобные отцы Печерские, первоначальник Марк и Иона священноинок и строитель, в л. 6900 месяца марта в 29 день“. По Отен. сп. „память их марта 20 дня“. Между рукоп. п. Филарета, по описи 1630 г., „повесть о Печерском монаст. и о первом старце Марке и о чудесех Пресв. Богородицы“; ещё две книги „о Печерском монастыре, что во Пскове“. Иванова опис. государ. арх. 292. 293. Μ. 1849 года.

276

О начале монаст. л. 26.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle