Послание к Поликарпу1

Источник

Содержание

Глава 1. Похвала и увещевание. Глава 2. Продолжение увещеваний. Глава 3. Продолжение. Глава 4. Продолжение. Глава 5. К чему епископ должен увещевать супругов безбрачных и вступающих в брак. Глава 6. Обязанности христианской паствы. Глава 7. Отправьте посла к антиохийским христианам по случаю восстановления мира. Глава 8. Пусть и другие Церкви отправят в Антиохию послов или письма. Приветствия.  

 

Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше жe – состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа, желает премного радоваться.

Глава 1. Похвала и увещевание.

Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое2, которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя благодатью, которою облечен ты: ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спаслись. Блюди место свое3 со всяким тщанием – плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси бо́льшего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым как поможет Бог4. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда – там больше и приобретения.

Глава 2. Продолжение увещеваний.

Если любишь только добрых учеников, еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостью. Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем: острые боли утешай прохладительными примочками. Во всем будь мудр, как змея, и незлобив, как голубь5. Для того ты вместе и телесен и духовен, чтобы ласково принимал и то, что является тебе наружно, но молись, чтобы тебе открыто было и сокровенное6, дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив, с избытком обладать всяким дарованием. Как кормчим нужны ветры, или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителен, как подвижник Божий. Наградой будет нетление и жизнь вечная, в которой и сам ты уверен. Во всем порукой тебе я и мои узы, которые ты возлюбил.

Глава 3. Продолжение.

Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, по которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он терпел нас. Будь еще усерднее, нежели каков теперь. Вникай в обстоятельство времени. Ожидай Того, Кто выше времени – безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего.

Глава 4. Продолжение.

Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После Господа, ты будь попечителем их. Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божьей – чего, впрочем ты и не делаешь. Стой твердо! Собрания пусть бывают чаще. Сзывай всех до одного. Рабов и рабынь не презирай, но и они пусть не надмеваются; напротив, пусть во славу Божию еще более поработят себя, чтобы получить им от Бога лучшую свободу. Пусть не домогаются получить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти.

Глава 5. К чему епископ должен увещевать супругов безбрачных и вступающих в брак.

Избегай ухищрений7, а более беседуй о следующих предметах. Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равным образом и братьям моим заповедуй именем Иисуса Христа, чтоб они любили сожительниц своих, как Господь – Церковь8. Кто может в честь Господа плоти9 пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно. А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью.

Глава 6. Обязанности христианской паствы.

Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я – жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и дьяконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами10, как щит; вера – как шлем; любовь – как копье; терпение – как полное вооружение. Взносом вашим пусть будут дела ваши, чтобы после получить вам следующую вам прибыль. Итак, будьте долготерпеливы друг ко другу с кротостью, как и Бог (долготерпелив) к вам. Всегда желал бы я быть с вами.

Глава 7. Отправьте посла к антиохийским христианам по случаю восстановления мира.

Так как мне стало известным, что Церковь антиохийская в Сирии, по молитвам вашим, наслаждается миром, то и я, в Божьей безпечальности, стал благодушнее, только бы придти мне к Богу чрез страдание, дабы в воскресении явиться мне вашим учеником. Тебе, богоблаженнейший Поликарп, надобно созвать боголепнейший совет и избрать кого-нибудь особенно вам любезного и усердного человека, который мог бы назваться Божьим послом: ему поручить, чтобы, отправившись в Сирию, он прославил там неослабную любовь вашу к славе Божьей. Христианин не имеет над собою власти; он принадлежит Богу11. А это дело – Божье и ваше, когда вы исполните его. Ибо я уверен в благодати Божьей, что мы готовы на всякое доброе дело Божье. Посему-то, зная ваше согласие с истиною, я и предложил вам наставление в кратком послании.

Глава 8. Пусть и другие Церкви отправят в Антиохию послов или письма. Приветствия.

Так как я, по причине внезапного, по воле начальства, отплытия из Троады в Неаполь, не мог написать ко всем Церквям, то к ближайшим Церквям напишешь ты, как знающий волю Божию, чтобы и они сделали то же самое. Кто может, послали бы нарочных, а другие отправили бы письма чрез посланных тобою, чтобы прославиться вам бессмертным делом, как ты и достоин того. Приветствую всех поименно, и жену Епитропа со всем ее домом и детьми. Приветствую возлюбленного моего Аттала. Приветствую того, кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться в Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом12. Приветствую Алкия, вожделенное мне имя. Укрепляйтесь в Господе.

* * *

1

Пред отбытием из Троады в Неаполь (в Македонии), св. Игнатий написал послание к епископу смирнскому Поликарпу: оно от начала до конца есть пастырское наставление, особенно посвященное обязанностям епископа и паствы. – Сирский перевод его сохранился в двух кодексах: он содержит в себе только шесть глав по греческому тексту и только две мысли из остальных.

2

Т. е. в бытность Игнатия в Смирне на пути в Рим.

3

Т. е. епископский сан.

4

По чтению Дресселя: ϰατὰβοήϑειαν.

6

Т. е. в людях, их тайные наклонности и пороки.

7

Гефеле относит это к ложным учениям, ересям. Ульхорн разумеет здесь хитрости словесного искусства, коих Игнатий советует Поликарпу избегать, внушая говорить просто о предметах, ниже перечисленных.

9

Т. е. Того, Коему принадлежат наши тела, как члены. Иные предлагают чтение: в честь плоти Господней.

10

Игнатий так выражается, намекая на дезертиров, которые бросали оружие.

11

Игнатий здесь намекает на обычай римских воинов отдавать свою добычу на хранение при знаменах (depositum), – после чего они получали при дележе ее известную часть (accepta). Вохер.

12

Вместо: ἐπισϰοπῆ, Дрессель и Гефеле, на основании некоторых кодексов пространного текста и армянского перевода, предпочитают чтение: ἐπισϰόπον.


Источник: Антология : Ранние Отцы Церкви. – Брюссель : Изд. «Жизнь с Богом», 1988. – 734 с. / Послание к Поликарпу. 140-144 с.

Комментарии для сайта Cackle