Источник

Февраль 1882 г.

1 февраля

Понедельник. Благодарю Господа, совершившего преславное чудо милосердия и избавления в квартире Аннина (пред панихидой по дочери его Екатерине), когда тоска и скорбь греховная глодали сердце мое и когда я в покаянии с верой и упованием воззвал ко Господу о помиловании и избавлении; я избавился от тоски и скорби и уныния и стал спокоен, пространен в сердце и благодерзновен, ибо примирился со мною Господь за покаяние. Жало блудное стужало мне. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя118, дела милости Твоей, ибо несть грех побеждающ человеколюбие Твое.

Горчайшим опытом познал я, что есть блуд и сколь он горек и мучителен и от Бога разлучителен, этот мысленный блуд, сначала представляющийся столь сладким и доставляющим земное блаженство. О Владыко Господи, Свидетелю моих помышлений и всех чувств и движений сердечных, даруй мне благодать отселе до конца жизни моей пребыть в чистоте души и тела, и да не прельщусь никогда никакой добротой лица, да взираю только на Твою доброту и лепоту нетленную, и да живу в наслаждении Твоей красотой, от которой всякая тварная красота. Аминь. Буди!

Помяни мя, Господи, в день сей (2 февраля) – день принесения Твоего во храм – яко перворожден есмь матери моея, юже119 такожде помяни, яко и меня, и сотвори мя свята быти Тебе, Богу живота моего, во вся дни живота моего и научи мя творить волю Твою. Аминь.

2 февраля

Заношу на страницы моего дневника беду вражескую, которую я понес сего числа на крестинах у Сидоровского приказчика в Новопосадской улице и у Василия Федоровича Никитина после поминок у господина Аннина в доме Гарбко на проводах умершей его дочери Екатерины. Ужасный удар нанес мне враг при совершении Таинства: и после молитвы и борьбы я не мог сломить его натиска, но должен был уступить и много безмолвствовать, и молитвы говорить тайно, и даже Евангелие крещальное, и совсем не говорить. Смятение ужасное и помрачение помыслов полнейшее, стыд величайший. Это за виски и джин – крепкие хлебные напитки, коих я прежде никогда не пивал, а сегодня рюмку выпил (два приема по полурюмке). О, каким трезвенным должен быть священник всегда, особенно пред крестинами и другими требами! Погода была отвратительная, раздражительная, дождливая, боли во всем организме. Только дома я успокоился. Прости, Боже, все прегрешения мои, вольные и невольные.

Благодарю Господа за мирное совершение литургии и за животворное причащение Святых Таин, обновившее меня. Я дал слово навсегда принадлежать единому всеблаженному и всеблагому Господу и никогда греху. Даруй, Господи! Но потом чревоугодием погубил дар Божий на поминках.

Да будут для меня священны и неблазненны сосцы, меня питавшие, и входы и исходы, коими я вошел и вышел в жизнь, и ложесна, в коих я зародился и почивал, – всё материнское да будет для меня предметом благоговения, а не вожделения. Ибо всё это дело рук Христа моего; все уды Христовы – уды у мужчины и у женщины – всё свято, прекрасно, премудро, неблазненно, чисто создано на пользу, а не во вред, для жизни, а не для растления человека, для святыни, а не для осквернения, ибо воля Божия есть освящение ваше: храните себя от блуда и стяжавайте сосуд свой во святыне и чести, а не в страсти похотной [1Фес.4:3–4].

Сколь благостен, чуден, свят, пречист, премудр, мощен Божий закон чадорождения, чрез который все мы произошли на свет сей милостью Божией, и возросли, и живем, и наслаждаемся бытием своим и бесчисленными дарами Божьими и красотой всех творений Его, коим нет числа. Даруй убо, Господи, благоговеть мне пред этим чудным, благостным, святым и животворным для посвященных в Таинство Брака законом, но тлетворным и осквернительным для непосвященных и прелюбодействующих, и прости мне, Господи, ради благости неизреченной все бывшие грехи мои против него. Буди!

4 февраля

Всем сердцем благодарю Господа многомилостивого и благопослушливого за избавление вчера вечером в шесть часов от мучительных приступов блудной страсти, удручавшей меня с утра: я помолился в покаянии, и Он избавил меня.

Смотри, как тотчас отпадает душа твоя от Бога, когда объемлется какой-либо страстью, смущается, омрачается, расслабевает, посрамляется, мучится. О, да не касается нас ни на стопу ноги никакой грех, да предана будет душа всецело Богу, душа и тело да будут всецело Божьими. Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии [1Кор.6:20].

Правая рука моя по грехам моим вот уже неделю сильно болит при сгибах и движении к себе и от себя. Избави, Господи, от напасти сей. Прежде голова болела мучительнейшим подергиванием, теперь правая, нужнейшая рука, деятельнейший член. Я достоин всякого наказания по грехам моим: по жестокосердию, сластолюбию, чревоугодию, озлоблению, зависти, корыстолюбию, тщеславию, лености, нерадению, непокорности и по прочим грехам, но кающегося приими мя, Господи, и даруй мне совершенное исправление и ревность о совершенстве во всякой добродетели. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [Мф.5:48].

Купить горчичного спирту и порохового масла для втирания в руку.

Я испытал тысячекратно и без числа, какое блаженство небесное быть оправданным от Бога чрез слезное покаяние и причащение Святых Таин, быть в Боге и с Богом, во святыне и правде, какой мир, какое пространство сердечное, дерзновение, какая радость небесная в сердце! Зачем же я отпал от правды Божией, от чистоты и святыни и впал в грех сладострастия, сотворил плоти угодное в похоти [Рим.13:14]? Зачем осквернился блудными действиями, помыслами, чувствами, осязаниями, лобзаниями, объятиями? Возврати, Господи, ноги мои во свидения120 Твоя [Пс.118:59], на пути правыя и даруй мне искренно, невозвратно прилепиться к Тебе всем существом моим, со всей горячностью и ревностью и научи меня творить право все заповеди Твои. Благослови, Господи! Очисти, Господи, спаси, Господи! Соверши [рус.: утверди] стопы моя во стезях Твоих [Пс.16:5].

* * *

Четверг. Вечер. Благодарю Многомилостивого за неоднократное, державное, скорое избавление от лютых диавольских подстрекательств ко греху во время обедни и соборного молебствия по случаю тезоименитства митрополита Исидора и после молебна и за оживотворение меня, недостойного, столь ощутительное, прерадостное.

О, даруй мне, Господи, твердо хранить все заповеди Твои – заповеди воздержания, чистоты и целомудрия, кротости и смирения, незлобия, правды и святыни, мужества и дерзновения, самоуважения и самообладания, терпения, милосердия и сострадательности, простоты и искренности, ибо все заповеди Твои совершенны и ведут к совершенству, вечной жизни и блаженству. Буди!

Все законы и заповеди Творца и Владыки премудры, благодетельны, животворны, святы, целесообразны, точны, тверды, неблазненны. Исполнять их должно точно, твердо, непреткновенно, по мысли Божией, чтобы сподобиться Его благословения и вечной жизни.

5 февраля

Утро. Сегодня после утрени пред молебном у Постниковых в Новой улице умертвило душу мою искушение зависти, алчности, сребролюбия, сластолюбия после того, как сторож (вместо дьячка) Прокопий сказал мне, что вчера вечером настоятель соборовал купца Исакова, духовником коего [являюсь] я (а Исаков щедро платит за требы). Я не мог спокойно служить молебна, но в смущении и волнении при полном бессилии сердца, плененного и связанного диаволом, который совсем связал душевные стопы мои, так что ни взад ни вперед нельзя было идти. Между тем я молил усердно Бога в покаянии избавить меня от этих бед; Господь не избавил меня за мое лакомство вчерашнее, винопитие и особенно за прелюбодейное поползновение. Но возврати мне, Господи прежнюю благодать Свою, мною дерзко поруганную вскоре после причащения Святых Таин. Слава Богу, что я не соборовал вчера Исакова, ибо по причине чревоугодия и вина я был не готов к духовному делу, к молитвенному созерцанию и сердечному чувству, а сокровище мое неистощимое – Господь, Коего десница никогда для меня не оскудевала. Прости мне, Господи, все содеянные мною грехи имени Твоего ради.

После причащения больной девушки в доме Дружинина. Жалкое состояние души моей: не сострадание искреннее чувствовал я к болящей, а думал о мзде; пренебрег невольно душой разумной и бессмертной и своей и ее, созданной по образу Божию, так сказать, ругаясь величию Божию в себе самом и в ближнем. О, мзда! О, корысть поганая! О, плоть многострастная, тленная, которую надо презирать за страсти и богопротивление ее, равно как и всякую корысть, ибо надо надежду возложить на единого Бога, щедрого всех благ Подателя и Питателя. И поутру сегодня, услышав о напутствовании Исакова купца, не о душе его я пожалел и попекся, а сейчас о деньгах его пожалел, что достались другому (настоятелю), а не мне, хотя сам и не готов был, и не стоил ничего, никакого возмездия121, кроме наказания. Когда изменится к лучшему настроение и направление души моей? Страсти обуревают и увлекают меня и страшное препятствие полагают к любви Божией и ближнего! Господи, помилуй и помоги мне!

Тяжело, жутко было мне от духов лукавых во время крестин у господина Есаулова и во время всенощной у Владимира Дмитриевича Никитина; я со слезами, на коленах молился половину всенощной о избавлении от духов злобы, люто меня смущавших и не дававших читать Евангелия (на крестинах я тайно прочитал Евангелие, не имея силы вслух), и Господь под конец даровал мне одоление на упорных демонов; за сие всем сердцем благодарю Господа многомилостивого и всещедрого и всесильного. После всенощной чай пил у старосты с коньяком – очень хорошо и полезно: руке моей правой стало лучше и лучше. Слава Богу! (Тоже демон в ней пакостил.)

6 февраля

Суббота. Благодарю Господа за совершение Божественной литургии и за неосужденное исполнение неизреченной милости Господней – причащение Святых Таин, за очищение, освящение, обновление, оживотворение ими и за победу великую над адскими силами. Даруй мне ходить во обновлении жизни, Господи, от Тебя полученном ныне.

Искушение с записью доходов братией: ведь вследствие моей молитвы к Богу о верности записи понудили себя записать оные и отец Павел, и отец Александр. Просто дивно! А сколько я теряю спокойствия и любви и усердия к Богу и ближним из-за пустой заботы о деньгах!

* * *

Вечер. Люто низложил меня враг Божий и рода человеческого по какой-то нелепой боязни собрания людей, предстоящих в храме, связав мою мысль, сердце и язык и не дав мне прочитать воскресного Евангелия (от Марка последнее): и раз, и два пытался – и не мог, ибо враг прилепил язык к гортани моей, и я со стыдом бросил читать Евангелие. До чего ругается враг Самому Господу и слову Его чрез мое окаянство и ложный стыд и блазнь! И молитву Христе, Свете истинный не мог говорить – так-таки и онемел. После всенощной стыд, уныние, отчаяние, ропот на Бога за неоказание помощи, которой я просил, зная коварство врага наперед, но потом раскаялся, припадая к святому престолу у Покрова Богородицы, просил прощения, спасения и мира и велия милости – и получил, и вышел с миром. Слава Господу, не оставляющему меня в день лют!

По грехопадении диавол влагает в душу уныние, малодушие, страх, ропот, отчаяние – эти новые и тягчайшие

грехи. Но, напротив, грешнику надо иметь упование, соединенное с искренним, твердым, невозвратным покаянием, для того чтобы никакой грешник не отчаивался в своем спасении; в Священном Писании Ветхого и Нового Завета показаны бесчисленные примеры покаяния грешников, снова принятых чрез покаяние в любовь Божию. Правда, грех смущает и пугает душу и после покаяния при воспоминании о грехе, но это обыкновенная лазейка врага, ищущего уловить душу снова в сеть отчаяния; нужно крепиться и мужаться и не поддаваться боязни и отчаянию, ибо дарование милости Божией кающемуся грешнику несомненно; он должен смотреть бодро и смело, с уверенностью на всех и своим смущением не смущать других, что и да дарует многомилостивый Господь и мне, и подобным мне всем грешникам.

С чистотой и смирением, спокойствием и беззлобием и с нелицеприятием нужно смотреть на всех, особенно священнику и особенно во время богослужения.

7 февраля

Благодарю Господа за данное мне к проповеданию людям слово в Неделю сыропустную; дай, Господи, и произнести его с силою многою во исполнение Евангелия Твоего.

Благодарю Господа за избавление от прелести блудной в сердце и от мучения по усиленной молитве покаяния. Вовеки избави от нее, Господи!

Закон деторождения и совокупления мужа и жены – закон Творца, святой, благостный, премудрый, животворный в пределах закона и разрушительный, растлевающий вне закона, отлучающий жалостно душу от Бога и Его жизни, Его благодати и сочетовающий с диаволом и его прелестью, мучением, смертью. Пред законом деторождения и пред членами деторождения должны благоговеть благодарно все, получившие чрез него жизнь от Бога, и не злоупотреблять его сладостью, которая служит побуждением и средством к деторождению, или детотворению, а не целью жизни кого-либо; итак, когда ты не призван к детотворению, то и не помышляй об удовольствии детотворения и [к] детотворению совокупления и не помышляй о сеянии там, где не дозволено сеять и где не думаешь собирать плода благословенного, или если и сеять не можешь в недра живой, одушевленной земли и только напрасно проливаешь семя на бесчувственное место. Моли всем сердцем Бога, да отымет от сердца твоего и от боков твоих и от чресл твоих всякую прелесть.

* * *

Воскресение. Заговенье. Благодарю Господа, помогшего прочитать более половины молитвы за царя хорошо, спокойно, выразительно; под конец осилил супостат и смял меня; далее всю обедню служил с чувством и слезами; причастился с чувством, животворно; заамвонную вышел читать со смущением и боязнью диавольской и действительно сбился и далеко не всю прочитал из людобоязни и бесобоязни; отпуст скрал на литургии, на панихиде тоже. На людей боюсь смотреть, особенно нарядных и красивых, – вот прелесть, вот мечта бесовская! На незнакомых и знакомых боюсь смотреть, хоть совсем не гляди на людей, а смотреть надо священнику, чтобы всех видеть, над всеми [наблюдать]. Отыми от меня, Господи, мучительную диавольскую прелесть, даруй на всех смотреть прямо, бодро, искренно, небоязненно, чисто, владычественно, пастырски, отечески, любовно, с достоинством и самообладанием. Буди!

Вечер. За вечерней крайне я возмутился от низости, пьянства, небрежности и холодности наемного дьячка Никитина, пришедшего к великой вечерне в пьяном виде, – всю вечерню не мог успокоиться.

Знаю умышления сатаны: он усиливается расстроить службу Божию и лишить назидания, утешения прихожан и поругаться Самому Господу в его служителях, например во мне: он не хочет допустить меня до искреннего покаяния во грехах. Но да обымет меня благодать покаяния и всех людей Божиих, да сокрушатся все сердца, да даст нам Господь пролить реки слез. Аминь.

Рука моя правая милостью Божией поправляется, от нее золотуха отлила к груди и образовала кашель и мокроту.

Сегодня был у племянника Фиделина, пил пиво и чай с черных хлебом и деревенским холмогорским маслом.

Великое дело не унывать по грехопадении и возненавидеть и омерзить грех, чего он и достоин, а правду Божию возлюбить всем сердцем.

8 февраля

Понедельник Первой недели поста. Многократно поглощал меня сегодня сатана во время утрени (на великой ектении и просительной совершенная остановка при молении о Святейшем Синоде и при воспоминании о моем пороке), на часах при говорении тропарей часов третьего, шестого и девятого, на великой и просительной ектениях и на отпусте и во время вечерни при чтении отпуста, молитвы и ектении, но всякий раз Господь извлекал меня из его ужасной пасти, от мучения и смерти души, даруя мне милость, мир, очищение, освящение, дерзновение, благодарение.

9 февраля

Благодарю Господа, явившего мне по благодати Своей великую помощь против демонов во время служения мною утрени в соборе сего числа; страшно они язвили и мертвили меня крайним смущением и страхом, щемлением, но Господь за веру и покаяние с молитвой избавил меня от всех бед, особенно пред шестопсалмием и пред молитвой Спаси, Боже, люди Твоя. Ектению просительную супостат не дал выговорить, умертвив, парализовав сердце. Молитву Христе, Свете истинный пел, а не читал. Искушение: на отца Павла Трачевского, копошившегося в алтаре долго, чрезвычайно я разгневался тайно, заподозрив его в неблаговременном соглядатайстве, но и опять тайно примирился с ним по благодати Божией. О, да будет проклят всякий грех.

Горячая любовь к Богу изгоняет и попаляет всякую мирскую, нечистую любовь; потому, чтобы избавиться от этой ложной, мирской, растленной любви, возлюби горячо единого Бога и Его правду – и легко избежишь сетей мирской любви.

С новым моим грехом истреби, Господи, всю старую закваску греха, всю прелесть нечистую, да не найдется ей более места в моем существе, долго наводняемом нечистотой. Ибо я познал всю его нелепость, мерзость, гибельность и чрез него удаление от Бога и Его благодати, света, мира, силы, жизни.

Благодарю Господа, явившего мне сегодня, 9 февраля, величайшую помощь при служении утрени, часов и особенно вечерни, которую служил натощак.

Десять часов. Благодарю Господа, избавившего меня от жала блудного по молитве покаяния моего. Жалом любви Твоей святой уязви меня совершенно, невозвратно, Господи!

Давно я замечаю, что лукавый супостат, враг Бога и человеков, отвращает меня от Божия слова и не дает свободно говорить, схватывает и ущемляет, обессиливает и умерщвляет сердце, стыдом покрывает лицо мое, наводя немоту, слова же не Священного Писания свободно читаю. О лукавнейший сатана! Господь да посрамит и да сожжет тебя, мне же да подаст победу над тобою и венец ради тебя да дарует мне по победе моей, или благодати Божией, над тобою, вселютейшим.

Удивительнейший, чудный, святой, благостный, премудрый, всемогущий, постоянный, неизменный, сладостный закон деторождения, данный Богом естеству одушевленных тварей, люди, одаренные разумом, созданные в святыне и правде, бездумно, дерзко, неблагодарно нарушают и разоряют, творя неподобное и срамное дело. Боже, просвети, помилуй и очисти нас, грешных. Даруй мне благоговеть пред двумя полами человечества и пред органами половыми и чисто, неблазненно, благодарно, благоговейно вспоминать о них, когда придут они на память, и не смущаться от воздействия вражия. Ибо и я, и все получили сладостное и чудное бытие чрез эти органы и познали в бытии своем Тебя, Творца и Зиждителя и Бога нашего. Аминь. Бывшие согрешения прости и не помяни, Господи!

Поражай всегда, Господи, наглых, дерзких, скверных, насилующих, и омрачающих, и посрамляющих смиренную мою душу демонов, нещадно нападающих на мою немощь, ибо нет у меня иного помощника, кроме Тебя и Владычицы Богородицы с Ангелом Хранителем.

10 февраля

Нагло, дерзко, устрашительно, с насилием и постоянством нападает на меня бесплотный враг, ставит меня в ложное, нелепое, нечистое отношение к людям, особенно к женскому полу, и я должен смело, мужественно, спокойно, дерзновенно, с постоянством вооружаться против него с помощью Божией. Сегодня я худо, уклончиво поступил в борьбе с ним во время утрени, заменившись диаконом на всех ектениях, оттого враг стал еще дерзче против меня в искушениях. (На молебне в шестом флигеле у военного чиновника остановил меня супостат и сбил при чтении Евангелия Божией Матери, в ектениях и возгласах. Какая дерзость!) Имея крепость Твою, Господи, да сокрушу демонские немощные дерзости молитвами Богородицы, апостолов и мучеников.

* * *

После литургии Преждеосвященной. Благодарю многомилостивого и всещедрого Господа, сподобившего совершить непреткновенно всю службу, хотя и в великой немощи, но сила Божия в немощи моей совершилась. О, сколь сладостно, животворно, премирно, утвердительно для души и тела было сегодня приобщение пречистых, небесных и животворящих Таин! Заамвонную молитву благодатью Божией прочитал я искренно, громко, редко, непреткновенно. Отпуст сказал довольно хорошо, но не выговорил имен святого апостола Андрея Первозванного и Петра и Павла и святого благоверного князя Александра Невского.

11 февраля

Враг низложил меня вчера за повечерием при произнесении молитвы Владыко Многомилостиво за невоздержание мое – за ядение до повечерия, и как больно и срамно было мне, какое смущение, омрачение, скорбь, теснота! Но благодарю Господа, принявшего мое покаяние и даровавшего мне мир по молитве моей. После службы пошел дать молитву жене Глясфельдта; по выходе из церкви обступило множество нищих, и я взял извозчика и уехал; когда читал молитвы, диавол опять люто запинал меня при чтении их, язвил, палил почти на каждом слове, едва прочитал с пропусками по причине бесовских запинаний. Опять скорбь и теснота и беда! Шел пешком назад с братом Ольги Софроновны; пришедши в собор, опять припал к престолу благодати с покаянием и молитвой о избавлении и умиротворении сердца, и Господь опять излил на меня великую и богатую Свою милость. Слава Его непобедимой благости и человеколюбию!

Что вернее Господа, вернее истины церковной, евангельской и святоотеческой? И в этой истине бесплотные злодеи делают мне преткновение, когда я должен выражать ее языком! И молиться, и каяться, и просить о помиловании не дают мне, не попускают раскрыться сердцу моему для искренней ко всем любви о Господе, чтобы истинно и горячо молиться о всех людях! Ожесточают, уязвляют, поражают сердце мое разными воспоминаниями лютыми о грехах! Господи! Избави раба Твоего от лютых искушений! Аще баззкония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть [Пс.129:3].

Девять часов утра. Попросил я, немощный, у Господа благодати служения с дерзновением, чистым сердцем, без преткновения – и не постыдился, хотя сначала и одолел меня враг, еще не укрепившегося борьбою, но потом я благодатью Божией одолел его, когда говорил великую ектению и молитву Спаси, Боже, люди Твоя и далее. Молитву Христе, Свете истинный пропел непреткновенно и отпуст произнес почти со всеми святыми. Слава Господу, укрепившему меня, немощного. Вчерашнее вино, грузди, виноград и яблоки были мне на пользу (у Маркова и Мачигина). При произношении великой ектении голос был могучий и сильный, и нервы не дрожали. Господу благодарение!

Какой покойный и здоровый был сон после утрени! Это дар Божий за доброе и победоносное служение Ему! Благодарю Господа, очищающего вся беззакония моя [Пс.102:3] и помогающего немощам моим.

После утреннего сна (от семи с половиной до восьми с тремя четвертями часов) я подвергся чрезвычайно пагубному искушению со стороны моей многострастной, блудной плоти; всё существо мое во мгновение наводнилось блудной, мертвящей, удручающей душу и тело тиной, и я долго, долго должен был внутренно каяться и молиться дома, и на улице, и в церкви, припадая с крепкими покаянными воплями внутренними, тайными к престолу милости и суда в храме святых апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы. Наконец Господь, видя глубокое покаяние, избавил меня от мерзкой тины греха, убившей было душу мою. Спать не надо утром без крайней нужды: после сна сердце крайне нравственно слабо и служит удобной почвой для греха.

В церкви на часах ектении великую и просительную говорил нехорошо, поспешно, с сердцем, парализованным от страха бесовского, неискренно, скрадчиво. Увы мне, что искренно не всегда могу служить! После часов умолял Господа долго о помиловании и умиротворении. Господь помиловал, как бездна милости. У купца Ф. С. Герасимова мать Евдокию Фаддеевну причащал; бесы тяжко надоедали и не давали выговаривать окончаний молитв и славословий и самые молитвы; с трудом колесо сердечное двигалось; опять в алтаре каялся и исцеление получил от престола благодати, и легко, легко стало. У Дмитрия Семеновича, мясника, молебен служил с чувством, искренно после ошибки во время чтения Евангелия преподобным. Господи, помилуй среди сетей хитроумных.

Во время великого повечерия 11 февраля бесплотные разбойники напали на меня другим образом: возбудили во мне сильную неприязнь к чтецу-крестьянину: и голос, и выговор его не нравится, как бы плаксивый, и зачем дьячок уступил ему чтение; я был в отчаянном положении, сбился на окончательной молитве и стал каяться и умолять Господа о избавлении от искушения и помиловании меня, оправдывал чтеца и старался возлюбить его, как простого и усердного и ясно выговаривающего, не запинающегося, и слава Богу – Господь помиловал, избавил от смертоносного дыхания Велиара и дал мне мир, свободу, силу, дерзновение, и я в первый раз прочитал всю молитву без запинки. О, мечты, мечты вражии, греховные! Когда я от них избавлюсь?! Все страсти – мечта диавольская, смертоносная. Еще диавол смущал меня концами грязными рукавов моей рубашки – не знал, куда с ними деваться, куда спрятать! Вот какая глупая шутка врага! А для меня просто беспокойство, смерть! Это тщеславие.

12 февраля

Благодарю Господа, сподобившего меня исповедаться и приобщиться Святых Таин животворно, в победу над полчищами демонскими; заамвонную читал громко, выразительно, молитвы к исповеди тоже. Вечером исповедников было двести тридцать семь человек, исповедовал с крайним трудом по причине непрестанных запинаний от бесов и уязвлений вселютейших. В десять часов вечера исповедовал семейство Симанского на квартире, с крайним трудом говорил молитвы и исповедовал и читал разрешительную молитву, а вернее, не прочитал или не выговорил, ибо сердце мое было связано, парализовано, мертво. Две вещи меня соблазняли при исповеди: деньги и видные люди мира сего – красивые, богатые или знатные в мире, корысть, красота и мирская знатность и богатство. Между тем покаяние есть суд Божий для всех равный. Помилуй меня, Господи, много согрешившего. Всякий раз, когда я, не связываясь и не стесняясь качеством лиц исповедовавшихся, говорил свободно, спокойно, властно, мне было легко и я оживлялся, а как скоро стеснялся известными лицами красивыми или знатными и богатыми – я уязвлялся, немел. Един Господь есть для меня всякое благо – жизнь, мир, свет, сила, пища, питье, красота, сладость, святыня, правда и избавление.

Где любовь к бессмертным душам и прежде всего к своей душе? Где самоотверженная любовь пастырей к словесным овцам? Где болезнование о их душевных и телесных недугах, их скорбях, бедах, лишениях, о их погибели? Любовь плотская, корыстная, ложная, диавольская истребила святой огонь в сердцах. Господи! Исправи сердца наши и обрати их к любви Твоей! Даруй нам всегдашние слезы о неверностях наших, о страстях наших. Даруй нам святой огонь любви духовной, небесной. Аминь.

Всегдашней преградой, камнем преткновения на пути ко спасению и любви к Богу, к святым и к ближнему стоит многострастная плоть моя, моя дружба к ней, моя ложная любовь к ней; я давно бы должен распять, умертвить ее со страстьми и похотьми, а я оживил и оживляю ее, ее страсти всегдашним плотоугодием в пище и питье, в одежде, в покое, неге, чести, любоимении и во всяком плотолюбии и вещелюбии, и душу мою сделал рабыней тленной плоти, госпожу подчинил низкой рабе, тленной, ничтожной.

13 февраля

Вечер. Суббота. Приношу всесердечное благодарение Многомилостивому и Всесильному за чрезвычайную помощь мне, немощному и обуреваемому лютыми искушениями демонскими, во время утрени в соборе (я очередный всю неделю в служении), особенно во время произношения великой ектении, которую говорил с помощью Божией со дерзновением, одолев страхи и насилия демонские, громко, медленно; благодарю за препобеждение всех искушений во время утрени и ранней обедни; благодарю за слезы умиления и теплые, даже горячие чувства во время чтения канона и служения литургии, особенно литургии верных, и за причащение неосужденное Святых Таин свое и людей Господних до шестисот человек (в две руки: я и отец Петр). В гимназии было трудно сидеть на уроках (уставши и мало спавши ночью). Дома заснул с четырех с половиной часов до семи вечера и отлично отдохнул, восстановил силы. В восемь часов вечера молебен у Захарии Ивановича Сидорова, кожевника; искушение во время молебна: тайное ругательство диавола в моих удах и в моем уме и сердце женскому полу; молитва слезная тайная об избавлении, прогнание всескверного, спокойствие сердечное по благодати Божией; непопускание от диавола говорить возглас Яко милостив и человеколюбец Бог еси; усилие мое и препобеждение лукавого; отрада сердечная и мир душевный вследствие победы над змием, свободное потом служение. Беседы: чтение об антихристе; угощение доброхотное и богатое от Захарии и Ольги (именинница дочь Маша).

Тяжелый ревматизм в правой руке моей, слава Богу, прошел от подвигов поста и говения и причащения Святых Таин: за грехи мои я трудно владел правой рукой моей, которая была как бы ушибленная или контуженная.

Завтра, 14 февраля, причастить и особоровать Марию Ермолаевну Естафьеву после ранней обедни; вечером в семь часов крестить у таможенного чиновника. К Параскеве Давидовне Васильевой сходить: она была у меня и дома не застала, молебен хотела служить.

14 февраля

Воскресение. Неделя Православия. Благодарю Господа всем сердцем за избавление от ядовитых мертвящих козней диавольских, особенно во время чтения Дегтева крестьянина (ревностного христианина), и за помощь во время служения моего утрени и литургии, и за слезы умиления. Во время литургии и в конце утрени супостат бурно напал на меня из-за девицы; только слезами покаяния я мог погасить во время совершения обедни прелесть в сердце и объяться любовью Божьею и величием и святостью Таинства, но во время заамвонной молитвы супостат опять прельстил чрез назойливое воспоминание о ней, смутил, стеснил, запнул, умертвил сердце! Чего хуже! Прельщайся после этого всякой смазливой девчонкой!

Отпуст не выговорил весь и спокойно, заамвонную недокончил.

Священник в церкви при богослужении есть высший критерий богопоставленный совестей людских: он судит всех, а его самого судит Бог. Потому он должен на всех смотреть ясно, открыто, отечески и вместе властно, как иерей Божий, пастырь и судия, и никого не стыдиться, не краснеть и не ронять своего звания, сохранять спокойствие и самообладание, предоставляя суд о грехах своих единому Богу.

Совершенная любовь изгоняет страх [1Ин.4:18]. Отчего же ты испытываешь страх бесовский? – От недостатка любви к Богу, от своих грехов, от житейских пристрастий в сердце.

Десять с половиной часов утра. Пятница Первой недели поста. Уф! Как умертвил меня супостат чрез случайное воззрение на женскую наготу! Какой яд адский, жгучий, мертвящий, омрачающий, подавляющий, срамящий! Как долго надо было каяться, молиться, припадать к Богу и дома, и в церкви! Да не коснется впредь сердца моего никакой грех! Великое помилование даровал мне Господь за покаяние всесердечное!

15 февраля

Понедельник Второй недели Великого поста. Я неотложно должен заботиться о стяжании деятельного любомудрия, цель которого – победа над грехом, побеждающим и умерщвляющим нас, и приобщение в вечное достояние добродетели, святыни и правды, или приобщение Бога и вечной жизни, для которой мы и созданы от Него: Дал еси, сказано, достояние боящымся Тебе (Самого) Господи122. Такое любомудрие старались стяжать и стяжали апостолы, пророки, иерархи, мученики, преподобные, Христа ради юродивые, эти дивные мудрецы в мире, под видом юродства скрывавшие в себе Божественную мудрость.

Идите: всё готово. Идешь ли ты на небо получить вечное наследие? Ведь всё готово.

На крестинах у Филипповичей я был в отчаянной борьбе с невидимыми злыми демонами и едва совсем не остановился в чтении молитв. Причина – грех, он меня поверг в бессилие, да еще ядение рыбного пирога, закрепление желудка, дождливая погода, сон до обеда – всё это расслабило душу мою. Еще причина – война против меня диавола за проповедание слова Божия в церкви.

У Мачигина на крестинах тоже я был в отчаянной борьбе из-за лиц незнакомых, коих конфузился, и из-за платка, коим ужасно смущал меня невидимый мечтатель, поучающий весь род человеческий суете и суетою убивающий души человеческие. У барона Гротгуса в таможне тоже крестины, чтение молитв не без борьбы, но там гораздо легче: я почти все молитвы прочитал, исключая одной или двух, и ектении с возгласом и отпустом.

16 февраля

Вторник. Благодарю Владычицу Пресвятую Богородицу, милостиво и скоро услышавшую сердечный, покаянный и молитвенный вопль мой от стужавшего мне крепко блудного демона в четвертом часу вечера и избавившую меня от помышлений и ощущений суетных и скверных и умиротворившую сердце мое. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать легко и непреткновенно, беспрепятственно совершить Таинство Крещения в квартире М. Т. Верзина.

Назначение твое, человек, великое, всеблаженное: ты после подвигов очищения от греха и по освящении благодатью Святого Духа имеешь наследовать будущую жизнь в Боге и с Богом, причащаться святыни Его, неизреченного блаженства Его, неизглаголанной красоты и сладости Его, заступать место отпадших ангелов. Не забывай своего назначения и всеми силами стремись к побеждению греха и к достижению правды и святости в сердце и во всем житии; да и других к тому же побуждай усердно, а Бог готов помогать тебе. Помоги, Владыко Господи!

Десять часов утра. Благодарю Господа за великую милость, явленную мне во время утрени в оживлении меня благодатью и в высоком духовном умилении и наслаждении Божественной службой (в алтаре Покровского храма у меня текли обильные слезы умиления). Как хорошо быть с Богом и быть оправданным Его благодатью! Но как мучительно, смертоносно действует на душу во время богослужения всякая мысль, забота о чем-либо земном. Особенно о том, что не есть необходимая нужда, а излишество и прихоть! Так, в Боге покой душ наших, в Его нетленной сладости и красоте! Он сокровище жизненное души нашей!

Благодарю всем сердцем Господа моего Иисуса Христа, Которого я призвал от всей души, за избавление в гимназии в восьмом классе от душетленного яда греха, коим я заразился по действию и ловительству лукавого и по своей страстности в учительской сборной комнате при рассматривании журнальной книжки «Исторический вестник» с изображением великосветской женщины весьма красивой с обнаженной грудью. Но как след греха оставался еще отчасти и во время класса и я не имел времени совершенно изжить его, то я помолился всей душой по окончании урока, и Господь совершенно очистил от него. Благодарю Господа за два молебна, свободно и без запинки совершенные в доме Климова и в доме Семенова на вышке у Андрея Петровича и Ксении Григорьевны. И тут было искушение, побежденное мною призыванием имени Господа.

Всегда ли с искренней верой и усердием, с дерзновением и любовью прибегаешь ты к Владычице и Матери по благодати – к Пречистой Богородице во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных, особенно в беде греховной, в буре страстей, в искушениях тяжких? Величайшая для тебя потеря, если ты не научился и не уверился, не привык с упованием, уверенностью, со смирением и благодарением прибегать во всех скорбях и радостях к Матери Живота, к этой пучине милосердия и щедрот, готовому покрову и заступлению кающихся грешников. Когда я прибегаю Ней] с верой и усердием, всегда спасаюсь и обретаю помощь против искушений. О, чаще взирай, христианин, на светлый материнский лик Преблагословенной и поучайся и спасайся. Се, Матерь твоя [Ин.19:27].

17 февраля

Среда. Господи, благодарю Тебя за излиянные в нынешний день на меня, непотребного, милости Твои богатые, скорые, животворные, радостные во время утрени, потом по выходе из гимназии после замечания директора о частом выходе учеников шестого класса, при совершении крестин в доме Смирнова у стрельбища и особенно пред временем совета в гимназии (в семь часов вечера), когда я был в неудовольствии и негодовании на директора за его крутые речи и был подавлен невидимыми врагами, а по тайной молитве покаяния избавился благодатью Христовой от греха, скорби и тесноты, успокоился, распространился, возрадовался и восторжествовал в сердце и пришел в совет совершенно изменившимся в лучшую сторону человеком, облагодатствованным. А то ранее не хотел было идти от неудовольствия, уныния и тоски.

18 февраля

Утро. Благодарю Господа, явившего мне милость Свою во время утрени в избавлении от сердечного бессилия вследствие вчерашнего чревоугодия и пресыщения и винопития (каюсь в сем) и в даровании сердечного чтения и пения канона со стихирами. После утреннего сна (с восьми часов до девяти) крайне расслабел опять сердцем, в коем явились греховные поползновения и смущение с теснотой, вследствие чего на литии у Николая Ал. Мачигина и при обряде причащения Евфимии Ребровой (в шестом флигеле) крайне расслабел сердцем, был смущен, парализован в уме и сердце и воле, не мог выговорить многих слов и молитвенных воззваний, разрешительной молитвы и отпуста. Вследствие этого новая теснота, смущение и срамота. В этом состоянии я направился в Успенскую церковь за Святыми Дарами и там усердно припал к святому престолу с покаянием и молитвой о избавлении от грехов и насилия и мучения невидимых врагов, и Господь скоро услышал меня, вняв молитве веры и упования, и избавил от смерти душевной, тесноты, смущения, срамоты и бессилия. Благодарю чудного в милости и силе Своей Господа.

Вечер. Господи! Благодарю Тебя за чудо избавления от тяжких последствий чревоугодия и пресыщения (омертвения сердца) и от гнева, тесноты и скорби по поводу раздражения в третьем классе гимназии на ученика Тихонова за шалость его и за непослушание и упрямство, выказанные им по приказании моем стать на колени. По выходе из класса, идучи домой, я тайно каялся и молился всем сердцем Господу, и Господь скоро услышал вопль сердца моего, внял покаянию моему и помиловал меня, даровав мне мир и пространство, свет, силу, дерзновение, торжество духовное.

Пять часов вечера. Благодарю Господа за явленное во мне милосердие Его, Владыки моего, после пения с дьячком Адрианом моления к Богородице и всем святым, при коем Адриан перебил меня, а я его: он лишней вставкой святых Николая и святого Александра Невского, а я продолжением по книге... Я вознегодовал – и смутился и уязвился по действию врага, но покаялся и помилован и умиротворен. Слава Господу!

19 февраля

Пятница. Благодарю и славлю недостойными устами и сердцем Господа, спасшего меня вчера двукратно от мертвящих поползновений нечистоты пред панихидой по Георгии Васильевиче Томасове, бывшей в семь часов вечера, и умертвившего во мне змия нечистого. Благодарю за избавление от скверных помыслов и насилия демонского во время молебна в квартире Архипа Васильевича в Думе.

Слава милосердию, святыне и силе Господа, избавившего меня от потопления греховного, очищающего вся беззакония моя, освобождающего меня от страстей, дарующего мне правду Свою, свободу и мир! Так Он сотворил со мною пред панихидой и во время оной в квартире господина Томасова, так сотворил со мною дома после обеда 19 февраля (пятница).

Десять часов вечера. Благодарю Господа за величайшее чудо спасения от поразивших мою душу страстей и козней диавольских во время панихиды по Георгии Васильевиче Томасове в церкви учебного экипажа. Это чудо спасения было равносильно воскрешению из мертвых, ибо душа моя была мертва – и ожила. Спасение совершил во мне Господь по крепком покаянном вопле моем после панихиды, когда я пошел домой и шел между доковым мостом и штурманским (из-за Надежды Ефимовны Ефимовой [...]).

20 февраля

Утро. Крайне расстроился из-за нищих, особенно из-за девочек, которым я подал милостыню (по две с половиной копейки) и которые всюду и после того за мною следили, хотя я нарочито уходил от них, желая наедине тайно молиться; потом сорок человек нищих взрослых пришли ко мне, прося милостыни, и я, раздраженный уже нищими неотступными девушками, раздражился и на взрослых, отсылая их к богачам городским; в конце концов я, весь разбитый нравственно, пришел домой и, сгорая в огне адском, приступил с молитвой слезной в покаянии ко Господу и потом к Богоматери (в молельной – Казанская и в передней – Тихвинская иконы), и слава Богу и Божией Матери: не отринута молитва моя слезная, я избавился, помилован, исцелен, прощен по великой и богатой милости Господа, Источника суда и милости. Торжествуя свое избавление, прославляю безмерную благость Господа моего, не преодолеваемую злобами моими и бесчисленными иными грехами.

После обеда. Благодарю Господа за величайшие Его ко мне милости в сей день: во-первых, за избавление от тесноты по поводу неудовлетворения нищих и огорчения на них пред литургией в церкви учебного экипажа; приехав на санках к учебному экипажу, я гулял по панели и каялся, всё каялся и просил милости – и получил; обедню служил довольно покойно, причастился животворно и потребил Святые Дары так же. Вышедши на отпевание, я сначала не обратил внимания на публику до второго возгласа, потом обратил внимание и увидел сестру губернаторши, о самовластии которой прежде слышал, и озлобился на нее по действию злой силы и своей страстности, смутился, потерял присутствие духа, уязвился, умертвился, изнемог. Раздумал: на что похоже прилагать злое свое ко злу ближнего? Да побеждаю благим злое [Рим.12:21], молитвой любви о согрешающем, ибо кто без греха [Ин.8:7]? А то озлобляться, презирать – что за нелепость, и столь убийственная! Покаялся от души в нелепости своего сердца, и Господь послал спасение Свое.

После всенощной в соборе. Благодарю Господа, принявшего молитву мою пред всенощной о непреткновенном, небоязненном, искреннем, мирном служении. Хотя в начале и в середине службы мое сердце было сухо и безжизненно и крайне спать мне хотелось, но зато при чтении Евангелия Господь согрел и умирил его и сподобил меня прочитать его ясно, громко, спокойно, с избытком упования и мужества против дерзости бесов (они смущали меня, только в самом конце немножко я ослабел – сам виноват).

Отношение науки о богослужении к другим наукам, ее польза.

Господь Иисус Христос в Себе Самом плоть нашу обессмертил, обожил, нам предпоказуя вечное нетление и бессмертную жизнь после подвигов здешней жизни.

21 февраля

Воскресение. Благодарю Господа за милостивое, многократное избавление от скорби и тесноты и вражиих козней пред обедней и особенно во время обедни, за слезы умиления, за избавление от холодности и сухости, безжизненности, нечувствия сердца, за дарование слова (поучения) к людям. При совершении Таинства Крещения у Глясфельдта мне было очень трудно говорить молитвы от крайне несносного противодействия невидимых супостатов из-за пристрастия моего к тряпке, называемой платком. Увы мне! Из-за этого тлена сердце мое было не с Богом, а с тленом, не с младенцем, этим чадом Божиим, а с бездушной ничтожной вещью. Оттого оно и было мертво!

22 февраля

На панихиде по рабе Божием Данииле Исакове отпуст я скрал, не выговорив вслух слов: Живыми и мертвыми обладали... Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, душу от нас преставльшагося раба Своего Даниила, а только слова: в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит, и прочее не выговорил по суетному страху бесовскому, не исповедал Господа, обладающего живыми и мертвыми, не упомянул громогласно нашу всесильную Ходатаицу и Молитвенницу, Предстательницу о всех христианах Пречистую Деву Богородицу, наших молитвенников и предстателей – апостолов, мучеников, преподобных и богоносных отец и всех святых, достойные молитвы коих подкрепляют наши недостойные, хладные, корыстные молитвы, и потому я лишился благодати, мира, дерзновения, свободы и впал в скорбь, тоскливость и тесноту сердечную, во мрак, срамоту и муку и только усиленным и долгим тайным покаянием исходатайствовал у Господа прощение, мир, дерзновение, свободу. О, даруй же мне, Господи, всегда с дерзновением исповедывать имя Твое святое, сладчайшее, премирное, животворное и со смирением и упованием, непреткновенно воспоминать всесильную и всеблагую Молитвенницу и Предстательницу нашу Пречистую Богородицу и всех святых. И вчера за обедней я по ложному страху не воспомянул во всеуслышание Божией Матери и святых на отпусте литургии, ибо диавол всегда нечто нелепое представляет мне в это время, например лютые воспоминания греха, и смущает, низлагает, убивает дух мой и я немею, между тем как я не должен слушать его мечтаний, уповать на Господа, на милость Его, спокойно продолжать дело молитвы и общественного богослужения или оканчивать оное.

Прости мне и тот грех, что я убежал от нищего, бежавшего за мною, говоря себе: подам всем в свое время, в три часа, а на всяком месте и во всякое время не хочу подавать, так как их крайне много.

Пять с половиной часов вечера. Помяну новые и великие милости ко мне Господа, сейчас явленные после молитвы покаяния в избавлении меня от лютых искушений диавольских: раз при совершении Таинства Крещения в доме Двоеглазова (незаконнорожденный младенец) и, во-вторых, по приходе домой в кабинете и молельне моей после долгого и убедительнейшего моления моего и покаяния в пристрастии к красивому тлену (платок шелковый), к деньгам (жалел подать нищим), в жестокосердии, гневе и ярости, скупости, жестокости (выдрал за волосы нищего). Непобедимая милость моя, Господи, слава Тебе!

Ужасно язвят меня иные платки крестильные. Не вешать их в кольца купели.

23 февраля

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать во время панихиды (по Данииле Исакове) искренно узреть свои прегрешения и осудить себя и испросить прощение, милость и мир. А пред тем было нечто стропотное в сердце относительно сослужащего мне настоятеля отца Павла.

За что мы работаем диаволу и воинству его всескверному, вселукавому и всезлобному? Разве он, нечистый, нас сотворил, вскормил, воспитал, возрастил? Разве хотя йоту, каплю, пылинку какую из даров, коими на всякий день пользуемся, дал нам? Разве он нас просвещает светом вещественным, тленным и невещественным, духовным, нетленным и вечным? Разве его воздухом мы дышим? Разве он дал нам какой орган для действия или восприятия жизненных даров, столь щедро на нас ежедневно и ежеминутно изливаемых? Разве он, лукавый, нечистый, первый величайший грешник, очищает беззакония наши и исцеляет все недуги наши? Разве он подает мир и милость душам нашим, свободу, пространство, радость сердцам? Разве он воплощался, жил с людьми на земле, всячески благодетельствуя им, совершая чудеса бесчисленные, ради блага людей пострадал и умер за нас на кресте и со славою воскрес и являлся в продолжение сорока дней, уверяя избранных своих в новой по воскресении загробной духовной жизни, и вознесся на небеса, и сел одесную Бога Отца, никакоже разлучаясь с верующими, но пребывая неотступно и вопия любящим Его: Я с вами и никтоже на вы?123 О, всё это сотворили творит един Господь Иисус Христос по благоволению Бога Отца благодатью Святого Духа. Ему и будем работать всем сердцем, со всем усердием, Его любить горячо, Его заповеди соблюдать твердо и противиться всякому греху всеми силами, призывая Его непрестанно в помощь, а диавола возненавидим всею ненавистью, как самое ужасное зло, лукавство, тление, осквернение, извращение, непотребство, как бездну всякого зла.

Сор выметаете из избы всякий день – отчего же не выметаете греховного сора из души своей всякий раз, когда согрешите? Ведь если оставлять многие дни, месяцы, тем более годы неметеной храмину души, то, пожалуй, и совсем не обобрать, не вымести будет этого самого злокачественного, прилипчивого, въедливого, всю душу и тело проникающего, заражающего и умерщвляющего сору! Выметайте же чаще сор душевный покаянием, искренним, нелицемерным.

Равным образом вы очищаете ежедневно воздух в своем жилище, выгоняете испорченный, растленный, впускаете свежий – делайте подобное же и с душой своей: ее атмосфера нравственная портится постоянно греховными помыслами, пожеланиями, привычками, мечтами, наклонностями, намерениями, страстями, словами и поступками; очищайте ее усердно всякий день и час тайными покаянными молитвами, вздохами, слезами, чтением душеполезных книг, особенно Евангелия, богомыслием, пением и песнями духовными, милостыней и вообще делами человеколюбия и не допускайте ее погрязнуть, потонуть, закоснеть, умереть во грехах. Спасая спасай твою душу. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? [Мф.16:26].

Десять с половиной часов вечера. Благодарю Тебя, Господи, за неисповедимую благость Твою, преудивленную во мне: раз в заседании попечительства, когда я в тесноте греховной воззвал к Тебе (я прогнал с гневом нищих, гнавшихся за мною после подачи милостыни), второй раз, когда я шел от Евл. Петр, и Ольги Афанасьевны и мне попался Вологодской губернии крестьянин молодой, просивший у меня денег (я рассердился на него за бродяжничество и нерасчетливость и безработицу), в третий раз дома после того, как я ворчал на жену за незаботу поддержания у меня в комнате чистого воздуха.

Благодарю Господа, помиловавшего меня за покаяние и очистившего смертоносное злорадство и зложелательство по поводу газетного известия о посягательстве на жизнь английский королевы. О, какое неуважение и презрение к верховной власти, к лицу царствующему! Смирись, душа моя, и благоговей пред помазанниками. Помилуй мя, Царю царствующих, даровавый державу им.

24 февраля

Из-за сына онежского бывшего священника Алексеева Николая сегодня я ужасно искусился: часто приходить стал он ко мне за деньгами под разными предлогами; я давал прежде, а сегодня с досадой и гневом выпроводил его вон со двора (один рубль двадцать копеек просил на марки), и поэтому адски сам уязвился, смутился, впал в тесноту, смерть. Только усиленная многократная покаянная молитва избавила меня от адской тесноты. Благодарю Господа!

Во время часов и Преждеосвященной обедни, соборне совершавшейся, мне было крайне тяжело от вражеских приражений, от его злобы, врезывавшейся в мою душу, особенно к лицу настоятеля, коего равнодушие, бесстрастие, холодность, степенная или гордая важность и спокойное самообладание возбуждали во мне и зависть, и озлобление, снедавшие и подавлявшие душу мою в те минуты, когда эти страсти действовали во мне, ибо я покаянием немедленно старался избавиться от них. О Господи! Научи меня искреннему доброжелательству ко всякому человеку и уважению личности человека, особенно священной, носящей образ Тебя, вечного Первосвященника. Желая другому искренно добра – себе желаем, как и делая другому добро, себе его делаем.

Благодарю Господа за Преждеосвященную обедню 11 февраля, совершенную непреткновенно, победоносно благодатью Божией.

Десять часов, 21 февраля. Благодарю Господа за преславное спасение, совершенное во мне Его милостью и силой на пути моем из дома Забоева с молебна (где была девица молодая), во время коего я поползнулся мыслью и сердцем своим нечистым. Господь принял мое покаяние и мольбу и избавил от стремительного, смертельного потока блудного в сердце моем.

С Василием Великим и всеми святыми уповаю, что непобедимое милосердие Божие победит безмерность зол моих, избавит от всякого греха и спасет во Царствие Свое Небесное, как пишет святой Апостол [2Тим.4:18]. Слава Богу! Я ежедневно и многократно испытывал на себе непобедимую милость Божию, не преодолеваемую никакими злобами, нечистотами, лукавствами моими, когда я искренно в них каялся и просил милости у Владыки живота моего. Слава Тебе, упование наше, Христе Боже!

Совершенная любовь изгоняет страх [1Ин.4:18]. Отчего же ты испытываешь страх бесовский? – От несовершенной любви или от недостатка любви к Богу и ближнему по причине страстей, гнездящихся в сердце, по причине разных кумиров, кои боготворит сердце. Горячая любовь к Богу изгоняет и попаляет всякую мирскую, нечистую любовь. Имей же, старайся иметь горячую, великую любовь к Богу. Вспоминай чаще, как Он тебя возлюбил и что для тебя сделал и делает непрестанно. Питает ли, сном ли покоит, оживотворяет ли тебя и кого-либо диавол? Всякое даяние доброе [...] от Бога [Иак.1:17].

25 февраля

Благодарю Господа за превеликое и преславное спасение и оживотворение после продолжительного припадания к святому престолу во время утрени с покаянием и умолением. Бедному священническому сыну Алексееву (из Онеги) отказал было сегодня в даче одного рубля тридцати копеек на метрическое свидетельство (для отсылки домой), хотя наконец обещал я неохотно дать ему просимое. Он несколько раз уже получал от меня подаяние. Мучительно было для меня самого мое собственное жестокосердие и скупость с гневом и рвением. Да к тому же вчера я на поминках Исакова очень угостился, отчего сердце мое стало более грубо и жестоко. Благодарю Господа, скорбями и наказаниями смягчающего сердце мое жестокое. После помилования я Божией благодатью с величайшей ревностью и одушевлением громко читал и пел на клиросе.

Вечер. Благодарю Господа, отразившего плотскую, мучительную, ядовитую, смертоносную любовь от сердца моего и оживотворившего меня благодатью Своей, правдой Своей, любовью Своей по приходе моем домой от Славинских, у коих я служил молебен по случаю именин Порфирия Николаевича. Это было в седьмом часу вечера.

Благодарю Господа, даровавшего мне молитву у Марковых и назидательное чтение из книжки «Глас Божий грешнику» в восьмом и девятом часу вечера. Благодарю Господа, сейчас (десятый час вечера) избавившего меня по молитве веры и покаяния от ядовитой сласти плотской и мучительной, палящей и паки оживотворившего чудно благодатью Духа Святого Своего. Сколь благо и усладительно, премирно быть с Богом! Сколь силен Бог в благопременении сердца нашего, в победе над скверными, вселукавыми, всезлобными врагами нашего спасения! Слава быстроте и непобедимой силе и благости Божией в помиловании грешников!

26 февраля

Благодарю Господа, сподобившего меня в мире совершить соборне Божественную литургию с умилением слезным при совершении Таинства и причаститься животворно пречистых, пренебесных, страшных Таин. Дома в конце обеда вышла крупная размолвка с женою из-за нападок ее на добрую, верную, трудолюбивую, благочестивую прислугу Евдокию. Придирчивость злая жены моей к прислуге возросла до последних пределов, всякую минуту она готова была распекать ее за ничто; я обличил ее в несправедливости и злобе, и она больше озлобилась и на меня и на нее и прогнать ее захотела непременно. А где теперь найдешь хорошую прислугу? Господи! Тебе вручаю себя, и жену, и слугу. Владычице! Тебе вручаю себя, и жену, и слугу я, слуга Твой, сотвори с нами по всеблагому и премудрому и праведному владычеству Твоему, Господи, и Ты, Владычице тварей. Я слуга Твой, Господи, и Твой, Владычице! Аминь.

Благодарю Господа, прекратившего за молитву слезную покаяния остроту и смертельность искушения моего, бывшего по поводу размолвки с женою. Слава Тебе, Боже, спасаяй, Боже, непобедимый в милости! Боже благопослушливый, благоуветливый и благопременительный! Да не забываю побеждать благим злое [Рим.12:21].

Три часа вечера. Благодарю Господа, помиловавшего и оживотворившего меня, тайно молившегося и каявшегося в отпадении от любви при размолвке с женою. Господь совершил опять победу милосердия Своего над грехами нашими и не попустил врагу спасения нашего разорвать тело на части, то есть разделить мужа от жены и жену от мужа враждой взаимной. Господи! Воздействуй всею силою благодати Твоей на жену мою, как я молился Тебе.

Иже Херувимы тайно образующе... Чем образуем124 мы Херувимов? Во-первых, пением их священной песни Аллилуия и, во-вторых, тем, что подъемлем, как и они, Господа славы и носим в себе чрез причащение Его, носящего всяческая глаголом силы Своей [Евр.1:3]. Потому мы и должны отложить всякое житейское попечение, чтобы возлюбить Его всей полнотой сердца, пламенной любовью, как любят Херувимы.

У дома Касаткиных, когда я шел и каялся пред Господом, Он совершил во мне чудо спасения от адской тесноты и злобы. Слава Господу! Потом пред вечерней, когда я гулял по панельке в церковном доме и тоже молил Господа о помиловании, будучи в тесноте греха, опять получил великую милость: вместо тесноты – простор, вместо смятения – мир; потом в соборе в Покровском приделе пред исповедью опять удостоился милости Божией и исповедал спокойно и говорил молитву разрешительную нетрудно. Еще Господь у капитана Бойля (в четвертом флигеле) во время всенощной милостиво преклонился к моей тайной молитве и избавил меня от крайне наглых, нечистых козней диавольских, но и опять побеждал диавол при поименовании Владычицы и всех святых на великой и малой ектениях. Под конец водосвятного молебна враг сломил меня, малодушного, когда я пропустил слова в молитве: не привидении нас устрашая. Кончил смутно, не выговорив отпуста, который столь необходим, как омега после альфы и прочих букв алфавита, ибо в нем упоминается о Главе Церкви Господе Иисусе Христе и членах Его тела – святых Церкви небесной и членах Церкви земной, то есть о нас, милуемых и спасаемых Христом Спасителем по молитвам Церкви небесной. Затем, вышедши от Бойля в смятении и тесноте и парализованный в душе, я шел и усердно каялся во всю дорогу и в преддверии соборного тупика остановился тоже помолиться. Наконец Господь избавил от адской тесноты. Пришедши домой, нашел жену не готовой к миру, и опять впал в смятение, и опять стал молиться о взаимном прощении, и опять Господь услышал и Владычица Богомати Всемилостивая услышала, и я успокоился. Потом гулять вышел и молитвы читал про себя к причащению и светильничные и покаянные, и опять сподобился мира и милости.

27 февраля

Суббота. Благодарю Господа за дар примирения с женою моею после мучительной вражды взаимной. Благодарю Господа за слезы умиления при совершении загородной соборной заупокойной литургии по Николае М. Семенове и за животворное причащение Святых Таин. После обедни телесное утомление, склонность ко сну; один урок в гимназии, невежественный и дерзкий крик директора за опущение урока, мой ему смелый ответ. Обед у Семенова после урока, утомление, вечерний сон дома, освежение, ободрение. Слава Богу!

(Жаление креста моего драгоценного наперсного при каждении, смущение и омертвение сердца от пристрастия глупейшего; покаяние, умирение.)

* * *

Вечер. Суббота. Одиннадцать часов. Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, троекратно уврачевавшего раны души моей, согрешившей пред Тобою, во-первых, жестокосердием, суровостью к некоторым нищим, во-вторых, ложью пред женой в количестве денег и, в-третьих, блудным помыслом (в одиннадцатом часу); по молитве покаяния с призыванием сладчайшего имени Господа Иисуса Христа я вскоре ощутил блаженную целость в душе и мир сладостный, простор животворный, сладкую струю жизни Божией, легкость и дерзновение.

28 февраля

Воскресение. Поклонение Кресту. Благодарю Господа за десять чудных спасений Его, явленных в моей немощи при искушениях злого Велиара во время всенощной и литургии, особенно после водосвятного молебна, заказанного Берзиными по окончании панихиды. Не хотелось мне крайне служить этого молебна ввиду молебна в [В...] улице, и я не мог переломить сатанинского упрямства и упорства сердца моего. Служил неохотно, стесненно, при сильном противодействии бесовском, с пропусками (молитву водосвятную не читал); и служил, и кончил неисправно, смущенно и в тесноте. Но пред употреблением Святых Даров умолил Господа бесконечной благостью простить мне грех и помиловать меня, и Он простил, даровав мне оставление и мир. Причастился я Святых Таин животворно, победоносно, заамвонную читал хорошо и отпуст.

Вечер. Благодарю Господа, даровавшего мне победу над врагами бесплотными при совершении мною молебнов в Кудрявцевском флигеле и у Евдокии Леонтьевой в доме Григорьева.

Благодарю Господа, державно и благостно избавившего меня от тесноты и тоски греховной по приходе домой и по молитве моей тайной в гостиной комнате при коленопреклонении пред иконой. Скоро всерадостное, премирное и пространное спасение Господь даровал мне о имени Его. Слава Богу! (И на Яниша были скорбь и огорчение.)

* * *

118

Из последования Великого освящения воды.

119

Юже (церк.-слав.) – которую.

120

Свидение (церк.-слав.) – откровение, свидетельство, заповедь.

121

Возмездие (церк.-слав.) – мзда, награда за труд.

122

Великий прокимен, глас 8-й; Пс.60:6.

123

Кондак праздника Вознесения, глас 6-й.

124

Образовати (церк.-слав.) – изображать.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle