Мораль и духовность

Нравственность, по значению – набор нравов. Нрав – способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Духовность – это слово, происходящее от слова «дух», это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.

Религия не тождественна нравственности, т.к. нравственность не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти. Цель жизни не просто в том, чтобы мирно существовать с себе подобными и спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу – источнику жизни вечной.
Не столько в нравственной, сколько в религиозной области состоит принципиальное различие религий: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.

В центре христианства стоит не абстрактная мораль, – а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение. В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.

Что значит хороший человек? Это человек – высшее создание Божье, который принимает дар Творца – Божественное совершенство (Мф.5:48). Достигается оно исполнением заповедей Божьих (Ин.15:10-12).
Главная заповедь двуедина – о любви к Богу и ближнему. По словам святого Иустина (Поповича): "Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман".
Любые добрые дела человека, даже атеиста, не автономны от Бога, ведь это Творец вложил в нас духовный компас – совесть и это она направляет нас к деланию добра (исполнению Его благой воли).
Так можно ли назвать добрым того, кто отвергает любовь Отца?...

Мораль и религия

  1. Мораль представляет собой принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также представляет собой совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
  2. Религия не тождественна морали, так как мораль не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти.
  3. Религиозным может считаться человек, который в своей жизни сделал хотя бы один поступок по религиозным соображениям. Не по моральным мотивам, а именно ради Бога.
  4. Мораль без религии относительна, а не абсолютна.
  5. Мораль без религии неустойчива, так как ее можно обойти. Божий Суд обойти невозможно.
  6. В центре христианства стоит не абстрактная мораль, а Сам Иисус Христос, Его Божественная Личность.
  7. Морально-нравственный идеал христианина - Богочеловек Иисус Христос.
  8. Все в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нем только и получает свой смысл и значение.
  9. В христианстве мораль служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.
  10. Цель жизни религиозного человека не просто в том, чтобы мирно существовать с себе подобными, а спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу — источнику жизни вечной.
  11. Христианская мораль включает в себя правила: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12), «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20).
  12. Принципиальное различие религий состоит не столько в моральной, сколько в религиозной области: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.

***

Ну, и какие у меня грехи?

  1. Абсолютно безгрешен только Бог-Троица, но если говорить о людях, греха никогда не имел (и, конечно же, не имеет) только воплотившийся Бог Иисус Христос, которого Церковь именует «единым безгрешным». Кроме того, не грешат небожители – светлые ангелы, души оправданных людей.
  2. Грешны абсолютно все люди, живущие земной жизнью. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас», - сообщается в Священном Писании (1Ин.1:8).
  3. Само предположение, что мы не имеем греха, грешно. Наихудший род греха - не сознавать греха.
  4. Некрещёные новорожденные дети, младенцы, подвержены первородному греху. Непосредственной вины они, конечно, не имеют, но последствия непослушания Адама и Евы проявляются и в них (см. «первородный грех»). Дети могут обнаруживать жадность, агрессию и пр.
  5. Люди не только не являются «истинным светом», но и не являются светом вообще, даже о св. Иоанне Предтече в Евангелии говорится: «Он не был свет» (Ин.1:8). Святые сияют Божественным светом (светом нетварной Божественной благодати).
  6. От прародителей все человечество унаследовало предрасположенность (удобопреклонность) ко греху.
  7. Опасно успокаивать себя тем, что мы не совершали убийств и ограблений, почитали отца и мать: это ещё не говорит о точном соответствии нашего состояния и нашего поведения требованиям нравственного закона. Даже, казалось бы, малозначительные грехи, могут стать препятствием к достижению Царства славы.
  8. Чем человек праведнее, тем глубже осознает он свою греховность, о чём говорят многочисленные примеры святых.
  9. Человек не может перестать грешить самостоятельно, поэтому Бог «дает» нам Свою благодать, чтобы помочь нам остановиться, нравственно преобразиться.
  10. Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами, чтобы, прибегая к ним, человек мог преодолевать свою греховность. Для отпущения содеянных грехов Господь утвердил Таинство Покаяния, требующее искреннего раскаяния человека в совершенном грехе, осознания личной ответственности перед Богом / ближним, решимости не повторять его.

***


«Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:44).

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka