Мораль и духовность
Нравственность, по значению – набор нравов. Нрав – способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Духовность – это слово, происходящее от слова «дух», это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.
Религия не тождественна нравственности, т.к. нравственность не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти. Цель жизни не просто в том, чтобы мирно существовать с себе подобными и спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу – источнику жизни вечной.
Не столько в нравственной, сколько в религиозной области состоит принципиальное различие религий: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.
В центре христианства стоит не абстрактная мораль, – а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение. В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.
Что значит хороший человек? Это человек – высшее создание Божье, который принимает дар Творца – Божественное совершенство (Мф.5:48). Достигается оно исполнением заповедей Божьих (Ин.15:10-12).
Главная заповедь двуедина – о любви к Богу и ближнему. По словам святого Иустина (Поповича): "Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман".
Любые добрые дела человека, даже атеиста, не автономны от Бога, ведь это Творец вложил в нас духовный компас – совесть и это она направляет нас к деланию добра (исполнению Его благой воли).
Так можно ли назвать добрым того, кто отвергает любовь Отца?...
Мораль и религия
- Мораль представляет собой принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также представляет собой совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
- Религия не тождественна морали, так как мораль не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти.
- Религиозным может считаться человек, который в своей жизни сделал хотя бы один поступок по религиозным соображениям. Не по моральным мотивам, а именно ради Бога.
- Мораль без религии относительна, а не абсолютна.
- Мораль без религии неустойчива, так как ее можно обойти. Божий Суд обойти невозможно.
- В центре христианства стоит не абстрактная мораль, а Сам Иисус Христос, Его Божественная Личность.
- Морально-нравственный идеал христианина - Богочеловек Иисус Христос.
- Все в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нем только и получает свой смысл и значение.
- В христианстве мораль служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.
- Цель жизни религиозного человека не просто в том, чтобы мирно существовать с себе подобными, а спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу — источнику жизни вечной.
- Христианская мораль включает в себя правила: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12), «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20).
- Принципиальное различие религий состоит не столько в моральной, сколько в религиозной области: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.
***
Ну, и какие у меня грехи?
- Абсолютно безгрешен только Бог-Троица, но если говорить о людях, греха никогда не имел (и, конечно же, не имеет) только воплотившийся Бог Иисус Христос, которого Церковь именует «единым безгрешным». Кроме того, не грешат небожители – светлые ангелы, души оправданных людей.
- Грешны абсолютно все люди, живущие земной жизнью. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас», - сообщается в Священном Писании (1Ин.1:8).
- Само предположение, что мы не имеем греха, грешно. Наихудший род греха - не сознавать греха.
- Некрещёные новорожденные дети, младенцы, подвержены первородному греху. Непосредственной вины они, конечно, не имеют, но последствия непослушания Адама и Евы проявляются и в них (см. «первородный грех»). Дети могут обнаруживать жадность, агрессию и пр.
- Люди не только не являются «истинным светом», но и не являются светом вообще, даже о св. Иоанне Предтече в Евангелии говорится: «Он не был свет» (Ин.1:8). Святые сияют Божественным светом (светом нетварной Божественной благодати).
- От прародителей все человечество унаследовало предрасположенность (удобопреклонность) ко греху.
- Опасно успокаивать себя тем, что мы не совершали убийств и ограблений, почитали отца и мать: это ещё не говорит о точном соответствии нашего состояния и нашего поведения требованиям нравственного закона. Даже, казалось бы, малозначительные грехи, могут стать препятствием к достижению Царства славы.
- Чем человек праведнее, тем глубже осознает он свою греховность, о чём говорят многочисленные примеры святых.
- Человек не может перестать грешить самостоятельно, поэтому Бог «дает» нам Свою благодать, чтобы помочь нам остановиться, нравственно преобразиться.
- Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами, чтобы, прибегая к ним, человек мог преодолевать свою греховность. Для отпущения содеянных грехов Господь утвердил Таинство Покаяния, требующее искреннего раскаяния человека в совершенном грехе, осознания личной ответственности перед Богом / ближним, решимости не повторять его.
***
«Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:44).