О посте – в неделю пятую поста*

Пришло время, возлюбленные, при помощи поста познать нам плоды покаяния. Правда, для собирания плодов предназначены лето и осень, для посева же – зима и весна. Но для поста и молитвы пригодно всякое время. «Отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:15). И вот, если в другие дни мы оставляли это дело без внимания, то ныне и время благоприятствует нам потру­диться на этом поле. Полем я называю пост, так как он всех нас располагает к труду и сиянию; он не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти, как ниневитян. Прекрасен сев поста, потому что и грехи наши он подавляет, как сорную траву, и правду, как цвет, поднимает и возращает. Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу нашу от тяжести грехов и легким делает бремя заповедей Христовых. «Возьмите иго Мое на себя;.. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:29–30). Иго (Христово) есть вера, обязательная для всех. Бремя – исполнение заповедей Его, отягощающее рамена души делами и оцениваемое на небесах. Благодаря посту сделался славным законодатель Моисей: пробыв сорок суток без пищи, он увидел Бога, беседующего с ним лицом к лицу, увидел облако, осенившее его, и из него услышал Бога, говорящего ему полезное; (благодаря посту он увидел) огненный столб, сиявший ночью и путеводивший израильтян во время странствования их по пустыне, отверзшиеся врата небесные, ангельский хлеб, нисходящий на землю, чело­века, питающегося манной Божией, скалу, рассекаемую жезлом н источающую воду, море, рождающее странную пищу, как бы из своей утробы извергающее перепелов и питающее народ. Много и других знамений увидел Моисей, благодаря тому, что прилежал посту. Постом низлагается смерть. Спаситель сказал: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21; Мрк.9:29). Но нет ничего хуже демонов. Демон есть последний непреодолимый предел; демон есть язва, злейшая из всех зол; он производит посмешище в народном собрании, уничижение в доме, смущение в церкви, пожирание плоти, немощь души, повседневную скорбь, путы ума, препятствия в делах. Велика злоба демона. Но над всеми ви­дами ее превозмогает пост и молитва. Молясь и воспевая псалмы, Давид прогнал демона, (овладевавшего) царем Саулом: «от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух» (1Цар.16:14); и когда Давид играл, царю становилось легче. А до какой степени постился царь Давид, послушай, что сам он пишет в псалмах: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Пс.108:24). Если бы Адам устоял в посте (и не вкусил) от древа, он не был бы изгнан из рая; если бы Ева не поела (плодов запрещенного древа), введенная в заблуждение змеем, она не ввела бы в мир смерти; если бы Исав не забывал поста, он не утратил бы своего первородства, не променял бы и славы на одно кушанье и не сделался бы рабом своего брата.

Хочешь видеть силу поста? Ступай к ниневитянам, при помощи поста снискавшим себе общее спасение. В самом деле, когда Бог захотел за грехи их погубить, Он посылает пророка Иону и говорит им: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена» (Ион.3:4)! Так, человеколюбие Божие возвещает как бы трубою то, что уготовляется быть, и виновным пред Ним предрекает смерть – не с тем, чтобы они поспешили бежать из города, но чтобы, оставаясь в городе, покаялись, чтобы пробудились и сделались более внимательными к вразумлению. Не сказал: поститеся – и Я спасу вас; не объявил: покайтесь – и будете помило­ваны; но скрыл Свое человеколюбие и возвестил угрозу, чтобы не сказал кто-нибудь: Он принудил их поститься и покаяться и воз­дать честь Богу. А то, что бывает с принуждением, принимается без особого расположения. (Совсем иначе принимается то, что) «не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7). «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена». Приговор краток; без суда назначенный срок наказания приближается по пятам. Что остается делать? Где искать спасения? Не противопоставить ли этой угрозе военную силу? Но кто может поспорить с Богом? Вестник (наказания) неложен. А если Бог так угрожает, говорят они сами себе, то как избежать нам такой беды? К какой борьбе гото­виться? Кто будет сражаться для нашего спасения? Кто преклонит Бога прекратить Свой гнев против всех нас? Какому посреднику поручим мы склонить Его к примирению? Мы все оказываемся грешниками. Будучи врагами Бога, мы не будем Им услышаны. Что нам делать? Куда бежать от лица Господня? Давайте, ниневитяне, прибегнем к посту, – говорит их царь, – посыплем пеплом свои главы, овцы и волы наши пусть не едят и не пьют: и посмотрим, не помилует ли нас Бог? Так рассудили ниневитяне – и, установивши пост, как самую надежную стрелу, приготовили молитвы, как благо­вонное курение, пролили слезы покаяния, как потоки вод, и отстали каждый от своего лукавого пути, – и всем этим они достигли того, что Бог с ними примирился. Трехдневный пост взошел на небо, достиг Владыки и снискал у Него спасение (жителям города). Бог даровал всем жизнь – и людям и животным. Покаяние восторжествовало, а вместе с ним и пост. Смотри же, не презирай этого установления, но держись его, бодрствуй, и возрасти сам в себе плоды благочестия. Итак, помолимся единодушно все, чтобы и нам изба­виться от заслуженного нами гнева и достигнуть царства небесного, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *

*

Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria.

Комментарии для сайта Cackle