святитель Иоанн Златоуст

Древние жития свт. Иоанна Златоуста архиеп. Иоанн (Шаховской)

Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста А. П. Лопухин (10 330 чтений)

Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого святитель Димитрий Ростовский

Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста Т. Миллер (3 160 чтений)

Иоанн Златоуст в русской письменности А. И. Соболевский (2 533 чтения)

Крестный путь Иоанна Златоуста Ольга Орлова (507 чтений)

Святитель Иоанн Златоуст П. З. Белодед (3 275 чтений)

Святитель Иоанн Златоуст в документах истории Е. Казенина (1 237 чтений)

Святитель Иоанн Златоуст и его Литургия А. В. Петровский (2 659 чтений)

Святитель Иоанн Златоуст как участник арианских споров П. Михайлов (1 195 чтений)

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский прот. Михаил Дронов (1 125 чтений)

Святой Иоанн Златоуст и его враги новомуч. Иоанн Попов (3 226 чтений)

Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал архим. Никанор (Кудрявцев)

Учение св. Иоанна Златоустого о Евхаристии П. Пономарев (781 чтение)

Хризостомика в Патрологии Ж.-П. Миня: сопоставительная таблица И. Л. Хлынова

Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам О. К. Пирогов (3 302 чтения)

Юношеские годы св. Иоанна Златоустого и приготовление к пастырскому служению Соколов Л.А.

1. Догматико-полемические творения

2. Экзегетические творения

I. Толкования на Ветхий Завет

II. Толкования на Новый Завет

3. Пастырские и катехизические творения

4. Нравственно-аскетические творения

5. Праздничные слова и беседы

6. Похвальные Слова

7. Автобиографические слова и беседы

8. Гомилии на разные случаи

9. Письма

10. Сборники

11. Богослужебные произведения

  • SPURIA (Творения, приписываемые святителю) (7 010 чтений)
  • DUBIA (Творения, для которых авторство Златоуста сомнительно) (1 964 чтения)
  • Аудиозаписи трудов свт. Иоанна Златоуста

    святитель Иоанн Златоуст

    святитель Иоанн Златоуст (347–407)

     

    Родился около 347 года в Антиохии в семье офицера по имени Секунд, довольно рано умершего. Воспитан был матерью Анфусой, которая смогла дать сыну хорошее образование. Святитель Мелетий Антиохийский крестил его в 367 году и поставил через три года его во чтеца. После смерти матери он принимает монашество.

    Спустя некоторое время после этого, его с другом Василием решили поставить во епископы, но по смирению будущий святитель тогда уклонился от сана. Крайности аскетизма привели к ухудшению его здоровья (в своих поздних проповедях он предостерегает от этого) и он возвратился в Антиохию. Там святитель Мелетий уговорил его принять сан и посвятил его в 381 году во диаконы.

    Спустя пять лет он был рукоположен во пресвитеры и стал одним из самых знаменитых проповедников. Именно тогда паства дала ему прозвище «Златоуст». В 397 году, по просьбе императора, Иоанн Златоуст был приглашен на кафедру Константинополя. Там он начал активную деятельность по оздоровлению нравственной жизни столицы. Большое число вчерашних язычников, придя в Церковь, сохранили свои старые привычки. Поэтому перед святителем стала задача дальнейшего просвещения народа.

    Большую роль он придавал благотворительности, поэтому даже те средства, которые предназначались для его содержания, он тратил на устроение гостиницы для паломников и больницы для бедных. Кроме того он ввел практику антифонного пения, ему принадлежат несколько молитв до сих пор используемых в чинопоследованиях Таинств, а так же приписывается авторство Литургии.

    Обличая распущенность столичных нравов, св. Иоанн вызвал ненависть со стороны знати, и, в первую очередь, самой императрицы Евдоксии. Вражда против святителя достигла апогея в 404 году, когда состоялся «собор под дубом», осудивший его за растрату церковной собственности и приговоривший к изгнанию. Протесты паствы предотвратили его высылку, но через некоторое время, приговор был все же приведен в исполнение.

    Направленный в Армению, он был переведен в 407 году в Питнус (ныне Пицунда), где и скончался, истощенный болезнями. По преданию, его последними словами было: «Слава Богу за все!». В 438 году его мощи были перенесены в столицу.

    Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

    Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

    Кондак первый, глас 1

    Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.

    Кондак второй, глас 6

    От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, // яко Божественная являя.

    Молитва святителю Иоанну Златоусту

    О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

    Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

    Кондак трем святителям, глас 2

    Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, // Едине прославляяй святыя Твоя.

    Акафист святителю Иоанну, архиепископу Константина града, Златоустому

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Система Orphus