О том, что имеющий какую-нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере.*
Человеколюбец Бог, жалея наш род, не оставляет ни одного человека без Своей благодати. Не только праведным дает благодать, но и грешным, так как Он щедр и нелицеприятен, повелевает своему солнцу всходить на праведных и неправедных, и желает всем людям спастись. Не пренебрегает Он грешником, и ему дает умеренную благодать, чтобы, получив дар, он почтил дателя и покаялся из благодарности к Нему, обратившись от порочного пути. Если же, получив благодать, останется при своем нечестии, то Он отнимет, наконец, от него благодать, которую тот получил, и осудит в геенну огненную, так как не познал чести и чествовавшего; и на нем исполняется написанное: «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» («человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им») (Пс. 48:13).
Я знаю грешных людей, – и они возлагали руки на больных, и исцеляли их. Но это бывает двояко, и не только в отношении дающего, но и получающего. Если получающий не верует, то он не получает благодати ни от праведника, ни от грешника; верующий получает благодать исцеления даже от грешника. Каждому по вере дается и благодать. И Господь говорил приходящим к Нему: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Ты веруй во имя Господа, к Которому приходишь, и никоим образом не сомневайся, и получишь благодать, потому что совершитель – Бог.
Многие пресвитеры, будучи грешниками, приносят дары, и Бог от них не отвращается, но освящает предлежащие дары Святым Духом, – и хлеб делается Телом Господа, и чаша делается честной Кровью Господа. Некоторые полагают, что они делают нечто разумное, когда не причащаются от некоторых пресвитеров, так как знают за пресвитером нечто худое. И не знают они, что больше грешат из желания сделать нечто хорошее. Кто ты, судья своего начальника? Разве ты не слышал слов апостола: «начальствующего в народе твоем не злословь» («князю людий твоих да не речеши зла») (Деян. 23:5)? И еще: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» («еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит, или падает. Станет же: силен бо есть Бог поставити его») (Рим. 14:4)? Ты не имеешь власти судить и обличать его, так как учишься и руководишься им, как сказал апостол Павел: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» («прежде времени ничтоже судите, дóндеже приидет Господь, иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога») (1Кор. 4:5). Он имеет власть судить тебя, а судья его есть Господь. И опять Господь (говорит): «не суди́те, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Ты исполни должную честь правила, не отказывайся давать начатки первородств твоих, нужные для церкви.
Не любопытствуй, на что они израсходованы; а если вознамеришься судить его и в этом, то загляни прежде в свой сосуд и испытай самого себя, нет ли чего худого в твоей совести, не осуждает ли тебя твоя мысль. И не говорю: «исследуй дела целых годов»; но только – одного дня; расследуй тщательно, как провел ты день: не осудил ли кого-нибудь, не соблазнился ли твой глаз чем-либо, не презрел ли бедного, не посмеялся ли над ближним своим, не ударил ли кого-нибудь? Смотри: не повредил ли ты этим своей душе? Если ты чист во всем этом, то чистота твоя остается при тебе, и не хорошо обвинять пресвитера или другого. «Но он, – говоришь, блудничал, а я нет». А ты обокрал своего ближнего и похитил у бедного. Каждый пусть знает худое в своих делах; не пренебрегай своим, когда исследуешь то, что у ближнего.
Если кто-нибудь преслушает сказанное, и обратит свой язык на обвинение пресвитера или кого-нибудь другого, тот пусть ждет, что перенесет ту же самую отплату. Если ты делаешь то, чего требуешь от ближнего, Господь скажет тебе: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» («лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего») (Мф. 7:5). Позаботься о своих грехах, и не суди (того), к кому ты не приставлен для суда.
Кроме того, и пресвитер обязан относиться к народу так. Прежде всего, от всей души молиться за народ, предстоять до смерти за терпящих несправедливость, и обязан полагать душу свою за стадо, в нужде помогать, в печали утешать, не злопамятствовать прежде всего. Злопамятный пресвитер согрешает ежедневно; душа злопамятного пресвитера никогда не приносит Богу чистой молитвы, так как злоба в сердце его. Если ты не примиряешься со своим ближним, и не прекращаешь своей злобы, то не подходи к престолу; вспомни, что тебе повелел Господь: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Не нарушай повеления Владыки, чтобы не быть осужденным, не думай о коварстве, не возвышай одного, не унижай другого; богача не чествуй первым местом за столом, и не презирай бедного, не могущего тебе принести даров; но будем соблюдать равенство ко всем. С обвинением не спеши, пустых речей не допускай, по слуху никогда не осуждай: многие обвиняют по зависти и вражде. Если с большой тщательностью ты найдешь согрешившего, не обличай его сейчас при всех, чтобы не дать ему особенного случая никого не стыдиться. Обличение при всех вдвойне худо. Обличаемые, не перенося позора, не перенося упрека, обращаются к другому, еще худшему; и когда не вовремя обвиняются, прибегают к смерти через повешение. Таков сатана: он внушает человеку делать зло, внушает сделать и другое и, по совершении его, насмехается. Он приготовляет обличения, устраивает обвинителей, чтобы обвинять в несчастии, делается другом-обвинителем; (человек) во время обличения доводится еще до большего безумия; и когда он доводится до другого большего позора, сатана удружает его рекой или петлей. Вследствие таких опытов, тот, кому вверено словесное стадо Христово, должен быть кротким, и исследовать согрешающих с большой осторожностью; и когда найдет согрешившим, не извергать тотчас из церкви, чтобы сатана, ухватившись, не сделал человека своим. Когда человек отлучен архиереем, берет его сатана в свои объятия, и не отступает от него, пока он предается ему. Иерей не должен часто отлучать, ни проклинать. Ввиду этого, ты, пастырь, не должен без разбора отвергать овцу, ни отлучать от стада; но, когда найдешь согрешившим, позови его наедине, и в одном упрекни, в другом побуди его отстать от зла, – и раз, и дважды, и трижды; и если он послушает твоих увещаний, ты приобрел брата своего, как сказано в Писании: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20). Прежде всего снизойди к нему: отпускающему отпустится. И опять человеколюбец Господь говорит: «Если седмъдесят крат седмерицею согрешит против тебя брат твой, отпусти ему» (Мф.18:22). И не поноси ничего сокрытого, и не гневайся, что обращается к тебе; если после трех внушений он исправится через покаяние, – тогда пусть будет принят. Все это должен знать иерей, и как ему нужно вести себя с народом, чтобы не быть осужденным на век.
Наконец, предложу слово о диаконах: как им нужно вести себя. Диакон должен все делать с соизволения пресвитера и в отношении канона, и в отношении церковных обязанностей; ни в чем не самовластвовать в отношении народа, но все устраивать по повелению пресвитера, не иметь власти отлучать кого-нибудь, ни иное что-нибудь делать. Когда нет пресвитера, диакон имеет власть во всем, как и пресвитер, помимо божественных тайн. Если пресвитер намерен отлучиться – должен призвать другого пресвитера из другого селения, чтобы он возносил молитвы за народ; если есть нужда, и пресвитера не окажется, то должен пресвитер освятить хлеб, и приказать диакону давать народу. Если будет нужда, и окажется некрещеное дитя при смерти, можно крестить диакону; и если дитя умерло, то для него зачтено это в крещение; если же дитя умрет некрещеным по беспечности пресвитера, то горе пресвитеру тому! Если по беспечности родителей умрет некрещеным, то горе родителям дитяти! Поэтому, не должны родители оставлять дитя некрещеным на много лет: незапечатленная овца – часть волка. Печать Христова сохраняет имеющего печать. Самому Христу подобает слава и честь и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria. Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»