Беседа на всех святых

Источник

Я хотел молчать и не выставлять публично деревенской грубости моего языка; ибо великое дело молчание, когда слово скудно, и чудно безмолвие при необразованности: лучший философ посредством молчания скрывает невежество. И я решился было сделать это, зная слабость собственного языка. Но меня влечет к речи вид того, что я созерцаю. Посему, так как празднество блистательное и зрелище непрестанное и пылает верою наше собрание, то я приступлю к своему дерзновенному слову, особенно, когда отец просит, церковь оказывает содействие и святые мученики укрепляют для этого мою слабость. Ибо они и старцев убедили со многим потом совершить длинное путешествие и заставили укрепить нетвердые ноги посохом слова; и женщин поощряли совершать путь вместе с юношами, и младенчествующий возраст, ползающий, увлекли сюда мученики, которые плясали пред лицом смерти, смеялись над мечами, привлекали на себя гнев тиранов, у смерти исторгали заступника бессмертия, во время своего падения приобретали победу, посредством тела восходили к небу, рассеивали свои члены, чтобы скрепить свои души, разрывали затворы жизни, чтобы открыть ключи неба. Кто не верит, что смерть упразднена, ад попран, что разорваны узы его, что тиран связан, тот пусть посмотрит на мучеников, подвергающихся смертной опасности и воспевающих победу Христа. О, чудо! С того времени, как Христос обезоружил ад, люди стали смеяться над смертью. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?1. Обезоруживается ад и дьявол, – он лишен древнего всеоружия и изгоняется из собственной державы. И подобно тому, как Голиафу отсечена была голова его собственным мечем, так и дьявол, родивший смерть, смертью обращается в бегство, и в легком способе собственного коварства находит сильное оружие для своей собственной погибели. Как удочкой он пронзен Божеством и, проглотивши обычную приманку ясно уловляется тот, который надеялся уловить, и захватил Бога вместо человека. Вследствие этого мученики пляшут на голове дракона и презирают всякий вид пыток. Ибо с того времени, как второй Адам возвел первого со дна адова, как Иону из кита, и обольщенного, в посрамление обольстившего, явил жителем неба, врата ада заключены и врата небесные отверсты, предоставляя беспрепятственный доступ всем восходящим с верою. В древности Иаков созерцал лестницу, утвержденную до небес, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих: а ныне ради человека соделавшийся человеком человеколюбец, поправши ногою Божества бесчеловечного и понесши человека на руке благости, уготовал непроходимый эфир для совершения пути по нему человеческими ногами. Тогда ангелы восходили и нисходили; теперь же великого совета Ангел не восходит и нисходит, ибо откуда и куда переместится везде сущий и все наполняющий и в Своей руке содержащий концы [мира]? Ибо Он один раз сошел и один раз восшел, воспользовавшись [для этого] не изменением природы, но снисхождением человеколюбивой благости: Слово, соседящее Отцу, и Слово, водворяющееся в утробе, и Слово, везде обретающееся и от [Бога] всяческих никогда неотделяющееся. Смеялся некогда дьявол над человеческой природой великим смехом и нашим несчастьям радовался, как празднествами. Но смех трехдневный, а плач вечный, и великий смех уготовал ему еще более великий плач, непрестающую слезу, неутешный плач, стрелу в сердце. Эту стрелу военачальник выковал против врага в девственной печи, какую хотел и как хотел, посредством огня, закаливши силою непобедимого Божества, погрузивши в воду незапятнанного крещения, заостривши бесстрастными страданиями и сделавши блестящим посредством таинственного воскресения, всем воинством своим умертвил злодея. Какое посему слово может изложить или нашу радость или его [дьявола] бедствие? Ибо некогда архангел, теперь дьявол; некогда обитающий на небесах, теперь как змий видится влекомым по земле; некогда блистающий с херувимами, теперь мучимый, заключен в загородке для свиней. Его и мы обратим в бегство, если будем помышлять противное его воле, – благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *


Источник: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика : [Перевод / Предисл. А.И. Сидорова, Е.А. Карманова]. - [Репр. изд.]. - М. : Паломник, 1996. - Х, 211, 391 с. (Библиотека отцов и учителей церкви; 4). / Беседа на всех святых. 157-158 с.

Комментарии для сайта Cackle