Источник

Киръ

Киръ (כֹּרֶשׁ ,כּוֹרֶשׁ – на древнеперсидском Khor, Khur = солнце; Κύρος; Cyrus; Кѵ́ръ; L: Kores): Ис.44:28, 45:1. Дан.1:21, 6:28, 10:1, 14:1. 2Пар.36:22. 1Ездр.1:1, 7–8, 3:7, 4:3, 5, 5:13–14, 17, 6:3, 14. 2Ездр.2:1, 4:57, 5:53, 6:17. – Великий завоеватель, царь Персидский, давший иудеям свободу возвратиться в свое отечество и создать храм Богу в Иерусалиме. Он был сын одного перса, по имени Камбиза, принадлежавший с отцовской стороны к дому Ахамепидов, самой знаменитой из всех Персидских фамилий, которая вела свое происхождение от древнейшего баснословного царя ариан, Джемшида; мать его Мандана была дочь Индийского царя Астиага. По преданию, рассказываемому Геродотом, Астиагу приснился однажды сон, по объяснению жрецов, предвещавший его падение, и он, чтобы предупредить это, приказал приближенному вельможе своему Гарпагу умертвить родившегося у Манданы младенца Кира, имевшего царствовать над целой Азией; но младенец был спасен и воспитан пастухами, и впоследствии Астиаг признал его своим внуком и принял ко двору. Затем предание говорит, что Гарпаг, жестоко наказанный царем за свое ослушание, скрывая в своем сердце месть׳свою, когда Кир был уже в совершенном возрасте, предложил ему восстать против мидян, обещая ему свою помощь. Кир легко возмутил давно недовольных своей зависимостью персов. Астиаг послал войско под начальством Гарпага; но Гарпаг перешел на сторону Кира; тогда Астиаг был побежден и лишен престола, и Кир сделался обладателем всего Индийского царства (в 560 г. до Р. Хр.). Впрочем, Кир обращался с Астиагом почтительно и оставил его при себе до самой смерти. Сделавшись обладателем столь обширного царства, Кир еще более распространил его своими завоеваниями. Он прежде всего покорил Бактрию. Затем направил свое оружие против Малой Азии, которая почти вся признавала тогда верховную власть над собой царя Лидийского. Царем Лидийским был тогда известный Крез, гордый своими несметными богатствами. Кир разбил его и пленный Крез осужден был на сожжение. По словам Геродота, когда его положили на костер, он воскликнул: о Солон, Солон, Солон! Кир, услышав это, остановил казнь и спросил, что значит такое восклицание, и когда Крез рассказал ему историю об этом, глубоко тронутый рассказом его и понимая непостоянство судьбы человека в жизни, Кир возвратил ему жизнь, и впоследствии низложенный царь стал его другом, и Кир часто в своих предприятиях руководствовался его советами и опытностию. Затем Кир, поручив Гарпагу дальнейшее завоевание Малой Азии с ее греческими колониями, сам обратился на восток от Мидии. Тогда одинаковая участь с Лидийским царством предстояла и Вавилонии, царь которой был в союзе с Крезом против Кира. Вавилон был неприступен за своими крепкими стенами. Царем в это время был там Валтасар, внук Навуходоносора. Кир тихо приближался к столице, и наконец осадил Вавилон. Но жители с презрением смотрели на врага. Богатство Вавилона, высокие и толстые стены, бесчисленное народонаселение, огромное пространство, которое он занимал, богатое изобилие съестных припасов, все это делало их беспечными и равнодушными к врагу. Они смеялись над ним и предавались своим удовольствиям. Сам царь, столько же гордый, как дед его, Навуходоносор, но не столь способный к управлению, делал своему народу великолепные пиршества, и в одну ночь, на одном из таких пиршеств, находясь в крайне веселом расположении, приказал принести священные сосуды, взятые Навуходоносором из храма Иерусалимского, пил из них вино, поил своих гостей и превозносил богов своих. В это время вдруг явилась неизвестная рука, которая писала по стене неизвестные слова, которых никто из мудрецов вавилонских не мог прочесть и истолковать. Призванный Даниил прочел слова эти и объяснил царю смысл их, предсказав ему его падение и погибель его царства, и в ту же ночь суд Божий совершился над Вавилоном. Кир велел прокопать канал и отвести воду из Евфрата в соседнее озеро, и по его руслу ворвавшись с войском в город, овладел им и все государство обратил в персидскую провинцию (в 539 г. до Р. Хр.). Сделавшись так. обр. обладателем всего востока от Индии до Эгейского моря, Кир узнал в это время и иудеев, и их историю, и покровительство им Божие, и волю Божию о них, и дал им дозволение возвратиться в свое отечество, в Палестину. Имел ли он при этом в виду, как некоторые хотят догадываться, посредством привлечения к себе евреев и поселения их по соседству с Египтом, приготовить себе безопасный путь в эту страну, чтобы идти потом войной против третьего своего врага, царя Египетского, история прямо об этом не говорит. Не известно также, читал ли он пророчество Исаии, в котором более чем за полтораста лет, он назван по имени и представляется исполнителем воли Божией о возобновлении Иерусалима и восстановлении Храма (Ис.44:28, 45:1–7), или побужден был Даниилом, который и при Кире был в такой же силе, как при Дарии (Дан.6:28), – только он, в первый же год своего единовластительства, обнародовал по всему своему царству указ, повелевавший иудеям возвратиться в свою отечественную землю и создать храм Богу истинному, и вследствие сего более 42-х тысяч иудеев возвратились в свое отечество и, покровительствуемые указом Кира, вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме (1Ездр.1:1–8 и гл. 1Ездр.3). Но Кир не дожил до окончания построение сего храма. Прежде, нежели обратил он свое оружие против Египта, который казалось более всего должен был привлекать его внимание к себе, он обратил свое оружие против кочевых племен скифских, обитавших по обеим сторонам Каспийского моря, может быть, потому что этого требовало охранение границ прежнего Мидийского государства, и в сражении с ними был ранен, и умер от раны. Впрочем, сказания о смерти его различны. По одним он был разбит и ранен в походе против кочевого племени дербиков, бродивших к востоку от Каспийского моря, в нынешней Туркмении, и сперва побежденный и раненый, снова пошел на них и победил их, но вторично был ранен и от этой раны умер. По другим, он погиб в войне с массагетами, над которыми, по смерти сына своего, сама царица Томириса приняла начальство и нанесла персам страшное поражение, в котором Кир был убит. А Ксенофон в своей Киропедии передает, что Кир спокойно умер в своем дворце, и похоронен на своей родине, в персидском городе Пасаргадах, и прах его лежал в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы. Так разногласны сказания древних о смерти его, равно как и о первых событиях его жизни.׳Священное писание сообщает нам об этом великом завоевателе следующие данные: Кир родом персиянин – פַּרְסָיָא (Дан.6:28, 14:1). Он – избранное орудие Божие для исполнения воли Его над Вавилоном и халдеями (Ис.48:14). Он царь Персидский (2Пар.36:22–23. 1Ездр.1:1–2, 3:7, 4:3–5. Дан.10:1). Он представляется как полководец царя Дария, для которого завоевал Вавилон (Дан.5:31). ·Он преемник Дария, называемого также Астиагом (Дан.5:31, 14:1). Он равно царь над Мидией и Вавилоном (1Ездр.5:13, 17, 6:2–3). Он великий завоеватель, который самим Богом призван для покорения царей и народов (Ис.45:1–3). Он разрушитель идолослужения вавилонского и халдейского (Ис.46:1–2. сн. Дан.14 гл.). Он чтитель истинного Бога, хотя склонен был и к поклонению идолам (2Пар.36:23. 1Ездр.1:2. Дан.14:3–4). Он бескорыстный освободитель иудеев и покровитель города и храма Иерусалимского (Ис.44:28, 45,13. 2Пар.36:23. 1Ездр.1:2, 5:13, 6:3). Он как пастырь у Господа, долженствовавший исполнить волю Его касательно Израиля (Ис.44:28), и как помазанник Его, возбужденный Духом Божиим для исполнение воли Его как касательно избранного народа Его (2Пар.36:22 и дал. 1Ездр.1:1 и дал.), так и касательно других народов (Ис.48:28, 45:1–3). Флавий присоединяет, что к освобождению народа Божия Кир, без сомнения, возбужден был пророчеством Исаии, в котором он за 140 лет до разрушения Храма наречен по имени (Древн. к. XI. гл. 1. § 2); но вероятно, как выше замечено, он возбужден был к этому и пророком Даниилом, который в такой же силе был при нем, как и при Дарие (Дан.6:29). Herz. III. р. 228–232. Keil и Del. на Ис. р. 469 и д. Fürst. 1. р. 634. Zell. 1. р. 832. Шлосс. Всем. Ист. T. 1. 1868 г. стр. 62–64. Бекк. Всем. Ист. ч. 1. 1843 г. стр. 151–170.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle