Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Смерть

(Death)

Смерть – величайший враг человека, непреклонный и безжалостный косарь, не принимающий во внимание возраст или богатство. Она отнимает у родителей дорогих детей, заставляя оплакивать утрату до конца жизни. Она лишает жен и детей кормильца и защитника, делая вдов и сирот уязвимыми во враждебном мире. Она забирает стареющую супругу, оставляя седовласого мужчину без спутника жизни и ближайшего друга. Иногда она приходит внезапно и незаметно, в других случаях она приближается постепенно, как-бы подкрадываясь к беззащитной жертве или издеваясь над ней. Порой она производит массовое истребление, в других случаях выбирает жертву индивидуально. Она пользуется разными средствами и методами, но лишь крайне редко захват ею добычи не причиняет страданий и не внушает чувство ужаса. Власть, красота и богатство могут обычно преодолеть любое препятствие, но в случае со смертью они встречают достойного противника. Поэт XVIII века Томас Грей писал: «Гордость своим гербом, пышность власти, все это великолепие, все это богатство, которые они дают, ожидают неотвратимого часа; пути славы ведут только к могиле» («Элегия, написанная на сельском кладбище», станс 9).

На древнем Ближнем Востоке, где появилась Библия, смерть называли «землей, из которой нет возврата» и рассматривали ее как неизбежное заключение в подземную темницу. В Ветхом Завете царство смерти (или шеол) изображается расположенным под землей, а вход в него сравнивается с глубоким рвом (Пс.87:5–7). Спускающиеся в этот подземный мир отрезаются от Божьих славных дел и от сообщества веры (Пс.6:6; 29:10; 87:11–13; Ис.38:18). За редкими и лишь временными исключениями (напр., 1Цар.28:12–15), путешествие в подземный мир совершается в один конец (2Цар.12:23).

В хананейских мифах смерть изображается в виде ненасытного бога, постоянно требующего человеческой плоти и пожирающего ее. В одном их текстов смерть показана с «губой у земли и губой у неба... и языком до звезд» (Гибсон, 69). Свой аппетит смерть сравнивает с львиным и хвастается: «Когда я действительно хочу поедать “глину” [человеческую плоть], я ем ее полными горстями, будь то когда семь моих долей [число, выражающее полноту] уже в чаше или когда Нахар [речной бог, перевозящий мертвых с земли в подземный мир] еще не приготовил мне чашу» (Gibson, 68–69).

В Библии смерть не обожествляется, но ассоциируется с ненасытностью (Ис.5:14; Авв. 2:5), хитрым врагом, использующим сети, чтобы завлечь свои жертвы в ловушку (Пс.17:5–6), и вторгающимся через окна, чтобы истребить детей (Иер.9:21). Смерть – «последний враг» (1Кор.15:26), жалящий грехом (1Кор.15:55–56; ср. Ос.13:14), она неотвратима (Пс.88:49; Ек.8:8), страшна (Евр.2:15), люта (Песн.8:6), это противник, с которым невозможно заключить договор (Ис.28:15, 18).

Наиболее впечатляющие образы смерти показаны, пожалуй, в последней главе Книги Екклесиаста. Когелет (Екклесиа́ст или Пропове́дник, ивр. кохе́лет), основной рассказчик в книге, относится к смерти как к одной из главных тем. Смерть делает все в жизни бессмысленным. В Ек.12:1–5 процесс старения сравнивается с надвигающейся бурей. Символом дряхлеющего тела служит дом, постепенно разваливающийся на части вместе со своими обитателями. Хотя полного согласия в данном вопросе нет, трудно не признать, что между образами жителей дома и частей тела существует определенная аллегорическая связь. Например, когда говорится, что перестанут молоть мелющие, невозможно не увидеть в этом намек на работу зубов. В Ек.12:6–7 смерть сравнивается с разрушением ценных предметов. Серебряная цепочка рвется, золотой кувшин разбивается.

Несмотря на всю ее силу и враждебность, смерть в конечном счете подчиняется власти Бога. Как это ни парадоксально, смерть исходит от Бога, постановившего, что она будет конечным наказанием за неповиновение Его заповедям (Быт.2:17; 3:19; см. также Пс.89:4–11). Когда первая человеческая чета вкусила запретный плод и взбунтовалась против Бога, вместе с грехом в мир вошла смерть, с тех пор обладающая властью над человеком (Рим.5:12–21; 6:23; Иак.1:15). Тем не менее смерть все равно подчиняется Богу. Бог может использовать ее как союзника для выражения Своего гнева (Исх.15:12 [где слово «земля» следовало бы перевести как «подземное царство»]; Ос.13:14 [где обращение к смерти следует понимать как приглашение послужить Божьим орудием наказания грешников]), или же Он может освобождать от ее жестокой хватки тех, к кому Он относится милостиво, прежде чем они должны будут сойти в ее бездну (Пс.17:5–20; 114:3–8). В истории заветных отношений Израиля с Богом смерть символизирует пагубные последствия нарушения завета (Втор.28:45, 48, 61), которые могут быть отменены только жизнетворной силой Бога (Иез.37).

В конце Бог устранит смерть из мира, раз и навсегда поглотив великого поглотителя (Ис.25:6–8). Но, строго говоря, избавление от смерти относится не только к будущему. Оно уже началось, когда Иисус одержал победу над грехом, удовлетворив справедливые требования Бога и приняв жертвенную смерть на кресте за грешников (Рим.5:12–21). Затем Он восторжествовал над смертью, поднявшись из гроба на третий день (Рим.6:9–10) и лишив силы сатану, пользующегося страхом смерти как орудием против человека (Евр.2:14–15). Воскресение Иисуса обеспечивает будущее воскресение Его народа (1Кор.12–28) и исполнение видения Исаии (1Кор.15:50–54). Смерть, конечный враг, чье «царство» суеты и тления распространяется на всю вселенную (Рим.8:20–21), будет уничтожена. Божий народ никогда не будет больше испытывать связанные со смертью страдания и печаль, ибо в новом мировом порядке для нее не будет места (Откр.21:4). С укреплявшей его надеждой на воскресение апостол Павел рассматривал смерть как поверженного врага (1Кор.15:55–57; 2Тим.1:10), не способного отлучить Божий народ от Его любви (Рим.8:38–39) или от Его присутствия (Флп.1:21–23). Через спасительную веру в Иисуса люди уже перешли от смерти к жизни (Ин.5:24–27).

Победа Иисуса над смертью стала благом для Божьего народа (Откр.20:6). Те же, на кого Его спасительное служение не распространилось, однажды тоже поднимутся из могил, но предстанут перед Его святым престолом суда для вынесения окончательного приговора. Затем они будут брошены в озеро огненное, которое апостол Иоанн назвал «второй смертью» (Откр.20:14; 21:8).

См. также: ВОСКРЕСЕНИЕ; ГРЕХ; КОСМОЛОГИЯ; МОГИЛА, ГРОБ, ГРОБНИЦА; ПОГРЕБЕНИЕ, ПОХОРОНЫ; РАЗЛОЖЕНИЕ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; ТЛЕНИЕ; ТРАУР, ПЛАЧ; УБИЙСТВО; ЯМА, РОВ, МОГИЛА, ПРЕИСПОДНЯЯ.

Библиография:

L.R. Bailey, Biblical Perspectives on Death (Philadelphia: Fortress, 1979);

M.C. de Boer, The Defeat of Death: Apocalyptic Eschatology in 1Corinthians 15 and Romans 5 (Sheffield: JSOT, 1988);

O.Keel, The Symbolism of the Biblical World (New York: Seabury, 1978);

L.I.J. Stadelmann, The Hebrew Conception of the World (Rome: Pontifical Biblical Institute, 1970) 165–176;

N.J.Tromp, Primitive Conceptions of Death and the Nether World in the Old Testament (Rome: Pontifical Biblical Institute, 1969);

H.W. Wolff, Anthropology of the Old Testament (Philadelphia: Fortress, 1974) 99–118.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle