Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сын

(Son)

Сын в Библии – это продолжатель рода отца. В более широком смысле сыновство связывается с уровнем семейного, наследственного, общественного и религиозного положения. Библейские образы сына следует понимать в контексте чрезвычайной ценности, которая в древних культурах придавалась сыновьям.

Продолжатель жизни. По древним представлениям, жизнь отца продолжается в сыне. Одно из основных отцовских чувств выражалось в том, что его жизнь на земле достигает цели благодаря сыну, который сохраняет его род (Быт.15:2–4). Поэтому для продолжения жизни отца на земле были созданы такие институты, как полигамия, левират, брак, и даже усыновление. Глубина представления об увековечивании себя в сыне находит выражение в замечании, что Адам «родил сына по подобию своему, по образу своему» (Быт.5:3).

Исходя из этого понимания, сына называют «семенем» (zeraʿ). В Быт.15:3 Аврам жалуется, что Бог не дал ему «семени» {«потомства»}, а в Быт.22:16–18 Бог обещает Аврааму после прохождения испытания: «Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов твоих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (ср. Быт.24:7). Онану было велено пойти к жене его брата и исполнить свой долг деверя восстановлением семени брата (Быт.38:8).

Коль скоро жизнь отца переходит к сыну, сына обычно называли именем отца. «Нареченный именем отца» – обычное указание на сына в Библии (Быт.48:16). В соответствии с этим принципом, Руфи было сказано воспитывать семя умерших, когда она родила сына от Вооза (Руф.4:11–13), а сын был назван «восстановителем жизни» (Руф.4:15 NASB). В Быт.3:15 мессианский искупитель назван семенем женщины, а в Ис.53:10 сказано, что Мессия увидит Свое семя после смерти {«узрит потомство долговечное»}.

Правовым выражением этого представления о сыновьях как продолжателях семейной линии было наследование. Сын наследовал собственность отца. В частности, старший сын получал двойную часть имущества своего отца (Втор.21:17). Именно по этой причине виноградари в притче Иисуса пытались убить наследника, чтобы завладеть наследством (Мф.21:38; Мк.12:7; Лк.20:14). Если отец становился слишком старым, чтобы заботиться о семье, старший сын брал на себя его обязанности и руководил хозяйством (Быт.24:50, 55). Израильские женщины назвали внука Ноемини, родившегося у Руфи, «питателем в старости твоей» (Руф.4:15).

Сын как образ достоинства. В «Одиссее» Гомера ничто не ценится выше достойного сына. Подобные чувства отражаются и в библейских взглядах, примером которых служит Книга Притчей. «Сын мудрый радует отца» (Притч.10:1; 15:20). Автор также заявляет: «Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце» (Притч.23:15). С другой стороны, «глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притч.17:25). Логическим противовесом образов, в которых недостойный сын навлекает позор (Притч.10:5; 17:2; 19:26), служит идеал воспитания сына, который бы «не срамил и не бесчестил».

В Библии сыновья показаны также как символ силы отца. Иаков назвал своего первенца Рувима «крепостью моей и начатком силы моей» (Быт.49:3). Выражение «начаток силы» используется в Библии и в других местах применительно к первенцу (Втор.21:17; Пс.77:51; 104:36). Имеется в виду, что сыновья – сила отца на войне и в работе, а первенец – ее начало. Сыновья Иакова продемонстрировали силу, убив Еммора и его сына Сихема, изнасиловавшего их сестру (Быт.34). Псалмопевец сравнивает «сыновей молодых» со «стрелами в руке сильного» (Пс.126:4) и добавляет: «Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Пс.126:5).

Христос как Сын. В Новом Завете Христос примерно 150 раз назван «Сыном», «Сыном Божиим» или «Сыном Человеческим». С точки зрения догмата о Троице, понятие сыновства связано с отношениями между Христом и Отцом. С учетом образов человеческого сыновства, отмеченных выше, оно служит также символом почести и возвышения, особенно если сопровождается эпитетом «единородный». В этом отношении важно, однако, проводить различие между человеческими сыновьями и Сыном Божьим, поскольку единородностъ – метафорический термин, не связанный с эманацией или творением. Кроме того, второе лицо Троицы – это Сын, проявляющий послушание Отцу в том, что касается воплощения и искупления.

Сын как символ. Впечатляющим образом сыновства в Библии выглядит изображение Израиля как сына Божьего. Господь называет Израиль «сын Мой» (Исх.4:22–23; Ис.43:6; Ос.11:1). Соответственно Господа называют Отцом Израиля (Ис.63:16; Иер.3:4, 19). Коль скоро Израиль – «сын Божий», определение «народ Мой, который именуется именем Моим» (Втор.28:10; 2Пар.7:14) служит для Господа особым наименованием Израиля. Кроме того, Господь, Которому принадлежит земля (Втор.10:14; Пс.23:1), дал Израилю в наследие Ханаанскую землю, в которой течет молоко и мед (Втор.15:4; 19:10; 20:16; Пс.134:12; Ис.19:25).

В Новом Завете образ сыновства используется применительно к верующим в Иисуса, и следует отметить, что в таком качестве он теряет связь с половой принадлежностью, распространяясь как на мужчин, так и на женщин. Концепцию сыновства для характеристики взаимоотношений между Богом и верующим разрабатывают, в частности, Иоанн и Павел. Всеобъемлющий план Божьего спасения выражается в «откровении сынов Божиих» (Рим.8:19). Для исполнения этого плана Бог послал в мир Своего Сына, рожденного от женщины (Гал.4:4–5). Язычники получают усыновление посредством Его Духа, Духа усыновления (Рим.8:15). Дух усыновления побуждает их взывать «Авва, Отче!», и Дух свидетельствует, что водимые Духом Божьим «суть сыны Божии» (Рим.8:14). Кроме того, сыны Божьи будут наследниками Бога и сонаследниками Христу (Рим.8:17) в Царстве Божьем, уготованном им от создания мира (Мф.25:34; Лк.12:32; 1Кор.6:9–10; 15:50; Гал.5:21; Еф.5:5). В это время Господь скажет: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, а он будет Мне сыном» (Откр.21:7).

См. также: ДОЧЬ; НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ, УДЕЛ; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА; РЕБЕНОК, ДЕТИ; СЕМЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle