Алтынбике, Злата или Хриса? Что в имени тебе моем?

про­то­и­е­рей Максим Обухов

Отслу­жив 1 мая пани­хиду по невинно уби­ен­ным в тер­акте метро, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл, воз­можно, поста­вил точку в споре об исполь­зо­ва­нии в рус­ской цер­ков­ной прак­тике имен, не вхо­дя­щих в святцы. Пат­ри­арх пуб­лично про­из­нес в молитве татар­ские имена, явно не вхо­дя­щие в святцы. Тем не менее, вопрос, кото­рый назрел давно, тре­бует уточ­не­ния и рас­суж­де­ния. Дело в том, что в рос­сий­ской импе­рии была тра­ди­ция, кото­рой при­дер­жи­ва­лись очень строго: давать имена только по свят­цам. Этот обычай, не под­твер­жден­ный ни одним кано­ном или собор­ным пра­ви­лом, авто­ма­ти­че­ски пере­шел в совет­ское время  и далее — в совре­мен­ную Рос­сий­скую Феде­ра­цию. В других пра­во­слав­ных стра­нах: Грузии, Сербии, Бол­га­рии, Греции, ничего подоб­ного нет и (при без­услов­ном пре­об­ла­да­нии  имен из свят­цев) детей часто кре­стят как Огнян, Камен, Здравка, и т.д.

Изме­ни­лось время и в России стали неред­кими случаи кре­ще­ния пред­ста­ви­те­лей других корен­ных наро­дов России, для кото­рых не всегда просто объ­яс­нить смысл кре­ще­ния  и обя­за­тель­ной смены имени. Как и сле­до­вало ожи­дать, уча­сти­лись случаи кре­ще­ния под реаль­ными, “пас­порт­ными” име­нами.

К вели­кому сожа­ле­нию, имело место случаи отказа в приеме запи­сок на поми­но­ве­ние и даже (!) отлу­че­ния от при­ча­стия тако­вых со сто­роны рев­ност­ных не по разуму свя­щен­но­слу­жи­те­лей. При этом стоит иметь ввиду, что отлу­че­ние кре­ще­ного чело­века от при­ча­стия есть нака­за­ние за опре­де­лен­ную вину. Ново­кре­ще­ный чело­век, как пра­вило, пред­ста­ви­тель одной из народ­но­стей России, ока­зы­ва­ется в недо­уме­нии: это пожиз­нен­ное отлу­че­ние от Церкви? За что? Что нужно сде­лать, чтобы “испра­виться”. Есте­ственно, ответа на этот вопрос нет, так как чело­век крещен в Пра­во­сла­вии строго в соот­вет­ствии с цер­ков­ными пра­ви­лами и даже имеет сви­де­тель­ство о кре­ще­нии, где так и напи­сано: Мансур, Динара, Тимур. Или, может быть, кре­ще­ной девушке по имени Алтын­бике нужно назваться Златой или Хрисой? И тогда ее допу­стят до при­ча­стия? В связи с отка­зом в приеме поми­наль­ных запи­сок в 2012 году во все епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви был отправ­лен Цир­ку­ляр № 014299 от 31.08.2012 г. кото­рый разъ­яс­няет, что отказ в приеме записки за кре­ще­ных не по свят­цам недо­пу­стим. Но при этом доку­мент не каса­ется самой воз­мож­но­сти кре­ще­ния под другим именем. Таким обра­зом, кре­ще­ние с любым именем не раз­ре­шено и не запре­щено, но стоит напом­нить, что в древ­ней Церкви не только не было такой тра­ди­ции, но не было и самих свят­цев. Посте­пенно кре­ще­ные бывшие языч­ники, ста­но­вясь свя­тыми, попол­няли списки подвиж­ни­ков бла­го­че­стия, кото­рые впо­след­ствии и пре­вра­ти­лись в святцы. И по ним стали назы­вать детей. 

Но мало того, можно сме­нить имя, а также можно выбрать себе небес­ного покро­ви­теля, имя кото­рого не сов­па­дает ни с пас­порт­ным, ни с данным при кре­ще­нии. Все эти тра­ди­ции суще­ствуют одно­вре­менно и не про­ти­во­ре­чат друг другу. Вопрос же об именах в совре­мен­ной цер­ков­ной жизни возник потому что у более чем ста корен­ных наро­дов страны есть обычаи, отли­ча­ю­щи­еся от рус­ских. Для пред­ста­ви­те­лей неко­то­рых наро­дов смена имени иногда непри­ем­лема, причем непри­ем­лема до такой сте­пени, что может ввести чело­века в иску­ше­ние, сму­ще­ние. При этом хри­сти­ан­ство не явля­ется наци­о­наль­ной рели­гией, не тре­бует отказа от своих корней, от наци­о­нально иден­тич­но­сти, а трехъ­языч­ная ересь давно осуж­дена…

В нынеш­ней этно­ре­ли­ги­оз­ной ситу­а­ции в стране это слепое, без рас­суж­де­ния, сле­до­ва­ние тра­ди­ции при­но­сит только вред, так как среди паствы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви есть разные народы, кото­рые имеют свои тра­ди­ции, в том числе народы двух­кон­фес­си­о­наль­ные: татары, осе­тины, абхазы. Неко­то­рые народы, в силу своей мало­чис­лен­но­сти, нахо­дятся на грани исчез­но­ве­ния, а руси­фи­ка­ция для них — путь к исчез­но­ве­нию. Невоз­можно (и не нужно!) тата­рину, кото­рый знает свою родо­слов­ную с 17 века, объ­яс­нять чем исконно татар­ское имя хуже еврей­ского “Иоанн”, пер­сид­ского “Дарья” или сла­вян­ского… Невоз­можно не при­знать, что вопрос имен — вопрос чисто обря­до­вый и не носит ника­кого веро­учи­тель­ного, дог­ма­ти­че­ского харак­тера и в помест­ных Церк­вах сло­жи­лись разные прак­тики: это и одно­вре­мен­ное суще­ство­ва­ние пары офи­ци­аль­ного, по пас­порту,  и цер­ков­ного имени, и также народ­ного Коля, Саша, Маша. Это и прак­тика пере­вода с одно­вре­мен­ным исполь­зо­ва­нием и гре­че­ского и сла­вян­ского типа Свет­лана-Фоти­ния, и калька, напри­мер, Вера, Надежда. В цер­ков­ной исто­рии неко­то­рые святые известны под двумя име­нами, причем родное  стало впо­след­ствии основ­ным: Вла­ди­мир, Борис, Глеб, Ольга и т.д. Навер­ное, визан­тий­цам тысячу лет назад наши “непра­виль­ные” сла­вян­ские имена резали слух и каза­лись экзо­ти­кой север­ных вар­ва­ров…

Недавно мос­ков­ские пра­во­слав­ные татары отслу­жили пани­хиду по своему леген­дар­ному предку хану Куб­рату, кото­рый жил в 7 веке, (задолго до рож­де­ния св Кирилла и Мефо­дия). Досто­верно известно, что этот пра­о­тец татар­ского, чуваш­ского и бол­гар­ского наро­дов был кре­ще­ным. Поэтому так и поми­нали его на пани­хиде: Кубрат, хотя имени такого в свят­цах нет. И реше­ние про­блемы довольно про­стое: лично я, как и боль­шин­ство, сто­рон­ник того, чтобы назы­вать детей по свят­цам, поэтому своих детей назы­ваю по цер­ков­ному кален­дарю. Это моя тра­ди­ция. Но если кто-то при­дер­жи­ва­ется дру­гого мнения, у кого-то есть при­чины сохра­нить то имя, кото­рое ему дали роди­тели, то нет ника­ких причин пре­пят­ство­вать этому. Пере­фра­зи­руя строку  А.С. Пуш­кина “Что в имени тебе моем?”, можно ска­зать, что имя  есть часть личной жизни чело­века и нации, куда нельзя вры­ваться, грубо ломая тра­ди­ции, ведь и апо­столы кре­стили не по свят­цам! В Еван­ге­лии от Матфея, кото­рое мы читаем при Кре­ще­нии. есть слова “идите и кре­стите все народы”… Но нет слов “руси­фи­ци­руйте” или “элли­ни­зи­руйте”. Мало того, необос­но­ван­ный отказ в совер­ше­нии требы или таин­ства есть долж­ност­ное нару­ше­ние, и лучше не дово­дить споры об именах до дис­ци­пли­нар­ной комис­сии епар­хии…

Воз­можно, пре­це­денты с име­нами есть повод для чест­ной и откры­той дис­кус­сии о меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ниях внутри Церкви, обсуж­де­ния роли и зна­че­ния наци­о­наль­ной иден­тич­но­сти в цер­ков­ной жизни.

Радо­неж

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки