-
Дата создания: 1886-1896 гг.
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 21,5Х28,8 см.
-
В Библии: Быт. 6:13-22.
Сюжет
На полотне Джеймса Тиссо изображена сцена, отсылающая нас к Книге Бытия: «И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье жильё » (Быт. 6:13-22).
Описание
На представленной картине художник показывает труды праведного Ноя над строительством Ковчега. Корабль, который строит праведный Ной, символизирует храм, который вмещает все человечество. Цель его возведения – спасение тех, кто хочет быть с Богом.
Почти все пространство полотна занято изображением строительных лесов и монументального каркаса корабля. Художник делает акцент на изображении деревянного каркаса для строительства корабля, тем самым показывая зрителю масштабность совершаемых работ. Праведный Ной изображен снизу в левом углу, руководя масштабным строительством. Ему помогают три его сына — Сим, Хам и Иафет, которые строят, слушая указания своего отца.
Леса корабля, расположение досок на полотне создают особый ритм, который дополняется звуковым эффектом – кажется, что дерево поет под работой топора искусного мастера. Зритель перестает быть сторонним наблюдателем: глядя на картину, он становится соучастником этого трудного, но благодатного дела.
Сделав все по слову Господа, Праведный Ной вошел в ковчег со своим семейством, а также с большим количеством животных. После чего ковчег был затворён и начался всемирный потоп.
История
Свою творческую карьеру Джеймс Тиссо начал с салонной живописи. Его работы, изображающие дам в модных нарядах, имели колоссальный успех у коллекционеров и приносили живописцу внушительный доход. Однако после внезапной смерти возлюбленной художник переживает сильнейшую переоценку ценностей, приходит к вере и решает посвятить весь свой талант творческому исследованию Священного Писания. С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889 г.) Палестину. Обетованная земля становится последней любовью его жизни.
Для данной картины свойственно скрупулезное внимание к деталям, художник создает экспрессивные, живые, чувственные образы.
Комментировать