-
Дата создания: 1504
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 144×66
-
В Библии: Иудиф. 13:1-10
-
Оригинал: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сюжет
Сюжет картины связан с библейской историей о вдове Юдифь, которая спасла свой город Ветилую от нашествия ассирийцев. Военачальник Навуходоносора Олоферн решил не вступать в открытый бой, но окружить город, взять под контроль водный источник и сломить иудеев измором. Какое-то время пребывавший в городе народ мужественно справлялся, но потом начал роптать на городских начальников и требовать, чтобы те сдали город в руки ассирийцев. В ответ народу было обещано, что по истечении пяти дней, если Господь не проявит Свою милость, город будет сдан.
Узнав об этом, молодая вдова, Юдифь, сказала старейшинам: «послушайте меня, – и я совершу дело, которое пронесется сынами рода нашего в роды родов. Станьте в эту ночь у ворот, – а я выйду с моею служанкою, и в продолжение дней, после которых вы решили отдать город нашим врагам, Господь посетит Израиля моею рукою» (Иудиф.8:32-33). Они согласились.
Тогда Юдифь, помолившись, «сняла с себя вретище, которое надевала, сняла и одежды вдовства своего, омыла тело водою и намастилась драгоценным миром, причесала волосы и надела на голову повязку, оделась в одежды веселия своего, в которые она наряжалась во дни жизни мужа своего Манассии; обула ноги свои в сандалии, и возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее» (Иудиф.10:3-4). В таком виде она пришла к ассирийцам и попросила встречи с Олоферном, а встретившись с ним, убедила его, что поможет ему взять город. Иудифь понравилась Олоферну, «он сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить ее с того самого дня, как увидел ее» (Иудиф.12:16). Воспользовавшись этим, Юдифь улучила момент, когда Олоферн, оставшись с нею в шатре наедине, уснул. Тогда она отсекла ему голову его же мечом. Затем беспрепятственно вышла из шатра и отдала его голову своей служанке. Та спрятала голову в мешок, и они вместе возвратились в свой город.
Когда воины Олоферна узнали о случившемся, исполнились страха и обратились в бегство.
Описание
Джорджоне изображает Юдифь в розовом платье, на фоне умиротворяющего пейзажа, в далекой дымке которого виднеется спасенный ею город. Её прекрасное лицо выражает самообладание, осознание исполненного долга, целомудренную отрешённость и поистине царское достоинство, взгляд направлен на отсечённую голову врага. В правой руке Юдифь держит огромный меч, левой ногой попирает голову Олоферна.
«За спиной Юдифи выделяется мощный узловатый ствол ливанского кедра, узнаваемого по листьям богатой кроны. Его корни сильны и прочны как и корни народа иудейского»[1]
«Заметно мастерство Джорджоне в передаче разных фактур. Верхнее платье Юдифь в тенях приобретает насыщенный, ясный винный цвет, а на свету блекнет до нежно-розового цвета», это цвет фуксии, который вошел в моду в Италии…Юдифь попирает ногой голову поверженного Олоферна, поставив стопу на лоб врага» [2]. Лицо Юдифи спокойно, глаза опущены вниз, движения плавны и непринужденны. Легкая улыбка на устах делает данный образ гармоничным.
Юдифь Джорджоне – это своего рода аллегория, метафора победы веры, добра, чистосердечия. Благодаря особенностям композиции, гармоничному цветовому сочетанию и, конечно же, художественному мастерству Джорджоне, у него получается создать обаятельный, полный внутренней силы образ.
Картина поражает тонкостью и красотой исполнения, ясностью и простотой композиции, что характерно для художественной манеры живописца.
История
Картина «Юдифь» – одна из самых известных работ Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, вошедшего в историю под псевдонимом Джорджоне. Джорджоне, как и многие художники эпохи Ренессанса, не подписывал своих картин, и долгое время считалось, что полотно написал другой художник – Рафаэль и изначально оно было написано не на холсте, а на дереве и служило оформлением дверцы шкафа. Известно, что к картине были приписаны приставки, которые между 1838 и 1863 годами были убраны.
Критика
Современники Джорджоне утверждали, что именно этот мастер первым внес в строгий венецианский стиль того времени романтический лиризм. Герои его полотен демонстрируют эмоции; их настроения и переживания сразу улавливаются ценителями. Живописец смело давал новое толкование тому или иному событию, послужившему сюжетом для его картины.
Рекомендуемая литература
- Толкование на книгу Иудифи проф. А.П. Лопухин
- Тест: Ветхий Завет
- Иудифь Библейская энциклопедия
- Олоферн изд. П.П. Сойкина
- Иудифь прот. Константин Кустодиев
- Падение иудейского государства О. Гольцман
- Исторический характер книги Иудифь Н.М. Дроздов
Комментировать