Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 7 мая 2019 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 7 мая 2019 г.

24. Втор­ник 2‑й сед­мицы по Пасхе. Ра́доница. Поми­но­ве­ние усоп­ших. Мч. Са́ввы Стра­тила́та.

Прпп. Са́ввы и Алекси́я затвор­ника, Печер­ских, в Ближ­них пеще­рах.

Служба мч. Са́ввы Стра­тила́та не имеет празд­нич­ного знака, совер­ша­ется вместе со служ­бой Триоди.

При­ме­ча­ние. Устав воз­об­нов­ляет с поне­дель­ника по Неделе Анти­пасхи пение литий по усоп­шим (см. при­ме­ча­ние на утрене Анти­пасхи, а также: Типи­кон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3‑е «зри»). Оче­видно, от этого и про­ис­хо­дит наро­чи­тая заупо­кой­ная служба сего дня, име­ну­е­мая в народе Радо­ни­цей («ра́дощами» – радост­ными для усоп­ших днями). Между тем Типи­кон не дает ника­ких спе­ци­аль­ных ука­за­ний отно­си­тельно порядка службы в Радо­ницу.

На служ­бах суточ­ного круга не сле­дует допус­кать ника­ких изме­не­ний и отступ­ле­ний от того общего порядка, кото­рый дается Уста­вом. Радо­ница при­хо­дится на период попраздн­ства, поэтому в Радо­ницу не только на вечерне, утрене и Литур­гии, но и на пове­че­рии не должно быть ничего спе­ци­ально заупо­кой­ного. Сохра­ня­ются лишь заупо­кой­ные моле­ния на полу­нощ­нице.

Наро́читое поми­но­ве­ние усоп­ших должно быть огра­ни­чено совер­ше­нием заупо­кой­ной литии или пани­хиды1.

Вечер­нее бого­слу­же­ние начи­на­ется 9‑м часом: «Бла­го­сло­вен Бог наш…». «Аминь». «Хри­стос вос­кресе из мерт­вых…» (трижды). Три­свя­тое. По «Отче наш» – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…», «Аминь». «Гос­поди, поми­луй» (12). «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы и т. д.

На вечерне по воз­гласе «Бла­го­сло­вен Бог наш…» – «Аминь». «Хри­стос вос­кресе…» (трижды), и чита­ется пред­на­чи­на­тель­ный псалом.

При­ме­ча­ние. «Прииди́те, поклони́мся» перед 103‑м псал­мом обычно опус­ка­ется.

Кафизмы нет.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: празд­ника Триоди, глас 4‑й – 3, и муче­ника, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – празд­ника Триоди, глас 1‑й: «Ученико́м сомня́щимся…».

Входа нет. Про­ки­мен дня.

На сти­ховне сти­хиры Триоди, глас 1‑й. «Слава, и ныне» – празд­ника Триоди, глас 2‑й: «По воста́нии Твое́м, Го́споди…».

По Три­свя­том – тро­парь муче­ника (по выбору). «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника Триоди (Анти­пасхи), глас 7‑й: «Запеча́тану гробу…».

На утрене по воз­гласе «Слава Святей и Еди­но­сущ­ней…» – «Аминь». «Хри­стос вос­кресе…» (трижды), и шесто­псал­мие.

При­ме­ча­ние. «По внегда́ сотвори́ти иере́ю нача́ло: Сла́ва Святе́й… глаго́лем: Христо́с воскре́се… три́жды, ти́хим гла́сом. Сие́ бо глаго́лем нача́ло: Христо́с воскре́се: в часе́х, и в вече́рнях и повече́риях, от сея́ у́трени неде́ли Антипа́схи, да́же и до Вознесе́ния Госпо́дня. [Ка́ко у́бо не извести́ся о полу́нощ­нице, я́ве я́ко в ке́ллиях мню сей бы́ти пева́емей: поне́же у́бо и та́мо си́це нача́ло быва́ет.] И а́бие по Христо́с воскре́се: Сла́ва в вы́шних Бо́гу: и обы́чное шестопса́лмие» (Типи­кон, гл. 50, «В поне­дель­ник 2‑я сед­мицы Анти­пасхи на утрени»). На осно­ва­нии данных ука­за­ний Типи­кона бого­слу­жеб­ная прак­тика допус­кает отмену дву­псал­мия в начале утрени до празд­ника Воз­не­се­ния Гос­подня (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 702–704). Каж­де­ние храма в этом случае совер­ша­ется во время трое­крат­ного пения тро­паря Пасхи2 после воз­гласа «Слава Святей…». Однако, по мнению прот. К. Николь­ского (см. его «Посо­бие к изу­че­нию Устава бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви», с. 641, 268), дву­псал­мие должно сохра­няться в составе утрени.

На «Бог Гос­подь» – тро­парь празд­ника Триоди (Анти­пасхи), глас 7‑й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава» – тро­парь муче­ника (по выбору), «И ныне» – тро­парь празд­ника Триоди (Анти­пасхи), глас 7‑й: «Запеча́тану гробу…».

Кафизмы 7‑я и 8‑я. Малые екте­нии. Седальны Триоди. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…» (еди­но­жды). Псалом 50‑й.

Каноны: празд­ника Триоди (Анти­пасхи) со ирмо­сом на 8 (ирмосы по дважды) и муче­ника на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3‑й песни – кондак муче­ника, глас 4‑й; седа­лен муче­ника, глас тот же. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Анти­пасхи), глас 6‑й: «Яко посреде́ ученико́в…».

По 6‑й песни – кондак и икос празд­ника Триоди (Анти­пасхи), глас 8‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен Триоди: «Мои́х удо́в…». «Слава, и ныне» – ин све­ти­лен Триоди: «Днесь весна́ бла­гоуха́ет…».

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры Триоди, глас 1‑й – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава, и ныне» – празд­ника Триоди, глас 2‑й: «Две́рем заключе́нным…».

«Тебе слава подо­бает…» не чита­ется, но сразу чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры празд­ника Триоди, глас 2‑й. «Слава, и ныне» – празд­ника Триоди, глас 6‑й: «Две́рем заключе́нным…».

По Три­свя­том – тро­парь муче­ника (по выбору). «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника Триоди (Анти­пасхи), глас 7‑й: «Запеча́тану гробу…».

На часах – тро­парь празд­ника Триоди (Анти­пасхи). «Слава» – тро­парь муче­ника. Кондак только празд­ника Триоди (Анти­пасхи).

На Литур­гии бла­женны празд­ника Триоди, песнь 4‑я – 6 (со ирмо­сом).

По входе – тро­парь празд­ника (Анти­пасхи), тро­парь храма Бого­ро­дицы или храма свя­того, тро­парь муче­ника; кондак храма свя­того. «Слава» – кондак муче­ника, «И ныне» – кондак празд­ника (Анти­пасхи). (Тро­парь и кондак храма Гос­под­ского не поются; кондак храма Бого­ро­дицы не поется.)

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – празд­ника Триоди (Анти­пасхи).

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня.

Задо­стой­ник Пасхи.



1 «Допус­ка­е­мое иногда в Радо­ницу совер­ше­ние заупо­кой­ной службы с заим­ство­ва­нием пес­но­пе­ний из службы все­лен­ской поми­наль­ной суб­боты перед Пяти­де­сят­ни­цей и соеди­не­ние их со служ­бой попраздн­ства Анти­пасхи, про­из­вольно измыш­лен­ное, не имеет ника­ких осно­ва­ний в Типи­коне. Оно не соот­вет­ствует ни букве, ни духу бого­слу­жеб­ного Устава Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рая в отно­ше­нии своего бого­слу­же­ния всегда строго руко­вод­ству­ется мудрым настав­ле­нием Еккле­зи­а­ста: всему свое время… время сето­вать, и время лико­вать (Еккл. 3, 1, 4). Устав Пра­во­слав­ной Церкви не терпит и не допус­кает сме­ше­ния скорбно-заупо­кой­ного и тор­же­ственно-празд­нич­ного…» (Афа­на­сий (Саха­ров), еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. С. 47–48).

2 Пас­халь­ный тро­парь поется про­тяжно, чтобы свя­щен­ник имел воз­мож­ность совер­шить каж­де­ние храма.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки