Детям о Литургии

Боже­ствен­ная литур­гия


«Литур­гия» – гре­че­ское слово. В Древ­ней Греции неко­то­рые общие работы, непо­силь­ные для одного чело­века, назы­ва­лись «литур­ги­ями». Первые хри­сти­ане назвали этим словом глав­ную службу Богу.

Боже­ствен­ная литур­гия – самая глав­ная цер­ков­ная служба

На Литур­гии вспо­ми­на­ется земная жизнь Иисуса Христа от рож­де­ния до воз­не­се­ния Его на Небо, Его учение и при­не­сен­ные Им на землю спа­си­тель­ные блага. Поря­док Литур­гии такой: сна­чала гото­вится все необ­хо­ди­мое для Таин­ства При­ча­ще­ния; затем веру­ю­щие гото­вятся к Таин­ству; и, нако­нец, совер­ша­ется само Таин­ство, и веру­ю­щие при­ча­ща­ются.

Литур­гия таким обра­зом делится на три части:

  1. Про­ско­ми­дия;
  2. Литур­гия огла­шен­ных;
  3. Литур­гия верных.

Про­ско­ми­дия

«Про­ско­ми­дия» – слово гре­че­ское и озна­чает «при­не­се­ние». Назва­ние первой части Литур­гии свя­зано с обы­чаем древ­них хри­стиан при­но­сить хлеб, вино и все нужное для совер­ше­ния Литур­гии. Поэтому хлеб, упо­треб­ля­е­мый на ней, назы­ва­ется просфо­рою, что озна­чает «при­но­ше­ние». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы при­но­сим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Про­ско­ми­дии свя­щен­ник при­го­тав­ли­вает наши дары (просфоры). Для Про­ско­ми­дии упо­треб­ля­ются пять слу­жеб­ных просфор (в вос­по­ми­на­ние того, как Иисус Хри­стос накор­мил пятью хле­бами более пяти тысяч чело­век) а также просфоры, зака­зан­ные при­хо­жа­нами. Для при­ча­ще­ния упо­треб­ля­ется одна просфора (Агнец), кото­рая по своей вели­чине должна соот­вет­ство­вать числу при­част­ни­ков. Из каждой просфоры свя­щен­ник выни­мает по частице и рас­по­ла­гает их на дис­косе (золо­той таре­лочке) в стро­гом порядке:

  • сна­чала в центре пола­га­ется куби­че­ская часть просфоры (назы­ва­е­мая «Агнцем»);
  • частицу из второй просфоры, назы­ва­е­мой «Бого­ро­дич­ною» (в честь Божией Матери), свя­щен­ник пола­гает по правую сто­рону «Агнца»;
  • частицы из девя­ти­чин­ной просфоры (в честь всех святых) – по левую сто­рону «Агнца» (по три частицы в ряд);
  • частицы за живых пола­га­ются ниже «Агнца»;
  • частицы за усоп­ших – еще ниже;
  • частицы из просфор, пода­ва­е­мых веру­ю­щими, пола­га­ются вместе с части­цами, выну­тыми из чет­вер­той и пятой просфор.

Соеди­не­ние на дис­косе всех частиц в таком порядке озна­чает всю Цер­ковь Божию. Воз­глав­ляет Цер­ковь Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется свя­щен­ни­ком впол­го­лоса на Жерт­вен­нике при закры­том Алтаре. В это время чита­ются третий и шестой часы по Часо­слову (бого­слу­жеб­ная книга).

detyam_o_liturgii

Литур­гия огла­шен­ных

Во время Литур­гии огла­шен­ных (огла­шен­ные – гото­вя­щи­еся к при­ня­тию Свя­того Кре­ще­ния) мы учимся, как надо жить по Запо­ве­дям Божиим. Начи­на­ется она Вели­кой екте­нией, в кото­рой свя­щен­ник или диакон читает корот­кие молитвы о мирных вре­ме­нах, о здо­ро­вье, о нашей стране, о наших близ­ких, о Церкви, о Пат­ри­архе, о путе­ше­ству­ю­щих, о нахо­дя­щихся в тюрь­мах или попав­ших в беду. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди поми­луй».

После Вели­кой екте­нии поется Первый анти­фон (псалом 102) «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода…». После Малой екте­нии поется Второй анти­фон (псалом – 145‑й) «Хвали, душе моя, Гос­пода…». Псалмы эти назы­ва­ются анти­фо­нами – петь их поло­жено на двух кли­ро­сах попе­ре­менно.

По окон­ча­нии Вто­рого анти­фона всегда поется «Еди­но­род­ный Сыне…». В этом пес­но­пе­нии изло­жено пра­во­слав­ное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее сле­дует Малая екте­ния и пение тре­тьего анти­фона – «Бла­женств Еван­гель­ских» (пра­вила жизни, кото­рые нам дал Гос­подь Иисус Хри­стос). При пении Тре­тьего анти­фона откры­ва­ются Цар­ские врата.

В конце «Бла­женств» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит через север­ные врата из Алтаря Еван­ге­лие и так же тор­же­ственно вносит его в Алтарь через Цар­ские врата.

(Шествие свя­щен­но­слу­жи­теля с Еван­ге­лием назы­ва­ется малым входом и напо­ми­нает веру­ю­щим первый выход Иисуса Христа на про­по­ведь). Певчие поют вход­ное: «При­и­дите, покло­нимся…».

После этого поются тро­пари, кондаки  и «Три­свя­тое» («Святый Боже…»).

По окон­ча­нии «Три­свя­того» на сере­дину храма выхо­дит чтец и читает «Апо­стола» (отры­вок из посла­ний апо­сто­лов к первым хри­сти­а­нам).

После чтения «Апо­стола» диакон или сам свя­щен­ник читает Еван­ге­лие.

По окон­ча­нии чтения Еван­ге­лия сле­дует сугу­бая (уси­лен­ная) екте­ния за живых и затем – особая екте­ния за усоп­ших.

После этого огла­шен­ным пред­ла­гают выйти из храма.

Литур­гия верных

Третья часть назы­ва­ется Литур­гией верных потому, что на ней могут при­сут­ство­вать только верные, т.е. кре­щен­ные. После при­гла­ше­ния огла­шен­ным уда­литься из храма поется Херу­вим­ская песнь. Эта песнь при­гла­шает веру­ю­щих оста­вить всякую мысль о житей­ском, пред­ста­вить себе, что они, подобно Херу­ви­мам, нахо­дятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему три­свя­тую песнь. После испол­не­ния слов: «Всякое ныне житей­ское отло­жим попе­че­ние…» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит Святые Дары – хлеб и вино – из север­ных врат Алтаря. Оста­но­вив­шись в Цар­ских вратах, он молится за всех, кого мы осо­бенно вспо­ми­наем, и, воз­вра­ща­ясь через Цар­ские врата в Алтарь, ставит Чест­ные Дары на Пре­стол. (Пере­не­се­ние даров с Жерт­вен­ника на Пре­стол назы­ва­ется Вели­ким входом и зна­ме­нует собой тор­же­ствен­ное шествие Иисуса Христа на воль­ные стра­да­ния и крест­ную смерть). Хор про­дол­жает петь «Херу­вим­скую» со слов: «Яко да Царя всех поды­мем…».

После «Херу­вим­ской» звучит про­си­тель­ная екте­ния и поется одна из глав­ных молитв – «Символ веры», – кото­рую вместе с пев­чими испол­няют все при­хо­жане.

Насту­пает куль­ми­на­ция Литур­гии:

Совер­ша­ется Святое Таин­ство Евха­ри­стии – пре­ло­же­ние хлеба и вина в истин­ное Тело и истин­ную Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хва­леб­ная песнь Бого­ро­дице» и про­си­тель­ная екте­ния. Самую глав­ную – «Молитву Гос­подню» (Отче наш…») – испол­няют все веру­ю­щие. После «Молитвы Гос­под­ней» поется запри­част­ный стих. Откры­ва­ются Цар­ские врата.

Свя­щен­ник выно­сит Чашу со Свя­тыми Дарами и гово­рит:

«Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите!» Начи­на­ется при­ча­ще­ние веру­ю­щих и хор поет: «Тело Хри­стово при­и­мите…».

По завер­ше­нии при­ча­ще­ния певчие поют бла­го­дар­ствен­ную песнь: «Да испол­нятся уста наша…» и псалом 33. Далее свя­щен­ник про­из­но­сит отпуст (т.е. завер­ше­ние Литур­гии). Звучит «Мно­го­ле­тие» и при­хо­жане целуют Крест.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки