Ка­но­ны на Рож­де­ство Христово

Тро­парь, глас 4

Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / воз­сия ми­ро­ви свет ра­зу­ма, / в нем бо звез­дам слу­жа­щии / звез­дою уча­ху­ся / Те­бе кла­ня­ти­ся, Солн­цу Прав­ды, / и Те­бе ве­де­ти с вы­со­ты во­сто­ка. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе. Рож­де­ство Твое, Хри­сте Бо­же наш, / оза­ри­ло мир све­том зна­ния, / ибо чрез него звез­дам слу­жа­щие / звез­дою бы­ли на­уча­е­мы / Те­бе по­кло­нять­ся, Солн­цу прав­ды, / и знать Те­бя, с вы­со­ты Вос­хо­дя­щее Све­ти­ло. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

КА­НО­НЫ
ПЕР­ВЫЙ – СВ. КОС­МЫ МА­И­УМ­СКО­ГО, ГЛАС 1,
И ВТО­РОЙ – СВ. ИОАН­НА ДА­МАС­КИ­НА, ГЛАС 1

Песнь 1

Ир­мос: Хри­стос раж­да­ет­ся – сла­ви­те, / Хри­стос с Небес – сря­щи­те. / Хри­стос на зем­ли – воз­но­си­те­ся. / Пой­те Гос­по­де­ви, вся зем­ля, / и ве­се­ли­ем вос­пой­те, лю­дие, / яко прославися. Ка­нон 1. Ир­мос: Хри­стос рож­да­ет­ся – славь­те! / Хри­стос с небес – встре­чай­те! / Хри­стос на зем­ле – вос­прянь­те! / Пой Гос­по­ду, вся зем­ля / и с ве­се­ли­ем вос­пой­те, лю­ди, / ибо Он прославился!
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
Ис­тлев­ша пре­ступ­ле­ни­ем, по Бо­жию об­ра­зу быв­ша­го, все­го тле­ния су­ща, / луч­шия от­пад­ша Бо­же­ствен­ныя жиз­ни, / па­ки об­нов­ля­ет муд­рый Со­де­тель, яко прославися. То­го, кто со­здан был по об­ра­зу Бо­жию, / ис­тлел от пре­ступ­ле­ния, весь под­верг­ся пор­че / и ли­шил­ся луч­шей, бо­же­ствен­ной жиз­ни / вновь вос­ста­нав­ли­ва­ет муд­рый Со­зда­тель, / ибо Он прославился.
Ви­дев Зи­жди­тель гиб­ле­ма че­ло­ве­ка, ру­ка­ми его­же со­зда, / при­к­ло­нив Небе­са, схо­дит; / Се­го же от Де­вы Бо­же­ствен­ныя Чи­стыя / все­го осу­ще­ству­ет, во­ис­тин­ну во­пло­щь­ся, яко прославися. Тво­рец, ви­дя гиб­ну­ще­го че­ло­ве­ка, / ко­то­ро­го Сво­и­ми ру­ка­ми со­здал, / пре­кло­нив небе­са, нис­хо­дит / и при­ни­ма­ет все су­ще­ство его, / ис­тин­но во­пло­тив­шись от бо­же­ствен­ной и чи­стой Де­вы: / ибо Он прославился.
Муд­рость, Сло­во и Си­ла, / Сын Сый От­чий и си­я­ние, Хри­стос Бог, сил ута­и­вся, / ели­ко пре­мир­ных и ели­ко на зем­ли, / и, во­че­ло­веч­ся, об­но­вил есть нас, / яко прославися. Пре­муд­рость, Сло­во и Си­ла, / Сын по есте­ству и Си­я­ние От­чее, Хри­стос Бог, / втайне от сил, – всех тех, что вы­ше ми­ра / и тех, что на зем­ле, / во­че­ло­ве­чив­шись, вновь нас при­об­рел: / ибо Он прославился.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Из­не­се чре­во свя­щен­ное Сло­во, яве неопаль­но жи­во­пи­сан­ное ку­пи­ною, / сме­ше­на зра­ком че­ло­ве­чим Бо­га, / Евы ока­ян­ную утро­бу клят­вы древ­ния раз­ре­ша­ю­щее горь­кия, / Его­же, зем­нии славим.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Освя­щен­ное чре­во по­ро­ди­ло Сло­во, / яс­но изоб­ра­жа­е­мое несго­ра­е­мым ку­стом тер­но­вым, / – Бо­га, с об­ра­зом смерт­ным со­еди­нен­но­го, / раз­ре­ша­ю­ще­го зло­счаст­ную утро­бу Евы / от древ­не­го горь­ко­го про­кля­тия: / Его мы, смерт­ные, прославляем.

И ныне: По­ка­за звез­да преж­де солн­ца Сло­во, при­шед­шее уста­ви­ти гре­хи, / волх­вом яве во убо­зем вер­те­пе, ми­ло­сти­ва­го Те­бе, пе­ле­на­ми по­ви­та, / Его­же, ра­ду­ю­ще­ся, ви­дя­ху Са­мо­го – и Че­ло­ве­ка, и Господа. И ныне: Звез­да волх­вам яс­но ука­за­ла / су­ще­ству­ю­щее преж­де солн­ца Сло­во, / грех при­шед­шее по­да­вить, – / Те­бя из со­стра­да­ния к нам в убо­гой пе­ще­ре пе­ле­на­ми по­ви­то­го, / в Ком с ра­до­стью уви­де­ли они / и смерт­но­го и вме­сте – Господа.

Песнь 3

Ир­мос: Преж­де век от От­ца рож­ден­но­му нетлен­но Сы­ну / и в по­след­няя от Де­вы / во­пло­щен­но­му без­се­мен­но, / Хри­сту Бо­гу возо­пи­им: / воз­не­сый рог наш, / свят еси, Господи. Ка­нон 1. Ир­мос: Преж­де ве­ков от От­ца рож­ден­но­му / не по зем­ным за­ко­нам Сы­ну / и в по­след­ние вре­ме­на от Де­вы / во­пло­щен­но­му без се­ме­ни, / Хри­сту Бо­гу воз­зо­вем: / “Воз­вы­сив­ший на­ше до­сто­ин­ство, / свят Ты, Господи!”
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
Иже дох­но­ве­ния при­ча­щ­ся луч­ша­го Адам перст­ный / и к тле­нию по­полз­ся жен­скою ле­стию, / Хри­ста от Же­ны ви­дя, во­пи­ет: / Иже мене ра­ди по мне быв, Свят еси, Господи. Адам брен­ный, при­част­ный выс­ше­му ды­ха­нию, / но к по­ги­бе­ли увле­чен­ный обо­льще­ни­ем же­ны, / ви­дя Хри­ста, от же­ны рож­ден­но­го, взы­ва­ет: / “Став­ший ме­ня ра­ди по­доб­ным мне, / свят Ты, Господи!”
Со­об­ра­зен брен­но­му ума­ле­нию рас­тво­ре­ни­ем, Хри­сте, быв / и при­ча­сти­ем пло­ти гор­шия, по­дав Бо­же­ствен­на­го есте­ства, / зем­лен быв, и пре­быв Бог, / и воз­вы­си­вый рог наш, / Свят еси, Господи. Став низ­ко­му со­ста­ву из гли­ны со­об­раз­ным / и при­част­но­стью к сла­бей­шей пло­ти / уде­лив ей, Хри­сте, от бо­же­ствен­но­го есте­ства, / смерт­ным сде­лав­ший­ся и пре­быв­ший Бо­гом, / и воз­вы­сив­ший на­ше до­сто­ин­ство, / свят Ты, Господи.
Виф­ле­е­ме, ве­се­ли­ся, кня­зей Иудо­вых Сый Царь: / Из­ра­и­ля бо па­сый на ра­мех хе­ру­вим­ских, из те­бе прой­де Хри­стос яве / и воз­не­сый рог наш над все­ми воцарися. Ве­се­лись Виф­ле­ем, / цар­ствен­ный град вла­дык Иуди­ных: / ибо Пас­тырь Из­ра­и­ля, / Тот, Кто на пле­чах Хе­ру­ви­мов, Хри­стос, / яв­но из Те­бя про­ис­шед­ший / и воз­вы­сив­ший на­ше до­сто­ин­ство, / над все­ми воцарился.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Неве­сты Пре­чи­стыя пре­бо­га­тое Рож­де­ство ви­де­ти па­че ума спо­до­би­вся, / лик сви­ря­ю­щих пре­кло­ня­ше­ся стран­ным об­ра­зом, / чин же по­ю­щих Без­п­лот­ных, Ца­ря Хри­ста, без­се­мен­но воплощшагося.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Хор сви­рель­щи­ков по­ра­жал­ся, / необык­но­вен­ным об­ра­зом удо­сто­ив­шись / узреть то, что пре­вы­ше ума: / от Неве­сты пре­чи­стой все­б­ла­жен­ное рож­де­ние / и полк бес­плот­ных, вос­пе­вав­ших / без се­ме­ни во­пло­ща­ю­ще­го­ся Царя-Христа.

И ныне: Вы­со­тою цар­ству­яй Небес / ми­ло­сер­ди­ем со­вер­ша­ет о нас из Без­не­вест­ныя От­ро­ко­ви­цы: / неве­ще­ствен Сый преж­де, / но по­слеж­де Сло­во, оде­бе­лев­шо пло­тию, / да пад­ша­го к Се­бе при­вле­чет первозданнаго. И ныне: Сло­во, цар­ству­ю­щее на вы­со­те небес­ной, / по ми­ло­сер­дию со­вер­ша­ет все для нас, / – Он, преж­де неве­ще­ствен­ный, а в дни по­след­ние / от не по­знав­шей бра­ка От­ро­ко­ви­цы об­ле­чен­ный пло­тию, / что­бы при­влечь к Се­бе пад­ше­го первозданного.
Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды. Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды.

Ипа­кои, глас 8

На­ча­ток язы­ков Небо Те­бе при­не­се, ле­жа­ще­му Мла­ден­цу во яс­лех, / звез­дою волх­вы при­зва­вый, яже и ужа­са­ше / не скип­т­ры и пре­сто­ли, но по­след­няя ни­ще­та: / что бо хужд­ше вер­те­па? / Что же сми­рен­шее пе­лен? / В ни­х­же про­сия Бо­же­ства Тво­е­го бо­гат­ство. / Гос­по­ди, сла­ва Тебе. На­ча­ток языч­ни­ков небо при­ве­ло Те­бе, / Мла­ден­цу, ле­жа­ще­му в яс­лях, / звез­дою при­звав волх­вов. / И изу­ми­ли их не ски­пет­ры и пре­сто­лы, / но по­след­няя ни­ще­та. / Ибо что бед­нее пе­ще­ры? / И что сми­рен­нее пе­лен? / Но в них про­си­я­ло Бо­же­ства Тво­е­го бо­гат­ство; / Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

Песнь 4

Ир­мос: Жезл из ко­рене Иес­се­е­ва / и цвет от него, Хри­сте, / от Де­вы про­зябл еси, / из го­ры, Хваль­ный, при­осе­нен­ныя ча­щи, / при­шел еси, во­пло­щ­ся от Неис­ку­со­муж­ныя, / Неве­ще­ствен­ный и Бо­же: / сла­ва си­ле Тво­ей, Господи. Ка­нон 1. Ир­мос: От­расль от кор­ня Иес­се­е­ва / и Цвет от него, / от Де­вы Ты про­изо­шел, Хри­сте; / Ты при­шел, до­стой­ный хва­лы, / от го­ры, осе­нен­ной ча­щей, / во­пло­тив­шись от не знав­шей му­жа, / Неве­ще­ствен­ный и Бог. / Сла­ва си­ле Тво­ей, Господи!
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
Его­же древ­ле про­ре­че Иа­ков, / язы­ков ожи­да­ние, Хри­сте, от ко­ле­на Иудо­ва воз­си­ял еси / и си­лу Да­мас­ко­ву, Са­ма­рий­скую же ко­рысть при­шел еси ис­про­вре­щи, / лесть пре­ме­няя в ве­ру бо­го­леп­ну: / сла­ва си­ле Тво­ей, Господи. Ты, Ко­го в древ­но­сти Иа­ков / ожи­да­ни­ем на­ро­дов пред­на­рек, / вос­си­ял от пле­ме­ни Иуди­на, Хри­сте, / и мо­гу­ще­ство Да­мас­ка и до­бы­чи Са­ма­рии при­шел от­нять, / ве­ру бо­го­угод­ную на ме­сто за­блуж­де­ния вво­дя. / Сла­ва си­ле Тво­ей, Господи!
Волх­ва древ­ле Ва­ла­а­ма сло­ве­сы уче­ни­ки, / муд­рыя звез­доб­лю­сти­те­ли, / ра­до­сти ис­пол­нил еси, / звез­да от Иа­ко­ва, воз­си­яв, Вла­ды­ко, / язы­ков на­ча­ток вво­ди­мый при­ял же еси яве: / сла­ва си­ле Тво­ей, Господи. Вос­си­яв, как звез­да от Иа­ко­ва, Вла­ды­ка, / Ты ис­пол­нил ра­до­сти по­свя­щен­ных в тай­ны слов / Ва­ла­а­ма, древ­не­го про­ри­ца­те­ля, / муд­рых на­блю­да­те­лей звезд, / к Те­бе как на­ча­ток язы­че­ских на­ро­дов при­ве­ден­ных, / и от­кры­то при­нял их, / да­ры Те­бе при­ят­ные приносящих.
Яко на ру­но, во чре­во Де­вы сшел еси дождь, Хри­сте, / и яко кап­ли, на зем­лю кап­лю­щия. / Ефи­о­пия, и Фар­сис, и Ара­вит­стии ост­ро­ви же, / Са­ва, Ми­дов всю зем­лю дер­жа­щии, при­па­до­ша Те­бе, Спа­се: / сла­ва си­ле Тво­ей, Господи. Ты нис­шел в де­ви­че­ское чре­во, / как дождь на ру­но, Хри­сте, / и как кап­ли ро­сы, на зем­лю па­да­ю­щие; / Эфи­о­пы и Фар­сий­цы, как и Ара­вий­ские ост­ро­ва, / Са­ва и над всей зем­лею Ми­дян власт­ву­ю­щие / при­па­ли к Те­бе, Спа­си­тель: / сла­ва си­ле Тво­ей, Господи!

Ка­нон 2.

Ра­вен про­изы­де че­ло­ве­ком Выш­ний, / во­лею плоть при­им от Де­вы, / яд очи­сти­ти зми­е­вы гла­вы, / при­во­дя вся к Све­ту жи­во­нос­но­му, / Бог Сый, от врат безсолнечных.

Ка­нон 2.

Как рав­ный смерт­ным Ты при­шел, Все­выш­ний, / доб­ро­воль­но от Де­вы плоть при­няв, / что­бы уни­что­жить яд зме­и­ной го­ло­вы, / всех ве­дя, Бо­же есте­ством, / к све­ту жи­во­твор­но­му от врат, ли­шен­ных солнца.

Сла­ва: Язы­цы, иже древ­ле тлею по­гру­же­ни, / па­гу­бы зе­ло вра­жия убе­жав­ше, / воз­но­сят ру­ки с по­хваль­ны­ми пес­нь­ми, / еди­на­го чту­ще Хри­ста, яко Бла­го­де­те­ля, / к нам ми­ло­стив­но пришедшаго. Сла­ва: На­ро­ды, преж­де в тле­ние по­гру­жен­ные, / со­вер­шен­но из­бег­нув па­гу­бы зло­го вра­га, / под­ни­ми­те ру­ки в хва­леб­ных ру­ко­плес­ка­ни­ях, / по­чи­тая еди­но­го Хри­ста, как бла­го­де­те­ля, / из со­стра­да­ния при­шед­ше­го / в свой­ствен­ное нам состояние.
И ныне: Из ко­рене из­раст­ши Иес­се­е­ва, Де­во, / уста­вы пре­ш­ла еси че­ло­ве­че­ска­го су­ще­ства, / От­чее рожд­ши Пре­веч­ное Сло­во, / яко бла­го­во­ли Сам за­пе­ча­тан­ную утро­бу про­и­ти / ис­то­ща­ни­ем странным. И ныне: От кор­ня Ие­се­е­ва про­из­рос­шая Де­ва! / Ты есте­ства смерт­ных пре­де­лы пре­взо­шла, / ро­див пред­веч­ное Сло­во От­чее, / как Са­мо Оно бла­го­во­ли­ло / чрез за­пе­ча­тан­ное чре­во Твое прой­ти / необы­чай­ным самоумалением.

Песнь 5

Ир­мос: Бог сый ми­ра, Отец щед­рот, / Ве­ли­ка­го Со­ве­та Тво­е­го Ан­ге­ла, / мир по­да­ва­ю­ща, по­слал еси нам: / тем, Бо­го­ра­зу­мия к све­ту на­став­ль­ше­ся, / от но­щи утре­ню­ю­ще, / сла­во­сло­вим Тя, Человеколюбче. Ка­нон 1. Ир­мос: Ты, Бог ми­ра и Отец ми­ло­сер­дия, / по­слал нам Вест­ни­ка ве­ли­ко­го Тво­е­го за­мыс­ла, / да­ру­ю­ще­го мир. / По­то­му, при­ве­ден­ные к све­ту Бо­го­по­зна­ния, / по­сле но­чи рас­свет встре­чая, / сла­во­сло­вим Те­бя, Человеколюбец.
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
В ра­бех ке­са­ре­вым по­ве­ле­ни­ем на­пи­са­ти­ся по­корь­ся, / и нас, ра­бы су­щия, вра­га и гре­ха сво­бо­дил еси, Хри­сте, / весь же по нам об­ни­щав, / и перст­на­го от са­ма­го еди­не­ния и об­ще­ния бо­го­со­де­лал еси. Под­чи­нив­шись ука­зу Ке­са­ря, / Ты был впи­сан в чис­ло ра­бов, / и нас ра­бов вра­га и гре­ха осво­бо­дил; / об­ни­щав же во всем, Хри­сте, по­доб­но нам, / этим са­мым еди­не­ни­ем и об­ще­ни­ем / Ты и брен­но­го Ада­ма обоготворил.
Се Де­ва, яко­же древ­ле ре­че, / во чре­ве при­ем­ши, ро­ди­ла есть Бо­га во­че­ло­веч­ша­ся и пре­бы­ва­ет Де­ва. / Ея­же ра­ди при­ми­рив­ше­ся Бо­гу, греш­нии, / Бо­го­ро­ди­цу су­щую во­ис­тин­ну, вер­нии, воспоим. Вот Де­ва, – как ска­за­но в древ­но­сти, – за­чав во чре­ве, / ро­ди­ла Бо­га во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся, и пре­бы­ва­ет Де­вой: / чрез Нее при­ми­рив­шись с Бо­гом, мы, греш­ные, / по спра­вед­ли­во­сти ис­тин­ную Бо­го­ро­ди­цу / с ве­рою воспоем.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Лю­тую враж­ду, юже к нам Вла­ды­ка от­се­кая па­ки плот­ским при­ше­стви­ем, / да дер­жа­ща­го раз­ру­шит ду­шет­ле­ю­ща­го, / мир со­че­тая с неве­ще­ствен­ны­ми су­ще­ст­вы, / по­ло­жив при­ступ­на, Рожд­ша­го, твари.

Ка­нон 2.

Сла­ва: На­все­гда пре­сек­ши яв­ле­ни­ем во пло­ти / же­сто­кую враж­ду на­шу с Со­бой, Вла­ды­ка, / дабы вла­сти­те­ля ду­ше­па­губ­но­го си­лу со­кру­шить, / мир со­еди­нил с неве­ще­ствен­ны­ми су­ще­ства­ми, / Ро­ди­те­ля до­ступ­ным для тво­ре­ния соделав.

И ныне: Лю­дие ви­де­ша, древ­ле омра­чен­нии, по днех свет выш­ния свет­ло­сти, / язы­ки же Бо­гу на­сле­дие Сын при­но­сит, / по­дая та­мо неиз­ре­чен­ную бла­го­дать, / иде­же мно­жай­ший про­цве­те грех. И ныне: На­род, преж­де омра­чен­ный, на­ко­нец узрел / зна­ме­ние – свет выш­не­го си­я­ния; / языч­ни­ков же Сын при­во­дит к Бо­гу в на­сле­дие, / бла­го­дать неиз­ре­чен­ную по­да­вая там, / где бо­лее грех процветал.

Песнь 6

Ир­мос: Из утро­бы Иону мла­ден­ца из­бле­ва мор­ский зверь, / яко­ва при­ят, / в Де­ву же все­ль­ше­е­ся Сло­во / и плоть при­ем­шее прой­де со­хран­шее нетлен­ну. / Его­же бо не по­стра­да ис­тле­ния, / Рожд­шую со­хра­ни неврежденну. Ка­нон 1. Ир­мос: Из утро­бы Иону, как мла­ден­ца, из­верг мор­ской зверь / та­ким же, как и при­нял; / а Сло­во, все­лив­шись в Де­ву и плоть при­няв, / про­шло че­рез Нее, со­хра­нив Её нетлен­ной; / ведь как Сам Он не под­верг­ся обыч­но­му за­ча­тию, / так и Ро­див­шую со­блюл невредимой.
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
При­и­де, во­пло­щь­ся, Хри­стос Бог наш из чре­ва, / Его­же Отец преж­де ден­ни­цы раж­да­ет; / прав­ле­ния же дер­жа пре­чи­стых сил, / в яс­лех ско­ти­ях воз­ле­жит и пе­ле­на­ми по­ви­ва­ет­ся, / раз­ре­ша­ет же мно­го­пле­тен­ныя пле­ни­цы прегрешений. При­шел Хри­стос, Бог наш, во пло­ти, / Ко­то­ро­го Отец из чре­ва преж­де утрен­ней звез­ды рож­да­ет; / и Тот, Кто дер­жит браз­ды прав­ле­ния Си­ла­ми пре­чи­сты­ми, / ло­жит­ся в яс­ли тва­рей бес­сло­вес­ных / и ру­би­щем пе­ле­на­ет­ся, но рас­тор­га­ет тем / за­пу­тан­ные узы согрешений.
Юно из Ада­ма от­ро­ча сме­ше­ния, ро­ди­ся Сын и вер­ным да­де­ся, / бу­ду­ща­го ве­ка Сей есть Отец и На­чаль­ник / и на­ри­ца­ет­ся Ве­ли­ка­го Со­ве­та Ан­гел. / Сей кре­пок Бог есть / и дер­жай об­ла­стию всю тварь. Рож­ден от Ада­мо­ва со­ста­ва / и дан вер­ным Сын, ди­тя мла­дое, / но Он же – Отец и Вла­сти­тель бу­ду­ще­го ве­ка, / и зо­вет­ся Ан­ге­лом Ве­ли­ко­го Со­ве­та; / Он – Бог креп­кий / и все тво­ре­ние дер­жа­щий в Сво­ей власти.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Иже бе ис­пер­ва к Бо­гу, Бог Сло­во / ныне утвер­жда­ет немощ­ное древ­ле / ви­дев со­хра­ни­ти, еже по нам су­ще­ство, / им­же Се­бе вто­рым об­ще­ни­ем абие про­яв­ляя стра­стей свободное.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Бог-Сло­во, быв­шее в на­ча­ле с Бо­гом, / усмот­рев, как со­хра­нить при­су­щее нам есте­ство, / ныне укреп­ля­ет его, из­древ­ле немощ­ное, / Сам в но­вое с ним об­ще­ние сни­зой­дя / и вновь его яв­ляя от стра­стей свободным.

И ныне: Гря­дет нас ра­ди из Ав­ра­ам­лих чресл / тем­но­пад­шия во мра­це пре­гре­ше­ний / сы­ны воз­двиг­ну­ти, до­лу по­ник­ших, / иже во све­те оби­та­яй и яс­лех чрез до­сто­я­ние, / ныне бла­го­во­лив в че­ло­ве­че­ское спасение. И ныне: Для нас, бед­ствен­но впав­ших во мрак со­гре­ше­ний, / что­бы воз­двиг­нуть сы­нов пра­ро­ди­те­лей, глу­бо­ко низ­верг­ших­ся / при­шел из чресл Ав­ра­ама Оби­та­ю­щий во све­те / и во­пре­ки до­сто­ин­ству Сво­е­му бла­го­во­лив­ший ныне / в яс­лях для спа­се­ния смерт­ных возлечь.
Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды. Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды. Сла­ва, и ныне:

Кондак, глас 3, самоподобен

Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, / и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит. / Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, / вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют: / нас бо ра­ди ро­ди­ся / Oтро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог. Де­ва в сей день Сверх­су­ще­ствен­но­го рож­да­ет, / и зем­ля пе­ще­ру Непри­ступ­но­му при­но­сит; / Ан­ге­лы с пас­ту­ха­ми сла­во­сло­вят, / волх­вы же за звез­дою пу­те­ше­ству­ют, / ибо ра­ди нас ро­ди­лось / Ди­тя мла­дое, пред­веч­ный Бог!
Икос: Едем Виф­ле­ем от­вер­зе, / при­и­ди­те, ви­дим, пи­щу в тайне об­ре­то­хом; / при­и­ди­те, при­и­мем су­щая рай­ская внутрь вер­те­па: / та­мо яви­ся ко­рень нена­по­ен, / про­зя­бая от­пу­ще­ние, / та­мо об­ре­те­ся кла­дезь неис­ко­пан, / из него­же Да­вид пи­ти древ­ле воз­жа­да­ся. / Та­мо Де­ва рожд­ши Мла­ден­ца, / жаж­ду уста­ви абие Ада­мо­ву и Да­ви­до­ву. / Се­го ра­ди к Нему идем, / где ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог. Икос: Виф­ле­ем от­крыл Эдем, / при­ди­те, уви­дим это, – / втайне мы об­ре­ли усла­ду. / При­ди­те, по­лу­чим бла­жен­ства рай­ские внут­ри пе­ще­ры: / там явил­ся Ко­рень, Ко­то­рый не по­ли­ва­ли, про­из­во­дя­щий про­ще­ние; / там на­шел­ся Ко­ло­дец, Ко­то­рый не ко­па­ли, из Ко­то­ро­го ис­пить Да­вид в древ­но­сти воз­же­лал. / Там Де­ва, ро­див Мла­ден­ца, / тот­час уто­ли­ла жаж­ду Ада­ма и Да­ви­да. / По­то­му по­спе­шим ту­да, / где ро­ди­лось Ди­тя мла­дое, пред­веч­ный Бог.

Песнь 7

Ир­мос: От­ро­цы, бла­го­че­стию со­вос­пи­та­ни, / зло­че­сти­ва­го ве­ле­ния небрег­ше, / ог­нен­на­го пре­ще­ния не убо­я­ша­ся, / но, по­сре­де пла­ме­ни сто­я­ще, по­я­ху: / от­цев Бо­же, бла­го­сло­вен еси. Ка­нон 1. Ир­мос: От­ро­ки, вос­пи­тан­ные в бла­го­че­стии, / по­ве­ле­ни­ем нече­сти­вым пре­не­брег­ши, / угро­жав­ше­го ог­ня не устра­ши­лись, / но, стоя по­сре­ди пла­ме­ни, пе­ли: / “Бо­же От­цов, бла­го­сло­вен Ты!”
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
Пас­ты­рие, сви­ря­ю­ще, ужас­но све­то­яв­ле­ние по­лу­чи­ша: / сла­ва бо Гос­под­ня об­ли­ста их, и Ан­гел, вос­пой­те, – во­пия, – яко ро­ди­ся Хри­стос, от­цев Бог благословенный. Пас­ту­хи, пре­бы­вая в по­ле, удо­сто­и­лись / по­ра­зи­тель­но­го све­то­нос­но­го яв­ле­ния; / ибо сла­ва Гос­под­ня оза­ри­ла их, и Ан­гел взы­вал: / “Вос­пой­те, ибо ро­дил­ся Хри­стос, / Бо­же От­цов, бла­го­сло­вен Ты!”
Вне­за­пу с сло­вом Ан­ге­ло­вым Небес­ная во­ин­ства, / сла­ва, – во­пи­я­ху, – Бо­гу в Выш­них, на зем­ли мир, в че­ло­ве­цех бла­го­во­ле­ние: / Хри­стос воз­сия, от­цев Бог благословенный. Вне­зап­но, вме­сте со сло­вом Ан­ге­ла, / ста­ли вос­кли­цать небес­ные во­ин­ства: / “Сла­ва Бо­гу в выш­них, на зем­ле мир, / сре­ди лю­дей бла­го­во­ле­ние: вос­си­ял Хри­стос; / Бо­же От­цов, бла­го­сло­вен Ты!”
Гла­гол что сей? – ре­ко­ша пас­ты­рие, – / при­шед­ше, уви­дим быв­шее, Бо­же­ствен­на­го Хри­ста. / Виф­ле­е­ма же до­шед­ше, с Рожд­шею по­кла­ня­ху­ся, вос­пе­ва­ю­ще: / от­цев Бо­же, бла­го­сло­вен еси. “Что это за ре­чи?” – ска­за­ли пас­ту­хи, – / “Пой­дем, по­смот­рим на слу­чив­ше­е­ся, на бо­же­ствен­но­го Хри­ста”. / До­стиг­нув же Виф­ле­е­ма, они вме­сте с Ро­див­шей / Ему по­кло­ня­лись, вос­пе­вая: / “Бо­же От­цов, бла­го­сло­вен Ты!”

Ка­нон 2.

Слу­ги убо неистов­но по­па­ля­ет, / спа­са­ет же все­па­ля­щая со стра­хом юныя, / сед­мо­чис­лен­ным раз­жже­ни­ем воз­вы­ше­на; / их­же вен­ча пла­мень, неза­вист­но Гос­по­ду по­да­ю­щу бла­го­че­стия ра­ди росу.

Ка­нон 2.

Слу­жи­те­лей ярост­но по­жи­га­ет, / а юно­шей спа­са­ет с ре­вом кло­ко­чу­щая печь / се­ми­крат­ным уси­лен­ная раз­жже­ни­ем, – / тех, ко­го вен­ча­ло пла­мя по во­ле Гос­по­да, / за бла­го­че­стие им обиль­но по­да­вав­ше­го росу.

Сла­ва: По­мощ­ни­че, Хри­сте, че­ло­ве­ком, / про­тив­ное га­да­ние, во­пло­ще­ние неиз­гла­го­лан­ное име­яй, по­сра­мил еси; / бо­гат­ство обо­же­ния но­сяй, во­об­раж­ся ныне, / Его­же ра­ди упо­ва­ни­ем свы­ше в пре­ис­под­ний при­и­до­хом мрак. Сла­ва: Хри­сте-За­ступ­ник! Ты про­тив­ни­ка смерт­ным по­сра­мил, / имея во­пло­ще­ние Сво­им по­кро­вом неиз­ре­чен­но, / при­няв ныне наш об­раз, неся нам обо­же­ния бо­гат­ство, / за по­же­ла­ние ко­то­ро­го мы неко­гда / с вы­со­ты в без­дны мрач­ные сошли.
И ныне: Зле неудер­жан­но воз­вы­ша­е­мый, / нечест­но бе­ся­щий­ся от раз­вра­ще­ния ми­ра, / низ­ло­жил еси все­мощне грех, / яже при­вле­че преж­де, днесь же от се­тей спа­са­е­ши, / во­пло­щ­ся во­лею, Благодетелю. И ныне: Ди­кий взо­ром, в над­ме­нии неудер­жи­мый, / непри­стой­но буй­ство­вав­ший грех / как жа­лом уязв­ля­е­мо­го мi­ра, / Ты все­мо­гу­ще­ством Сво­им низ­верг; / а тех, ко­го увлек он преж­де, / в сей день спа­са­ешь от его се­тей, / доб­ро­воль­но во­пло­тив­шись, Благодетель.

Песнь 8

Ир­мос: Чу­да пре­есте­ствен­на­го / ро­со­да­тель­ная изоб­ра­зи пещь об­раз: / не бо, яже при­ят, па­лит юныя, / яко ни­же ог­нь Бо­же­ства Де­вы, / в Ню­же вни­де утро­бу. / Тем вос­пе­ва­ю­ще, вос­по­ем: / да бла­го­сло­вит тварь вся Гос­по­да / и пре­воз­но­сит во вся веки. Ка­нон 1. Ир­мос: Окроп­ля­ю­щая ро­сою печь / пред­ста­ви­ла об­раз сверхъ­есте­ствен­но­го чу­да: / ибо она не опа­ля­ет юно­шей, ко­то­рых при­ня­ла в се­бя, / как и огонь Бо­же­ства утро­бы Де­вы, / в ко­то­рую нис­шел. / По­это­му вос­по­ем песнь: / “Да бла­го­слов­ля­ет все тво­ре­ние Гос­по­да / и пре­воз­но­сит во все века!”
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
Вле­чет Ва­ви­ло­ня дщи от­ро­ки пле­нен­ныя Да­ви­до­вы от Си­о­на к се­бе, / да­ро­нос­цы же слет волх­вы де­ти, / Да­ви­до­ве Бо­го­при­ят­ней дще­ри мо­ля­щи­я­ся. / Тем, вос­пе­ва­ю­ще, вос­по­им: / да бла­го­сло­вит тварь вся Гос­по­да и пре­воз­но­сит во вся веки. Вле­чет дочь Ва­ви­ло­на от Си­о­на / пле­нен­ных от­ро­ков Да­ви­до­вых к се­бе, / но са­ма волх­вов, да­ры несу­щих, по­сы­ла­ет / умо­лять при­няв­шую в Се­бя Бо­га Дочь Да­ви­до­ву; / по­то­му вос­по­ем песнь: / “Да бла­го­слов­ля­ет все тво­ре­ние Гос­по­да / и пре­воз­но­сит во все века!”
Ор­га­ны укло­ни­ша пла­чев­ныя пес­ни, / не по­я­ху бо в зем­ли чуж­дей от­ро­цы Си­о­но­вы, / ва­ви­лон­скую же раз­ре­ша­ет лесть всю и му­си­кий­ския со­ста­вы, / в Виф­ле­е­ме воз­си­яв, Хри­стос. / Тем, вос­пе­ва­ю­ще, вос­по­им: / да бла­го­сло­вит тварь вся Гос­по­да и пре­воз­но­сит во вся веки. Скорбь по­бу­ди­ла ору­дия пе­ния от­ло­жить, / ибо де­ти Си­о­на не пе­ли в чуж­дых стра­нах, – / но раз­ру­ша­ет вся­кое за­блуж­де­ние / и Ва­ви­лон­ское му­зы­каль­ное со­гла­сие / из Виф­ле­е­ма вос­си­яв­ший Хри­стос; / по­то­му вос­по­ем песнь: / “Да бла­го­слов­ля­ет все тво­ре­ние Гос­по­да / и пре­воз­но­сит во все века!”
Ко­ры­сти Ва­ви­лон цар­ства Си­о­ня и пле­нен­ное бо­гат­ство при­ят, / со­кро­ви­ща же Хри­стос в Си­он се­го, / и ца­ри звез­дою на­став­ляя, звез­доб­лю­сти­те­ли вле­чет. / Тем, вос­пе­ва­ю­ще, вос­по­им: / да бла­го­сло­вит тварь вся Гос­по­да и пре­воз­но­сит во вся веки. Овла­дел Ва­ви­лон до­бы­чею / и за­хва­чен­ным цар­ства Си­он­ско­го бо­гат­ством; / а Хри­стос вле­чет в Си­он его со­кро­ви­ща / и ца­рей-звез­до­че­тов пу­те­вод­ною звез­дой; / по­то­му вос­по­ем песнь: / “Да бла­го­слов­ля­ет все тво­ре­ние Гос­по­да / и пре­воз­но­сит во все века!”

Ка­нон 2.

Сла­ва: Па­гу­бы убе­жав­ши, / еже обо­жи­ти­ся пре­ле­стию, непре­стан­но по­ет из­ли­яв­ша­го­ся Сло­ва / юно­ше­ски вся с тре­пе­том тварь, / неслав­ну хва­лу, бо­я­щи­ся, при­но­сит, тлен­на су­щи, / аще и муд­ре терпяше.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Из­бег­нув па­гу­бы – бо­го­тво­ри­мым быть по за­блуж­де­нию, – / по­доб­но юно­шам все тво­ре­ние с тре­пе­том / непре­стан­но вос­пе­ва­ет ума­лив­ше­е­ся Сло­во, / моль­бу недо­стой­ную при­но­сить Ему стра­шась, / как есте­ством непо­сто­ян­ное, хо­тя и муд­рое усердием.

И ныне: Гря­де­ши, за­блужд­шее на па­жить об­ра­щая цве­то­твор­ную / из пу­стын­ных хол­мов язы­ков во­ста­ние, че­ло­ве­че­ское есте­ство, / си­лу нуж­ную че­ло­ве­ко­убий­цы уга­си­ти, / муж же яви­вся и Бог промышлением. И ныне: При­хо­дишь Ты, на­ро­дов Про­буж­де­ние, / воз­вра­щая за­блуд­шее че­ло­ве­че­ское есте­ство / с хол­мов пу­стын­ных на паст­би­ще цве­то­нос­ное, / явив­шись че­ло­ве­ком и вме­сте – Бо­гом по Сво­е­му про­мыс­лу, / что­бы на­силь­ствен­ную мощь че­ло­ве­ко­убий­цы усмирить.

Песнь 9

Ир­мос: Та­ин­ство стран­ное ви­жу и пре­слав­ное: / Небо – вер­теп, Пре­стол Хе­ру­вим­ский – Де­ву, / яс­ли – вме­сти­ли­ще, / в ни­х­же воз­ле­же Невме­сти­мый – Хри­стос Бог, / Его­же, вос­пе­ва­ю­ще, величаем. Ка­нон 1. Ир­мос: Та­ин­ство ви­жу / необы­чай­ное и чуд­ное: / пе­ще­ра – небо, пре­стол Хе­ру­вим­ский – Де­ва, / яс­ли – вме­сти­ли­ще, / где воз­лег невме­сти­мый Хри­стос Бог, / Ко­то­ро­го мы в пес­нях величаем.
При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе. При­пев: Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Тебе.
Из­ряд­ное те­че­ние зря­ще / вол­сви необыч­ныя но­выя звез­ды но­во­си­я­ю­щия, / Небе­са про­све­ща­ю­щия, Хри­ста Ца­ря зна­ме­ну­ю­щия на зем­ли, / рожд­ша­го­ся в Виф­ле­е­ме на спа­се­ние наше. Волх­вы, ви­дя необы­чай­ное дви­же­ние / неве­до­мой но­вой звез­ды, недав­но явив­шей­ся, / бли­став­шей яр­че све­тил небес­ных, / ура­зу­ме­ли, что на зем­ле ро­дил­ся Царь Хри­стос / в Виф­ле­е­ме для спа­се­ния нашего.
Но­во­рож­ден­ное, – волх­вом, гла­го­лю­щим, – / От­ро­ча Царь, Его­же звез­да яви, где есть? / То­му бо по­кло­ни­ти­ся при­и­до­хом. / Яря­ся, Ирод сму­ща­ше­ся, / Хри­ста уби­ти бо­го­бо­рец шатаяся. “Где но­во­рож­ден­ное Ди­тя”, – во­про­ша­ли волх­вы – / “Царь, Чья звез­да яви­лась? / Ведь мы при­шли для по­кло­не­ния Ему”. / То­гда безум­ный Ирод-бо­го­бо­рец тре­во­жил­ся / и в яро­сти на­ме­ре­вал­ся убить Христа.
Ис­пы­та Ирод вре­мя звез­ды, / ея­же во­жде­ни­ем вол­сви в Виф­ле­е­ме по­кла­ня­ху­ся Хри­сту с да­ры; / ею­же, ко оте­че­ству на­став­ля­е­ми, / лю­та­го де­то­убий­цу оста­ви­ша поругана. Точ­но вы­ве­дал Ирод вре­мя яв­ле­ния звез­ды, / под во­ди­тель­ством ко­то­рой по­кло­ня­ют­ся / в Виф­ле­е­ме Хри­сту волх­вы с да­ра­ми; / ею же на­прав­ля­е­мые в свое оте­че­ство, / они же­сто­ко­го де­то­убий­цу оста­ви­ли осмеянным.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Об­ра­зы несвет­лы и се­ни при­ве­де­ны, / о Ма­ти Чи­стая, ви­дев­ше Сло­ва, / но­ва яв­ль­ша­го­ся от врат за­клю­чен­ных, / мня­щии же ис­тин­ную свет­лость, до­стой­но Твою бла­го­сло­вим утробу.

Ка­нон 2.

Сла­ва: Ви­дев туск­лые об­ра­зы и те­ни про­шед­шие / Сло­ва, но­вым из за­клю­чен­ных две­рей явив­ше­го­ся / и свет ис­ти­ны по­чи­тая, о Ма­терь чи­стая, / мы чре­во Твое до­стой­но благословляем.

И ныне: Же­ла­ние по­лу­чив­ше и Бо­жия при­ше­ствия хри­сто­крас­нии лю­дие спо­добль­ше­ся, / ныне уте­ша­ют­ся па­ки бы­ти­ем: / яко жи­во­нос­ну бла­го­дать да­е­ши, Де­во Чи­стая, / по­кло­ни­ти­ся славе. И ныне: До­стиг­нув же­ла­е­мо­го / и удо­сто­ив­шись при­ше­ствия Бо­га, / ныне Хри­сто­лю­би­вый на­род ожи­да­ет / воз­рож­де­ния, ибо оно жи­во­твор­но; / по­дай же нам бла­го­дать, Де­ва Пре­чи­стая, / по­кло­нить­ся сла­ве небесной!

Све­ти­лен

По­се­тил ны есть свы­ше Спас наш, Во­сток во­сто­ков, / и су­щии во тьме и се­ни об­ре­то­хом ис­ти­ну, / ибо от Де­вы ро­ди­ся Господь. По­се­тил нас с вы­со­ты Спа­си­тель наш, / преж­де солн­ца вос­шед­шее Све­ти­ло; / и мы, пре­бы­вав­шие во тьме и те­ни об­ре­ли ис­ти­ну, / ибо от Де­вы ро­дил­ся Господь.
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки