Неделя после Рождества Христова

Великая вечерня
Утреня
Литургия

НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
ПАМЯТЬ СВВ. ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА,
ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ

Церковнославянский Русский

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

По обычном псалме поем кафизму 1‑ю всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и праздника 4, поемыя на самый праздник, и святых 3, глас 1.

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

После предначинательного псалма поем всю 1 кафизму. На Господи воззвах: стихиры воскресные 3 и праздника 4, поющиеся на самый праздник, и святых 3, глас 1.

Подобен: Небесных чинов:

Подобен: Небесных полков:

Богоотца вси восхвалим, Давида царя, / из него бо пройде жезл — Дева. / И из Нея возсия цвет — Христос, / и Адама со Евою от тли воззва, / яко Благоутробен. Восхвалим все Богоотца, Давида царя, / ибо от него произошел жезл — Дева. / И от Нее взошел цвет — Христос, / и Адама с Евою от тления избавив, воссоздал, / как милосердный.
Пророческая проречения виде в старости / яве Иосиф Обручник, / проявленно исполняемая, / обручение воистинну странное, / откровение Ангелы прием, / Богу слава, — вопиющих, — / на землю мир низпославшему. Пророков предсказания открыто исполняющимися / в старости увидел ясно Иосиф обручник, / получив по жребию обручение необычайное, / указания свыше через Ангелов приняв, / “Богу слава, — возглашавших, — / ибо Он на землю мир ниспослал!”
Брата Божия вси восхвалим, / яко святителя суща, / мучением же паки просиявша доблественне. / Егоже молитвами, Иисусе Боже наш, / в вертепе и в пеленах повивыйся, / спаси вся, поющия Тя. Брата Божия все восхвалим, / как истинного иерарха, / и мучением также просиявшего доблестно. / Его молитвами, Иисусе, Боже наш, / в пещере и в яслях повитый пеленами, / спаси всех, воспевающих Тебя!
Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых, / царя пророка и апостола, перваго епископа: / тех бо ученьми лести избавльшеся, / Христа славословим, от Девы возсиявшаго и воплощшагося, / еже спасти души наша. Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых, / царя-пророка и апостола, первого епископа: / ибо их учениями от заблуждения избавившись, / Христа славословим, от Девы воссиявшего / и воплотившегося, чтобы спасти души наши.
И ныне, Богородичен гласа.

Вход. Прокимен дне.

И ныне, Богородичен гласа.

Вход. Прокимен дня. [И чтения]

На литии:

Стихиры праздника, поемыя на самый праздник.

На литии

Стихиры праздника, поющиеся на самый праздник.

Слава и ныне, глас 5.
Иоанна монаха:

Слава и ныне, глас 5,
преп. Иоанна Дамаскина

Волсви, персидстии царие, / познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, / от светлыя звезды водими, / достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, / злато, и ливан, и смирну, / и, падше, поклонишася: / видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго. Волхвы, персидские цари, познав ясно, / что на земле родился Царь Небесный, / светлой звездой ведомые, достигли Вифлеема, / неся отборные дары: золото, и ладан, и смирну; / и павши, поклонились: ибо Вечного увидели в пещере / лежащим, как Младенца.

На стиховне стихиры воскресны:

Стихиры на стиховне воскресные

Слава, глас 6: Священных память, и царей держава, / и веселие быстъ Рождество Твое, / и в нем, хвалящеся, глаголем: / Отче наш, Иже еси на Небесех, / да святится Имя Твое, Человеколюбче. Слава, глас 6: Священникам — памятью, и царям — могуществом / и веселием стало рождество Твое, / и им хвалясь, мы возглашаем: / “Отче наш, Который на небесах, / да святится имя Твое, Человеколюбец!
И ныне, глас тойже: Днесь невидимое Естество / человеком от Девы совокупляется; / днесь безмерное Существо в Вифлееме пеленами обвивается; / днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит, / провозвещая Свое тридневное погребение, / яко в злате, и смирне, и ливане. / Емуже поем: / воплотивыйся от Девы, Христе Боже, / спаси души наша. И ныне, глас тот же: В сей день Невидимый естеством / от Девы родившись, с людьми соединяется; / в сей день безмерное Существо / в Вифлееме пеленами повивается; / в сей день Бог звездою волхвов для поклонения приводит, / предвозвещая Свое трехдневное погребение, / золотом, и смирною, и ладаном. / Ему мы поем: / “Воплотившийся от Девы, Христе Боже, / спаси души наши!”*

На благословении хлебов
Тропарь праздника, глас 4:

На благословении хлебов
Тропарь праздника, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе. (2) Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе! (2)

И тропарь святых, глас 2

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу: / Деву видел еси рождшую, / с пастыри славословил еси, / с волхвы поклонился еси, / Ангелом весть прием. / Моли Христа Бога спасти души наша.

И тропарь святых, глас 2

Благовествуй, Иосиф, / о чудесах Давиду Богоотцу: / ты видел Деву, носящую во чреве, / с пастухами славословил, с волхвами поклонился, / через Ангела извещение получив. / Моли Христа Бога о спасении душ наших!

А где не служится бдение, тропарь воскресный, Слава: святых, И ныне: праздника.
А идеже несть всенощнаго бдения, на повечерии по трисвятом: На повечерии после трисвятого:

Кондак Богоотцев, глас 3.
Подобен: Дева днесь:

Кондак Богоотцов, глас 3
Подобен: Дева в сей день:

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, / Иосиф же хваление со Иаковом приносит: / венец бо сродством Христовым приемше, радуются, / и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: / Щедре, спасай Тебе чтущия. Радости исполняется в сей день Давид божественный, / Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. / Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются, / и неизреченно на земле Рожденного / воспевают и взывают: / “Милосердный, спасай Тебя почитающих!”

Слава, и ныне,
кондак праздника, глас 3. Самоподобен:

Слава, и ныне,
кондак праздника, глас 3, самоподобен

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог. Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!

НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
ПАМЯТЬ СВВ. ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА,
ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ

НА УТРЕНИ

На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды.

НА УТРЕНИ

На Бог Господь: тропарь воскресный дважды.

Слава,
тропарь святых, глас 2

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу: / Деву видел еси рождшую, / с пастыри славословил еси, / с волхвы поклонился еси, / Ангелом весть прием. / Моли Христа Бога спасти души наша.

Слава:
тропарь святых, глас 2

Благовествуй, Иосиф, / о чудесах Давиду Богоотцу: / ты видел Деву, носящую во чреве, / с пастухами славословил, с волхвами поклонился, / через Ангела извещение получив. / Моли Христа Бога о спасении душ наших!

И ныне,
тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе.

И ныне:
тропарь праздника, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

По кафизмах, седальны воскресны, с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом от Матфея, Неделя по Рождестве Христове; или слово Григория Нисскаго о Святей Троице и о Аврааме, на две части. И поем непорочны, и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христово видевше: По 50‑м псалме стихира воскресна. После кафизм седальны воскресные с богородичнами их и чтение в Евангелии толковом: от Матфея, неделя по Рождестве Христовом; или слово Григория Нисского о Святой Троице и об Аврааме — разделяем его на две части. И поем Непорочны и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христа увидев: После псалма 50 стихира воскресная.

Каноны

Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и канон Св. Иосифу Обручнику, глас 1, егоже акростих: “Христова тя пою деснаго предстоятеля. Иосиф”. Канон воскресный со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и св. Иосифу Обручнику, глас 1. Его акростих: “Воспеваю тебя, справа от Христа стоящего. Иосиф”.

Песнь 1

Ирмос: Христос раждается – славите! / Христос с Небес – срящите! / Христос на земли – возноситеся! / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

Песнь 1

Ирмос: Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

Христов угодниче, блаженне, / Христа воплощшагося служителю, / отцем Христовым почитаемый; / Емуже со дерзновением предстоя, / испроси мир и лютых избавление / хвалящим тя. Христов ученик, блаженный, / Христа воплотившегося служитель, / отцом Христовым почитаемый! / Ему со дерзновением предстоя, / испроси мир и от бед тяжких избавление / восхваляющим тебя.
Глагол божественных послушателю, / дел преславных служителю, / обручниче Девы Богоотроковицы, / праведен во всем и истинен / явился еси, Иосифе, / и в селениих праведных упокоился еси. Словам божественным послушным, / дел предивных служителем, / обручником Девы, Божией Отроковицы, / праведным во всем и истинным / явился ты, Иосиф, / и в обителях праведных упокоился.
Узрети Христа сподобился еси, / образом еже по нам младенствующа, / и Того отцем именовася. / Величайша слава твоя яко воистину! / Велико паче всех достоинство! / Сего ради хвалим тя. Увидеть Христа ты сподобился, / ставшего обликом подобным нам младенцем, / и Его отцом был наречен. / Слава твоя — величайшая поистине! / Велико, выше всех достоинство! / Потому восхваляем тебя.
Богородичен: Плотию Христа породила еси / в Вифлееме, Чистая, неискусобрачная, / пеленами Его повивши; / Того пришествию изумився, / Иосиф со страхом величает / и покланяется Его силе. Богородичен: Родила Ты, Чистая, брака не познавшая, / в Вифлееме Христа по плоти, / пеленами Его повив; / Его пришествием пораженный, / Иосиф со страхом величает / и поклоняется Его силе.
И настоящий канон на 4, глас 4. Творение Космы монаха. И настоящий канон [св. Давиду и Иакову] на 4, глас 4, творение преподобного Космы Маиумского.

Песнь 1

Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / яко извел еси люди из работы египетския, / покрыл же еси колесницы фараоновы и силу.

Песнь 1

Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо вывел Ты народ из рабства египетского / и водою покрыл / колесницы и войско фараона.

[Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо Ты, от чрева чистой Девы / в человека облекшись неизреченно, / воссоздал его, как благосердный.]

[В сей день пастухи богословствуют, / песнь с Бесплотными ясно воспевая, / и волхвы дары приносят / Ставшему по плоти младенцем.]

Елицы рождественная сотворяем Воплощшагося нас ради, / радостию воспоим Иакова Богобрата и Давида Богоотца. Все мы, совершая рождественские торжества / в честь нас ради Воплотившегося, / с радостью воспоем Иакова, брата Божия, / и Давида Богоотца.
Слава в Вышних, лицы ангельстии в Вифлееме Иосифу предсташа, глаголюще, / с нимиже Благоизволившаго воплотитися воспоим. Хоры Ангелов предстали в Вифлееме пастухам, / возглашая: “Слава в вышних!” / С ними давайте воспоем / воплотиться Благоволившего.
Давиде Богоотче, с гусльми, / от корене Иессеова воплощшася Господа, / Иакова праведнаго привлек, воспой. Давид Богоотец, с гуслями воспой / от корня Иессеева воплощающееся Слово, / привлекая и Иакова праведного.
Богородичен: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / яко родился еси из Матере Девы Святыя / и Сию показал еси надежду душ наших. Богородичен: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо Ты от матери родился — святой Девы / и Ее явил надеждой душ наших.*
Катавасия: Христос раждается: Катавасия: Христос рождается:

Песнь 3

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.

Песнь 3

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / “Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!”

Прежде век от Отца неизреченно Возсиявшаго / и от Девы в последняя воплощшагося несказанно / отец нареклся еси, преславне, / и страшнаго таинства зритель / был еси, блаженне. Прежде веков от Отца неизреченно Воссиявшего / и в последние времена воплотившегося неизъяснимо / отцом наречен ты, славный, / и приводящего в трепет таинства свидетелем / провозглашен, блаженный.
Егоже вышния чины, / яко Бога неописаннаго трепещут, / Сего, от Девы рожденна, Иосифе, / рукама своима держиши, мудре, / освящаяся страшным осязанием; / сего ради тя почитаем. Того, пред Кем трепещут вышние полки, / как пред Богом беспредельным, / Его, рожденного от Девы, / ты руками своими держишь, Иосиф мудрый, / освящаясь приводящим в трепет прикосновением; / потому мы тебя почитаем.
Высота таинства, / родом не познанна древним, / ти вверися, сердце чисто показавшу, / имже вси спасени есмы, / светоносную и божественную память твою / верно празднующе. Высота таинства, / прежним поколениям неизвестного, / вверена была тебе, / сердца чистоту явившему; / им все мы были спасены, / светоносную и божественную твою память / с верою празднующие.
Богородичен: Плоть приемша от чистых кровей Твоих, Дево чистая, / и в вертепе рожденна, и в яслех возлегша / узрев Иосиф праведный, / Бога, видима подобно нам, / величаше песньми. Богородичен: Увидев Бога, плоть принявшего / от чистой крови Твоей, Дева непорочная, / и в пещере рожденного, и положенного в ясли, / ставшего видимым подобно нам, / величал Его песнями Иосиф праведный.
Ин. Ирмос: Утверждение на Тя надеющихся, Христе Боже, / в вере Православней Твоей утверди нас, / яко Человеколюбец. Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Утверждение на Тебя надеющихся, Христе Боже! / В вере православной Твоей утверди нас, / как Человеколюбец.*
Рождшагося плотию от Девы без семене Христа Бога со Ангелы вси воспоем, / слава в Вышних Богу, взывающе. Без семени по плоти рожденного / от Девы Марии — Христа Бога / со Ангелами все воспоем: / “Слава в вышних!” — возглашая.

[На свирелях игравшие верные пастухи / весть благую от Ангелов услышали / об истинном Пастыре — Христе / и “Слава в вышних!” — восклицали.]

[Да возрадуются небеса, / да ликует и вся земля, / воспевая: “Слава в вышних!” / в сей день рожденному — Христу Богу.]

Всепразднственный нас ради Истощившагося, вернии, праздник / с Давидом же и Иаковом песньми по достоянию почтим. Всепраздничное торжество / нас ради Себя умалившего / с Давидом и Иаковом, верные, / достойно песнопениями почтим.
Яко жениху от чертога, из матерних ложесн / Давид рече Господу изыти, / егоже ныне со Иаковом воспоем. Давид изрек, что как жених из брачного чертога, / из материнского чрева ныне придет Господь, / Которого мы с Иаковом воспоем.
Богородичен: Безневестную и Богородицу Марию почтим: / Тоя бо ради нам возсия Правды Солнце. Богородичен: Брака не познавшую / и Богородицу Марию почтим: / ибо через Нее нам воссияло Правды Солнце.*

Кондак праздника, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.

Кондак праздника, глас 3

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!

Икос: Едем Вифлеем отверзе, / приидите, видим, пищу в тайне обретохом; / приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа: / тамо явися корень ненапоен, / прозябая отпущение; / тамо обретеся кладезь неископан, / из Негоже Давид пити древле возжадася; / тамо Дева рождши Младенца, / жажду устави абие Адамову и Давидову. / Сего ради к Нему идем, / где родися Отроча Младо, Превечный Бог. Икос: Вифлеем открыл Эдем, / придите, увидим это, — / втайне мы обрели усладу. / Придите, получим блаженства райские внутри пещеры: / там явился Корень, Который не поливали, производящий прощение; / там нашелся Колодец, Который не копали, из Которого испить Давид в древности возжелал. / Там Дева, родив Младенца, / тотчас утолила жажду Адама и Давида. / Потому поспешим туда, / где родилось Дитя младое, предвечный Бог.

Седален, глас 3.
Подобен: Дева днесь:

Седален, глас 3
Подобен: Дева в сей день:

Иосифа праведнаго, Девы обручника, / с Давидом Иакова достодолжно воспоем: / сии бо, праведною ходивше стезею, достигоша Небесныя обители, / достойно ликующе со Ангелы, / нам просят согрешений оставление. Иосифа праведного, Девы обручника, / и с Давидом — Иакова как должно воспоем: / ибо они, праведным путем ходившие, / небесных обителей достигли, / и по достоинству своему ликуя с Ангелами, / просят нам согрешений отпущения.*

Слава, глас и подобен тойже:

Слава, глас и подобен тот же

Дева роди Творца всяческих, / и волсви грядут Сему плотию поклонитися; / человецы со Ангелы славословят; / вертеп яке и ясли дароносят, / воспевающе рождшагося Отроча Младо, Превечнаго Бога. Дева родила Творца всего, / и волхвы идут Ему во плоти поклониться; / люди со Ангелами славословят; / пещера же и ясли в дар себя приносят, / воспевая Родившегося — / Дитя младое, предвечного Бога.*

И ныне, глас 1.
Подобен: Лик Ангельский:

И ныне, глас 1
Подобен: Лик Ангельский:

Лик пророческий празднует Божественне чудо, в Тебе бывшее, о Дево! / Бога бо, воплощшася на земли, породила еси. / Темже Ангели с пастырьми поют, / волсви же верою со Иосифом вопиют Давиду чудеса, Богоотцу. Лик пророков празднует боговдохновенно / чудо, в Тебе совершившееся, о Дева! / Ибо Бога, воплощающегося на земле Ты родила. / Потому Ангелы с пастухами поют, / волхвы же с Иосифом с верою возглашают / о чудесах Давиду Богоотцу.

Песнь 4

Ирмос: Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.

Песнь 4

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Имущи помышление / послушно божественным повелением, / и чист весь быв, / Единей в женах Чистей и Непорочней / обручен был еси, Иосифе блаженне, / хранящи Деву чистую / к приятию Сотворшаго. Имея разум, покорный божественным велениям, / и сделавшись чистым весь, / с единственной между женами чистой и непорочной / ты был, Иосиф блаженный, обручен, / чтобы Деву чистую охранять / к принятию Ею Создателя.
Единому Гавриилу на небеси / и тебе единому, приснопамятне, / с единей Неискусобрачней / единое по премногу страшное таинство, / Иосифе блаженне вверися, / единаго тлетворнаго – князя тьмы гонящее. Одному Гавриилу на небесах / и одному тебе, прославленный, / с единой не познавшей брака / единственное приводящее в чрезвычайный трепет таинство, / Иосиф блаженный, было вверено, / единого губителя, тьмы начальника, / в бегство обращающее
Одушевлен храм световиден быв Сотворшаго / тщанием вещей божественных, / от святаго храма Храм святый / сподобился еси прияти, Иосифе блаженне, / – единую в женах Приснодеву. Будучи одушевленным, световидным / храмом своего Создателя, / ты, по усердию к делам божественным, / Иосиф блаженный, удостоился принять / из святого храма Храм святой / — единственную между женами Приснодеву.
Богородичен: Разрешая яве / все ума твоего смущение, / предста невидимый, глаголюще ти: / “Не убойся, Иосифе, Мариам пречистую / ныне прияти, во чреве бо носит / божественною Своею силою Носящаго вся!” Богородичен: Разрешая ясно / все ума твоего сомнение, / предстал невидимый, возглашая тебе: / “Не убойся, Иосиф, Мариам пречистую / ныне принять, ибо Она во чреве носит / все Носящего божественною Своею силою!”
Ин. Ирмос: Твоего на земли явления, Христе Боже, / проповедая пророк пришествие, / с веселием вопияше: / слава силе Твоей, Господи. Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Твоего на земле явления приход / провозглашая, Христе Боже, / пророк с веселием взывал: / “Слава силе Твоей, Господи!”*

[Неизреченное Бога Слова снисхождение / очами ума провидя, Аввакум / “От Фемана”, — восклицал, — “придет / Бог, Спаситель наш!”]

[Ясли принявшие, Тебя, Бога, / обступили Бесплотных воинства, / превышающее разум рождество Твое, Сын Божий, / с трепетом и изумлением славя.]

С волхвы Рождшемуся поклонимся / и со Ангелы и Иосифом ликуим, боголепно взывающе: / слава в Вышних Христу Богу. С волхвами Родившемуся поклонимся / и со Ангелами и пастухами возликуем, / богодостойно возглашая: / “Слава в вышних Христу Богу!”
Царствуяй всеми царьми Христос, / по плоти от семене Давидова рождейся, / избраннаго Иакова прият, брата, якоже изволи. Над всеми царями царствующий — Христос, / по плоти от семени Давидова родившись, / принял избранного Иакова, как брата Своего, / как Сам благоволил.
От Девы Господь явивыйся во плоти, спрослави память вашу, снятии, / апостолов лучший, Иакове, и Давиде всеблаженне. Господь, от Девы явившийся во плоти, / прославил тем и память вашу, святые: / Иаков, избранный среди Апостолов, / и Давид всеблаженный.
Богородичен: Херувимских чинов преимущи / и Бога, на руку носима, с плотию понесши, / радуйся, Богородице Безневестная. Богородичен: Херувимские полки превосходящая / и Бога во плоти на руках носившая, / радуйся, Богородица, брака не познавшая.*

Песнь 5

Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

Песнь 5

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

Кротостию сияющи, мудре Иосифе, / в землю кротких вселился еси, / Христа, кроткаго словесы, отец именовася. / Егоже во объятиих твоих держа, освятился еси / и прославися, узрев / плотию человеческою Облолкшася. Кротостью сияя, Иосиф мудрый, / ты на земле кротких поселился, / нареченный отцом в слове кроткого — Христа. / Его во объятиях своих держав, ты освятился / и прославился, Его увидев / плотью смертною облеченным.
Яко божественый Облак, / Солнце в недрех Своих сокрывый, / превел еси едину Чистую / из града Давидова во Египет, / разсеяти в нем тьму / идолонеистовства, Иосифе, / тайны, высшия постижения служителю. Как божественное Облако, / Солнце в недрах Своих скрывающее, / ты перевел единственную Чистую / из города Давидова в Египет, / чтобы в нем рассеять мрак / безумного идолослужения, Иосиф, / тайны высшей постижения служитель.
Праведен быв, шествовал еси / правыми путями Владыки праведнаго, / праведно судившему ти, всеблаженне, / верно послужити толико страшному таинству / неизреченного рождества, / имже, человецы, оправдихомся. Будучи праведным, ты ходил / праведными путями Владыки праведного, / праведно определившему тебе, всеблаженный, / верно послужить столь страшному таинству / неизреченного рождения, / которым мы, смертные, были оправданы.
Богородичен: Обрелася еси, яко рече Исаиа пророк, / Дева, во чреве вместившая / неописаннаго естеством Бога – Еммануила, / еже не ведый Иосиф божественный, / научен бысть от Ангела / нощию спящи, приснопамятный. Богородичен: Оказалась, как сказал Исаия пророк, / Дева, во чреве вместившей / беспредельного естеством Бога — Эммануила; / Иосиф же божественный, не постигший того, / был научен Ангелом / во время сна ночного, славный.
Ин. Ирмос: Возсиявый Свет, / и просветивый утро, / и показавый день, / слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сыне Божий. Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Воссиявший нам, пребывающим во тьме, / светом Твоего Богоявления, / слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий.
От Девы Чистыя благоволивый родитися, Боже воплотивыйся, / слава Тебе, слава Тебе, Иосиф вопияше. От Девы чистой родиться благоволивший, / Боже воплотившийся! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий!
От Девы рождейся и память уяснивый Давида и Иакова, / слава Тебе, слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий. От Девы рожденный и украсивший / память Давида и Иакова! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий!
Егоже пророк Давид Дождь на Руно нарицаше Богодохновенно, / Иаков проповеда Иисуса, Сына Божия. Кого пророк Давид дождем, / сходящим на руно называл боговдохновенно, / Того Иаков провозгласил — / Иисуса, Сына Божия.

[Слово, во образ раба облекшееся / из чрева всесвятого! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисус, Сын Божий!]

Богородичен: Ангела глас немолчно тварь приносит Тебе, Дево: / радуйся, Мати Чистая Иисуса, Сына Божия. Богородичен: Глас Ангела, не умолкая, / творение приносит Тебе, Дева: / “Радуйся, чистая Матерь / Иисуса, Сына Божия!”

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

Песнь 6

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь, / таким, каким и принял, / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её неповрежденной; / ведь Само не подвергшись плотскому зачатию / и Родившую уберегло от страданий.

Странным рождеством / от Девы-Богоотроковицы, / к нам, странным, пришедшаго Бога, / – присносущное Слово Отчее, / приемши, Иосифе всеблаженне, / во Египет путешествие странное / с Ним, радуяся, совершил еси, / повинуяся божественным повелением. Необычайным рождеством / от Девы, Божией Отроковицы, / к нам, чужим Ему, пришедшего / — Бога, вечное Слово Отчее, / взяв, Иосиф всеблаженный, / ты в Египет путешествие необычайное / с Ним радостно совершил, / повинуясь божественным повелениям.
Богу, плотию младенствующу, / яко Ангел служай был еси, Иосифе мудре, / и несредственно зрел еси к Нему яве, / лучи невещественныя приемлющи, блаженне, / и светообразен и душею и сердцем показуем. Ты как Ангел служение совершал, Иосиф мудрый, / Богу, по плоти ставшему младенцем, / и без посредства взирал открыто на Него, / принимая невещественные лучи, блаженный, / и являясь световиднейшим / и душою, и сердцем.
Весь освящен божественным осязанием / душею и телом, всехвальне, / прешел еси к невещественным обителем, / освящаяй ныне совершающих твою память, / воистину праведный Иосифе всесвятый, / обручниче всесвятыя Богоматере. Весь освятившись божественным прикосновением / душою и телом, ты, всехвальный, / перешел к невещественным обителям, / освящая ныне совершающих твою память, / поистине праведный Иосиф всесвятой, / обручник всесвятой Богоматери.
Богородичен: Младое Отроча на земли узрел еси, / от Девы чистыя раждаема Совершеннаго, / и прежде всех век рождшася от Отца, / и Ангелов, Его воспевавших, услышал еси, / внутрь вертепа в яслех лежащаго, / Иосифе всехвальне. Богородичен: Юное Дитя ты увидел на земле, / от Девы чистой рождающееся, / прежде веков происшедшее совершенным от Отца, / и Ангелов услышал воспевавших Его, / внутри пещеры в яслях лежащего, / Иосиф всехвальный.

Ин. Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, / пророк Иона, в ките моляся: / от тли избави мя, Иисусе, Царю сил. Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Прообразуя погребение тридневное / пророк Иона, молясь внутри кита, воскликнул: / “Избавь меня от гибели, / Иисусе, Царь сил!”

[Воскликнули дивно хоры Ангелов, созерцая / повергающее в трепет рождество Твое, Господи: / “Слава Богу в вышних, / ибо ныне Он на земле рождается!”]

[Благоволил Ты в последние времена / от Девы, как человек, родиться / от Отца прежде веков рожденный, как Бог, / чтобы погибшего Адама воссоздать, / как Человеколюбец.]

Предстояху, ужасающеся, чини Небеснии вертепу / и Рождество пречистое воспеша немолчно: / слава в Вышних Богу рождшуся. Предстояли в изумлении в пещере небесные полки / и рождество пречистое воспевали, не умолкая: / “Слава в вышних Богу родившемуся!”
Сел еси на Престоле, якоже клялся еси, Владыко, пророку Давиду, / от Плода чрева Его прошед, / Иакову же Церкве предал еси престол, Христе. Сел Ты на престоле, Господи, / как поклялся пророку Твоему Давиду, / от плода чрева его произойдя, Христе; / Церкви же престол Иакову вверил.
Царь убо Давид, и пророк чуден, / и праотец показася Божественнаго воплощения, / первоепископ же ученик Иаков Иисусов. Давид, царь и пророк чудный, / явился и предком божественно Воплотившегося, / первым же епископом — Иаков, / ученик Иисусов.
Богородичен: Молимся, о рабех Твоих, Дево Богородице, / из Тебе Воплощеннаго моли, / яко Тя и Едину Предстательницу нашу вемы. Богородичен: Мы просим Тебя, Дева Богородица: / о служителях Твоих из Тебя Воплотившегося умоли, / ибо Тебя и одну Тебя / мы знаем, как нашу Покровительницу.

Кондак, глас 3.
Подобен: Дева днесь:

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, / Иосиф же хваление со Иаковом приносит: / венец бо сродством Христовым приемше, радуются, / и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: / Щедре, спасай Тебе чтущия.

Кондак, глас 3
Подобен: Дева в сей день:

Радости исполняется в сей день Давид божественный, / Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. / Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются, / и неизреченно на земле Рожденного / воспевают и взывают: / “Милосердный, спасай Тебя почитающих!”

Икос: Неизреченным советом раждается плотию, / Безплотный описуется ныне телом, неописанный, / и спасает непреложно оба существа; / начало приемлет, Иже естеством Безначальный и Един Безлетен; / зрится Младенец, Сый всесовершенный; / носится руками, носяй всяческая. / Темже Того сродством почтенныя / яко Бог венчает Своим Рождеством, / яже прославляюще верою, немолчно вопием: / Щедре, спасай Тебе чтущия. Икос: По неизреченному замыслу / во плоти рождается Бесплотный, / ограничивается ныне телом Беспредельный, / и сохраняет неизменно оба естества. / Начало принимает по природе Безначальный / и единый Сверхвременный; / созерцается как младенец Всесовершенный; / на руках носят Носящего все. / Потому с Ним родством почтенных / Он как Бог венчает Своим рождеством. / Славя их, мы с верою взываем, не умолкая: / “Милосердный, спасай Тебя почитающих!”

Песнь 7

Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

Песнь 7

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / “Боже Отцов, благословен Ты!”

Проречений конец божественных пророк узрел еси: / Егоже бо тии проповедаша / – Христа, грядуща от Отроковицы чистыя, осязал еси, / и Младенца Того уразумел еси, / яко чистый душею, Христов угодниче. Исполнение предсказаний / пророков богодухновенных ты увидел: / Того, о Ком провозгласили они — Христа, / Который должен придти от Отроковицы чистой, / Ты осязал и в Младенце Его постиг, / как чистый душою Христов служитель.
Непорочным жительством украсився, Иосифе славне, / страж девства Непорочныя был еси воистину, / и отец раждаема Отрочате наречеся, / возвеличен быв честным именованием. Непорочной жизнью украсившись, Иосиф славный, / стражем непорочной Девы ты стал поистине, / и отцом рождающегося Дитяти назван, / возвеличенный этим священным именованием.
Иже глаголом Устроивый небо, и землю, и море / Сын тектона наречеся – тя, всеблаженне, чудне, / Отцу безначальну тя воистину прославльшу, / яко слугу священна / превысших слова. Словом Своим создавший небо, / и землю, и море назван Сыном плотника / — тебя, всеблаженный, удивления достойный; / безначальный же Отец тебя поистине прославил, / как священного служителя / того, что выше слова.
Свято житие твое скончав, / Иосифе предобльственне, / ныне во светлостех святых вселился еси, / освящаяй верно совершающия всегда / твою всесвятую и божественную память. Свято жизнь свою завершив, / Иосиф превосходнейший, / ныне ты обрел покой в блистании святых, / освящая с верою совершающих всегда / твою всесвятую и божественную память.
Богородичен: Образы священными прообразуему / Тя ведый, Богоблагодатная, Чистая, / Иосиф праведный, жезлом унаследова / честное Твое обручение, / поминаяй процветший иногда / святый Ааронов жезл. Богородичен: Зная, что образы священные Тебя прообразуют, / облагодатствованная Богом, Чистая, / Иосиф праведный по жребию при помощи жезла / право на священное обручение с Тобою получает / и вспоминает некогда проросший / святой Ааронов жезл.
Ин. Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы / пещный пламень попраша, / песньми взывающе: / отец наших Боже, благословен еси. Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Чада Авраамовы в Вавилоне / некогда попрали пламя печи, / в песнопениях восклицая: / “Боже отцов, благословен Ты!”

[В Вифлееме славя Чадо Девы, / пастухи указывали в Нем Спасителя и Господа, / на земле явившегося / спасти человеческий род.]

Паче слова Рождеству Богородицы Марии лицы Ангельстии дивящеся, Иосифу вопияху: / в Вышних слава, и на земли мир. Превышающему разум рождеству / от Богородицы Марии поражаясь, / хоры Ангелов восклицали: / “Слава в вышних Богу нашему, / и на земле мир!”

[Ты явилась высшей Херувимов, Дева, / во объятиях Своих ими Носимого носив. / Никогда не прекращай Его молить / о спасении нашем.]

Невестоводец убо Давид, / чертожник же Божественныя Церкве Иаков бывше, глаголаху: / воплощейся нас ради, Боже, благословен еси. Давид, став невестоводителем, / Иаков же — божественным служителем / чертога Церкви, возглашали: / “Воплотившийся нас ради, / Христе, благословен Ты!”
Иже во пророцех царь и во царех пророк, / со Иаковом Богомудрым и нам воспой: / воплощейся нас ради, Христе, благословен еси. Между пророками владыка / и среди царей — пророк, / со Иаковом богомудрым нам воспой: / “Воплотившийся нас ради, / Христе, благословен Ты!”
Богородичен: В неопальней купине и росодательней пещи Ты прописавшися, Мати Пречистая, / без семене родила еси воплощеннаго Бога, Присноблагословенная. Богородичен: Прообразованная в несгоравшем кусте терновом / и росоносной печи, Матерь непорочная, / Ты без семени зачала Бога воплощенного, / чистая, благословенная.

Песнь 8

Ирмос: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

Песнь 8

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / “Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!”

Честна яко воистину смерть твоя / явися пред Господем, Иосифе всеблаженне, / ты бо весь освятися от Младенца, / страж священный был еси Благословенней, / с Нейже поеши: / “Да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки!” Драгоценной поистине смерть твоя / явилась пред Господом, Иосиф всеблаженный, / ибо ты всецело очищен был Младенцем, / стал священным хранителем Благословенной / и с Ней поешь: / “Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!”
Егоже трепещут вси лицы Ангельстии – Бога и Содетеля, / Иосиф праведный со дерзновением всеблагочестно / объемлет яко Младенца, и лобзает, / и свет умный приемлет, зовый: / “Да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки!” Бога и Создателя, пред Кем трепещут все хоры Ангелов, / Иосиф праведный со дерзновением всеблагоговейно / как Младенца обнимает, и целует, / и принимает свет умопостигаемый, взывая: / “Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!”
Уязвлен сладчайшим желанием, блаженне, / и яко Ангел Воплощшемуся предстоя, / повелением божественным повинуешися, от Ангела извещаем / из Египта в землю Израилеву возвратитися / с Самым Младенцем и Материю Его; / с Нимиже и возвратился еси, славяще Господа. Уязвленный сладчайшим желанием, блаженный, / и как Ангел Воплотившемуся предстоя, / повелениям божественным повинуешься, / получая указание через Ангела / из Египта в землю Израилеву возвратиться / с Самим Младенцем и Матерью Его; / с Ними ты и возвратился, славя Господа.
Богородичен: Закона сени узрел еси / разсеявшияся благодати светлостию, / облак же светлый – Деву видел еси, / возсиявающ плотию Солнце умное, / и якоже звезда вся просветил еси, мудре Иосифе, / взывающия выну: / “Тя превозносим, Христе, во веки!” Богородичен: Закона тени увидел ты / рассеявшимися благодати озарением / и Деву — светлое облако, узрел — / являющее восход Солнца умопостигаемого во плоти, / и просветил как звезда, Иосиф мудрый, / всех, взывающих постоянно: / “Тебя превозносим, Христе, вовеки!”
Ин. Ирмос: Царя Христа, / Егоже исповедаша плененнии отроцы, / в пещи глаголюще велиим гласом: / вся дела, пойте Господа. Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Царя Христа, / Которого исповедали пленные отроки, / в печи возглашая громогласно, / все творения, воспевайте, как Господа!*

[Царя Христа, / в образе раба пришедшего, / о Котором возвестили в Вифлееме пастухи / и Кого звезда явила, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!]

[Родившегося Христа, / Которому поклонились волхвы с дарами, / и о Ком богословствовали Ангелов воинства, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!]

Воплощшагося Христа, Егоже славословиша Небесныя силы / и Иосиф обручник непрестанно воспевает: / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. Воплотившегося Христа, / Которого Силы небесные прославили / и Многоокие непрестанно воспевают, / все творения, пойте / и превозносите во все века!
Воплощшагося Христа, Егоже прорече Давид Богоотец / и людем проповеда Иаков, вопия: / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. Воплотившегося Христа, / о Ком Давид Богоотец пророчествовал / и Кого народам провозгласил Иаков, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!”
От Девы рождшагося Христа / и возвеличившаго Давидову и Иаковлю священную память, яко другов Его, / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. Христа, от Девы родившегося / и память священную Давида и Иакова, / как друзей Его, возвеличившего, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!*
Богородичен: Царя Христа, Егоже нам роди Богородица Мария, / и по Рождестве пребысть Дева Чистая, / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. Богородичен: Царя Христа, / Которого нам родила Богородица Мария, / и после родов осталась Девой чистой, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века.
На 9‑й песни поем: Честнейшую: На 9 песни поем Честью высшую Херувимов:

Песнь 9

Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.

Песнь 9

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.

Равночестен Ангелом был еси, / пророком и мучеником, блаженне, / и мудрым Апостолом воистину собеседниче; / сего ради с ними тя блажаще, мудре Иосифе, / священную твою память почитаем. Равным честью Ангелам Ты стал, / пророкам и мученикам, блаженный, / и мудрым Апостолам истинным собеседником; / потому с ними тебя, Иосиф мудрый, / блаженным именуя, / священную твою память почитаем.
Яко от рода царскаго происшедый, / Царице чистей, имущей Иисуса Царя родити неизреченно, / обручен был еси, премудре, / предизбранный на земли / паче всех земнородных, блаженне. Как из рода царского происходящий, / ты обручен был, мудрый, с Царицей чистою, / Которой предстояло неизреченно Иисуса Царя родить, / и на земле был предпочтен / всем земнородным, блаженнейший.
Укрепляем силою Духа, / добродетельми украсился еси, блаженне, / и в старости глубоце ко отцем своим / преставися светло, Иосифе, / почитаем яко величайший отец / Иже от Бога Отца Возсиявшаго. Укрепляемый могуществом Духа, / ты украсился добродетелями, блаженный, / и в глубочайшей старости к отцам своим / перешел блистательно, Иосиф, / почитаемый величайшим отцом / от Бога Отца Воссиявшего.
Память твоя созывает концы / к радости и хвалению, / Слову прославльшу, тя, блаженне. / Емуже со дерзновением присно предстоя, / непрестанно моли избавитися от искушений / нам, хвалящим тя. Память твоя концы земли / к радости и хвале созывает, / ибо Слово, блаженный, тебя прославило. / Ему всегда со дерзновением предстоя, / непрестанно ходатайствуй об избавлении от искушений / нас, тебя восхваляющих.
Богородичен: Сохраншую девство непорочное, / Чистую, соблюл еси, / от Неяже Бог Слово воплотися, / соблюд Ю Деву по рождестве неизреченно. / С Неюже, Иосифе богоносе, / нас поминай. Богородичен: Хранящую девство непорочное, / Чистую, ты сохранил, / от Которой Бог Слово воплотился, / после родов сохранив Ее / Девою неизреченно. / Вместе с Нею, Иосиф богоносный, / нас вспоминай.
Ин. Ирмос: Моисей на горе неопалимую купину виде, / Иосиф в вертепе неизреченное Рождество слыша, / Нескверная Дево, / Безмужная Мати, / песньми Тя, Богородице, величаем. Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Моисей на горе / не сгоравший терновый куст узрел, / Иосиф же в пещере / о неизреченном рождестве услышал. / Непорочная Дева, / не знавшая мужа Матерь, / мы Тебя, Богородица, / песнопениями величаем.*

[Слово и Сына, прежде веков неизреченно / происшедшего от Отца, / Его же в конце времен / в сей день по плоти родила Дева; / Его воспевают пастухи, / а Ангелы взывают: / “Слава в вышних Христу Богу!”]

[Волхвы, звезду увидев, / за движением ее необычайным / следовали, Родившегося ища; / найдя же, почтили Его дарами: / золотом, и ладаном, и смирною, взывая: / “Слава в вышних рожденному Богу!”]

Рождшемуся от Девы вся тварь трепетом послужи: / Небеса убо — звездою, земля же — ясльми, / гора — вертепом, волсви — дарми, / пастырие — чудесем, Ангели же — слава в Вышних Богу. Родившемуся от Девы все творение / послужило с трепетом: / небеса — звезду, земля же — ясли, / гора — пещеру, волхвы — дары, / пастухи — свое изумление, / Ангелы же — песнь Ему принесли.
Царь от пастырей древле убо Давид бысть, / от колена же Иудова и царскаго ты, Иакове, пастырь паствы показался еси / Воплощшагося, Агнца Вышняго и Сына Божия. Царем из пастухов / в древности сделался Давид, / из колена же царского Иудина / ты, Иаков, пастырем явился / паствы Воплотившегося — Агнца Всевышнего / и Сына Божия.
Вифлееме, ныне веселися, град быв Новаго Давида, / и Сионе, возвещай Церквей старейшинство, общее веселие, всех Царя, / и Того угодники ныне восприемши. Вифлеем, ныне радуйся, / став городом Нового Давида, / и веселись Сион, Церквей твердыня, / ныне новое пиршество в себе собрав / всех Царя и Его служителей.
Богородичен: Ангельстии собори Тя, Богородительнице, славят, / и человеческий род Тя непрестанно песньми почитает, / Ты бо Божественным Рождеством земныя с Небесными совокупила еси. / Темже Тя почитаем. Богородичен: Сонмы Ангелов славят Тебя, Божия Родительница, / и род человеческий Тебя непрестанно в песнях почитает, / ибо Ты божественным рождеством / смертных с небесными соединила. / Потому мы Тебя прославляем.

Светилен воскресен.
Слава, святых. Подобен: Со ученики:

Светилен воскресный.
Слава, святым. Подобен: С учениками:

Со Иаковом воспоим, славным Богобратом, Давида Богоотца, / Иосифа же Божественнаго, Богородицы обручника: / Христову Божественному Рождеству послужиша во граде Вифлееме боголепно, / со Ангелы, волхвы же и пастырьми Тому песнь поюще, / яко Богу и Владыце. С Иаковом славным братом Божиим / воспоем Давида Богоотца / и Иосифа божественного, Богородицы обручника. / Христову божественному рождеству послужили они во граде Вифлееме богодостойно, / со Ангелами, волхвами и пастухами / воспевая Ему песнь, / как Богу и Владыке.

И ныне, светилен праздника:

И ныне, светилен праздника

Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, / и сущии во тьме и сени обретохом истину, / ибо от Девы родися Господь. Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени, обрели истину, / ибо от Девы родился Господь.

На хвалитех

Стихиры воскресны 4 и праздника 4, 4‑го гласа, с припевы праздника.

На “хвалите”

Стихиры воскресные 4 и праздника 4, поющиеся на самый праздник, с припевами праздника.

Слава, глас 8: Кровь, и огнь, и курение дыма, / чудеса на земли, яже провиде Иоиль: / кровь — воплощение, огнь — Божество, / курение же дыма — Дух Святый, нашедый на Деву / и мир облагоухавший. / Велие таинство Твоего вочеловечения, / Господи, слава Тебе. Слава, глас 8: Кровь, и огонь, и курение дыма / — чудеса на земле, которые провидел Иоиль: / кровь — воплощение, огонь — Божество, / курение же дыма — Дух Святой, / нашедший на Деву и мир облагоухавший. / Велико таинство Твоего вочеловечения, / Господи, слава Тебе!
И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево: И ныне: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:
Славословие великое. Тропарь воскресен и отпуст. Стихира Евангельская, час 1‑й, и конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен. И святых тропарь, пременяюще, глаголем. По Отче наш: кондак праздника и святых, пременяюще, глаголем. Славословие великое. Тропарь воскресный и отпуст. Стихира евангельская, час 1 и окончательный отпуст. На часах тропарь воскресный. Слава: праздника и святых, попеременно. И ныне, Богородичен; после Отче наш: кондаки праздника и святых, попеременно.

НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
ПАМЯТЬ СВВ. ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА,
ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны гласа на 4, и праздника на 4, и святых песнь 6‑я на 4.

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны гласа на 4, и праздника на 4, и святых песнь 6‑я на 4.

По входе тропарь воскресен,
тропарь праздника, глас 4:

По входе тропарь воскресный,
тропарь праздника, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе. Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

И тропарь святых, глас 2

И тропарь святых, глас 2

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу: / Деву видел еси рождшую, / с пастыри славословил еси, / с волхвы поклонился еси, / Ангелом весть прием. / Моли Христа Бога спасти души наша. Благовествуй, Иосиф, / о чудесах Давиду Богоотцу: / ты видел Деву, носящую во чреве, / с пастухами славословил, с волхвами поклонился, / через Ангела извещение получив. / Моли Христа Бога о спасении душ наших!

Слава,
кондак Богоотцев, глас 3. Подобен: Дева днесь:

Слава:
кондак Богоотцов, глас 3. Подобен: Дева в сей день:

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, / Иосиф же хваление со Иаковом приносит: / венец бо сродством Христовым приемше, радуются, / и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: / Щедре, спасай Тебе чтущия. Радости исполняется в сей день Давид божественный, / Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. / Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются, / и неизреченно на земле Рожденного / воспевают и взывают: / “Милосердный, спасай Тебя почитающих!”

И ныне,
кондак праздника, глас 3. Самоподобен:

И ныне:
кондак праздника, глас 3, самоподобен

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог. Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!

Прокимен гласа и святых, глас 4:

Прокимен гласа и святых, глас 4:

Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля.

Таже Апостол.
К Галатом послания святаго апостола Павла чтение (зачало 200):

Апостол
Послание к Галатам, зачало 200

Братие, сказую вам, благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку. Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым. Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко попремногу гоних Церковь Божию и разрушах ю, и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий. Егда же благоволи Бог, Избравый мя от чрева матере моея и призвавый благодатию Своею, явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех, абие не приложихся плоти и крови, ни взыдох во Иерусалим к предним мене апостолом, но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск. Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. Братья, объявляю вам: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я и не от человека его принял и не был ему обучен, но получил чрез откровение Иисуса Христа. Ибо вы слышали о моем образе жизни некогда в иудействе, что я, не зная меры, гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший благодатью Своей открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к тем, которые были раньше меня Апостолами, но ушел в Аравию и снова возвратился в Дамаск. Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой и пробыл у него пятнадцать дней; другого же из Апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня. Гал 1:11-19

Аллилуия, глас 4:

Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его. Стих: Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея.

Аллилуия, глас 4

Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё.

Иерей: От Матфея
святаго Евангелия чтение (зачало 4):

Евангелие от Матфея,
зачало 4

Отшедшим волхвом, се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е. Он же, востав, поят Отроча и Матерь Его нощию и отыде во Египет. И бе тамо до умертвия Иродова, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего. Тогда Ирод, видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело и, послав, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше по времени, еже известно испыта от волхвов. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть. Умершу же Ироду, се Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву: изомроша бо ищущии души Отрочате. Он же, востав, поят Отроча и Матерь Его и прииде в землю Израилеву. Слышав же, яко Архелай царствует во Иудеи вместо Ирода, отца своего, убояся тамо ити. Весть же приемь во сне, отыде в пределы Галилейския. И, пришед, вселися во граде, нарицаемем Назарет. Яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется. Когда волхвы удалились, — вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод намерен искать Младенца, чтобы погубить Его”. И он встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и удалился в Египет; и был там до кончины Ирода, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: “Из Египта призвал Я Сына Моего”. Тогда Ирод, увидев, что он осмеян волхвами, разгневался весьма и послал истребить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда исполнилось сказанное Иеремией пророком, который говорит: “Глас в Раме был слышен, плач, и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет она утешиться, потому что их нет”. Когда же скончался Ирод, вот, Ангел Господень является во сне Иосифу в Египте и говорит: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца”. И он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует над Иудеей вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, удалился в пределы Галилейские. И придя, поселился в городе, именуемом Назарет, дабы исполнилось сказанное чрез пророков, что Он будет назван Назореем. Мф 2:13-23

Причастен:

Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Причастен

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3)