• Великая вечерня
• Утреня
• Литургия
НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
|
||
Церковнославянский | Русский | |
НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИПо обычном псалме поем кафизму 1-ю всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и праздника 4, поемыя на самый праздник, и святых 3, глас 1. |
НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕПосле предначинательного псалма поем всю 1 кафизму. На Господи воззвах: стихиры воскресные 3 и праздника 4, поющиеся на самый праздник, и святых 3, глас 1. |
|
Подобен: Небесных чинов: |
Подобен: Небесных полков: |
|
Богоотца вси восхвалим, Давида царя, / из него бо пройде жезл — Дева. / И из Нея возсия цвет — Христос, / и Адама со Евою от тли воззва, / яко Благоутробен. | Восхвалим все Богоотца, Давида царя, / ибо от него произошел жезл — Дева. / И от Нее взошел цвет — Христос, / и Адама с Евою от тления избавив, воссоздал, / как милосердный. | |
Пророческая проречения виде в старости / яве Иосиф Обручник, / проявленно исполняемая, / обручение воистинну странное, / откровение Ангелы прием, / Богу слава, — вопиющих, — / на землю мир низпославшему. | Пророков предсказания открыто исполняющимися / в старости увидел ясно Иосиф обручник, / получив по жребию обручение необычайное, / указания свыше через Ангелов приняв, / «Богу слава, — возглашавших, — / ибо Он на землю мир ниспослал!» | |
Брата Божия вси восхвалим, / яко святителя суща, / мучением же паки просиявша доблественне. / Егоже молитвами, Иисусе Боже наш, / в вертепе и в пеленах повивыйся, / спаси вся, поющия Тя. | Брата Божия все восхвалим, / как истинного иерарха, / и мучением также просиявшего доблестно. / Его молитвами, Иисусе, Боже наш, / в пещере и в яслях повитый пеленами, / спаси всех, воспевающих Тебя! | |
Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых, / царя пророка и апостола, перваго епископа: / тех бо ученьми лести избавльшеся, / Христа славословим, от Девы возсиявшаго и воплощшагося, / еже спасти души наша. | Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых, / царя-пророка и апостола, первого епископа: / ибо их учениями от заблуждения избавившись, / Христа славословим, от Девы воссиявшего / и воплотившегося, чтобы спасти души наши. | |
И ныне, Богородичен гласа.
Вход. Прокимен дне. |
И ныне, Богородичен гласа.
Вход. Прокимен дня. [И чтения] |
|
На литии:Стихиры праздника, поемыя на самый праздник. |
На литииСтихиры праздника, поющиеся на самый праздник. |
|
Слава и ныне, глас 5.
|
Слава и ныне, глас 5,
|
|
Волсви, персидстии царие, / познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, / от светлыя звезды водими, / достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, / злато, и ливан, и смирну, / и, падше, поклонишася: / видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго. | Волхвы, персидские цари, познав ясно, / что на земле родился Царь Небесный, / светлой звездой ведомые, достигли Вифлеема, / неся отборные дары: золото, и ладан, и смирну; / и павши, поклонились: ибо Вечного увидели в пещере / лежащим, как Младенца. | |
На стиховне стихиры воскресны: |
Стихиры на стиховне воскресные |
|
Слава, глас 6: Священных память, и царей держава, / и веселие быстъ Рождество Твое, / и в нем, хвалящеся, глаголем: / Отче наш, Иже еси на Небесех, / да святится Имя Твое, Человеколюбче. | Слава, глас 6: Священникам — памятью, и царям — могуществом / и веселием стало рождество Твое, / и им хвалясь, мы возглашаем: / «Отче наш, Который на небесах, / да святится имя Твое, Человеколюбец! | |
И ныне, глас тойже: Днесь невидимое Естество / человеком от Девы совокупляется; / днесь безмерное Существо в Вифлееме пеленами обвивается; / днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит, / провозвещая Свое тридневное погребение, / яко в злате, и смирне, и ливане. / Емуже поем: / воплотивыйся от Девы, Христе Боже, / спаси души наша. | И ныне, глас тот же: В сей день Невидимый естеством / от Девы родившись, с людьми соединяется; / в сей день безмерное Существо / в Вифлееме пеленами повивается; / в сей день Бог звездою волхвов для поклонения приводит, / предвозвещая Свое трехдневное погребение, / золотом, и смирною, и ладаном. / Ему мы поем: / «Воплотившийся от Девы, Христе Боже, / спаси души наши!»* | |
На благословении хлебов
|
На благословении хлебов
|
|
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе. (2) | Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе! (2) | |
И тропарь святых, глас 2Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу: / Деву видел еси рождшую, / с пастыри славословил еси, / с волхвы поклонился еси, / Ангелом весть прием. / Моли Христа Бога спасти души наша. |
И тропарь святых, глас 2Благовествуй, Иосиф, / о чудесах Давиду Богоотцу: / ты видел Деву, носящую во чреве, / с пастухами славословил, с волхвами поклонился, / через Ангела извещение получив. / Моли Христа Бога о спасении душ наших! |
|
А где не служится бдение, тропарь воскресный, Слава: святых, И ныне: праздника. | ||
А идеже несть всенощнаго бдения, на повечерии по трисвятом: | На повечерии после трисвятого: | |
Кондак Богоотцев, глас 3.
|
Кондак Богоотцов, глас 3
|
|
Веселия днесь Давид исполняется Божественный, / Иосиф же хваление со Иаковом приносит: / венец бо сродством Христовым приемше, радуются, / и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: / Щедре, спасай Тебе чтущия. | Радости исполняется в сей день Давид божественный, / Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. / Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются, / и неизреченно на земле Рожденного / воспевают и взывают: / «Милосердный, спасай Тебя почитающих!» | |
Слава, и ныне,
|
Слава, и ныне,
|
|
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог. | Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог! |
Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и канон Св. Иосифу Обручнику, глас 1, егоже акростих: «Христова тя пою деснаго предстоятеля. Иосиф». | Канон воскресный со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и св. Иосифу Обручнику, глас 1. Его акростих: «Воспеваю тебя, справа от Христа стоящего. Иосиф». |
Песнь 1Ирмос: Христос раждается – славите! / Христос с Небес – срящите! / Христос на земли – возноситеся! / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися. |
Песнь 1Ирмос: Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился! |
Христов угодниче, блаженне, / Христа воплощшагося служителю, / отцем Христовым почитаемый; / Емуже со дерзновением предстоя, / испроси мир и лютых избавление / хвалящим тя. | Христов ученик, блаженный, / Христа воплотившегося служитель, / отцом Христовым почитаемый! / Ему со дерзновением предстоя, / испроси мир и от бед тяжких избавление / восхваляющим тебя. |
Глагол божественных послушателю, / дел преславных служителю, / обручниче Девы Богоотроковицы, / праведен во всем и истинен / явился еси, Иосифе, / и в селениих праведных упокоился еси. | Словам божественным послушным, / дел предивных служителем, / обручником Девы, Божией Отроковицы, / праведным во всем и истинным / явился ты, Иосиф, / и в обителях праведных упокоился. |
Узрети Христа сподобился еси, / образом еже по нам младенствующа, / и Того отцем именовася. / Величайша слава твоя яко воистину! / Велико паче всех достоинство! / Сего ради хвалим тя. | Увидеть Христа ты сподобился, / ставшего обликом подобным нам младенцем, / и Его отцом был наречен. / Слава твоя — величайшая поистине! / Велико, выше всех достоинство! / Потому восхваляем тебя. |
Богородичен: Плотию Христа породила еси / в Вифлееме, Чистая, неискусобрачная, / пеленами Его повивши; / Того пришествию изумився, / Иосиф со страхом величает / и покланяется Его силе. | Богородичен: Родила Ты, Чистая, брака не познавшая, / в Вифлееме Христа по плоти, / пеленами Его повив; / Его пришествием пораженный, / Иосиф со страхом величает / и поклоняется Его силе. |
И настоящий канон на 4, глас 4. Творение Космы монаха. | И настоящий канон [св. Давиду и Иакову] на 4, глас 4, творение преподобного Космы Маиумского. |
Песнь 1Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / яко извел еси люди из работы египетския, / покрыл же еси колесницы фараоновы и силу. |
Песнь 1Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо вывел Ты народ из рабства египетского / и водою покрыл / колесницы и войско фараона. [Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо Ты, от чрева чистой Девы / в человека облекшись неизреченно, / воссоздал его, как благосердный.] [В сей день пастухи богословствуют, / песнь с Бесплотными ясно воспевая, / и волхвы дары приносят / Ставшему по плоти младенцем.] |
Елицы рождественная сотворяем Воплощшагося нас ради, / радостию воспоим Иакова Богобрата и Давида Богоотца. | Все мы, совершая рождественские торжества / в честь нас ради Воплотившегося, / с радостью воспоем Иакова, брата Божия, / и Давида Богоотца. |
Слава в Вышних, лицы ангельстии в Вифлееме Иосифу предсташа, глаголюще, / с нимиже Благоизволившаго воплотитися воспоим. | Хоры Ангелов предстали в Вифлееме пастухам, / возглашая: «Слава в вышних!» / С ними давайте воспоем / воплотиться Благоволившего. |
Давиде Богоотче, с гусльми, / от корене Иессеова воплощшася Господа, / Иакова праведнаго привлек, воспой. | Давид Богоотец, с гуслями воспой / от корня Иессеева воплощающееся Слово, / привлекая и Иакова праведного. |
Богородичен: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / яко родился еси из Матере Девы Святыя / и Сию показал еси надежду душ наших. | Богородичен: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо Ты от матери родился — святой Девы / и Ее явил надеждой душ наших.* |
Катавасия: Христос раждается: | Катавасия: Христос рождается: |
Песнь 4Ирмос: Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи. |
Песнь 4Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи! |
Имущи помышление / послушно божественным повелением, / и чист весь быв, / Единей в женах Чистей и Непорочней / обручен был еси, Иосифе блаженне, / хранящи Деву чистую / к приятию Сотворшаго. | Имея разум, покорный божественным велениям, / и сделавшись чистым весь, / с единственной между женами чистой и непорочной / ты был, Иосиф блаженный, обручен, / чтобы Деву чистую охранять / к принятию Ею Создателя. |
Единому Гавриилу на небеси / и тебе единому, приснопамятне, / с единей Неискусобрачней / единое по премногу страшное таинство, / Иосифе блаженне вверися, / единаго тлетворнаго – князя тьмы гонящее. | Одному Гавриилу на небесах / и одному тебе, прославленный, / с единой не познавшей брака / единственное приводящее в чрезвычайный трепет таинство, / Иосиф блаженный, было вверено, / единого губителя, тьмы начальника, / в бегство обращающее |
Одушевлен храм световиден быв Сотворшаго / тщанием вещей божественных, / от святаго храма Храм святый / сподобился еси прияти, Иосифе блаженне, / – единую в женах Приснодеву. | Будучи одушевленным, световидным / храмом своего Создателя, / ты, по усердию к делам божественным, / Иосиф блаженный, удостоился принять / из святого храма Храм святой / — единственную между женами Приснодеву. |
Богородичен: Разрешая яве / все ума твоего смущение, / предста невидимый, глаголюще ти: / «Не убойся, Иосифе, Мариам пречистую / ныне прияти, во чреве бо носит / божественною Своею силою Носящаго вся!» | Богородичен: Разрешая ясно / все ума твоего сомнение, / предстал невидимый, возглашая тебе: / «Не убойся, Иосиф, Мариам пречистую / ныне принять, ибо Она во чреве носит / все Носящего божественною Своею силою!» |
Ин. Ирмос: Твоего на земли явления, Христе Боже, / проповедая пророк пришествие, / с веселием вопияше: / слава силе Твоей, Господи. | Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Твоего на земле явления приход / провозглашая, Христе Боже, / пророк с веселием взывал: / «Слава силе Твоей, Господи!»*
[Неизреченное Бога Слова снисхождение / очами ума провидя, Аввакум / «От Фемана», — восклицал, — «придет / Бог, Спаситель наш!»] [Ясли принявшие, Тебя, Бога, / обступили Бесплотных воинства, / превышающее разум рождество Твое, Сын Божий, / с трепетом и изумлением славя.] |
С волхвы Рождшемуся поклонимся / и со Ангелы и Иосифом ликуим, боголепно взывающе: / слава в Вышних Христу Богу. | С волхвами Родившемуся поклонимся / и со Ангелами и пастухами возликуем, / богодостойно возглашая: / «Слава в вышних Христу Богу!» |
Царствуяй всеми царьми Христос, / по плоти от семене Давидова рождейся, / избраннаго Иакова прият, брата, якоже изволи. | Над всеми царями царствующий — Христос, / по плоти от семени Давидова родившись, / принял избранного Иакова, как брата Своего, / как Сам благоволил. |
От Девы Господь явивыйся во плоти, спрослави память вашу, снятии, / апостолов лучший, Иакове, и Давиде всеблаженне. | Господь, от Девы явившийся во плоти, / прославил тем и память вашу, святые: / Иаков, избранный среди Апостолов, / и Давид всеблаженный. |
Богородичен: Херувимских чинов преимущи / и Бога, на руку носима, с плотию понесши, / радуйся, Богородице Безневестная. | Богородичен: Херувимские полки превосходящая / и Бога во плоти на руках носившая, / радуйся, Богородица, брака не познавшая.* |
Песнь 5Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче. |
Песнь 5Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец. |
Кротостию сияющи, мудре Иосифе, / в землю кротких вселился еси, / Христа, кроткаго словесы, отец именовася. / Егоже во объятиих твоих держа, освятился еси / и прославися, узрев / плотию человеческою Облолкшася. | Кротостью сияя, Иосиф мудрый, / ты на земле кротких поселился, / нареченный отцом в слове кроткого — Христа. / Его во объятиях своих держав, ты освятился / и прославился, Его увидев / плотью смертною облеченным. |
Яко божественый Облак, / Солнце в недрех Своих сокрывый, / превел еси едину Чистую / из града Давидова во Египет, / разсеяти в нем тьму / идолонеистовства, Иосифе, / тайны, высшия постижения служителю. | Как божественное Облако, / Солнце в недрах Своих скрывающее, / ты перевел единственную Чистую / из города Давидова в Египет, / чтобы в нем рассеять мрак / безумного идолослужения, Иосиф, / тайны высшей постижения служитель. |
Праведен быв, шествовал еси / правыми путями Владыки праведнаго, / праведно судившему ти, всеблаженне, / верно послужити толико страшному таинству / неизреченного рождества, / имже, человецы, оправдихомся. | Будучи праведным, ты ходил / праведными путями Владыки праведного, / праведно определившему тебе, всеблаженный, / верно послужить столь страшному таинству / неизреченного рождения, / которым мы, смертные, были оправданы. |
Богородичен: Обрелася еси, яко рече Исаиа пророк, / Дева, во чреве вместившая / неописаннаго естеством Бога – Еммануила, / еже не ведый Иосиф божественный, / научен бысть от Ангела / нощию спящи, приснопамятный. | Богородичен: Оказалась, как сказал Исаия пророк, / Дева, во чреве вместившей / беспредельного естеством Бога — Эммануила; / Иосиф же божественный, не постигший того, / был научен Ангелом / во время сна ночного, славный. |
Ин. Ирмос: Возсиявый Свет, / и просветивый утро, / и показавый день, / слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сыне Божий. | Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Воссиявший нам, пребывающим во тьме, / светом Твоего Богоявления, / слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий. |
От Девы Чистыя благоволивый родитися, Боже воплотивыйся, / слава Тебе, слава Тебе, Иосиф вопияше. | От Девы чистой родиться благоволивший, / Боже воплотившийся! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий! |
От Девы рождейся и память уяснивый Давида и Иакова, / слава Тебе, слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий. | От Девы рожденный и украсивший / память Давида и Иакова! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий! |
Егоже пророк Давид Дождь на Руно нарицаше Богодохновенно, / Иаков проповеда Иисуса, Сына Божия. | Кого пророк Давид дождем, / сходящим на руно называл боговдохновенно, / Того Иаков провозгласил — / Иисуса, Сына Божия.
[Слово, во образ раба облекшееся / из чрева всесвятого! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисус, Сын Божий!] |
Богородичен: Ангела глас немолчно тварь приносит Тебе, Дево: / радуйся, Мати Чистая Иисуса, Сына Божия. | Богородичен: Глас Ангела, не умолкая, / творение приносит Тебе, Дева: / «Радуйся, чистая Матерь / Иисуса, Сына Божия!» |
Песнь 7Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси. |
Песнь 7Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / «Боже Отцов, благословен Ты!» |
Проречений конец божественных пророк узрел еси: / Егоже бо тии проповедаша / – Христа, грядуща от Отроковицы чистыя, осязал еси, / и Младенца Того уразумел еси, / яко чистый душею, Христов угодниче. | Исполнение предсказаний / пророков богодухновенных ты увидел: / Того, о Ком провозгласили они — Христа, / Который должен придти от Отроковицы чистой, / Ты осязал и в Младенце Его постиг, / как чистый душою Христов служитель. |
Непорочным жительством украсився, Иосифе славне, / страж девства Непорочныя был еси воистину, / и отец раждаема Отрочате наречеся, / возвеличен быв честным именованием. | Непорочной жизнью украсившись, Иосиф славный, / стражем непорочной Девы ты стал поистине, / и отцом рождающегося Дитяти назван, / возвеличенный этим священным именованием. |
Иже глаголом Устроивый небо, и землю, и море / Сын тектона наречеся – тя, всеблаженне, чудне, / Отцу безначальну тя воистину прославльшу, / яко слугу священна / превысших слова. | Словом Своим создавший небо, / и землю, и море назван Сыном плотника / — тебя, всеблаженный, удивления достойный; / безначальный же Отец тебя поистине прославил, / как священного служителя / того, что выше слова. |
Свято житие твое скончав, / Иосифе предобльственне, / ныне во светлостех святых вселился еси, / освящаяй верно совершающия всегда / твою всесвятую и божественную память. | Свято жизнь свою завершив, / Иосиф превосходнейший, / ныне ты обрел покой в блистании святых, / освящая с верою совершающих всегда / твою всесвятую и божественную память. |
Богородичен: Образы священными прообразуему / Тя ведый, Богоблагодатная, Чистая, / Иосиф праведный, жезлом унаследова / честное Твое обручение, / поминаяй процветший иногда / святый Ааронов жезл. | Богородичен: Зная, что образы священные Тебя прообразуют, / облагодатствованная Богом, Чистая, / Иосиф праведный по жребию при помощи жезла / право на священное обручение с Тобою получает / и вспоминает некогда проросший / святой Ааронов жезл. |
Ин. Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы / пещный пламень попраша, / песньми взывающе: / отец наших Боже, благословен еси. | Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Чада Авраамовы в Вавилоне / некогда попрали пламя печи, / в песнопениях восклицая: / «Боже отцов, благословен Ты!»
[В Вифлееме славя Чадо Девы, / пастухи указывали в Нем Спасителя и Господа, / на земле явившегося / спасти человеческий род.] |
Паче слова Рождеству Богородицы Марии лицы Ангельстии дивящеся, Иосифу вопияху: / в Вышних слава, и на земли мир. | Превышающему разум рождеству / от Богородицы Марии поражаясь, / хоры Ангелов восклицали: / «Слава в вышних Богу нашему, / и на земле мир!»
[Ты явилась высшей Херувимов, Дева, / во объятиях Своих ими Носимого носив. / Никогда не прекращай Его молить / о спасении нашем.] |
Невестоводец убо Давид, / чертожник же Божественныя Церкве Иаков бывше, глаголаху: / воплощейся нас ради, Боже, благословен еси. | Давид, став невестоводителем, / Иаков же — божественным служителем / чертога Церкви, возглашали: / «Воплотившийся нас ради, / Христе, благословен Ты!» |
Иже во пророцех царь и во царех пророк, / со Иаковом Богомудрым и нам воспой: / воплощейся нас ради, Христе, благословен еси. | Между пророками владыка / и среди царей — пророк, / со Иаковом богомудрым нам воспой: / «Воплотившийся нас ради, / Христе, благословен Ты!» |
Богородичен: В неопальней купине и росодательней пещи Ты прописавшися, Мати Пречистая, / без семене родила еси воплощеннаго Бога, Присноблагословенная. | Богородичен: Прообразованная в несгоравшем кусте терновом / и росоносной печи, Матерь непорочная, / Ты без семени зачала Бога воплощенного, / чистая, благословенная. |
Песнь 8Ирмос: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки. |
Песнь 8Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!» |
Честна яко воистину смерть твоя / явися пред Господем, Иосифе всеблаженне, / ты бо весь освятися от Младенца, / страж священный был еси Благословенней, / с Нейже поеши: / «Да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки!» | Драгоценной поистине смерть твоя / явилась пред Господом, Иосиф всеблаженный, / ибо ты всецело очищен был Младенцем, / стал священным хранителем Благословенной / и с Ней поешь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!» |
Егоже трепещут вси лицы Ангельстии – Бога и Содетеля, / Иосиф праведный со дерзновением всеблагочестно / объемлет яко Младенца, и лобзает, / и свет умный приемлет, зовый: / «Да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки!» | Бога и Создателя, пред Кем трепещут все хоры Ангелов, / Иосиф праведный со дерзновением всеблагоговейно / как Младенца обнимает, и целует, / и принимает свет умопостигаемый, взывая: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!» |
Уязвлен сладчайшим желанием, блаженне, / и яко Ангел Воплощшемуся предстоя, / повелением божественным повинуешися, от Ангела извещаем / из Египта в землю Израилеву возвратитися / с Самым Младенцем и Материю Его; / с Нимиже и возвратился еси, славяще Господа. | Уязвленный сладчайшим желанием, блаженный, / и как Ангел Воплотившемуся предстоя, / повелениям божественным повинуешься, / получая указание через Ангела / из Египта в землю Израилеву возвратиться / с Самим Младенцем и Матерью Его; / с Ними ты и возвратился, славя Господа. |
Богородичен: Закона сени узрел еси / разсеявшияся благодати светлостию, / облак же светлый – Деву видел еси, / возсиявающ плотию Солнце умное, / и якоже звезда вся просветил еси, мудре Иосифе, / взывающия выну: / «Тя превозносим, Христе, во веки!» | Богородичен: Закона тени увидел ты / рассеявшимися благодати озарением / и Деву — светлое облако, узрел — / являющее восход Солнца умопостигаемого во плоти, / и просветил как звезда, Иосиф мудрый, / всех, взывающих постоянно: / «Тебя превозносим, Христе, вовеки!» |
Ин. Ирмос: Царя Христа, / Егоже исповедаша плененнии отроцы, / в пещи глаголюще велиим гласом: / вся дела, пойте Господа. | Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Царя Христа, / Которого исповедали пленные отроки, / в печи возглашая громогласно, / все творения, воспевайте, как Господа!*
[Царя Христа, / в образе раба пришедшего, / о Котором возвестили в Вифлееме пастухи / и Кого звезда явила, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!] [Родившегося Христа, / Которому поклонились волхвы с дарами, / и о Ком богословствовали Ангелов воинства, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!] |
Воплощшагося Христа, Егоже славословиша Небесныя силы / и Иосиф обручник непрестанно воспевает: / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. | Воплотившегося Христа, / Которого Силы небесные прославили / и Многоокие непрестанно воспевают, / все творения, пойте / и превозносите во все века! |
Воплощшагося Христа, Егоже прорече Давид Богоотец / и людем проповеда Иаков, вопия: / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. | Воплотившегося Христа, / о Ком Давид Богоотец пророчествовал / и Кого народам провозгласил Иаков, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!» |
От Девы рождшагося Христа / и возвеличившаго Давидову и Иаковлю священную память, яко другов Его, / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. | Христа, от Девы родившегося / и память священную Давида и Иакова, / как друзей Его, возвеличившего, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!* |
Богородичен: Царя Христа, Егоже нам роди Богородица Мария, / и по Рождестве пребысть Дева Чистая, / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки. | Богородичен: Царя Христа, / Которого нам родила Богородица Мария, / и после родов осталась Девой чистой, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века. |
На 9-й песни поем: Честнейшую: | На 9 песни поем Честью высшую Херувимов: |
Песнь 9Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем. |
Песнь 9Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем. |
Равночестен Ангелом был еси, / пророком и мучеником, блаженне, / и мудрым Апостолом воистину собеседниче; / сего ради с ними тя блажаще, мудре Иосифе, / священную твою память почитаем. | Равным честью Ангелам Ты стал, / пророкам и мученикам, блаженный, / и мудрым Апостолам истинным собеседником; / потому с ними тебя, Иосиф мудрый, / блаженным именуя, / священную твою память почитаем. |
Яко от рода царскаго происшедый, / Царице чистей, имущей Иисуса Царя родити неизреченно, / обручен был еси, премудре, / предизбранный на земли / паче всех земнородных, блаженне. | Как из рода царского происходящий, / ты обручен был, мудрый, с Царицей чистою, / Которой предстояло неизреченно Иисуса Царя родить, / и на земле был предпочтен / всем земнородным, блаженнейший. |
Укрепляем силою Духа, / добродетельми украсился еси, блаженне, / и в старости глубоце ко отцем своим / преставися светло, Иосифе, / почитаем яко величайший отец / Иже от Бога Отца Возсиявшаго. | Укрепляемый могуществом Духа, / ты украсился добродетелями, блаженный, / и в глубочайшей старости к отцам своим / перешел блистательно, Иосиф, / почитаемый величайшим отцом / от Бога Отца Воссиявшего. |
Память твоя созывает концы / к радости и хвалению, / Слову прославльшу, тя, блаженне. / Емуже со дерзновением присно предстоя, / непрестанно моли избавитися от искушений / нам, хвалящим тя. | Память твоя концы земли / к радости и хвале созывает, / ибо Слово, блаженный, тебя прославило. / Ему всегда со дерзновением предстоя, / непрестанно ходатайствуй об избавлении от искушений / нас, тебя восхваляющих. |
Богородичен: Сохраншую девство непорочное, / Чистую, соблюл еси, / от Неяже Бог Слово воплотися, / соблюд Ю Деву по рождестве неизреченно. / С Неюже, Иосифе богоносе, / нас поминай. | Богородичен: Хранящую девство непорочное, / Чистую, ты сохранил, / от Которой Бог Слово воплотился, / после родов сохранив Ее / Девою неизреченно. / Вместе с Нею, Иосиф богоносный, / нас вспоминай. |
Ин. Ирмос: Моисей на горе неопалимую купину виде, / Иосиф в вертепе неизреченное Рождество слыша, / Нескверная Дево, / Безмужная Мати, / песньми Тя, Богородице, величаем. | Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Моисей на горе / не сгоравший терновый куст узрел, / Иосиф же в пещере / о неизреченном рождестве услышал. / Непорочная Дева, / не знавшая мужа Матерь, / мы Тебя, Богородица, / песнопениями величаем.*
[Слово и Сына, прежде веков неизреченно / происшедшего от Отца, / Его же в конце времен / в сей день по плоти родила Дева; / Его воспевают пастухи, / а Ангелы взывают: / «Слава в вышних Христу Богу!»] [Волхвы, звезду увидев, / за движением ее необычайным / следовали, Родившегося ища; / найдя же, почтили Его дарами: / золотом, и ладаном, и смирною, взывая: / «Слава в вышних рожденному Богу!»] |
Рождшемуся от Девы вся тварь трепетом послужи: / Небеса убо — звездою, земля же — ясльми, / гора — вертепом, волсви — дарми, / пастырие — чудесем, Ангели же — слава в Вышних Богу. | Родившемуся от Девы все творение / послужило с трепетом: / небеса — звезду, земля же — ясли, / гора — пещеру, волхвы — дары, / пастухи — свое изумление, / Ангелы же — песнь Ему принесли. |
Царь от пастырей древле убо Давид бысть, / от колена же Иудова и царскаго ты, Иакове, пастырь паствы показался еси / Воплощшагося, Агнца Вышняго и Сына Божия. | Царем из пастухов / в древности сделался Давид, / из колена же царского Иудина / ты, Иаков, пастырем явился / паствы Воплотившегося — Агнца Всевышнего / и Сына Божия. |
Вифлееме, ныне веселися, град быв Новаго Давида, / и Сионе, возвещай Церквей старейшинство, общее веселие, всех Царя, / и Того угодники ныне восприемши. | Вифлеем, ныне радуйся, / став городом Нового Давида, / и веселись Сион, Церквей твердыня, / ныне новое пиршество в себе собрав / всех Царя и Его служителей. |
Богородичен: Ангельстии собори Тя, Богородительнице, славят, / и человеческий род Тя непрестанно песньми почитает, / Ты бо Божественным Рождеством земныя с Небесными совокупила еси. / Темже Тя почитаем. | Богородичен: Сонмы Ангелов славят Тебя, Божия Родительница, / и род человеческий Тебя непрестанно в песнях почитает, / ибо Ты божественным рождеством / смертных с небесными соединила. / Потому мы Тебя прославляем. |
Светилен воскресен.
|
Светилен воскресный.
|
Со Иаковом воспоим, славным Богобратом, Давида Богоотца, / Иосифа же Божественнаго, Богородицы обручника: / Христову Божественному Рождеству послужиша во граде Вифлееме боголепно, / со Ангелы, волхвы же и пастырьми Тому песнь поюще, / яко Богу и Владыце. | С Иаковом славным братом Божиим / воспоем Давида Богоотца / и Иосифа божественного, Богородицы обручника. / Христову божественному рождеству послужили они во граде Вифлееме богодостойно, / со Ангелами, волхвами и пастухами / воспевая Ему песнь, / как Богу и Владыке. |
И ныне, светилен праздника: |
И ныне, светилен праздника |
Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, / и сущии во тьме и сени обретохом истину, / ибо от Девы родися Господь. | Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени, обрели истину, / ибо от Девы родился Господь. |
На хвалитехСтихиры воскресны 4 и праздника 4, 4-го гласа, с припевы праздника. |
На «хвалите»Стихиры воскресные 4 и праздника 4, поющиеся на самый праздник, с припевами праздника. |
Слава, глас 8: Кровь, и огнь, и курение дыма, / чудеса на земли, яже провиде Иоиль: / кровь — воплощение, огнь — Божество, / курение же дыма — Дух Святый, нашедый на Деву / и мир облагоухавший. / Велие таинство Твоего вочеловечения, / Господи, слава Тебе. | Слава, глас 8: Кровь, и огонь, и курение дыма / — чудеса на земле, которые провидел Иоиль: / кровь — воплощение, огонь — Божество, / курение же дыма — Дух Святой, / нашедший на Деву и мир облагоухавший. / Велико таинство Твоего вочеловечения, / Господи, слава Тебе! |
И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево: | И ныне: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: |
Славословие великое. Тропарь воскресен и отпуст. Стихира Евангельская, час 1-й, и конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен. И святых тропарь, пременяюще, глаголем. По Отче наш: кондак праздника и святых, пременяюще, глаголем. | Славословие великое. Тропарь воскресный и отпуст. Стихира евангельская, час 1 и окончательный отпуст. На часах тропарь воскресный. Слава: праздника и святых, попеременно. И ныне, Богородичен; после Отче наш: кондаки праздника и святых, попеременно. |
НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
|
||
НА ЛИТУРГИИБлаженны гласа на 4, и праздника на 4, и святых песнь 6-я на 4. |
НА ЛИТУРГИИБлаженны гласа на 4, и праздника на 4, и святых песнь 6-я на 4. |
|
По входе тропарь воскресен,
|
По входе тропарь воскресный,
|
|
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе. | Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе! | |
И тропарь святых, глас 2 |
И тропарь святых, глас 2 |
|
Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу: / Деву видел еси рождшую, / с пастыри славословил еси, / с волхвы поклонился еси, / Ангелом весть прием. / Моли Христа Бога спасти души наша. | Благовествуй, Иосиф, / о чудесах Давиду Богоотцу: / ты видел Деву, носящую во чреве, / с пастухами славословил, с волхвами поклонился, / через Ангела извещение получив. / Моли Христа Бога о спасении душ наших! | |
Слава,
|
Слава:
|
|
Веселия днесь Давид исполняется Божественный, / Иосиф же хваление со Иаковом приносит: / венец бо сродством Христовым приемше, радуются, / и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: / Щедре, спасай Тебе чтущия. | Радости исполняется в сей день Давид божественный, / Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. / Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются, / и неизреченно на земле Рожденного / воспевают и взывают: / «Милосердный, спасай Тебя почитающих!» | |
И ныне,
|
И ныне:
|
|
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог. | Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог! | |
Прокимен гласа и святых, глас 4: |
Прокимен гласа и святых, глас 4: |
|
Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. | Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. | |
Таже Апостол.
|
Апостол
|
|
Братие, сказую вам, благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку. Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым. Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко попремногу гоних Церковь Божию и разрушах ю, и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий. Егда же благоволи Бог, Избравый мя от чрева матере моея и призвавый благодатию Своею, явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех, абие не приложихся плоти и крови, ни взыдох во Иерусалим к предним мене апостолом, но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск. Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. | Братья, объявляю вам: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я и не от человека его принял и не был ему обучен, но получил чрез откровение Иисуса Христа. Ибо вы слышали о моем образе жизни некогда в иудействе, что я, не зная меры, гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший благодатью Своей открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к тем, которые были раньше меня Апостолами, но ушел в Аравию и снова возвратился в Дамаск. Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой и пробыл у него пятнадцать дней; другого же из Апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня. Гал 1:11-19 | |
Аллилуия, глас 4:Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его. Стих: Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея. |
Аллилуия, глас 4Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. |
|
Иерей: От Матфея
|
Евангелие от Матфея,
|
|
Отшедшим волхвом, се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е. Он же, востав, поят Отроча и Матерь Его нощию и отыде во Египет. И бе тамо до умертвия Иродова, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего. Тогда Ирод, видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело и, послав, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше по времени, еже известно испыта от волхвов. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть. Умершу же Ироду, се Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву: изомроша бо ищущии души Отрочате. Он же, востав, поят Отроча и Матерь Его и прииде в землю Израилеву. Слышав же, яко Архелай царствует во Иудеи вместо Ирода, отца своего, убояся тамо ити. Весть же приемь во сне, отыде в пределы Галилейския. И, пришед, вселися во граде, нарицаемем Назарет. Яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется. | Когда волхвы удалились, — вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод намерен искать Младенца, чтобы погубить Его». И он встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и удалился в Египет; и был там до кончины Ирода, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: «Из Египта призвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев, что он осмеян волхвами, разгневался весьма и послал истребить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда исполнилось сказанное Иеремией пророком, который говорит: «Глас в Раме был слышен, плач, и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет она утешиться, потому что их нет». Когда же скончался Ирод, вот, Ангел Господень является во сне Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». И он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует над Иудеей вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, удалился в пределы Галилейские. И придя, поселился в городе, именуемом Назарет, дабы исполнилось сказанное чрез пророков, что Он будет назван Назореем. Мф 2:13-23 | |
Причастен:Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. |
ПричастенХвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3) |