Array ( )
<span class="bg_bpub_book_author">священник Даниил Сысоев</span> <br>Православное воспитание детей

священник Даниил Сысоев
Православное воспитание детей

Это одна из последних видео-лекций убиенного иерея Даниила Сысоева. Как повлиять на ребенка, сохраняя его свободный выбор? Как правильно наказывать его? Как выбирать друзей? К чему приучать ребенка? Как научить отвергать худое и избирать доброе? 

… Бог говорит: «Я — Бог, Я — Твой создатель, Я тебе повелеваю, потому что ты — Мое творение”. Заповедь это условие отношений Бога и лично меня. Ощущаете разницу? Не безликого общества, а лично Творца и лично меня. Именно поэтому заповеди бесконечно важнее, чем эти нормы морали, которые меняются: была советская мораль, была мораль 90‑х годов — уже на наших глазах.

Встреча с Богом начинается именно здесь, на земле

Заповедь Божия не меняется, потому что происходит от Вечного Бога. И задача заповедей не в том, чтобы человек обустроился на земле. Потому что на земле обустроиться невозможно, ведь мы тут умираем. А задача заповедей — подготовить человека для встречи с Богом здесь, на земле, потому что начинается она именно здесь.

Собственно говоря, мы говорим о Причастии и необходимости причащаться. Эти заповеди нужны для личной встречи с Богом. Это я несколько слов сказал о заповедях, потому что мы будем читать библейские нормы. Для родителей важно помнить, что эти нормы не являются благопожеланиями — это заповеди Творца.

Господь Бог считает, что вот так будет правильно. Можно сказать так, что это личная точка зрения Господа Бога. Некоторые говорят: у меня одна точка зрения, у другого человека другая точка зрения. И я, конечно, вашу точку зрения уважаю. А у Церкви нет своей точки зрения. Мы исходим из точки зрения Творца вселенной. И, сказав несколько слов об этом, перейдем уже непосредственно к заповедям Господним.

Естественно и нормально, что дети должны расти в семье.

Первое, что регламентирует отношения родителей и детей, — это пятая заповедь.

Первая заповедь говорит : “Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх. 20, 2-3). Т.е.: да не будет у тебя других богов, кроме Меня. И поэтому исходим из того, что все верующие люди должны любить и почитать Бога Всемогущего, Ему отдать все свое сердце, ради Него жить.

А те, кто живет ради детей, нарушают первую заповедь. Они служат не Богу, а ребенку. Это практически всегда оканчивается тем, что ребенок предает. Это обычное дело: тот, кто поклоняется идолам, гарантированно от этих идолов и получит.

Мне приходилось как-то разбираться в одной очень тяжелой семейной ситуации. «Мне говорили: я же всю жизнь в него вложила, а он, мерзавец, наркоманом стал…» Я в ответ: «А зачем ты вложила в него всю жизнь, он, что – Бог, что в него всю жизнь вкладывать? Не вкладывала бы жизнь — может быть, таким бы и не стал». Недолжное отношение к человеку приводит к таким недолжным вещам.

Вторая заповедь: “Не сотвори себе кумира” (Исх. 20, 4), т.е. не делай себе кумира. Помните безумную мысль Ленина? Все — лучшее детям. Это идея, которая красиво выглядит. Но к чему она приводит? У нас на три брака приходится два развода. Это прямой результат ленинской идеи.

Третья заповедь: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” (Исх. 20, 7), т.е. не произноси Имя Господа Бога твоего без нужды.

Четвертая заповедь: “… шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему” (Исх. 20, 9-10), т.е. шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу.

Пятая заповедь: “Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх. 20, 12), т.е. чти отца своего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и ты долго жил на земле, которую Господь Бог дает тебе. Это та заповедь, на которой основываются отношения родителей и детей.

Заметьте: Бог требует не любви, а почитания. Интересно, почему? Бог требует исполнения Своих заповедей. Бывают родители-алкоголики или страшные подлецы, и вот как их любить?

Господь дает заповедь, которую можно исполнить в любой ситуации 

Господь дает заповедь, которую можно исполнить в любой ситуации — даже по отношению к подлецу, по отношению к алкоголику… Любовь, может быть, и не получится, а почтение будет обязательно, возможно. И заметьте, как звучит эта заповедь: чти не мать, а отца, и мать — именно в этом порядке.

К сожалению, вся наша современная система семейных ценностей в РФ посвящена разрушению института отцовства. К сожалению, это факт. В случае разводов ребенок всегда остается с матерью. А хорошо ли это?

Не думаю. Особенно это касается мальчиков, про девочек не буду говорить. А для мальчиков, сами понимаете, какое поколение безответственных мужиков выросло, которые боятся и не могут ни за что отвечать. Это как раз результат неверного, неправильного воспитания, связанный именно с тем, что утрачено право на отцовство. Но это еще не самое страшное.

Самое страшное у нас, что почитание к отцу совершенно не выстраивается

Самое страшное у нас, что из-за этой хрупкости семьи получилось так, что почитание к отцу совершенно не выстраивается. То есть у нас нет института почитания именно отца в семье. Что является, конечно, грубым нарушением заповеди Божией, с одной стороны, и, с другой, приводит к тому, что дети рано умирают. Потому что Господь сам сказал: кто не чтит отца и мать, смертью умрет (Исх. 21, 15,17) .

Интересно, что по ветхозаветным нормам нет никаких обличений тех людей, которые обижают родителей. Интересно, что там есть обличения тех, кто тайно блудит, но не тех, кто не чтит родителей, потому что их сразу же убивали. Если человек оскорблял отца или матерь, а тем более — бил их, то его немедленно государство подвергало смертной казни.

На поле боя первым погибает тот, кто не уважает и не чтит родителей

Понятно, что сейчас Господь не требует выполнения этой нормы от государства, но Сам Господь эту норму сохраняет до сих пор. Мой друг, отец Олег Стеняев, много раз ездил в Чеченскую республику во время и первой чеченской, и второй чеченской войны, и обратил внимание на интересную вещь. Очень часто первыми на поле боя погибают люди, оскорблявшие родителей, которые не уважают, не почитают родителей. Кстати, отец Паисий Святогорец рассказывал, что во время гражданской войны в Греции было то же самое. На поле боя первым погибает тот, кто не уважает и не чтит родителей.

Почему на Кавказе больше долгожителей? Потому что почитают отца и мать. То есть то, что говорил Господь — это прямая норма, которая работает и среди христиан, и среди нехристиан тоже. Заповеди Божьи обращены ко всему человечеству, безусловно. И даже те люди, которые не верны Богу в самом главном. Например, мусульмане. Но они, выполняя заповедь почитания родителей, долго живут здесь, на земле. Это связано не с сыром и вином, которые они едят и пьют, а с должным и правильным отношениям к родителям. Это первое, что мы должны делать.

Нам крайне важно научиться самим почитать своих родителей

Из этого первый вывод: мы с вами не имеем права свои конфликты вымещать на детях, если хотим, чтобы они долго жили. Даже в случае развода вы обязаны постараться, чтобы у ребенка было нормальное должное отношение к отцу, иначе он просто умрет.

Причем это не шутка, это абсолютная реальность. Кто в это не верит, походите по кладбищу: какое огромное количество молодежи умирает, сами знаете. Это связано во многом именно с непочтением. Нам крайне важно научиться самим почитать своих родителей. Почитание к отцу и матери должно быть.

В Таинстве венчания даются силы на взаимную любовь и к христианскому воспитанию детей

Крайне отвратительная вещь — такое панибратство родителей с детьми, когда ребенок имеет наглость оскорблять родителей. Конечно, такое недопустимо. Это должно максимально жестко пресекаться. Нужно сделать так, чтобы люди понимали, что это просто ненормально, не естественно. А некоторые говорят: ну как же не сорваться, вот у меня муж такой мерзавец, как же мне сделать?

Вы знаете, что Господь установил Таинство брака, Таинство венчания именно для того, чтобы дать силу. Другое дело, что люди могут эту силу не использовать, но тут вина уже не в Боге, а в людях, которые злоупотребляют этим. Именно поэтому и говорится у нас в основах нашей веры о Таинстве брака, что в Таинстве венчания даются силы на взаимную любовь и к христианскому воспитанию детей.

… чтобы получить силы для воспитания детей, нужно венчаться 

Часто люди говорят: у меня нет сил справиться с ребенком. Для того чтобы были эти силы, Господь Таинство брака и установил. Если вы заболеете, нужно собороваться, существует Таинство соборования  — таинство исцеления сил.

Когда согрешишь, надо пойти на исповедь — Таинство прощения грехов. А вот чтобы получить силы для воспитания детей, нужно венчаться. Это Таинство специально для этого и существует. Мне приходилось видеть таких людей, которые говорят, мол, мы давно уже с мужем живем, у нас, вроде, все хорошо. А зачем нам венчаться? Ну, силы-то надо давать! В молитве венчания говорится, что благословение дается на весь род. В Таинстве венчания дети узакониваются. Возникают именно освящение взаимоотношений родителей и детей.

…здесь та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей 

Апостол Павел в Посланиях к Ефесянам (6, 1–4) говорит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Здесь как раз та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей. Повинуйтесь родителям своим в Господе. Что это означает?

…мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога 

Это значит, что мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога. Ты должен слушаться меня, потому что так требует Господь — ради Него. Таким образом, сразу отождествляете себя со своими требованиями.

И здесь не будет той проблемы, что, мол, мой сын против меня выступил, и мои требования не выполняет. Я могу тебе не нравиться, но я требую не своего, а заповеди Божией. При одном условии, что вы требуете исполнения заповеди Божией. Если вы требуете не этого, то, конечно, вас слушаться никто не обязан.

Когда замечательные тещи разводят своих дочек с их мужьями, их слушаться нельзя совершенно, потому что заповедь Господня этого не допускает. Точно так и со свекровями. Или если муж требует от жены сделать аборт, то жена вправе отказаться, потому что одно дело муж, а другое — Господь.

… в первую очередь должны учить именно справедливости 

Чему мы должны в первую очередь учить детей? Мы должны учить их справедливости. Очень часто детей учат не справедливости, а так называемой любви. Почему так называемой? Потому что такая любовь — это попустительство. Например, два ребенка, и младший обидел старшего, и старшему сказано: “Ты будь хорошим мальчиком, и братика прости, не ругайся на него”. Не ругайся – понятно, здравое требование. Но что получится? Человек будет воспринимать добро как то, что выгодно подлецам.

Мы заведомо человека лишаем возможности потом здраво жить, у него не будет критериев, по которым он будет оценивать поступки — он всегда будет говорить: справедливо то, что мне хочется. Младшему доставалось все, все было хорошо с младшеньким, потому что он умел подлизываться.

Поэтому в первую очередь должны учить именно справедливости. Мы должны окутать детей любовью, а учить их — справедливости. Атмосфера любви, а понятие — справедливости.

Что значит воспитывать в учении Господнем? 

Очень важно, чтобы человек понимал, где добро, а где зло, где хорошо, а где плохо. Но опять же, опираясь не на себя, а на заповеди Божии. Поэтому и сказано: “и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, воспитывайте их в учении и наставлении Господнем”. (Еф. 6, 4).

Что значит воспитывать в учении Господнем? Речь идет о том, что мы с вами обязаны научить детей слову Божию. Это прямая и очень древняя заповедь, за невыполнение которой Господь, между прочим, даже народы с лица земли стирал. Как говорит царь Давид (Псалом 77):

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, -
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

Мы должны воспитывать в слове Божьем своих детей

Бог прямо повелел передавать слова Бога, вспоминать Его чудеса, Его дела и Его законы. Не только заповеди, а все могущественные дела Бога. Некоторые мамы говорят, что им некогда читать Библию, мол, у меня ребенок маленький. А вы качайте малыша, и вполголоса читайте Слово Божье. И вы прочитаете, и ребенок будет всасывать его с молоком матери в прямом смысле этого слова. Это глубоко откладывается на подсознание. Мы должны воспитывать в слове Божьем своих детей.

Из этого выходит очень важное требование: в первую очередь, отцы должны обеспечивать религиозное образование детей. По заповеди Господней, муж обязан правильно объяснить жене непонятные места в Библии и Литургии, чтобы таким образом он был главой семьи. Важно, чтобы отец, если он верующий, конечно, воспитывал в учении Господнем.

Я помню, когда мне было 6 лет, мой отец каждый день читал мне Библию. Я до сих пор помню много из того, что он читал. Попробуйте сделать так. Если отец пока не готов, то жена должна это сделать. Но постепенно подталкивать, чтобы именно муж этим занимался.

Наказывать имеют право только отцы 

Сказано: “… отцы, воспитывайте детей в учении и наставлении (наказании) Господнем”(Еф. 6, 4). Мы переходим к очень важному моменту, потому что, согласно Священному Писанию, дети за преступления должны получать наказания. Священное Писание рекомендует в некоторых тяжелых случаях и телесные наказания, в том числе. Но есть очень важное правило. Наказывать имеют право только отцы.

Ребенка нельзя наказывать в состоянии гнева 

Отцы должны взвесить меру ответственности — какое наказание человек заслужил. Поэтому есть общие правила: ребенка нельзя наказывать в состоянии гнева. Категорически. Если ребенок сделал достойное наказания, а у вас внутри вскипает разум возмущенный, отца нет в это время рядом, надо выйти в другую комнату, выпить святой воды, помолиться Богу, сделать крест на сердце, чтоб успокоиться. А, успокоившись, наказать. Причем сказать: ты сделал то-то, получи то-то по справедливости.

Но это касается, конечно, только тяжелых суровых проступков — кражи, явной лжи. Это не должно обращаться в систему. За какие-то экстремальные преступления обязательно должно быть наказание. Но оно должно быть по справедливости. Здесь должен быть принцип абсолютной справедливости.

Если у вас нормальная семья, то отец — главный 

В семье, где есть муж и жена, есть некое распределение обязанностей. Быт поддерживать — это, конечно, дело жены. Но внешнюю политику должен обеспечивать муж. Это нормальное явление, и это важно помнить. Муж должен быть религиозным. Он читает Слово Божие. А молитвам учит мать.

Если у вас нормальная семья, то отец — главный. Мать осуществляет быт. Это связано с психологией. Мужчина может сделать большое, и сразу. Но ему сложно сделать небольшое, и постепенно. А женщина постоянно наводит порядок во всем. Это Господь сделал так, чтобы люди друг друга дополняли, помогали друг другу.

Мы должны давать примеры истинных героев или героев духа – святых 

Поэтому маленьким читает мать вместе с детьми. А также мать должна обязательно читать детям “Жития святых” в качестве примера для подражания. Мы должны детям давать надлежащие примеры. Раньше давали Павликов Морозовых, но это не совсем хороший пример для подражания.

Мы должны давать примеры истинных героев или героев духа – святых. Сейчас много хороших книг с картинками, их интересно смотреть. Можно давать им фильмы на эту тему.

Я бы хотел предостеречь от одной вещи. Очень часто у нас начинают опираться на советские фильмы, советское наследие — как пример для воспитания нравственности. Бывают сюжеты, которые можно давать смотреть детям, но надо обязательно объяснять разницу между советской нравственностью и христианской.

Мы должны учить детей делать добро, для того чтобы угодить Богу 

Разница в том, что человек, согласно советским фильмам, делает добро, потому что ему человека жалко. Это вещь хорошая, но долго она не протянет. Это недостаточный мотив, чтобы делать добро. Мы должны учить детей делать добро, для того чтобы угодить Богу.

Можно им просто сказать: если будешь делать хорошо, Бог тебя наградит. И это будет чистой правдой. Но наградит не в этой жизни, а в будущей. А будешь делать зло, Бог тебя накажет — и в этой жизни, и в будущей, что тоже является чистой правдой.

Утверждение, что мы не должны быть корыстными, не совсем точное. Мы должны быть корыстны, но в надлежащем месте. Можно сокровища собирать? Можно, только там где их не украдут — на небесах.

Иисус Христос сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. (Мф. 6, 19-21)

Дети должны учиться милости 

Кстати, из этой заповеди Господней следует очень важный момент. Мы должны приучать к милостыни детей с самого раннего детства. Милостыню надо обязательно давать. Всем или не всем? Можно поступать и так, и так. Подаете милостыню? Дайте ребенку, пусть он даст.

Милостыня нарабатывается как рефлекс. Если ребенок у вас будет ее давать автоматически, если мы не будем давать милостыню всем, то у нас получится следующее. Алкоголик явно на бутылку просит, и такому можно дать. Но не денег, а, скажем, сока.

Сейчас много информации о нищенском бизнесе. Люди часто жульничают, что тоже правда. Но я боюсь другого — под этим соусом люди вообще перестают быть милостивыми, они жестоки к окружающим.

Я не верю, что у вас в подъезде каждом не было реально нуждающегося человека. Есть наверняка бедные бабульки, многодетные семьи, которые нуждаются в нашей помощи. Неужели сложно им-то подать? В это важно вовлекать наших детей.

Дети должны учиться милости. Кстати, именно поэтому советуют иногда полезно дома держать животных, если квартира позволяет. Но не надо давать своим детям на вас сваливать обязанности по уходу за ним. Дети хитрые — они с большим удовольствием возьмут животное, и с большим же удовольствием возложат уход за ним на плечи папы с мамой.

Если завели животное, пусть ребенок за ним и ухаживает. Здесь его, конечно, надо приучать к ответственности. Надо напоминать, что за каждое свое дело он будет отвечать перед Богом.

Есть библейская заповедь: “Праведник милует души скотóвъ своих” (Притч.12, 10). Т.е. человек жалеет и животных. Это как раз проявление той самой жалости. Но есть и другая крайность. Люди говорят: чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак.

Должен быть и духовный ритм жизни 

Мы с вами сказали о милости, о наказании. Наказание должно быть по справедливости. Но также очень важен некоторый ритм в жизни ребенка. Должен быть и духовный ритм жизни человека. Человек должен жить, окутанный Божественной благодатью.

Для этого мы должны обеспечить ежевоскресное посещение храмов. Обеспечить, чтобы человек молился утром и вечером. Не надо больших правил, он не сможет выдержать. Но прочитать сможет «Отче наш», «Богородица Дева, радуйся», «Символ веры» и молитву за родителей. Вот четыре обязательные молитвы. Сложно это? Ничего сложного.

Когда ребенок спрашивает, как ему поступить, мой вам совет, чтобы вы потом на Суде Божием могли спокойно стоять перед Богом, отвечая за ваших детей. Говорите: сделать нужно так, потому что так написано в слове Бога, Евангелии. Обосновывайте свое требование словом Божьим.

Мы, к сожалению, не научили их правильно выбирать друзей

С кем человеку надо общаться или не общаться? К сожалению, начиная с детсадовского возраста, а особенно со школы, для детей гораздо важнее становится круг их друзей, чем родителей. Чем старше человек становится, тем больше на самом деле он начинает зависеть от своих друзей. Мы, к сожалению, не научили их правильно выбирать друзей.

Давайте разберемся, что такое дружба, а что такое приятельство.

Есть дружба, а есть приятельство. Как сказал царь Соломон: пускай у тебя будет приятелей тысяча, а друг один из тысячи. Друг – это тот, кто вместе с тобой идет к абсолютной истине. Поэтому друг должен быть православный или идущий к Богу вместе с вами.

Есть люди, которые должны быть не рукопожаты, и этому вы должны научить детей. Есть люди, которых они должны избегать, которых от себя отводить — от гордецов, завистников и клеветников. Это крайне важно для духовного здоровья ваших детей. Потому что вот эта бесконтрольная дружба приводит к созданию подростковых банд, наркомании. А на самом деле все грехи связаны между собой цепью — грехи гордыни, зависти и клеветы приводят ко всему остальному.

В чем заключается гордость? Речь идет не о простом эгоизме, а о том, когда человек говорит: вы все придурки, а я один умный. Такие люди есть. Именно такие люди часто становятся главарями детских подростковых банд, т. е. групп, которые срывают жизнь в школе. Это проблема, которая связана с недолжным воспитанием. Этим ребенком должны заниматься его родители. Но вы должны оградить своих детей от общения с таким человеком.

Вы должны сказать: есть хорошие люди и плохие 

И хорошие они не потому, что по природе такие, а потому что выбрали Бога и Его заповеди. А другие отказались служить Богу. И первое, что самое страшное в человеке — это гордыня. Когда человек говорит: главное — что я хочу, что мне надо.

Если в вашем ребенке такое начинается, переломайте. Здесь просто ломать надо, потому что такой человек гарантированно будет несчастным и изуродует всех вокруг.

За детей можно радоваться, а гордиться нельзя 

Кстати, некоторые говорят: есть гордость, а есть гордыня. Поэтому гордиться за детей можно.

Можно гордиться за детей? За детей можно радоваться, а гордиться нельзя. В чем разница? Если человек гордится ребенком, то может гордиться и подлостью ребенка. Как хорошо — ребенок избил кого-то! Есть такой тип людей на самом деле, которые этим гордятся. А вот порадоваться, что хорошо избил, сложнее – я рад за тебя, что ты так хорошо его избиваешь…

Т.е. первая часть со второй не работает, не складывается.

Надо объяснить, что гордыня — знак слабости 

Слово «гордость» должно быть однозначно плохим. И с гордецами, высокомерными надменными людьми общаться не надо. Надо объяснить, что гордыня — знак слабости.

Очень часто кажется даже нам с вами, что гордый — значит, сильный. И если человек идет по чужим головам, то он сильный. Ничего подобного. Он слабый именно потому, что уходит от Бога; кто идет по чужим головам, обязательно свалится. Если гордый упадет, ему, как правило, никто руки не протянет.

Важно, чтобы для вашего ребенка важнее всего было то, что думает о нем Бог, а не другой человек 

Надо учить тому, чтобы человек никогда не гордился, не высокомерничал, а чтобы в обязательном порядке старался быть смиренным перед Богом, но не перед людьми. Что это значит? Важно, чтобы для вашего ребенка важнее всего было то, что думает о нем Бог, а не другой человек.

Кстати, очень интересно получается – мы должны приучать наших детей быть белой вороной. Некоторые говорят, что хотят, чтобы ребенок хорошо устроился в коллективе. Возможно, хорошо устроится. Другое дело — коллектив ему не подойдет; но вас уже никто не спросит. Вы же не дали ему критерии, по которым нужно подбирать коллектив. Поэтому нужно правильно подбирать коллектив.

…важно приучить ребенка, чтобы с завистниками он не общался 

Второе, что касается зависти. Зависть — страшный грех, но его красиво называют — чувство социальной несправедливости. Почему ему можно, а мне нельзя? И здесь очень важно приучить ребенка, чтобы с завистниками он не общался. Потому что завистник тебя завистью заразит: представляешь, какой он подлец, в каком платья он (она) пришел. И начинаются сплетни. А потом этот же отойдет, и на тебя то же самое скажет. Завистник тебя обязательно подведет.

Гордость, зависть, клевета – это три греха дьявола. За гордость его сбросили с неба. Зависть — то, что погубило людей. Из-за зависти змей совратил Адама и Еву. А клеветник – это, собственно, имя дьявола («дьявол» переводится как «клеветник»).

Как лечить зависть? 

Зависть лечится сорадованием за человека. А как делать, когда не хочется радоваться за него? Надо стать перед Господом и сказать: «Господи, благодарю, что дал ты этому человеку столько, дай ему гораздо больше, а мне по минимуму!»

Причем здесь очень важно не бояться лицемерия. У нас бывает такое мнение, мол, это же лицемерно, я так не считаю. Ну, мало ли, что не считаешь, а заставь себя. Мы же этому учимся. Здесь нормальные порядочные люди должны так поступать.

Надо, чтобы человек боялся клеветать 

Очень важно пресекать ложь и лживость в человеке, особенно когда ложь связана с попыткой оклеветать другого. Или школьное воровство, например. Важно наказывать за такие вещи. Одна знакомая мне мама вылечила своего ребенка от клеветы, намазав его рот горчицей. Он запомнил это на всю жизнь и, став взрослым, боится врать и клеветать, потому что помнит. С одной стороны, вроде бы, и неопасно для здоровья, с другой — очень хорошо запоминается.

Надо, чтобы человек боялся клеветать. По словам царя Давида: “…того, кто тайно клевещет на ближнего (псалом 101) своего, я прогонял”. Вы должны сделать так, чтобы в ваш дом входа этим трем типам людей не было. А это все зависит от вас. Вы должны сами себе подобрать таких знакомых и подруг, которые не гордятся, не клевещут и не завидуют.

Некоторые говорят, а как же, если они все такие. Так лучше без них. У меня был случай. Одна барышня мне говорит: «Где же мне не алкоголика найти, они все алкоголики!» «А где ты их ищешь?» «В ночном клубе». «А ты что хотела-то?..»

Слово Божье ведет вас 

Поэтому если вы разрываете отношения с одной компанией, на самом деле вы открываете возможность отношений с другой. Поэтому принцип такой: Слово Божье ведет вас.

Если вам по телефону позвонили и начинают клеветать, т. е сознательно лгать на вашего ближнего, вы должны сказать, чтобы этот человек ваш телефон забыл.

А если человек у вас дома сидит и начинает за чашкой чая такое говорить, то вы должны сказать: «Встал. Дверь видишь? Больше сюда не приходи!» И никаких прав на апелляцию принимать от него не имеете права. Потому что клеветники, будучи чадами дьявола, легко вам скажут, что это в последний раз. А потом самих же вас и обложат в самый неудобный момент.

С кем должно советоваться? 

Я хочу вам дать некоторые принципы, как искать правильного советчика, чтобы ваши дети умели подбирать правильного советчика, да и самим вам это не помешает.

Я вам рекомендую две книги из Библии. Это Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова и Притчи Царя Соломона. Полезные. Чисто практические книги о том, как правильно себя вести.

Всякий друг может сказать: “и я подружился с ним”. Но бывает друг по имени только другом.

Не есть ли это скорбь до смерти, когда приятель и друг обращается во врага?

О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством?

Приятель радуется при веселии друга, а во время скорби его будет против него.

Приятель помогает другу в трудах его ради чрева, а в случае войны возьмется за щит.

Не забывай друга в душе твоей и не забывай его в имении твоем. 

(Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 1–6)

Кстати, интересное правило. Что это значит? Не забывай финансово поддерживать своего друга. А почему? Дело в том, что Священное Писание не признает такой принцип: полюбите меня черненьким, а беленьким меня всякий полюбит.

За что тебя любить такого? 

Священное Писание говорит, что, если хочешь, чтобы тебя любили, веди себя так, чтобы тебя любили. Если я матюгаюсь, скандалю, обзываюсь и говорю, а почему вы меня не любите, нужно отвечать: «Ну, как, ты же матюгаешься, скандалишь, обзываешься. За что тебя любить такого?»

Однажды к Антонию Великому пришел один такой несчастный человек и говорит: «Отче, помолись за меня!» Антоний говорит: «Не буду за тебя молиться. Ни Бог, ни я не будем заботиться о тебе, пока ты сам не будешь заботиться о своей душе». Кажется, жестко, но это единственная возможность реально исправиться.

Надо делать так, чтобы ты был достоин любви 

Эта поговорка о том, что я и так заслуживаю, чтобы меня любили, ни на чем не основывается. А за что меня любить? За красивые глаза? Надо делать так, чтобы ты был достоин любви. И к этому нужно приучать ребенка.

Здесь очень важно поправить материнский инстинкт. Инстинкт говорит: я буду любить своего ребенка, несмотря ни на что. Любить ты, конечно, должен. Но разве из этого следует, что любой поступок ребенка я буду оправдывать? Совершенно ничего подобного.

С 1996 по 2003 г я занимался в центре Иоанна Кронштадтского с наркозависимыми с отцом Анатолием Берестовым. Ко мне много родителей наркоманов приходило. В частности, одна мама говорила: «Я так переживаю, что ребеночек мучается, что сама за дозой для него хожу». Как вам это нравится? Это разве любовь? Инстинкт сошел с ума, просто-напросто, обезумел совершенно. Так делать нельзя.

…важно объяснить своим детям разницу между друзьями и приятелями 

Поэтому очень важно объяснить своим детям разницу между друзьями и приятелями. Знаете, есть дети, которые готовы душу нараспашку для всех открыть, а потом они будут изранены, изуродованы духовно ужасно. Их потом будут все предавать, и будут все подряд предавать, потому что мы им не объяснили.

…приучайте работать детей 

Не забывайте подарками поддерживать своего ребенка. Кстати, к вопросу о финансах. Важно, чтобы ребенок рано почувствовал ответственность за деньги. Чтобы он не транжирил их, а знал, каким образом они зарабатываются. Что это не то, что сваливается с неба, а действительно то, что зарабатывается тяжелым трудом. Господь говорит: “…в поте лица своего ешь хлеб свой”.

Наши предки работать начинали с 6–7 лет. И вы, пожалуйста, приучайте работать детей. Моя младшая дочь, например, ей 2 года, старается, помогает мыть пол. Конечно, она моет пол ужасно — сами понимаете, в два года много не намоешь, но я ее за это хвалю, потому что человек начинает помогать с раннего детства.

И мальчики, и девочки должны уметь готовить 

Надо как можно быстрее перекладывать на ребенка работу по дому. А то, действительно, простите, позор: мужик не умеет себе пуговицу или подшивку пришить. Или высший образец кулинарного искусства взрослого мужика или даже барышни часто это – яичница-глазунья. Это, конечно, безобразие. Приучайте с самого раннего детства. И мальчики, и девочки должны уметь готовить.

Необходимо, чтобы человек сам за себя отвечал 

Я убежден, что детей, начиная с 18 лет, надо отделять от себя. Особенно мальчиков это касается, чтобы мальчик выстраивал собственную жизнь. А у нас дети живут с родителями до 30–40 лет, или до пенсии. И все это началось у нас в 60‑х годах. Это безумие, которое развалило СССР, и разваливает всю страну сейчас. Это и есть безответственность человека.

Если человек не пошел в армию, если он учится на дневном, личные требования он должен обеспечивать за свой собственный счет. А после пусть ищет работу, квартиру и сам себя обеспечивает. Необходимо, чтобы человек сам за себя отвечал.

Я вообще считаю, что с 14 лет ребенок может подрабатывать спокойно сам на свои карманные расходы. И из этого надо приучать, во-первых, давать милостыню — Господь установил десятину на храм, которую нужно обязательно платить, обязательно нищим подавать, и поддерживать друзей. Сынок, хочешь сделать подарочек другу? Хорошо, я найду тебе работу, и ты заработаешь сам, а не будешь тягать из моего кармана.

Теперь по поводу советов 

Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя; может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе: “путь твой хорош”; а сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 7–9)

Знаете, есть такой тип людей, о котором говорится в Книге Иисуса сына Сирахова — зажигательные авантюристы. У таких язык без костей, они знают абсолютно все, три короба наболтают. Зачем им это делать? Им просто любопытно, что с вами получится. Потрепаться человеку хочется.

Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 10)

Т. е. человек должен уметь выстраивать отношения внешние и внутренние. В человеке должно быть внутреннее царство. Как устроен человек?

Нормальный человек должен быть умным. Самая высшая часть его называется умом. В здоровом человеке ум послушен Богу — Бог командует умом; ум командует волей и чувствами. Все это вместе называется душой, которая оживляет тело. Так существует нормальный человек.

У нас есть страшный яд — фантазия, которая отравляет все. Она разрывает человека с Богом, разрывает волю с умом, разрывает волю с чувствами, в результате тело распадается. За фантазией стоит сатана. Т.е. фантазия – это не только безобидные выдумки. Самая страшная фантазия, когда человек живет в выдуманном мире, не видит реального человека, реальных ближних.

Когда мы говорим о человеке в здоровом состоянии, у него должны быть на первом уровне и нормальные отношения с Богом. Это те самые глубины сердца человеческого. Это самое важное, что есть в человеке. Взаимоотношения ума, командующего волей и чувствами, с Богом. Это называется сердце — глубина сердца человеческого, когда воля и чувство нечто единое, вместе.

Единственная возможность быть спокойным среди бурь — это жить внутри царства 

Не ум отдельно от воли и отдельно от чувства, а вместе. И они сочетаются с Богом. Это называется внутренним царством. Это место, куда мы должны приучать людей сбегать. Самое важное место, где мы должны находиться.

Господь сказал: когда ты хочешь помолиться, войди в клеть свою, во внутреннее царство: “…войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”. (Мф. 6:6).

Единственная возможность быть спокойным среди бурь — это жить внутри этого царства. Самое важное, чтобы это исходило из глубин сердца человека.

Помните у Ф. Тютчева (Silentium!) написано: «Молчи, скрывайся и таи все чувства и мечты свои. Мысль изречённая есть ложь»!

…приучайте его молиться, думать о Боге, пребывать в Боге 

Мы должны приучить ребенка и, конечно, самих себя, сбегать вот сюда. Для этого надо помолиться и учиться Богомыслию, т. е Богообщению.

Я вас прошу: выделите 10 мин в день для тишины, и лучше в начале дня, когда ребенок спит. Лампадочку зажгли, помолились, просто сядьте перед иконой и помолчите перед Богом. Разберитесь в себе. Приучитесь во внутреннюю тишину, которая приходит после молитвы, постепенно уходить.

Там, в этой глубине духа человеческого, и могут быть решены все наши проблемы. Мы не можем внешне спрогнозировать все, но уйти внутрь себя можем. И ребенка надо приучать уходить туда, приучайте его молиться, думать о Боге, пребывать в Боге. Потому что Бог должен быть лучшим другом человека — это правда, Он и есть такой.

У человека должны быть иерархические отношения. Сердцевина — Бог в сердце. Бог и человек это важнее всего. Ближе всего к этому центру — отношения дружбы. Даже не отношения родителей и детей или супругов, а отношения дружбы. Это одно из самых сильных могущественных сил во вселенной, а потому и самых опасных.

Посмотрите, как коммунизм родился: коммунизм родился из дружбы Маркса и Энгельса, что привело к чудовищным последствиям, потому что в центре был не Бог, а дьявол.

Муж и жена – это единое целое, затем отношения «родители и дети»

Следующая сфера – это сфера «родные». Родные дальше, чем друг. Мера близости и дальности регламентируется в Священном Писании. Ближе всего к вам должен быть муж.

Муж приходит голодный домой, и дома голодные дети. Кто должен быть первым накормлен? Первым должен быть накормлен муж. Если приходит домой голодный муж, вы его должны встретить с улыбкой, красиво одетой, а не как в советское время — мужа пугали бигудями. И дети должны встретить его красиво одетыми.

Вас дети будут почитать именно тогда, когда вы будете заставлять их приучать и заставлять почитать родителей. Вот это иерархия. Муж и жена – это единое целое, затем отношения «родители и дети». Затем идут отношения более дальних родственников. И дальше идет сфера «приятели» — товарищи, приятели, сослуживцы.

Границы должны быть четко проведены

Есть вещи, которые человек не говорит никому — это отношения с Богом. Есть вещи, которые он говорит духовнику. Духовник – это священник, к которому регулярно приходишь исповедоваться. Он может помочь в отношениях с Богом, но их не поменяет.

Отношения с Богом всегда остаются личностными. Есть вещи, которые открываются только духовнику и больше никому. Есть вещи, которые открываются родным, и которые закрыты для других. Есть вещи, которые открываются другим. И есть вещи, которые в широком доступе. Эти границы должны быть у человека четко проведены.

Нужно приучить детей к этим границам

Потому что бывают две крайности: либо человек замыкается сам в себе и Бога не пускает. И это аутизм — психическое заболевание. Это гордый, дошедший до конца, схлопнувшийся, что называется. А бывает наоборот: человек всех пускает к себе в душу, и у него вместо души проходной двор, как в евангельской притче — подобно семени, посеянному при дороге. Любая птица прилетает и съедает все.

Эту систему надо проговорить. Нам часто кажется, что мы и так все понимаем. Если не проговорим, мы ничего не поймем.

Бывает, друг и муж совмещаются. Муж – это друг. Муж не обязательно может быть другом. Это бывает, но редко. Ничего плохого нет, если муж не друг. Вы просто разные. Друг имеет то, что не имеет муж. Муж имеет то, что не имеет друг.

Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 10)

Для завистника жесткая стеночка, чтобы он не лез, как у Высоцкого: «я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда туда плюют». Хорошие слова: «Не лезьте с вашим свиным рылом в мой калашный ряд».

Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым — о войне, с продавцом — о мене, с покупщиком — о продаже, с завистливым — о благодарности, с немилосердым — о благотворительности, с ленивым – о всяком деле, с годовым наемником — об окончании работы, с ленивым рабом — о большой работе: не полагайся на таких ни при каком совещании, но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни, который своею душею — по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 11–16)

По душе тебе – это значит, душа его подходит под твою душу. Бывает, что человек комплементарно не подходит к тебе, не потому что он плохой, а просто другой, не подходящий. Поэтому важно чтобы он был по душе тебе

Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 37, 17–19)

Вверяй своему сердцу. Не своему мнению, а своему сердцу. Внимательно вдумывайся. Не отказывайся от своей головы, когда ты слушаешь чужого совета. Доверять своему мнению нельзя.

Доверять своему мышлению, проверяя его словом Божьим, — можно. Больше всего нужно молиться Всевышнему, чтобы он сам определил пути наши.

Начало всякого дела — размышление, а прежде всякого действия — совет. 

Теперь достаточно сложный момент: каким образом можно выбирать супругов? Сейчас выбор супруга какой? В 18 лет в первого попавшегося вляпались, не подумали, потом часто мучаются.

Бывают неудачные браки, потому что часто эта вещь происходит без головы, что называется. Здесь заставить человека нельзя, но вы должны дать совет человеку: вступать ему в брак или не вступать. Причем дать его до того, как человек вляпается. Потому что, когда он влюбился, это уже все.

Как говорили персы: можно не исполнять обещание, данное на супружеском ложе, потому что оно дано под пыткой любви. Есть принципы, которые детям надо вложить в головы уже сейчас, перед влюбленностью, выучить назубок просто.

Премудрость говорит так: “Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми. Это — единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. И три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке”. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 25, 1–3)

Надменный нищий – это бабульки, которые бегают с красными знаменами: вы все сволочи, вас всех перестрелять надо. Это как раз то, что ненавидит душа Христа.

Чего не собрал ты в юности, как же можешь приобрести в старости твоей? Как прилично сединам судить, и старцам — уметь давать совет! Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет. Венец старцев — многосторонняя опытность, и хвала их — страх Господень. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 25, 5–8)

Блажен, кто живет с женою разумною, кто не погрешает языком и не служит недостойному себя. Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих. Как велик тот, кто нашел премудрость! но он не выше того, кто боится Господа. Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен? Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую. всякое нападение, только не нападение от ненавидящих, и всякое мщение, только не мщение врагов; нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости врага. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 25, 11–18)

Здесь слова жестковаты, но справедливы, потому что если мужчина скандалит, у него накипело, он взорвался. Взорвался, значит, может сбежать из дома. А жена и женоподобные мужики (в чем страшный результат воспитания женоподобных мужиков) пилят человека. Царь Соломон сравнивает это с капелью в доме. Капель за окошком — это приятно, а капель в доме…

Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 25, 19–20) 

Я иногда советую, когда супруги ругаются: вы не пробовали себя фотографировать во время скандала? Очень интересный эффект получается…

Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 25, 21–22)

Берегите сыновей от сварливых жен. Это проверяется очень просто. Если девочка капризная, то она будет сварливая — это же ясно. Если девочка капризничает, то говорите сыну: зачем тебе такая проблема?

Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену…

Господь говорил: кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27-32). Поэтому берегите честь смолоду. Много родителей говорят ужасную вещь — пускай попробуют сначала, побалуются, прежде чем женятся, потом остепенятся. Это ужасно, на самом деле. Ничего хорошего из этого не вырастает.

Методом проб и ошибок получаются одни проблемы. Если вы начнете склеивать и расклеивать клейкую ленту, на третий раз она перестанет склеиваться. Если человек начнет развратничать, то потеряет возможность любить, у него орган любви умрет. Поэтому часто развратник не способен к любви. От него требуется искреннее глубокое раскаяние на исповеди, которое может вычистить и поменять человека, чтобы научиться снова любви.

Поэтому вдолбите в голову: чистота до брака, верность одному супругу в браке. Никаких там: попробую гражданский брак, и т.д., потому что это искус. Мне люди рассказывали, как проверяется верная жена или верный муж — их приятно за руку держать, приятен запах. Это физиология, химия, органическая комплиментарность тел. Между прочим, блуд блокирует возможность памяти, потому что гормоны в голову бьют, и все. Поэтому наши предки старались не давать возможности впадать в блуд. Есть жесткие запреты по поводу блуда.

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 25, 24) 

Поэтому всякие книжки про женщину-стерву выкиньте, пожалуйста. Тем более, что слово «стерва» в переводе со славянского — питающаяся падалью. Дословно “женщина-стерва” в переводе — женщина-падаль, женщина-гнилой труп.

Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная — злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего мужа. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 25–26) 

Обучайте девочек, чтобы они счастливили своего мужа. В этом их счастье, как говорит Господь. Есть люди, которые к этому не приспособлены. Христианство не исчерпывается браком. Есть более высокий путь, чем брак. Это монашество. Это для самых благородных, самых сильных. Потому что монашество только для тех, кто имеет великую любовь к Богу. Если вы будете говорить, что брак – это высшая ценность для человека, то, пожив в браке, человек поймет, что это не высшая ценность, и скажет: меня обманули, и начнутся безобразия.

От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 25, 27–28) Счастлив муж доброй жены, и число дней его — сугубое. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 1)

Если попала добрая жена, то человек проживет в два раза дольше. Медицина наша это подтверждает. Первый пик инфарктов у женатых мужчин — в 35–37 лет, к 40 годам пик спускается немножко. Это тот самый кризис среднего возраста, связанный с тем, что в браке получилась незадача.

Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа… (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 2–3)

Если хотите, чтобы из ваших детей получились нормальные супруги, учите их бояться Господа больше всего.

С нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое. Трех страшится сердце мое, а при четвертом я молюсь: городского злословия, возмущения черни и оболгания на смерть, — все это ужасно. Болезнь сердца и печаль — жена, ревнивая к другой жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 4–8)

Бичует языком — не просто болтает, то есть старается приставать ко всем. Поэтому ревность надо лечить, как любое заболевание.

Движущееся туда и сюда воловье ярмо — злая жена; берущий ее — то же, что хватающий скорпиона. Большая досада — жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 9–10)

Это, кстати, важно не только для жен, но и для мужчин тоже. Есть такая проблема сейчас – подростковое пьянство. Объясните детям, чтоб не пили алкоголя. Если ваша внучка или дочка влюбится в пьяницу, всеми силами порывайте их общение с пьяницами. Вы не вылечите, только Бог может вылечить. Это забота не ваша, а забота родителей его. Не пытайтесь вытаскивать других, ваша задача — отвечать за свое дитя.

Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее. Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою. Берегись бесстыдного глаза, и не удивляйся, если он согрешит против тебя: Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 11–16)

Обратите внимание: жена не должна быть глупой. Подбирайте жен умных, и сами будьте умными женами, благоразумными. Муж — глава семьи, а делает его главой семьи жена. Дочек учите быть благоразумными, мудрыми. Женщину украшает благоразумие, мудрость, как в сказках про Василису Премудрую.

Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе.

Кротость – без гнева. Надо учиться бороться с гневом: делать крест на сердце, и есть определенные технологии борьбы с гневом.

Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души. Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее; что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица ее в зрелом возрасте; что золотые столбы на серебряном основании, то прекрасные ноги ее на твердых пятах. От двух скорбело сердце мое, а при третьем возбуждалось во мне негодование: если воин терпит от бедности, и разумные мужи бывают в пренебрежении; и если кто обращается от праведности ко греху, Господь уготовит того на меч. (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 26, 18–26)

Закончим тему мужей и жен. Кратко: правая вера, кротость, благоразумие, для мужчины — умение отвечать за поступки, умение самому себя содержать, чтоб не сидел на шее ни у кого, ни пьянство, ни зависть, ни гордость, ни развратность.

Подбирайте.

Нас, христиан не так много, поэтому не надо заниматься спасением всех. И приучить детей, что не надо спасать всех. Для этого поставил Господь священников, миссионеров. Тебе нужно свою душу спасать, ты сначала займись собой. Потому что самый надежный способ погибнуть – это пытаться спасать другого, не имея на это сил.

Исаак Сирин сказал: видишь человека тонущего, не давай ему руки своей, дай ему конец жезла своего, чтобы он не утянул тебя за собой. Это к вопросу о границах в человеке.

И о молитве

И очень важный последний момент, это, конечно, молитва. Все воспитание, о котором я говорил, хорошо при одном условии, что вы сопровождаете его молитвой.

Молитва матери со дна моря достает…

Однажды Григорий Богослов, еще будучи некрещённым, плыл по морю. Началась страшная буря, корабль погибал. Он плакал, молился. Вдруг внезапно буря прекратилась. В это время его родители, отец с матерью, почувствовав страшную беду, вбежали в храм, стали молиться Богу. Бог услышал, и буря по молитвам их прекратилась.

Поэтому не забывайте молиться. Самая сильная молитва – это молитва во имя Слова Божия. Читайте Евангелие и после каждой главы читайте молитву за ребенка. Это самая сильная молитва, которая вообще возможна.

Не забывайте этим пользоваться, и, конечно, детей как можно чаще причащать. Лучше раз в неделю, да и сами старайтесь причащаться. Это азы православного воспитания.

Комментировать