Православное воспитание детей. Священник Даниил Сысоев

Православное воспитание детей. Священник Даниил Сысоев

(4 голоса4.8 из 5)

Это одна из послед­них видео-лек­ций уби­ен­ного иерея Дани­ила Сысо­ева. Как повли­ять на ребенка, сохра­няя его сво­бод­ный выбор? Как пра­вильно нака­зы­вать его? Как выби­рать дру­зей? К чему при­учать ребенка? Как научить отвер­гать худое и изби­рать доброе? 

… Бог гово­рит: «Я — Бог, Я — Твой созда­тель, Я тебе пове­ле­ваю, потому что ты — Мое тво­ре­ние”. Запо­ведь это усло­вие отно­ше­ний Бога и лично меня. Ощу­ща­ете раз­ницу? Не без­ли­кого обще­ства, а лично Творца и лично меня. Именно поэтому запо­веди бес­ко­нечно важ­нее, чем эти нормы морали, кото­рые меня­ются: была совет­ская мораль, была мораль 90‑х годов — уже на наших глазах.

Встреча с Богом начи­на­ется именно здесь, на земле

Запо­ведь Божия не меня­ется, потому что про­ис­хо­дит от Веч­ного Бога. И задача запо­ве­дей не в том, чтобы чело­век обу­стро­ился на земле. Потому что на земле обу­стро­иться невоз­можно, ведь мы тут уми­раем. А задача запо­ве­дей — под­го­то­вить чело­века для встречи с Богом здесь, на земле, потому что начи­на­ется она именно здесь.

Соб­ственно говоря, мы гово­рим о При­ча­стии и необ­хо­ди­мо­сти при­ча­щаться. Эти запо­веди нужны для лич­ной встречи с Богом. Это я несколько слов ска­зал о запо­ве­дях, потому что мы будем читать биб­лей­ские нормы. Для роди­те­лей важно пом­нить, что эти нормы не явля­ются бла­го­по­же­ла­ни­ями — это запо­веди Творца.

Гос­подь Бог счи­тает, что вот так будет пра­вильно. Можно ска­зать так, что это лич­ная точка зре­ния Гос­пода Бога. Неко­то­рые гово­рят: у меня одна точка зре­ния, у дру­гого чело­века дру­гая точка зре­ния. И я, конечно, вашу точку зре­ния ува­жаю. А у Церкви нет своей точки зре­ния. Мы исхо­дим из точки зре­ния Творца все­лен­ной. И, ска­зав несколько слов об этом, перей­дем уже непо­сред­ственно к запо­ве­дям Господним.

Есте­ственно и нор­мально, что дети должны расти в семье.

Пер­вое, что регла­мен­ти­рует отно­ше­ния роди­те­лей и детей, — это пятая заповедь.

Пер­вая запо­ведь гово­рит : “Я Гос­подь, Бог твой… да не будет у тебя дру­гих богов пред лицем Моим” (Исх. 20, 2–3). Т.е.: да не будет у тебя дру­гих богов, кроме Меня. И поэтому исхо­дим из того, что все веру­ю­щие люди должны любить и почи­тать Бога Все­мо­гу­щего, Ему отдать все свое сердце, ради Него жить.

А те, кто живет ради детей, нару­шают первую запо­ведь. Они слу­жат не Богу, а ребенку. Это прак­ти­че­ски все­гда окан­чи­ва­ется тем, что ребе­нок пре­дает. Это обыч­ное дело: тот, кто покло­ня­ется идо­лам, гаран­ти­ро­ванно от этих идо­лов и полу­чит.

Мне при­хо­ди­лось как-то раз­би­раться в одной очень тяже­лой семей­ной ситу­а­ции. «Мне гово­рили: я же всю жизнь в него вло­жила, а он, мер­за­вец, нар­ко­ма­ном стал…» Я в ответ: «А зачем ты вло­жила в него всю жизнь, он, что – Бог, что в него всю жизнь вкла­ды­вать? Не вкла­ды­вала бы жизнь — может быть, таким бы и не стал». Недолж­ное отно­ше­ние к чело­веку при­во­дит к таким недолж­ным вещам.

Вто­рая запо­ведь: “Не сотвори себе кумира” (Исх. 20, 4), т.е. не делай себе кумира. Помните безум­ную мысль Ленина? Все — луч­шее детям. Это идея, кото­рая кра­сиво выгля­дит. Но к чему она при­во­дит? У нас на три брака при­хо­дится два раз­вода. Это пря­мой резуль­тат ленин­ской идеи.

Тре­тья запо­ведь: “Не про­из­носи имени Гос­пода, Бога тво­его, напрасно” (Исх. 20, 7), т.е. не про­из­носи Имя Гос­пода Бога тво­его без нужды.

Чет­вер­тая запо­ведь: “… шесть дней рабо­тай и делай [в них] вся­кие дела твои, а день седь­мой – суб­бота Гос­поду, Богу тво­ему” (Исх. 20, 9–10), т.е. шесть дней рабо­тай, а седь­мой посвя­щай Богу.

Пятая запо­ведь: “Почи­тай отца тво­его и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы про­дли­лись дни твои на земле, кото­рую Гос­подь, Бог твой, дает тебе” (Исх. 20, 12), т.е. чти отца сво­его и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и ты долго жил на земле, кото­рую Гос­подь Бог дает тебе. Это та запо­ведь, на кото­рой осно­вы­ва­ются отно­ше­ния роди­те­лей и детей.

Заметьте: Бог тре­бует не любви, а почи­та­ния. Инте­ресно, почему? Бог тре­бует испол­не­ния Своих запо­ве­дей. Бывают роди­тели-алко­го­лики или страш­ные под­лецы, и вот как их любить?

Гос­подь дает запо­ведь, кото­рую можно испол­нить в любой ситуации 

Гос­подь дает запо­ведь, кото­рую можно испол­нить в любой ситу­а­ции — даже по отно­ше­нию к под­лецу, по отно­ше­нию к алко­го­лику… Любовь, может быть, и не полу­чится, а почте­ние будет обя­за­тельно, воз­можно. И заметьте, как зву­чит эта запо­ведь: чти не мать, а отца, и мать — именно в этом порядке.

К сожа­ле­нию, вся наша совре­мен­ная система семей­ных цен­но­стей в РФ посвя­щена раз­ру­ше­нию инсти­тута отцов­ства. К сожа­ле­нию, это факт. В слу­чае раз­во­дов ребе­нок все­гда оста­ется с мате­рью. А хорошо ли это?

Не думаю. Осо­бенно это каса­ется маль­чи­ков, про дево­чек не буду гово­рить. А для маль­чи­ков, сами пони­ма­ете, какое поко­ле­ние без­от­вет­ствен­ных мужи­ков выросло, кото­рые боятся и не могут ни за что отве­чать. Это как раз резуль­тат невер­ного, непра­виль­ного вос­пи­та­ния, свя­зан­ный именно с тем, что утра­чено право на отцов­ство. Но это еще не самое страшное.

Самое страш­ное у нас, что почи­та­ние к отцу совер­шенно не выстраивается

Самое страш­ное у нас, что из-за этой хруп­ко­сти семьи полу­чи­лось так, что почи­та­ние к отцу совер­шенно не выстра­и­ва­ется. То есть у нас нет инсти­тута почи­та­ния именно отца в семье. Что явля­ется, конечно, гру­бым нару­ше­нием запо­веди Божией, с одной сто­роны, и, с дру­гой, при­во­дит к тому, что дети рано уми­рают. Потому что Гос­подь сам ска­зал: кто не чтит отца и мать, смер­тью умрет (Исх. 21, 15,17) .

Инте­ресно, что по вет­хо­за­вет­ным нор­мам нет ника­ких обли­че­ний тех людей, кото­рые оби­жают роди­те­лей. Инте­ресно, что там есть обли­че­ния тех, кто тайно блу­дит, но не тех, кто не чтит роди­те­лей, потому что их сразу же уби­вали. Если чело­век оскорб­лял отца или матерь, а тем более — бил их, то его немед­ленно госу­дар­ство под­вер­гало смерт­ной казни.

На поле боя пер­вым поги­бает тот, кто не ува­жает и не чтит родителей

Понятно, что сей­час Гос­подь не тре­бует выпол­не­ния этой нормы от госу­дар­ства, но Сам Гос­подь эту норму сохра­няет до сих пор. Мой друг, отец Олег Сте­няев, много раз ездил в Чечен­скую рес­пуб­лику во время и пер­вой чечен­ской, и вто­рой чечен­ской войны, и обра­тил вни­ма­ние на инте­рес­ную вещь. Очень часто пер­выми на поле боя поги­бают люди, оскорб­ляв­шие роди­те­лей, кото­рые не ува­жают, не почи­тают роди­те­лей. Кстати, отец Паи­сий Свя­то­го­рец рас­ска­зы­вал, что во время граж­дан­ской войны в Гре­ции было то же самое. На поле боя пер­вым поги­бает тот, кто не ува­жает и не чтит родителей.

Почему на Кав­казе больше дол­го­жи­те­лей? Потому что почи­тают отца и мать. То есть то, что гово­рил Гос­подь — это пря­мая норма, кото­рая рабо­тает и среди хри­стиан, и среди нехри­стиан тоже. Запо­веди Божьи обра­щены ко всему чело­ве­че­ству, без­условно. И даже те люди, кото­рые не верны Богу в самом глав­ном. Напри­мер, мусуль­мане. Но они, выпол­няя запо­ведь почи­та­ния роди­те­лей, долго живут здесь, на земле. Это свя­зано не с сыром и вином, кото­рые они едят и пьют, а с долж­ным и пра­виль­ным отно­ше­ниям к роди­те­лям. Это пер­вое, что мы должны делать.

Нам крайне важно научиться самим почи­тать своих родителей

Из этого пер­вый вывод: мы с вами не имеем права свои кон­фликты выме­щать на детях, если хотим, чтобы они долго жили. Даже в слу­чае раз­вода вы обя­заны поста­раться, чтобы у ребенка было нор­маль­ное долж­ное отно­ше­ние к отцу, иначе он про­сто умрет.

При­чем это не шутка, это абсо­лют­ная реаль­ность. Кто в это не верит, похо­дите по клад­бищу: какое огром­ное коли­че­ство моло­дежи уми­рает, сами зна­ете. Это свя­зано во мно­гом именно с непо­чте­нием. Нам крайне важно научиться самим почи­тать своих роди­те­лей. Почи­та­ние к отцу и матери должно быть.

В Таин­стве вен­ча­ния даются силы на вза­им­ную любовь и к хри­сти­ан­скому вос­пи­та­нию детей

Крайне отвра­ти­тель­ная вещь — такое пани­брат­ство роди­те­лей с детьми, когда ребе­нок имеет наг­лость оскорб­лять роди­те­лей. Конечно, такое недо­пу­стимо. Это должно мак­си­мально жестко пре­се­каться. Нужно сде­лать так, чтобы люди пони­мали, что это про­сто ненор­мально, не есте­ственно. А неко­то­рые гово­рят: ну как же не сорваться, вот у меня муж такой мер­за­вец, как же мне сделать?

Вы зна­ете, что Гос­подь уста­но­вил Таин­ство брака, Таин­ство вен­ча­ния именно для того, чтобы дать силу. Дру­гое дело, что люди могут эту силу не исполь­зо­вать, но тут вина уже не в Боге, а в людях, кото­рые зло­упо­треб­ляют этим. Именно поэтому и гово­рится у нас в осно­вах нашей веры о Таин­стве брака, что в Таин­стве вен­ча­ния даются силы на вза­им­ную любовь и к хри­сти­ан­скому вос­пи­та­нию детей.

… чтобы полу­чить силы для вос­пи­та­ния детей, нужно венчаться 

Часто люди гово­рят: у меня нет сил спра­виться с ребен­ком. Для того чтобы были эти силы, Гос­подь Таин­ство брака и уста­но­вил. Если вы забо­ле­ете, нужно собо­ро­ваться, суще­ствует Таин­ство собо­ро­ва­ния  — таин­ство исце­ле­ния сил.

Когда согре­шишь, надо пойти на испо­ведь — Таин­ство про­ще­ния гре­хов. А вот чтобы полу­чить силы для вос­пи­та­ния детей, нужно вен­чаться. Это Таин­ство спе­ци­ально для этого и суще­ствует. Мне при­хо­ди­лось видеть таких людей, кото­рые гово­рят, мол, мы давно уже с мужем живем, у нас, вроде, все хорошо. А зачем нам вен­чаться? Ну, силы-то надо давать! В молитве вен­ча­ния гово­рится, что бла­го­сло­ве­ние дается на весь род. В Таин­стве вен­ча­ния дети уза­ко­ни­ва­ются. Воз­ни­кают именно освя­ще­ние вза­и­мо­от­но­ше­ний роди­те­лей и детей.

…здесь та биб­лей­ская норма, кото­рая прямо регу­ли­рует отно­ше­ния роди­те­лей и детей 

Апо­стол Павел в Посла­ниях к Ефе­ся­нам (6, 1–4) гово­рит: «Дети, пови­нуй­тесь своим роди­те­лям в Гос­поде, ибо сего тре­бует спра­вед­ли­вость. Почи­тай отца тво­его и мать, это пер­вая запо­ведь с обе­то­ва­нием: да будет тебе благо, и будешь дол­го­ле­тен на земле. И вы, отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, но вос­пи­ты­вайте их в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем».

Здесь как раз та биб­лей­ская норма, кото­рая прямо регу­ли­рует отно­ше­ния роди­те­лей и детей. Пови­нуй­тесь роди­те­лям своим в Гос­поде. Что это означает?

…мы должны пови­но­ваться роди­те­лям и учить детей — не ради вас, а ради Бога 

Это зна­чит, что мы должны пови­но­ваться роди­те­лям и учить детей — не ради вас, а ради Бога. Ты дол­жен слу­шаться меня, потому что так тре­бует Гос­подь — ради Него. Таким обра­зом, сразу отож­деств­ля­ете себя со сво­ими требованиями.

И здесь не будет той про­блемы, что, мол, мой сын про­тив меня высту­пил, и мои тре­бо­ва­ния не выпол­няет. Я могу тебе не нра­виться, но я тре­бую не сво­его, а запо­веди Божией. При одном усло­вии, что вы тре­бу­ете испол­не­ния запо­веди Божией. Если вы тре­бу­ете не этого, то, конечно, вас слу­шаться никто не обязан.

Когда заме­ча­тель­ные тещи раз­во­дят своих дочек с их мужьями, их слу­шаться нельзя совер­шенно, потому что запо­ведь Гос­подня этого не допус­кает. Точно так и со све­кро­вями. Или если муж тре­бует от жены сде­лать аборт, то жена вправе отка­заться, потому что одно дело муж, а дру­гое — Господь.

… в первую оче­редь должны учить именно справедливости 

Чему мы должны в первую оче­редь учить детей? Мы должны учить их спра­вед­ли­во­сти. Очень часто детей учат не спра­вед­ли­во­сти, а так назы­ва­е­мой любви. Почему так назы­ва­е­мой? Потому что такая любовь — это попу­сти­тель­ство. Напри­мер, два ребенка, и млад­ший оби­дел стар­шего, и стар­шему ска­зано: “Ты будь хоро­шим маль­чи­ком, и бра­тика про­сти, не ругайся на него”. Не ругайся – понятно, здра­вое тре­бо­ва­ние. Но что полу­чится? Чело­век будет вос­при­ни­мать добро как то, что выгодно подлецам.

Мы заве­домо чело­века лишаем воз­мож­но­сти потом здраво жить, у него не будет кри­те­риев, по кото­рым он будет оце­ни­вать поступки — он все­гда будет гово­рить: спра­вед­ливо то, что мне хочется. Млад­шему доста­ва­лось все, все было хорошо с млад­шень­ким, потому что он умел подлизываться.

Поэтому в первую оче­редь должны учить именно спра­вед­ли­во­сти. Мы должны оку­тать детей любо­вью, а учить их — спра­вед­ли­во­сти. Атмо­сфера любви, а поня­тие — справедливости.

Что зна­чит вос­пи­ты­вать в уче­нии Господнем? 

Очень важно, чтобы чело­век пони­мал, где добро, а где зло, где хорошо, а где плохо. Но опять же, опи­ра­ясь не на себя, а на запо­веди Божии. Поэтому и ска­зано: “и вы, отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, вос­пи­ты­вайте их в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем”. (Еф. 6, 4).

Что зна­чит вос­пи­ты­вать в уче­нии Гос­под­нем? Речь идет о том, что мы с вами обя­заны научить детей слову Божию. Это пря­мая и очень древ­няя запо­ведь, за невы­пол­не­ние кото­рой Гос­подь, между про­чим, даже народы с лица земли сти­рал. Как гово­рит царь Давид (Пса­лом 77):

1 Вни­май, народ мой, закону моему, при­к­ло­ните ухо ваше к сло­вам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и про­из­несу гада­ния из древности.
3 Что слы­шали мы и узнали, и отцы наши рас­ска­зали нам,
4 не скроем от детей их, воз­ве­щая роду гря­ду­щему славу Гос­пода, и силу Его, и чудеса Его, кото­рые Он сотворил.
5 Он поста­но­вил устав в Иакове и поло­жил закон в Изра­иле, кото­рый запо­ве­дал отцам нашим воз­ве­щать детям их,
6 чтобы знал гря­ду­щий род, дети, кото­рые родятся, и чтобы они в свое время воз­ве­щали своим детям, -
7 воз­ла­гать надежду свою на Бога и не забы­вать дел Божиих, и хра­нить запо­веди Его,
8 и не быть подоб­ными отцам их, роду упор­ному и мятеж­ному, неустро­ен­ному серд­цем и невер­ному Богу духом своим.

Мы должны вос­пи­ты­вать в слове Божьем своих детей

Бог прямо пове­лел пере­да­вать слова Бога, вспо­ми­нать Его чудеса, Его дела и Его законы. Не только запо­веди, а все могу­ще­ствен­ные дела Бога. Неко­то­рые мамы гово­рят, что им неко­гда читать Биб­лию, мол, у меня ребе­нок малень­кий. А вы качайте малыша, и впол­го­лоса читайте Слово Божье. И вы про­чи­та­ете, и ребе­нок будет вса­сы­вать его с моло­ком матери в пря­мом смысле этого слова. Это глу­боко откла­ды­ва­ется на под­со­зна­ние. Мы должны вос­пи­ты­вать в слове Божьем своих детей.

Из этого выхо­дит очень важ­ное тре­бо­ва­ние: в первую оче­редь, отцы должны обес­пе­чи­вать рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние детей. По запо­веди Гос­под­ней, муж обя­зан пра­вильно объ­яс­нить жене непо­нят­ные места в Биб­лии и Литур­гии, чтобы таким обра­зом он был гла­вой семьи. Важно, чтобы отец, если он веру­ю­щий, конечно, вос­пи­ты­вал в уче­нии Господнем.

Я помню, когда мне было 6 лет, мой отец каж­дый день читал мне Биб­лию. Я до сих пор помню много из того, что он читал. Попро­буйте сде­лать так. Если отец пока не готов, то жена должна это сде­лать. Но посте­пенно под­тал­ки­вать, чтобы именно муж этим занимался.

Нака­зы­вать имеют право только отцы 

Ска­зано: “… отцы, вос­пи­ты­вайте детей в уче­нии и настав­ле­нии (нака­за­нии) Гос­под­нем”(Еф. 6, 4). Мы пере­хо­дим к очень важ­ному моменту, потому что, согласно Свя­щен­ному Писа­нию, дети за пре­ступ­ле­ния должны полу­чать нака­за­ния. Свя­щен­ное Писа­ние реко­мен­дует в неко­то­рых тяже­лых слу­чаях и телес­ные нака­за­ния, в том числе. Но есть очень важ­ное пра­вило. Нака­зы­вать имеют право только отцы.

Ребенка нельзя нака­зы­вать в состо­я­нии гнева 

Отцы должны взве­сить меру ответ­ствен­но­сти — какое нака­за­ние чело­век заслу­жил. Поэтому есть общие пра­вила: ребенка нельзя нака­зы­вать в состо­я­нии гнева. Кате­го­ри­че­ски. Если ребе­нок сде­лал достой­ное нака­за­ния, а у вас внутри вски­пает разум воз­му­щен­ный, отца нет в это время рядом, надо выйти в дру­гую ком­нату, выпить свя­той воды, помо­литься Богу, сде­лать крест на сердце, чтоб успо­ко­иться. А, успо­ко­ив­шись, нака­зать. При­чем ска­зать: ты сде­лал то-то, получи то-то по справедливости.

Но это каса­ется, конечно, только тяже­лых суро­вых про­ступ­ков — кражи, явной лжи. Это не должно обра­щаться в систему. За какие-то экс­тре­маль­ные пре­ступ­ле­ния обя­за­тельно должно быть нака­за­ние. Но оно должно быть по спра­вед­ли­во­сти. Здесь дол­жен быть прин­цип абсо­лют­ной справедливости.

Если у вас нор­маль­ная семья, то отец — главный 

В семье, где есть муж и жена, есть некое рас­пре­де­ле­ние обя­зан­но­стей. Быт под­дер­жи­вать — это, конечно, дело жены. Но внеш­нюю поли­тику дол­жен обес­пе­чи­вать муж. Это нор­маль­ное явле­ние, и это важно пом­нить. Муж дол­жен быть рели­ги­оз­ным. Он читает Слово Божие. А молит­вам учит мать.

Если у вас нор­маль­ная семья, то отец — глав­ный. Мать осу­ществ­ляет быт. Это свя­зано с пси­хо­ло­гией. Муж­чина может сде­лать боль­шое, и сразу. Но ему сложно сде­лать неболь­шое, и посте­пенно. А жен­щина посто­янно наво­дит поря­док во всем. Это Гос­подь сде­лал так, чтобы люди друг друга допол­няли, помо­гали друг другу.

Мы должны давать при­меры истин­ных героев или героев духа – святых 

Поэтому малень­ким читает мать вме­сте с детьми. А также мать должна обя­за­тельно читать детям “Жития свя­тых” в каче­стве при­мера для под­ра­жа­ния. Мы должны детям давать над­ле­жа­щие при­меры. Раньше давали Пав­ли­ков Моро­зо­вых, но это не совсем хоро­ший при­мер для подражания.

Мы должны давать при­меры истин­ных героев или героев духа – свя­тых. Сей­час много хоро­ших книг с кар­тин­ками, их инте­ресно смот­реть. Можно давать им фильмы на эту тему.

Я бы хотел предо­сте­речь от одной вещи. Очень часто у нас начи­нают опи­раться на совет­ские фильмы, совет­ское насле­дие — как при­мер для вос­пи­та­ния нрав­ствен­но­сти. Бывают сюжеты, кото­рые можно давать смот­реть детям, но надо обя­за­тельно объ­яс­нять раз­ницу между совет­ской нрав­ствен­но­стью и хри­сти­ан­ской.

Мы должны учить детей делать добро, для того чтобы уго­дить Богу 

Раз­ница в том, что чело­век, согласно совет­ским филь­мам, делает добро, потому что ему чело­века жалко. Это вещь хоро­шая, но долго она не про­тя­нет. Это недо­ста­точ­ный мотив, чтобы делать добро. Мы должны учить детей делать добро, для того чтобы уго­дить Богу.

Можно им про­сто ска­зать: если будешь делать хорошо, Бог тебя награ­дит. И это будет чистой прав­дой. Но награ­дит не в этой жизни, а в буду­щей. А будешь делать зло, Бог тебя нака­жет — и в этой жизни, и в буду­щей, что тоже явля­ется чистой правдой.

Утвер­жде­ние, что мы не должны быть корыст­ными, не совсем точ­ное. Мы должны быть корыстны, но в над­ле­жа­щем месте. Можно сокро­вища соби­рать? Можно, только там где их не укра­дут — на небесах.

Иисус Хри­стос ска­зал: “Не соби­райте себе сокро­вищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры под­ка­пы­вают и кра­дут, но соби­райте себе сокро­вища на небе, где ни моль, ни ржа не истреб­ляют и где воры не под­ка­пы­вают и не кра­дут, ибо, где сокро­вище ваше, там будет и сердце ваше”. (Мф. 6, 19–21)

Дети должны учиться милости 

Кстати, из этой запо­веди Гос­под­ней сле­дует очень важ­ный момент. Мы должны при­учать к мило­стыни детей с самого ран­него дет­ства. Мило­стыню надо обя­за­тельно давать. Всем или не всем? Можно посту­пать и так, и так. Пода­ете мило­стыню? Дайте ребенку, пусть он даст.

Мило­стыня нара­ба­ты­ва­ется как рефлекс. Если ребе­нок у вас будет ее давать авто­ма­ти­че­ски, если мы не будем давать мило­стыню всем, то у нас полу­чится сле­ду­ю­щее. Алко­го­лик явно на бутылку про­сит, и такому можно дать. Но не денег, а, ска­жем, сока.

Сей­час много инфор­ма­ции о нищен­ском биз­несе. Люди часто жуль­ни­чают, что тоже правда. Но я боюсь дру­гого — под этим соусом люди вообще пере­стают быть мило­сти­выми, они жестоки к окружающим.

Я не верю, что у вас в подъ­езде каж­дом не было реально нуж­да­ю­ще­гося чело­века. Есть навер­няка бед­ные бабульки, мно­го­дет­ные семьи, кото­рые нуж­да­ются в нашей помощи. Неужели сложно им-то подать? В это важно вовле­кать наших детей.

Дети должны учиться мило­сти. Кстати, именно поэтому сове­туют ино­гда полезно дома дер­жать живот­ных, если квар­тира поз­во­ляет. Но не надо давать своим детям на вас сва­ли­вать обя­зан­но­сти по уходу за ним. Дети хит­рые — они с боль­шим удо­воль­ствием возь­мут живот­ное, и с боль­шим же удо­воль­ствием воз­ло­жат уход за ним на плечи папы с мамой.

Если завели живот­ное, пусть ребе­нок за ним и уха­жи­вает. Здесь его, конечно, надо при­учать к ответ­ствен­но­сти. Надо напо­ми­нать, что за каж­дое свое дело он будет отве­чать перед Богом.

Есть биб­лей­ская запо­ведь: “Пра­вед­ник милует души ско­тóвъ сво­их” (Притч.12, 10). Т.е. чело­век жалеет и живот­ных. Это как раз про­яв­ле­ние той самой жало­сти. Но есть и дру­гая край­ность. Люди гово­рят: чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак.

Дол­жен быть и духов­ный ритм жизни 

Мы с вами ска­зали о мило­сти, о нака­за­нии. Нака­за­ние должно быть по спра­вед­ли­во­сти. Но также очень важен неко­то­рый ритм в жизни ребенка. Дол­жен быть и духов­ный ритм жизни чело­века. Чело­век дол­жен жить, оку­тан­ный Боже­ствен­ной благодатью.

Для этого мы должны обес­пе­чить еже­вос­крес­ное посе­ще­ние хра­мов. Обес­пе­чить, чтобы чело­век молился утром и вече­ром. Не надо боль­ших пра­вил, он не смо­жет выдер­жать. Но про­чи­тать смо­жет «Отче наш», «Бого­ро­дица Дева, радуйся», «Сим­вол веры» и молитву за роди­те­лей. Вот четыре обя­за­тель­ные молитвы. Сложно это? Ничего сложного.

Когда ребе­нок спра­ши­вает, как ему посту­пить, мой вам совет, чтобы вы потом на Суде Божием могли спо­койно сто­ять перед Богом, отве­чая за ваших детей. Гово­рите: сде­лать нужно так, потому что так напи­сано в слове Бога, Еван­ге­лии. Обос­но­вы­вайте свое тре­бо­ва­ние сло­вом Божьим.

Мы, к сожа­ле­нию, не научили их пра­вильно выби­рать друзей

С кем чело­веку надо общаться или не общаться? К сожа­ле­нию, начи­ная с дет­са­дов­ского воз­раста, а осо­бенно со школы, для детей гораздо важ­нее ста­но­вится круг их дру­зей, чем роди­те­лей. Чем старше чело­век ста­но­вится, тем больше на самом деле он начи­нает зави­сеть от своих дру­зей. Мы, к сожа­ле­нию, не научили их пра­вильно выби­рать друзей.

Давайте раз­бе­ремся, что такое дружба, а что такое приятельство.

Есть дружба, а есть при­я­тель­ство. Как ска­зал царь Соло­мон: пус­кай у тебя будет при­я­те­лей тысяча, а друг один из тысячи. Друг – это тот, кто вме­сте с тобой идет к абсо­лют­ной истине. Поэтому друг дол­жен быть пра­во­слав­ный или иду­щий к Богу вме­сте с вами.

Есть люди, кото­рые должны быть не руко­по­жаты, и этому вы должны научить детей. Есть люди, кото­рых они должны избе­гать, кото­рых от себя отво­дить — от гор­де­цов, завист­ни­ков и кле­вет­ни­ков. Это крайне важно для духов­ного здо­ро­вья ваших детей. Потому что вот эта бес­кон­троль­ная дружба при­во­дит к созда­нию под­рост­ко­вых банд, нар­ко­ма­нии. А на самом деле все грехи свя­заны между собой цепью — грехи гор­дыни, зави­сти и кле­веты при­во­дят ко всему остальному.

В чем заклю­ча­ется гор­дость? Речь идет не о про­стом эго­изме, а о том, когда чело­век гово­рит: вы все при­дурки, а я один умный. Такие люди есть. Именно такие люди часто ста­но­вятся гла­ва­рями дет­ских под­рост­ко­вых банд, т. е. групп, кото­рые сры­вают жизнь в школе. Это про­блема, кото­рая свя­зана с недолж­ным вос­пи­та­нием. Этим ребен­ком должны зани­маться его роди­тели. Но вы должны огра­дить своих детей от обще­ния с таким человеком.

Вы должны ска­зать: есть хоро­шие люди и плохие 

И хоро­шие они не потому, что по при­роде такие, а потому что выбрали Бога и Его запо­веди. А дру­гие отка­за­лись слу­жить Богу. И пер­вое, что самое страш­ное в чело­веке — это гор­дыня. Когда чело­век гово­рит: глав­ное — что я хочу, что мне надо.

Если в вашем ребенке такое начи­на­ется, пере­ло­майте. Здесь про­сто ломать надо, потому что такой чело­век гаран­ти­ро­ванно будет несчаст­ным и изуро­дует всех вокруг.

За детей можно радо­ваться, а гор­диться нельзя 

Кстати, неко­то­рые гово­рят: есть гор­дость, а есть гор­дыня. Поэтому гор­диться за детей можно.

Можно гор­диться за детей? За детей можно радо­ваться, а гор­диться нельзя. В чем раз­ница? Если чело­век гор­дится ребен­ком, то может гор­диться и под­ло­стью ребенка. Как хорошо — ребе­нок избил кого-то! Есть такой тип людей на самом деле, кото­рые этим гор­дятся. А вот пора­до­ваться, что хорошо избил, слож­нее – я рад за тебя, что ты так хорошо его избиваешь…

Т.е. пер­вая часть со вто­рой не рабо­тает, не складывается.

Надо объ­яс­нить, что гор­дыня — знак слабости 

Слово «гор­дость» должно быть одно­значно пло­хим. И с гор­де­цами, высо­ко­мер­ными над­мен­ными людьми общаться не надо. Надо объ­яс­нить, что гор­дыня — знак слабости.

Очень часто кажется даже нам с вами, что гор­дый — зна­чит, силь­ный. И если чело­век идет по чужим голо­вам, то он силь­ный. Ничего подоб­ного. Он сла­бый именно потому, что ухо­дит от Бога; кто идет по чужим голо­вам, обя­за­тельно сва­лится. Если гор­дый упа­дет, ему, как пра­вило, никто руки не протянет.

Важно, чтобы для вашего ребенка важ­нее всего было то, что думает о нем Бог, а не дру­гой человек 

Надо учить тому, чтобы чело­век нико­гда не гор­дился, не высо­ко­мер­ни­чал, а чтобы в обя­за­тель­ном порядке ста­рался быть сми­рен­ным перед Богом, но не перед людьми. Что это зна­чит? Важно, чтобы для вашего ребенка важ­нее всего было то, что думает о нем Бог, а не дру­гой человек.

Кстати, очень инте­ресно полу­ча­ется – мы должны при­учать наших детей быть белой воро­ной. Неко­то­рые гово­рят, что хотят, чтобы ребе­нок хорошо устро­ился в кол­лек­тиве. Воз­можно, хорошо устро­ится. Дру­гое дело — кол­лек­тив ему не подой­дет; но вас уже никто не спро­сит. Вы же не дали ему кри­те­рии, по кото­рым нужно под­би­рать кол­лек­тив. Поэтому нужно пра­вильно под­би­рать коллектив.

…важно при­учить ребенка, чтобы с завист­ни­ками он не общался 

Вто­рое, что каса­ется зави­сти. Зависть — страш­ный грех, но его кра­сиво назы­вают — чув­ство соци­аль­ной неспра­вед­ли­во­сти. Почему ему можно, а мне нельзя? И здесь очень важно при­учить ребенка, чтобы с завист­ни­ками он не общался. Потому что завист­ник тебя зави­стью зара­зит: пред­став­ля­ешь, какой он под­лец, в каком пла­тья он (она) при­шел. И начи­на­ются сплетни. А потом этот же отой­дет, и на тебя то же самое ска­жет. Завист­ник тебя обя­за­тельно подведет.

Гор­дость, зависть, кле­вета – это три греха дья­вола. За гор­дость его сбро­сили с неба. Зависть — то, что погу­било людей. Из-за зави­сти змей совра­тил Адама и Еву. А кле­вет­ник – это, соб­ственно, имя дья­вола («дья­вол» пере­во­дится как «кле­вет­ник»).

Как лечить зависть? 

Зависть лечится сора­до­ва­нием за чело­века. А как делать, когда не хочется радо­ваться за него? Надо стать перед Гос­по­дом и ска­зать: «Гос­поди, бла­го­дарю, что дал ты этому чело­веку столько, дай ему гораздо больше, а мне по минимуму!»

При­чем здесь очень важно не бояться лице­ме­рия. У нас бывает такое мне­ние, мол, это же лице­мерно, я так не счи­таю. Ну, мало ли, что не счи­та­ешь, а заставь себя. Мы же этому учимся. Здесь нор­маль­ные поря­доч­ные люди должны так поступать.

Надо, чтобы чело­век боялся клеветать 

Очень важно пре­се­кать ложь и лжи­вость в чело­веке, осо­бенно когда ложь свя­зана с попыт­кой окле­ве­тать дру­гого. Или школь­ное воров­ство, напри­мер. Важно нака­зы­вать за такие вещи. Одна зна­ко­мая мне мама выле­чила сво­его ребенка от кле­веты, нама­зав его рот гор­чи­цей. Он запом­нил это на всю жизнь и, став взрос­лым, боится врать и кле­ве­тать, потому что пом­нит. С одной сто­роны, вроде бы, и неопасно для здо­ро­вья, с дру­гой — очень хорошо запоминается.

Надо, чтобы чело­век боялся кле­ве­тать. По сло­вам царя Давида: “...того, кто тайно кле­ве­щет на ближ­него (пса­лом 101 ) сво­его, я про­го­нял”. Вы должны сде­лать так, чтобы в ваш дом входа этим трем типам людей не было. А это все зави­сит от вас. Вы должны сами себе подо­брать таких зна­ко­мых и подруг, кото­рые не гор­дятся, не кле­ве­щут и не завидуют.

Неко­то­рые гово­рят, а как же, если они все такие. Так лучше без них. У меня был слу­чай. Одна барышня мне гово­рит: «Где же мне не алко­го­лика найти, они все алко­го­лики!» «А где ты их ищешь?» «В ноч­ном клубе». «А ты что хотела-то?..»

Слово Божье ведет вас 

Поэтому если вы раз­ры­ва­ете отно­ше­ния с одной ком­па­нией, на самом деле вы откры­ва­ете воз­мож­ность отно­ше­ний с дру­гой. Поэтому прин­цип такой: Слово Божье ведет вас.

Если вам по теле­фону позво­нили и начи­нают кле­ве­тать, т. е созна­тельно лгать на вашего ближ­него, вы должны ска­зать, чтобы этот чело­век ваш теле­фон забыл.

А если чело­век у вас дома сидит и начи­нает за чаш­кой чая такое гово­рить, то вы должны ска­зать: «Встал. Дверь видишь? Больше сюда не при­ходи!» И ника­ких прав на апел­ля­цию при­ни­мать от него не име­ете права. Потому что кле­вет­ники, будучи чадами дья­вола, легко вам ска­жут, что это в послед­ний раз. А потом самих же вас и обло­жат в самый неудоб­ный момент.

С кем должно советоваться? 

Я хочу вам дать неко­то­рые прин­ципы, как искать пра­виль­ного совет­чика, чтобы ваши дети умели под­би­рать пра­виль­ного совет­чика, да и самим вам это не помешает.

Я вам реко­мен­дую две книги из Биб­лии. Это Книга Пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова и Притчи Царя Соло­мона. Полез­ные. Чисто прак­ти­че­ские книги о том, как пра­вильно себя вести.

Вся­кий друг может ска­зать: “и я подру­жился с ним”. Но бывает друг по имени только другом.

Не есть ли это скорбь до смерти, когда при­я­тель и друг обра­ща­ется во врага?

О, злая мысль! откуда вторг­лась ты, чтобы покрыть землю коварством?

При­я­тель раду­ется при весе­лии друга, а во время скорби его будет про­тив него.

При­я­тель помо­гает другу в тру­дах его ради чрева, а в слу­чае войны возь­мется за щит.

Не забы­вай друга в душе твоей и не забы­вай его в име­нии твоем. 

(Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 37, 1–6)

Кстати, инте­рес­ное пра­вило. Что это зна­чит? Не забы­вай финан­сово под­дер­жи­вать сво­его друга. А почему? Дело в том, что Свя­щен­ное Писа­ние не при­знает такой прин­цип: полю­бите меня чер­нень­ким, а белень­ким меня вся­кий полюбит.

За что тебя любить такого? 

Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит, что, если хочешь, чтобы тебя любили, веди себя так, чтобы тебя любили. Если я матю­га­юсь, скан­далю, обзы­ва­юсь и говорю, а почему вы меня не любите, нужно отве­чать: «Ну, как, ты же матю­га­ешься, скан­да­лишь, обзы­ва­ешься. За что тебя любить такого?»

Одна­жды к Анто­нию Вели­кому при­шел один такой несчаст­ный чело­век и гово­рит: «Отче, помо­лись за меня!» Анто­ний гово­рит: «Не буду за тебя молиться. Ни Бог, ни я не будем забо­титься о тебе, пока ты сам не будешь забо­титься о своей душе». Кажется, жестко, но это един­ствен­ная воз­мож­ность реально исправиться.

Надо делать так, чтобы ты был достоин любви 

Эта пого­ворка о том, что я и так заслу­жи­ваю, чтобы меня любили, ни на чем не осно­вы­ва­ется. А за что меня любить? За кра­си­вые глаза? Надо делать так, чтобы ты был достоин любви. И к этому нужно при­учать ребенка.

Здесь очень важно попра­вить мате­рин­ский инстинкт. Инстинкт гово­рит: я буду любить сво­его ребенка, несмотря ни на что. Любить ты, конечно, дол­жен. Но разве из этого сле­дует, что любой посту­пок ребенка я буду оправ­ды­вать? Совер­шенно ничего подобного.

С 1996 по 2003 г я зани­мался в цен­тре Иоанна Крон­штадт­ского с нар­ко­за­ви­си­мыми с отцом Ана­то­лием Бере­сто­вым. Ко мне много роди­те­лей нар­ко­ма­нов при­хо­дило. В част­но­сти, одна мама гово­рила: «Я так пере­жи­ваю, что ребе­но­чек муча­ется, что сама за дозой для него хожу». Как вам это нра­вится? Это разве любовь? Инстинкт сошел с ума, про­сто-напро­сто, обе­зу­мел совер­шенно. Так делать нельзя.

…важно объ­яс­нить своим детям раз­ницу между дру­зьями и приятелями 

Поэтому очень важно объ­яс­нить своим детям раз­ницу между дру­зьями и при­я­те­лями. Зна­ете, есть дети, кото­рые готовы душу нарас­пашку для всех открыть, а потом они будут изра­нены, изуро­до­ваны духовно ужасно. Их потом будут все пре­да­вать, и будут все под­ряд пре­да­вать, потому что мы им не объяснили.

…при­учайте рабо­тать детей 

Не забы­вайте подар­ками под­дер­жи­вать сво­его ребенка. Кстати, к вопросу о финан­сах. Важно, чтобы ребе­нок рано почув­ство­вал ответ­ствен­ность за деньги. Чтобы он не тран­жи­рил их, а знал, каким обра­зом они зара­ба­ты­ва­ются. Что это не то, что сва­ли­ва­ется с неба, а дей­стви­тельно то, что зара­ба­ты­ва­ется тяже­лым тру­дом. Гос­подь гово­рит: …в поте лица сво­его ешь хлеб свой.

Наши предки рабо­тать начи­нали с 6–7 лет. И вы, пожа­луй­ста, при­учайте рабо­тать детей. Моя млад­шая дочь, напри­мер, ей 2 года, ста­ра­ется, помо­гает мыть пол. Конечно, она моет пол ужасно — сами пони­ма­ете, в два года много не намо­ешь, но я ее за это хвалю, потому что чело­век начи­нает помо­гать с ран­него детства.

И маль­чики, и девочки должны уметь готовить 

Надо как можно быст­рее пере­кла­ды­вать на ребенка работу по дому. А то, дей­стви­тельно, про­стите, позор: мужик не умеет себе пуго­вицу или под­шивку при­шить. Или выс­ший обра­зец кули­нар­ного искус­ства взрос­лого мужика или даже барышни часто это – яич­ница-гла­зу­нья. Это, конечно, без­об­ра­зие. При­учайте с самого ран­него дет­ства. И маль­чики, и девочки должны уметь готовить.

Необ­хо­димо, чтобы чело­век сам за себя отвечал 

Я убеж­ден, что детей, начи­ная с 18 лет, надо отде­лять от себя. Осо­бенно маль­чи­ков это каса­ется, чтобы маль­чик выстра­и­вал соб­ствен­ную жизнь. А у нас дети живут с роди­те­лями до 30–40 лет, или до пен­сии. И все это нача­лось у нас в 60‑х годах. Это безу­мие, кото­рое раз­ва­лило СССР, и раз­ва­ли­вает всю страну сей­час. Это и есть без­от­вет­ствен­ность человека.

Если чело­век не пошел в армию, если он учится на днев­ном, лич­ные тре­бо­ва­ния он дол­жен обес­пе­чи­вать за свой соб­ствен­ный счет. А после пусть ищет работу, квар­тиру и сам себя обес­пе­чи­вает. Необ­хо­димо, чтобы чело­век сам за себя отвечал.

Я вообще счи­таю, что с 14 лет ребе­нок может под­ра­ба­ты­вать спо­койно сам на свои кар­ман­ные рас­ходы. И из этого надо при­учать, во-пер­вых, давать мило­стыню — Гос­подь уста­но­вил деся­тину на храм, кото­рую нужно обя­за­тельно пла­тить, обя­за­тельно нищим пода­вать, и под­дер­жи­вать дру­зей. Сынок, хочешь сде­лать пода­ро­чек другу? Хорошо, я найду тебе работу, и ты зара­бо­та­ешь сам, а не будешь тягать из моего кармана.

Теперь по поводу советов 

Вся­кий совет­ник хва­лит свой совет, но иной сове­тует в свою пользу; от совет­ника охра­няй душу твою и напе­ред узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет сове­то­вать для самого себя; может быть, он бро­сит на тебя жре­бий и ска­жет тебе: “путь твой хорош”; а сам ста­нет напро­тив тебя, чтобы посмот­реть, что слу­чится с тобою. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 37, 7–9)

Зна­ете, есть такой тип людей, о кото­ром гово­рится в Книге Иисуса сына Сира­хова — зажи­га­тель­ные аван­тю­ри­сты. У таких язык без костей, они знают абсо­лютно все, три короба набол­тают. Зачем им это делать? Им про­сто любо­пытно, что с вами полу­чится. Потре­паться чело­веку хочется.

Не сове­туйся с недоб­ро­же­ла­те­лем твоим и от завист­ни­ков твоих скры­вай наме­ре­ния (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 37, 10)

Т. е. чело­век дол­жен уметь выстра­и­вать отно­ше­ния внеш­ние и внут­рен­ние. В чело­веке должно быть внут­рен­нее цар­ство. Как устроен человек?

Нор­маль­ный чело­век дол­жен быть умным. Самая выс­шая часть его назы­ва­ется умом. В здо­ро­вом чело­веке ум послу­шен Богу — Бог коман­дует умом; ум коман­дует волей и чув­ствами. Все это вме­сте назы­ва­ется душой, кото­рая ожив­ляет тело. Так суще­ствует нор­маль­ный человек.

У нас есть страш­ный яд — фан­та­зия, кото­рая отрав­ляет все. Она раз­ры­вает чело­века с Богом, раз­ры­вает волю с умом, раз­ры­вает волю с чув­ствами, в резуль­тате тело рас­па­да­ется. За фан­та­зией стоит сатана. Т.е. фан­та­зия – это не только без­обид­ные выдумки. Самая страш­ная фан­та­зия, когда чело­век живет в выду­ман­ном мире, не видит реаль­ного чело­века, реаль­ных ближних.

Когда мы гово­рим о чело­веке в здо­ро­вом состо­я­нии, у него должны быть на пер­вом уровне и нор­маль­ные отно­ше­ния с Богом. Это те самые глу­бины сердца чело­ве­че­ского. Это самое важ­ное, что есть в чело­веке. Вза­и­мо­от­но­ше­ния ума, коман­ду­ю­щего волей и чув­ствами, с Богом. Это назы­ва­ется сердце — глу­бина сердца чело­ве­че­ского, когда воля и чув­ство нечто еди­ное, вместе.

Един­ствен­ная воз­мож­ность быть спо­кой­ным среди бурь — это жить внутри царства 

Не ум отдельно от воли и отдельно от чув­ства, а вме­сте. И они соче­та­ются с Богом. Это назы­ва­ется внут­рен­ним цар­ством. Это место, куда мы должны при­учать людей сбе­гать. Самое важ­ное место, где мы должны находиться.

Гос­подь ска­зал: когда ты хочешь помо­литься, войди в клеть свою, во внут­рен­нее цар­ство: “…войди в ком­нату твою и, затво­рив дверь твою, помо­лись Отцу тво­ему, Кото­рый втайне; и Отец твой, видя­щий тай­ное, воз­даст тебе явно”. (Мтф. 6:6).

Един­ствен­ная воз­мож­ность быть спо­кой­ным среди бурь — это жить внутри этого цар­ства. Самое важ­ное, чтобы это исхо­дило из глу­бин сердца человека.

Помните у Ф. Тют­чева (Silentium!) напи­сано: «Молчи, скры­вайся и таи все чув­ства и мечты свои. Мысль изре­чён­ная есть ложь»!

…при­учайте его молиться, думать о Боге, пре­бы­вать в Боге 

Мы должны при­учить ребенка и, конечно, самих себя, сбе­гать вот сюда. Для этого надо помо­литься и учиться Бого­мыс­лию, т. е Богообщению.

Я вас прошу: выде­лите 10 мин в день для тишины, и лучше в начале дня, когда ребе­нок спит. Лам­па­дочку зажгли, помо­ли­лись, про­сто сядьте перед ико­ной и помол­чите перед Богом. Раз­бе­ри­тесь в себе. При­учи­тесь во внут­рен­нюю тишину, кото­рая при­хо­дит после молитвы, посте­пенно уходить.

Там, в этой глу­бине духа чело­ве­че­ского, и могут быть решены все наши про­блемы. Мы не можем внешне спро­гно­зи­ро­вать все, но уйти внутрь себя можем. И ребенка надо при­учать ухо­дить туда, при­учайте его молиться, думать о Боге, пре­бы­вать в Боге. Потому что Бог дол­жен быть луч­шим дру­гом чело­века — это правда, Он и есть такой.

У чело­века должны быть иерар­хи­че­ские отно­ше­ния. Серд­це­вина — Бог в сердце. Бог и чело­век это важ­нее всего. Ближе всего к этому цен­тру — отно­ше­ния дружбы. Даже не отно­ше­ния роди­те­лей и детей или супру­гов, а отно­ше­ния дружбы. Это одно из самых силь­ных могу­ще­ствен­ных сил во все­лен­ной, а потому и самых опасных.

Посмот­рите, как ком­му­низм родился: ком­му­низм родился из дружбы Маркса и Энгельса, что при­вело к чудо­вищ­ным послед­ствиям, потому что в цен­тре был не Бог, а дьявол.

Муж и жена – это еди­ное целое, затем отно­ше­ния «роди­тели и дети»

Сле­ду­ю­щая сфера – это сфера «род­ные». Род­ные дальше, чем друг. Мера бли­зо­сти и даль­но­сти регла­мен­ти­ру­ется в Свя­щен­ном Писа­нии. Ближе всего к вам дол­жен быть муж.

Муж при­хо­дит голод­ный домой, и дома голод­ные дети. Кто дол­жен быть пер­вым накорм­лен? Пер­вым дол­жен быть накорм­лен муж. Если при­хо­дит домой голод­ный муж, вы его должны встре­тить с улыб­кой, кра­сиво оде­той, а не как в совет­ское время — мужа пугали бигу­дями. И дети должны встре­тить его кра­сиво одетыми.

Вас дети будут почи­тать именно тогда, когда вы будете застав­лять их при­учать и застав­лять почи­тать роди­те­лей. Вот это иерар­хия. Муж и жена – это еди­ное целое, затем отно­ше­ния «роди­тели и дети». Затем идут отно­ше­ния более даль­них род­ствен­ни­ков. И дальше идет сфера «при­я­тели» — това­рищи, при­я­тели, сослуживцы.

Гра­ницы должны быть четко проведены

Есть вещи, кото­рые чело­век не гово­рит никому — это отно­ше­ния с Богом. Есть вещи, кото­рые он гово­рит духов­нику. Духов­ник – это свя­щен­ник, к кото­рому регу­лярно при­хо­дишь испо­ве­до­ваться. Он может помочь в отно­ше­ниях с Богом, но их не поменяет.

Отно­ше­ния с Богом все­гда оста­ются лич­ност­ными. Есть вещи, кото­рые откры­ва­ются только духов­нику и больше никому. Есть вещи, кото­рые откры­ва­ются род­ным, и кото­рые закрыты для дру­гих. Есть вещи, кото­рые откры­ва­ются дру­гим. И есть вещи, кото­рые в широ­ком доступе. Эти гра­ницы должны быть у чело­века четко проведены.

Нужно при­учить детей к этим границам

Потому что бывают две край­но­сти: либо чело­век замы­ка­ется сам в себе и Бога не пус­кает. И это аутизм — пси­хи­че­ское забо­ле­ва­ние. Это гор­дый, дошед­ший до конца, схлоп­нув­шийся, что назы­ва­ется. А бывает наобо­рот: чело­век всех пус­кает к себе в душу, и у него вме­сто души про­ход­ной двор, как в еван­гель­ской притче — подобно семени, посе­ян­ному при дороге. Любая птица при­ле­тает и съе­дает все.

Эту систему надо про­го­во­рить. Нам часто кажется, что мы и так все пони­маем. Если не про­го­во­рим, мы ничего не поймем.

Бывает, друг и муж сов­ме­ща­ются. Муж – это друг. Муж не обя­за­тельно может быть дру­гом. Это бывает, но редко. Ничего пло­хого нет, если муж не друг. Вы про­сто раз­ные. Друг имеет то, что не имеет муж. Муж имеет то, что не имеет друг.

Не сове­туйся с недоб­ро­же­ла­те­лем твоим и от завист­ни­ков твоих скры­вай наме­ре­ния. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 37, 10)

Для завист­ника жест­кая сте­ночка, чтобы он не лез, как у Высоц­кого: «я не люблю, когда мне лезут в душу, осо­бенно, когда туда плюют». Хоро­шие слова: «Не лезьте с вашим сви­ным рылом в мой калаш­ный ряд».

Не сове­туйся с женою о сопер­нице ее и с бояз­ли­вым — о войне, с про­дав­цом — о мене, с покуп­щи­ком — о про­даже, с завист­ли­вым — о бла­го­дар­но­сти, с неми­ло­сер­дым — о бла­го­тво­ри­тель­но­сти, с лени­вым – о вся­ком деле, с годо­вым наем­ни­ком — об окон­ча­нии работы, с лени­вым рабом — о боль­шой работе: не пола­гайся на таких ни при каком сове­ща­нии, но обра­щайся все­гда только с мужем бла­го­че­сти­вым, о кото­ром узна­ешь, что он соблю­дает запо­веди Гос­подни, кото­рый своею душею — по душе тебе и, в слу­чае паде­ния тво­его, поскор­бит вме­сте с тобою. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 37, 11–16)

По душе тебе – это зна­чит, душа его под­хо­дит под твою душу. Бывает, что чело­век ком­пле­мен­тарно не под­хо­дит к тебе, не потому что он пло­хой, а про­сто дру­гой, не под­хо­дя­щий. Поэтому важно чтобы он был по душе тебе

Дер­жись совета сердца тво­его, ибо нет никого для тебя вер­нее его; душа чело­века ино­гда более ска­жет, нежели семь наблю­да­те­лей, сидя­щих на высо­ком месте для наблю­де­ния. Но при всем этом молись Все­выш­нему, чтобы Он упра­вил путь твой в истине. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 37, 17–19)

Вве­ряй сво­ему сердцу. Не сво­ему мне­нию, а сво­ему сердцу. Вни­ма­тельно вду­мы­вайся. Не отка­зы­вайся от своей головы, когда ты слу­ша­ешь чужого совета. Дове­рять сво­ему мне­нию нельзя.

Дове­рять сво­ему мыш­ле­нию, про­ве­ряя его сло­вом Божьим, — можно. Больше всего нужно молиться Все­выш­нему, чтобы он сам опре­де­лил пути наши.

Начало вся­кого дела — раз­мыш­ле­ние, а прежде вся­кого дей­ствия — совет. 

Теперь доста­точно слож­ный момент: каким обра­зом можно выби­рать супру­гов? Сей­час выбор супруга какой? В 18 лет в пер­вого попав­ше­гося вля­па­лись, не поду­мали, потом часто мучаются.

Бывают неудач­ные браки, потому что часто эта вещь про­ис­хо­дит без головы, что назы­ва­ется. Здесь заста­вить чело­века нельзя, но вы должны дать совет чело­веку: всту­пать ему в брак или не всту­пать. При­чем дать его до того, как чело­век вля­па­ется. Потому что, когда он влю­бился, это уже все.

Как гово­рили персы: можно не испол­нять обе­ща­ние, дан­ное на супру­же­ском ложе, потому что оно дано под пыт­кой любви. Есть прин­ципы, кото­рые детям надо вло­жить в головы уже сей­час, перед влюб­лен­но­стью, выучить назу­бок просто.

Пре­муд­рость гово­рит так: “Тремя я укра­си­лась и стала пре­крас­ною пред Гос­по­дом и людьми. Это — еди­но­мыс­лие между бра­тьями и любовь между ближ­ними, и жена и муж, согласно живу­щие между собою. И три рода людей воз­не­на­ви­дела душа моя, и очень отвра­ти­тельна для меня жизнь их: над­мен­ного нищего, лжи­вого богача и ста­рика-пре­лю­бо­дея, осла­бе­ва­ю­щего в рас­судке”. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 25, 1–3)

Над­мен­ный нищий – это бабульки, кото­рые бегают с крас­ными зна­ме­нами: вы все сво­лочи, вас всех пере­стре­лять надо. Это как раз то, что нена­ви­дит душа Христа.

Чего не собрал ты в юно­сти, как же можешь при­об­ре­сти в ста­ро­сти твоей? Как при­лично седи­нам судить, и стар­цам — уметь давать совет! Как пре­красна муд­рость стар­цев и как при­личны людям почтен­ным рас­су­ди­тель­ность и совет. Венец стар­цев — мно­го­сто­рон­няя опыт­ность, и хвала их — страх Гос­по­день. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 25, 5–8)

Бла­жен, кто живет с женою разум­ною, кто не погре­шает язы­ком и не слу­жит недо­стой­ному себя. Бла­жен, кто при­об­рел муд­рость и пере­дает ее в уши слу­ша­ю­щих. Как велик тот, кто нашел пре­муд­рость! но он не выше того, кто боится Гос­пода. Страх Гос­по­день все пре­вос­хо­дит, и име­ю­щий его с кем может быть срав­нен? Можно пере­не­сти вся­кую рану, только не рану сер­деч­ную, и вся­кую злость, только не злость жен­скую. вся­кое напа­де­ние, только не напа­де­ние от нена­ви­дя­щих, и вся­кое мще­ние, только не мще­ние вра­гов; нет головы ядо­ви­тее головы зме­и­ной, и нет яро­сти силь­нее яро­сти врага. Согла­шусь лучше жить со львом и дра­ко­ном, нежели жить со злою женою. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, 25, 11–18)

Здесь слова жест­ко­ваты, но спра­вед­ливы, потому что если муж­чина скан­да­лит, у него наки­пело, он взо­рвался. Взо­рвался, зна­чит, может сбе­жать из дома. А жена и жено­по­доб­ные мужики (в чем страш­ный резуль­тат вос­пи­та­ния жено­по­доб­ных мужи­ков) пилят чело­века. Царь Соло­мон срав­ни­вает это с капе­лью в доме. Капель за окош­ком — это при­ятно, а капель в доме…

Злость жены изме­няет взгляд ее и делает лице ее мрач­ным, как у мед­ведя. Сядет муж ее среди дру­зей своих и, услы­шав о ней, горько вздох­нет. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 25, 19–20) 

Я ино­гда сове­тую, когда супруги руга­ются: вы не про­бо­вали себя фото­гра­фи­ро­вать во время скан­дала? Очень инте­рес­ный эффект получается…

Вся­кая злость мала в срав­не­нии со зло­стью жены; жре­бий греш­ника да падет на нее. Что вос­хож­де­ние по песку для ног ста­рика, то свар­ли­вая жена для тихого мужа. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 25, 21–22)

Бере­гите сыно­вей от свар­ли­вых жен. Это про­ве­ря­ется очень про­сто. Если девочка каприз­ная, то она будет свар­ли­вая — это же ясно. Если девочка каприз­ни­чает, то гово­рите сыну: зачем тебе такая проблема?

Не засмат­ри­вайся на кра­соту жен­скую и не похот­ствуй на жену…

Гос­подь гово­рил: кто посмот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, тот уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–32). Поэтому бере­гите честь смо­лоду. Много роди­те­лей гово­рят ужас­ную вещь — пус­кай попро­буют сна­чала, поба­лу­ются, прежде чем женятся, потом осте­пе­нятся. Это ужасно, на самом деле. Ничего хоро­шего из этого не вырастает.

Мето­дом проб и оши­бок полу­ча­ются одни про­блемы. Если вы нач­нете скле­и­вать и рас­кле­и­вать клей­кую ленту, на тре­тий раз она пере­ста­нет скле­и­ваться. Если чело­век нач­нет раз­врат­ни­чать, то поте­ряет воз­мож­ность любить, у него орган любви умрет. Поэтому часто раз­врат­ник не спо­со­бен к любви. От него тре­бу­ется искрен­нее глу­бо­кое рас­ка­я­ние на испо­веди, кото­рое может вычи­стить и поме­нять чело­века, чтобы научиться снова любви.

Поэтому вдол­бите в голову: чистота до брака, вер­ность одному супругу в браке. Ника­ких там: попро­бую граж­дан­ский брак, и т.д., потому что это искус. Мне люди рас­ска­зы­вали, как про­ве­ря­ется вер­ная жена или вер­ный муж — их при­ятно за руку дер­жать, при­я­тен запах. Это физио­ло­гия, химия, орга­ни­че­ская ком­пли­мен­тар­ность тел. Между про­чим, блуд бло­ки­рует воз­мож­ность памяти, потому что гор­моны в голову бьют, и все. Поэтому наши предки ста­ра­лись не давать воз­мож­но­сти впа­дать в блуд. Есть жест­кие запреты по поводу блуда.

Досада, стыд и боль­шой срам, когда жена будет пре­об­ла­дать над своим мужем. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 25, 24) 

Поэтому вся­кие книжки про жен­щину-стерву выкиньте, пожа­луй­ста. Тем более, что слово «стерва» в пере­воде со сла­вян­ского — пита­ю­ща­яся пада­лью. Дословно “жен­щина-стерва” в пере­воде — жен­щина-падаль, жен­щина-гни­лой труп.

Сердце уны­лое и лице печаль­ное и рана сер­деч­ная — злая жена. Опу­щен­ные руки и рас­слаб­лен­ные колени — жена, кото­рая не счаст­ли­вит сво­его мужа. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 26, 25–26) 

Обу­чайте дево­чек, чтобы они счаст­ли­вили сво­его мужа. В этом их сча­стье, как гово­рит Гос­подь. Есть люди, кото­рые к этому не при­спо­соб­лены. Хри­сти­ан­ство не исчер­пы­ва­ется бра­ком. Есть более высо­кий путь, чем брак. Это мона­ше­ство. Это для самых бла­го­род­ных, самых силь­ных. Потому что мона­ше­ство только для тех, кто имеет вели­кую любовь к Богу. Если вы будете гово­рить, что брак – это выс­шая цен­ность для чело­века, то, пожив в браке, чело­век пой­мет, что это не выс­шая цен­ность, и ска­жет: меня обма­нули, и нач­нутся безобразия.

От жены начало греха, и чрез нее все мы уми­раем. Не давай воде выхода, ни злой жене — вла­сти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 25, 27–28) Счаст­лив муж доб­рой жены, и число дней его — сугу­бое. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 26, 1)

Если попала доб­рая жена, то чело­век про­жи­вет в два раза дольше. Меди­цина наша это под­твер­ждает. Пер­вый пик инфарк­тов у жена­тых муж­чин — в 35–37 лет, к 40 годам пик спус­ка­ется немножко. Это тот самый кри­зис сред­него воз­раста, свя­зан­ный с тем, что в браке полу­чи­лась незадача.

Жена доб­ро­де­тель­ная радует сво­его мужа и лета его испол­нит миром; доб­рая жена — счаст­ли­вая доля: она дается в удел боя­щимся Гос­пода… (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 26, 2–3)

Если хотите, чтобы из ваших детей полу­чи­лись нор­маль­ные супруги, учите их бояться Гос­пода больше всего.

С нею у бога­того и бед­ного – сердце доволь­ное и лице во вся­кое время весе­лое. Трех стра­шится сердце мое, а при чет­вер­том я молюсь: город­ского зло­сло­вия, воз­му­ще­ния черни и обо­лга­ния на смерть, — все это ужасно. Болезнь сердца и печаль — жена, рев­ни­вая к дру­гой жене, и бич языка ее, ко всем при­ра­жа­ю­щийся. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 26, 4–8)

Бичует язы­ком — не про­сто бол­тает, то есть ста­ра­ется при­ста­вать ко всем. Поэтому рев­ность надо лечить, как любое заболевание.

Дви­жу­ще­еся туда и сюда воло­вье ярмо — злая жена; беру­щий ее — то же, что хва­та­ю­щий скор­пи­она. Боль­шая досада — жена, пре­дан­ная пьян­ству, и она не скроет сво­его срама. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 26, 9–10)

Это, кстати, важно не только для жен, но и для муж­чин тоже. Есть такая про­блема сей­час – под­рост­ко­вое пьян­ство. Объ­яс­ните детям, чтоб не пили алко­голя. Если ваша внучка или дочка влю­бится в пья­ницу, всеми силами поры­вайте их обще­ние с пья­ни­цами. Вы не выле­чите, только Бог может выле­чить. Это забота не ваша, а забота роди­те­лей его. Не пытай­тесь вытас­ки­вать дру­гих, ваша задача — отве­чать за свое дитя.

Наклон­ность жен­щины к блуду узна­ется по под­ня­тию глаз и век ее. Над бес­стыд­ною доче­рью поставь креп­кую стражу, чтобы она, улу­чив послаб­ле­ние, не зло­упо­тре­била собою. Бере­гись бес­стыд­ного глаза, и не удив­ляйся, если он согре­шит про­тив тебя: Любез­ность жены усла­дит ее мужа, и бла­го­ра­зу­мие ее утуч­нит кости его. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 26, 11–16)

Обра­тите вни­ма­ние: жена не должна быть глу­пой. Под­би­райте жен умных, и сами будьте умными женами, бла­го­ра­зум­ными. Муж — глава семьи, а делает его гла­вой семьи жена. Дочек учите быть бла­го­ра­зум­ными, муд­рыми. Жен­щину укра­шает бла­го­ра­зу­мие, муд­рость, как в сказ­ках про Васи­лису Премудрую.

Крот­кая жена — дар Гос­пода, и нет цены бла­го­вос­пи­тан­ной душе.

Кро­тость – без гнева. Надо учиться бороться с гне­вом: делать крест на сердце, и есть опре­де­лен­ные тех­но­ло­гии борьбы с гневом.

Бла­го­дать на бла­го­дать — жена стыд­ли­вая, и нет достой­ной меры для воз­держ­ной души. Что солнце, вос­хо­дя­щее на высо­тах Гос­под­них, то кра­сота доб­рой жены в убран­стве дома ее; что све­тиль­ник, сия­ю­щий на свя­том свещ­нике, то кра­сота лица ее в зре­лом воз­расте; что золо­тые столбы на сереб­ря­ном осно­ва­нии, то пре­крас­ные ноги ее на твер­дых пятах. От двух скор­бело сердце мое, а при тре­тьем воз­буж­да­лось во мне него­до­ва­ние: если воин тер­пит от бед­но­сти, и разум­ные мужи бывают в пре­не­бре­же­нии; и если кто обра­ща­ется от пра­вед­но­сти ко греху, Гос­подь уго­то­вит того на меч. (Книга пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, гл. 26, 18–26)

Закон­чим тему мужей и жен. Кратко: пра­вая вера, кро­тость, бла­го­ра­зу­мие, для муж­чины — уме­ние отве­чать за поступки, уме­ние самому себя содер­жать, чтоб не сидел на шее ни у кого, ни пьян­ство, ни зависть, ни гор­дость, ни развратность.

Под­би­райте.

Нас, хри­стиан не так много, поэтому не надо зани­маться спа­се­нием всех. И при­учить детей, что не надо спа­сать всех. Для этого поста­вил Гос­подь свя­щен­ни­ков, мис­си­о­не­ров. Тебе нужно свою душу спа­сать, ты сна­чала зай­мись собой. Потому что самый надеж­ный спо­соб погиб­нуть – это пытаться спа­сать дру­гого, не имея на это сил.

Исаак Сирин ска­зал: видишь чело­века тону­щего, не давай ему руки своей, дай ему конец жезла сво­его, чтобы он не утя­нул тебя за собой. Это к вопросу о гра­ни­цах в человеке.

И о молитве

И очень важ­ный послед­ний момент, это, конечно, молитва. Все вос­пи­та­ние, о кото­ром я гово­рил, хорошо при одном усло­вии, что вы сопро­вож­да­ете его молитвой.

Молитва матери со дна моря достает…

Одна­жды Гри­го­рий Бого­слов, еще будучи некре­щён­ным, плыл по морю. Нача­лась страш­ная буря, корабль поги­бал. Он пла­кал, молился. Вдруг вне­запно буря пре­кра­ти­лась. В это время его роди­тели, отец с мате­рью, почув­ство­вав страш­ную беду, вбе­жали в храм, стали молиться Богу. Бог услы­шал, и буря по молит­вам их прекратилась.

Поэтому не забы­вайте молиться. Самая силь­ная молитва – это молитва во имя Слова Божия. Читайте Еван­ге­лие и после каж­дой главы читайте молитву за ребенка. Это самая силь­ная молитва, кото­рая вообще возможна.

Не забы­вайте этим поль­зо­ваться, и, конечно, детей как можно чаще при­ча­щать. Лучше раз в неделю, да и сами ста­рай­тесь при­ча­щаться. Это азы пра­во­слав­ного воспитания.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки