Array ( )
<span class=bg_bpub_book_author>Татьяна Горичева</span> <br>Молчание животных

Татьяна Горичева
Молчание животных


Недостающее звено

(отклик на книгу Т. Горичевой «Молчание животных», СПб, 2008)

(данная книга православного богослова, философа и зоозащитника Татьяны Горичевой продается на православных выставках и занимает место в православных библиотеках. При этом почему-то никого не удивляют многие странные моменты — о них и пойдет речь ниже).

Если очень коротко, то я совершенно согласна с г‑жой Горичевой: да, плохо, что мы убиваем и мучим животных. Мало кто утверждал бы обратное, согласитесь! Да, трагедия началась с момента грехопадения, с потерей целостного взгляда на мир, с появлением прагматического сознания, и т.д. Всё, вроде бы, верно.

Какой же выход предлагает автор книги? Напряженное ожидание: ведь, получается, до нее никто ничего толкового (из православно мыслящих, за две тысячи лет) не предлагал! Да, действительно, «Бог одновременно имманентен и трансцендентен» миру, это автор верно подметила. Домохозяйки все равно не поймут, а русские богословы пусть на ус наматывают.

Удивляет, конечно, обилие цитат. Далеко не всем читателям, что греха таить, известны заморские философы, поэты, деятели культуры. Так что примем на веру: они все православно мыслящие, поскольку и сама книга православная. Однако, преподаются в общей куче — видимо, для надежности, чтобы не развалилась — и цитаты из еврейской мистики (Каббалы — ?), и раввинские предания, и мнения отдельных раввинов, и даже ссылка на Талмуд имеется. Индийская мудрость православным автором ставится на одну ступеньку с христианской; приводится обширная цитата из статьи с очень любопытным, даже для иноверцев, названием: «Ведическое мировоззрение протославян как основа подлинной российской государственности и геополитики» М. Новикова-Новгородцева. Весь этот, с позволения сказать, цитатный винегрет украшают гораздо более редкие высказывания святых отцев православной церкви.

Но допустимо ли таковое смешение разнообразных по духу высказываний? Все ли эти авторы авторитетны для православных христиан? И порой так трудно понять, почему либо вольное, либо раввинистическое толкование отдельных мест Священного Писания выдается Т. Горичевой за православное… Однако, постараемся выделить основные идеи книги. Ибо во всей путанице слов и глав хочется понять суть: а, действительно, какой же выход из всего этого безобразия, что сотворил человек на нашей планете? Каким способом можно достичь того, чтобы на земле наконец-то воцарился желанный мир? Мир, в котором, согласно пророкам, не будет больше никакой вражды, никого и ни с кем.

Итак, г‑жа Горичева утверждает:

- человек по натуре — хищник, следовательно, он должен стать травоядным;
- человек по природе — примат (обезьяна), а приматы — травоядные;
- человек — это прямоходящее животное;
- человек — это животное, но он «безобразен», а животное гораздо лучше, чище человека;
- цель человека — всеобщее единение, воссоединение со всей тварью.

Что же делать?

- надо полностью погрузиться в Абсолют настоящего, жить в чистом мгновении;
- неискаженно воспринимать простейшие условия бытия как такового, уподобившись в этом делании животным — как более совершенным существам;
- человек должен отречься от всех символов, ибо они фальшивы;
- надо научиться жить в настоящем, тогда завтрашнего утра уже не будет (оно и не нужно);
- со-присутствие в истине — вечное «сегодня» — и это единственная радость;
- слиться со всем окружающим миром, стать тихим молчаливым единством — чтобы «Я» человека более не существовало (состояние, по мнению Т. Г., доступное великим мистикам);
- достичь состояния опьянения-эйфории, чтобы не было разницы между духом и телом, цивилизованным и звериным, искусством и неискусством, одиночеством и обществом;
- тогда крыса, жук, гнилые доски и т.д. будут прекраснее нежной возлюбленной…

Резюме Т. Горичевой:

- уже давно неясно, что такое «человек»;
- теряются понятия сырое-вареное, белое-черное; различия между полами (Т.Г. считает, что различие между мужчиной и женщиной есть начало всякой лжи и угнетения), теряется единство понимания, и большинство самых общих понятий — справедливость, равенство, любовь, свобода и т.д. окончательно обессмыслены и требуют реанимационных объяснений;
- лучше вообще не писать стихи и не философствовать (с последним, пожалуй, можно бы и согласиться…)
- суть «животно-человеческого» есть и суть Божественного бытия.

Ну вот, почти всё выстроилось в единую цепочку. «Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни юноша, ни дева, ни старуха. Я ни развратница, ни девственница, но всё это вместе взятое. Я ни умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, — но повсюду. … Вот могила, не вмещающая в себе труп, и труп, не заключенный в могилу. Труп и могила составляют одно». Это ни что иное, как известный «ребус» алхимиков, касающийся Философского камня. Сей последний, вкупе с «Универсальным растворителем», по мнению средневековых «мистиков», преобразует человека, избавляет его от всего нечистого, наносного, делает его «золотым», то есть «совершенным». Без Бога, разумеется. Всё своими руками! Добавим, что идея «растворения» не нова и активно практикуется во многих медитациях востока. Да и «своими руками, без Божией помощи» — тоже, увы, не ново… «Минуточку, а где же здесь, все-таки, Православие?» — спросит вконец озадаченный читатель.

Ну вот, мы и добрались до главного. До недостающего звена. А именно: православного догмата о грехопадении. О невозможности человеку самому исцелиться (какие бы остроумные способы не предлагались!), истребить в себе «семя тли» — причастность к первородному греху. Какое место во всей этой философской белиберде, рассмотренной нами выше, отводится Спасителю, Его крестным страданиям, Его искупительной Жертве? Неужели Он не нужен, раз можно своими силами справиться с любой проблемой? Зачем тогда Церковь, Таинства? Для чего молитвы, покаяние, исповедь, причастие Святых Христовых Таин? «Христианство — антропоцентрично», — пишет Т. Горичева. Почти верно: оно Христоцентрично. Какая ничтожная тонкость, неправда ли?

Ну что ж, пусть человечество в очередной раз попробует, по совету г‑жи Горичевой, своими силами сделать всех хищников травоядными. (И сколько тогда «травы» придется доставать для новых травоядных, да простят меня читатели за эту вольность…).

Елена Суланга

Комментировать

3 комментария

  • Инна, 10.11.2018

    Отличный обзор книги, выходит, она действительно псевдоправославная. Спасибо за предупреждение!

    Ответить »
  • Сергй, 23.12.2018

    ОТЕЦ НИКОЛАЙ. Молюсь за Ваше здоровье.

    Ответить »
  • saniachesimfe, 27.09.2021

    Поясните, пожалуйста, что вы имеете ввиду, говоря, что в книге поэзия, философия и символы считаются чем-то ненормальным. Это все присуще Церкви с самого начала

    Ответить »