Старообрядцы. Крестное знамение.

Новосибирск
Православный христианин
Из жития Серафима Саровского:
Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядства спросить о двуперстном сложении. Только они переступили порог его келии, не успели сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и таким образом крестя его, держал сдедующую речь: "Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от святых Апостолов; а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в церковь Грекороссийскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управлется Святым Духом. Добрые кормчие ее - учители Церкви, архипастыри - суть преемники апостольские. А ваша часовня (старообрядство) подобна маленькой лодке, не имеющего кормчего и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю".
Это чистая ложь о преподобном Серафиме. Не мог он так сказать, что от Апостолов, так как издревле крестились одним перстом, потом двумя. Речь преподобного искажена,
 
Первохристиане следовали устным словам апостолов,а они наказу своего Божественного учителя:"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь."Мтф гл28.Апостолы понимали что не все сведомы в грамоте и словописании.Вот именно для них они утвердили внешне обрядовую форму(трехразовое погружение,троеперстие)как свидетельство Троичности Бога.
В 19 веке наитием Утешителя Духа эта непреложная истинна была открыта преподобному Серафиму Сарвскому"Однажды пришли к преподобному четыре человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова, Горбатовскаго уезда, спросить о двуперстном сложении с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину православной Церкви и, таким образом крестя его. держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам"Почему любимец Божией Матери говорит о противности двуперстие святым уставам или канонам?Ведь именно тогда с лёгкой руки митрополита Платона(Левшина)начинает проявлятся икономия к отщепенцем,он же утверждает"Единоверие".Восходя к истокам "древнеперстия" мы обратим внимание на один исторический факт,что как сейчас,так например и в 17 веке(см:."История Русской Церкви"Митр.Макария(Булгакова))его держались армянине-монофизиты.Когда шёл в Халкидоне
4-й вселенский ,армяне были оторваны от всего Востока.До них дошёл слух что на Халкидоне утвердили монофизитство.Вот и решения догматического спора - сложить указательный и средний палец вместе ровно и сказать всем что одно естесство поглотило другое.
 
Православный христианин
Например диакон Андрей Кураев за двоеперстие, т.к. оно более точно выражает смысл крестного знамени.----- две персты- символ двух природ Христа, три персты- символ Пресвятой Троицы. Крест- саязан преимущественно с Христом, а крестное знамение- воспоминание распятия на кресте. Так, более точно- ,,вспоминать" это распитие на кресте двумя перстами. Андрей Кураев выражает желание, чтобы РПЦ вернулась бы к этой старой традиции.
-------------
Кстати, есть прасославные святые, которые- ревнивые защитники двоеперстия......
 
Православный христианин
Например диакон Андрей Кураев за двоеперстие, т.к. оно более точно выражает смысл крестного знамени.----- две персты- символ двух природ Христа, три персты- символ Пресвятой Троицы. Крест- саязан преимущественно с Христом, а крестное знамение- воспоминание распятия на кресте. Так, более точно- ,,вспоминать" это распитие на кресте двумя перстами. Андрей Кураев выражает желание, чтобы РПЦ вернулась бы к этой старой традиции.
-------------
Кстати, есть прасославные святые, которые- ревнивые защитники двоеперстия......

«…Если святое крестное знамение – сначала полагаемое, возможно, только «во имя Спасителя нашего Иисуса Христа», а затем «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Barsanuphios und Johannes, Epistula ) – наделено такой силой, тогда становится понятным, что его не только не следует делать ради погони за ложной славой, но и нельзя совершать его с рассеянными мыслями. В церковном предании зафиксирован и тот способ, коим следует совершать крестное знамение.

Как показывают цитированные нами тексты, принадлежащие к эпохе отцов, в первое время запечатлевали «малое знамение» (signaculum), возможно, лишь одним пальцем (как на греческом Востоке, так и на латинском Западе), преимущественно на лбу. Затем таким же образом, в особых случаях «полагали печать» на губы и на сердце, пока, наконец, со временем не сформировался тот жест, который знаком всем и посредством которого верующий как бы всем телом своим становится под крест Христов.

Удивительно, как многие виды болезней и сами бесы изгоняются знамением драгоценного и животворящего Креста, которое каждый может совершать без каких-либо затрат и усилий. И кто мог бы сосчитать славословия /в честь святого Креста/? Но святые отцы донесли до нас значение сего святого знамения, дабы опровергать неверных и еретиков.

И потому два пальца и одна рука представляют распятого Господа Иисуса Христа, что познается в двух природах и одной ипостаси. Правая рука напоминает о Его безграничной силе (Пс.117:15 и во многих других местах) и Его восседании одесную Отца (Пс.109:1 Мф.22:44 и во многих других местах). /Знамение/ начинают совершать сверху по причине Его сошествия с небес к нам (Еф.4:10). И затем /движение руки/ справа налево обращает в бегство врагов и указывает на то, что Господь непобедимой силой Своей победил диавола, который есть левое, бессильное и темное существо (Petrus Damascenus, 1. Uber die Unterschiede zwischen Gedanken und Anreizen. (Philokalia Bd – III, Athen 1960, стр. 110). В конце ссылка на Мф.25:33 и след.).

Легко видеть, что это «двоеперстие», хорошо известное как жест благословения на многочисленных изображениях Христа на Востоке и на Западе, и которое старообрядцы в России сохранили до сих пор, своим происхождением обязано «неверным» и «еретикам». Два перста и одна рука направлены против монофизитов и несториан как немое исповедание двух природ Сына, вочеловечшегося в одной ипостаси (или лице). Гораздо древнее, однако, ни с каким временем не связанный библейский символизм «верхнего – нижнего», «правого – левого», что до сего дня остается глубоко укорененным в языке и обычаях повседневной жизни.

С затуханием вышеуказанных христологических споров или, возможно, в контексте, свободном от них, крестное знамение раскрылось во всей полноте своего символизма и обрело окончательную форму.

Надлежит совершать крестное знамение тремя /первыми/ пальцами /правой руки/, поскольку так запечатлевается призывание Святой Троицы (о Которой пророк говорит: «Кто взвесил тремя пальцами прах земли?» (Ис.40:12 (Vulgata). В синодальном переводе «Кто ... вместил в меру прах земли» (прим. перев.))) так, чтобы сверху спускаться вниз и идти справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и прошел от иудеев к язычникам (Innozenz III., De Sacro Altaris Mysterio, lib. II, c. XLV (PL 217, 825)).

Тот способ наложения крестного знамения, который описывает папа Иннокентий III, в то время (конец XII века) еще только диакон Римской Церкви, был обычной практикой и в Восточной Церкви того времени и остается таковой и по сей день у православных христиан. Но и некоторое время после великого раскола 1054 года крестное знамение оставалось жестом, полным глубокого, продуманного символизма, продолжавшим объединять Восток и Запад.

Но, как видно из продолжения только что процитированного нами текста, уже в то время «некоторые» начали полагать знамение в направлении поперечной стороны Креста наоборот, то есть слева направо, как сегодня повсеместно принято на Западе. Этому давалось символическое и практическое объяснение. Нам следует, говорилось, переходить от убожества (которое символизировала левая, «плохая» сторона) к величию (символизируемому правой, «хорошей» стороной), как и Сам Христос перешел от смерти к жизни и от ада к раю. Кроме того, нам надлежит совершать крестное знамение таким же образом, каким нас осеняют при благословении.

Иннокентий не касается символического обоснования, однако практическое не считает важным. Он справедливо указывает на то, что мы не осеняем других крестным знамением так, словно они поворачиваются к нам спиной, но делаем это, становясь лицом к лицу! Поэтому священник полагает крестное знамение по поперечной стороне слева направо, так что верующий принимает благословение справа налево, то есть так, как если бы он крестился сам.

Прискорбно, что от «некоторых» этот обычай перешел ко «многим», а затем и ко «всем», несмотря на ясные слова великого папы, и таким образом была утрачена важная часть того общего наследия, что связывало Восток и Запад. Но еще прискорбней то, что сегодня на Западе, возможно, никто уже не знает символики крестного знамения, переданной нам отцами…» (Габриэль иеромонах; Скудельные сосуды; ^ 6. «...и каждый день возлагай крест свой на себя» (Hippolyt von Rom, Traditio apostolica 42 (перевод W. Geerlings, Fontes Christiani 1, Freiburg 1991, стр. 309) (Лк.9:23))…».

Читать подробнее
 
Путь Аввакума или экуменизм старого обряда
раскол, экуменизм Метки митр. Савватий Антонов
Путь Аввакума или экуменизм старого обряда

Встреча раскольников-старообрядцев мира «Путь Аввакума», посвященная 250-летию прибытия в Бурятию первых переселенцев-старообрядцев, прошла под эгидой правительства Бурятии 7–10 августа в Улан-Удэ и в местах традиционного проживания старообрядцев на территории Республики.


Пленарное заседание под знаком «эбер угалза» (рог барана)(вверху) У бурят роговидный орнамент, удвоенный в виде якоря, является символом благополучия.

stary_obryad01.jpg


stary_obryad03.jpg

В рамках встречи состоялось несколько мероприятий: международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи», этнофорум «Всестарообрядческий съезд» и другие.

7 августа встреча открылась пленарным заседанием, прошедшим в конференц-зале здания правительства Республики Бурятия. С приветственными словами выступили глава Республики В. В. Наговицын, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов), старообрядческий «митрополит» Московский и всея Руси Корнилий («Русская Православная Старообрядческая Церковь» — РПСЦ), старообрядческий «патриарх» Московский и всея Руси (именуемый в сообщении ОВЦС МП «архиепископом») Александр («Русская Древлеправославная Церковь» — РДЦ) и дид-хамбо-лама Республики Бурятия Дагбо Очиров («Традиционная Буддийская Сангха России»). В пленарном заседании также приняли участие старообрядческий «епископ» Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Патермуфий (РПСЦ) и старообрядческий «епископ» Сибирский Сергий (РДЦ).

8 августа в здании Национальной библиотеки на трех тематических площадках проходили заседания этнофорума. Главная площадка была предоставлена для встречи старообрядческого духовенства. Активное участие в состоявшейся дискуссии принял секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции РПЦ МП, бывший поморский наставник протоиерей Иоанн Миролюбов, который на следующий день выступил на научно-практической конференции с докладом «Старообрядные приходы Русской Православной Церкви и проблемы их становления».

Многочисленные гости из старообрядческих общин России и зарубежья, ученые, представители государственных и общественных организаций обсудили актуальные вопросы сохранения и развития традиционной духовной и материальной культуры старообрядцев.

Особый интерес более трех тысяч зрителей вызвал Международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!», на котором выступили более 800 человек.
Сайт:Антимодернизм.ру
 
И потому два пальца и одна рука представляют распятого Господа Иисуса Христа, что познается в двух природах и одной ипостаси. Правая рука напоминает о Его безграничной силе (Пс.117:15 и во многих других местах) и Его восседании одесную Отца (Пс.109:1 Мф.22:44 и во многих других местах). /Знамение/ начинают совершать сверху по причине Его сошествия с небес к нам (Еф.4:10). И затем /движение руки/ справа налево обращает в бегство врагов и указывает на то, что Господь непобедимой силой Своей победил диавола, который есть левое, бессильное и темное существо (Petrus Damascenus, 1. Uber die Unterschiede zwischen Gedanken und Anreizen. (Philokalia Bd – III, Athen 1960, стр. 110). В конце ссылка на Мф.25:33 и след.).

Тут речь напрямую идёт о имясловном перстосложении - ХС И
"Сложившу руку иерея два перста, глаголемый указательный простерт, и великосредний мало наклонен, яже знаменуета Иисус:
И паки два перста, глаголемый I палец, и близозредний, наклонена, другодружно совокуплена, яже знаменуета литеру, Х.И паки присовокуплен к близосреднему персту малый перст, глаголемый мизинец, простерт, и мало наклонен иже знаменует литеру, С: и вся сия три персты знаменуют, ХС.И сим именем Господа нашего.Иисуса Христа,завещеваем вам знаменовати верных народы"("Слово Вселенских Патриархов,"Деяния Большого Московского Собора 1666-1667")
Читая книгу С.Нилуса"Святыня под судом" мы видим что в XIX веке старообрядцы называли имясловное сложение перстов"антихристовой печатью"
i

Имясловное перстосложение,Синайская икона Спасителя дар Екатерининскому монастырю на горе Синай Императора Юстиниана,V век.На Евангелии изображён крест который старообрядцы называют"латинским"

Легко видеть, что это «двоеперстие», хорошо известное как жест благословения на многочисленных изображениях Христа на Востоке и на Западе, и которое старообрядцы в России сохранили до сих пор, своим происхождением обязано «неверным» и «еретикам».
Два перста и одна рука направлены против монофизитов и несториан как немое исповедание двух природ Сына, вочеловечшегося в одной ипостаси (или лице). Гораздо древнее, однако, ни с каким временем не связанный библейский символизм «верхнего – нижнего», «правого – левого», что до сего дня остается глубоко укорененным в языке и обычаях повседневной жизни.
Вы наверно умышленно путаете два разных перстосложения - имясловное и указательно-средние.
"Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества"("Деяния Четвёртого Вселенского Собора")
Еретики армяне когда им дошло ложное известие что на Халкидоне принят неправовой догмат,решили утвердить свою ересь при помощи перстов.У догмата монофизитов одно естество поглощает другое и они сливаються,что и изображает сложные ровно указательный и средний палец,это то двуеперстие которым армяне пользуются вот уж более 1500 лет.
Вот так выглядят хронические формы двуперстия:
pic


Mudra-zhizni.jpg


Надлежит совершать крестное знамение тремя /первыми/ пальцами /правой руки/, поскольку так запечатлевается призывание Святой Троицы (о Которой пророк говорит: «Кто взвесифоря пальцами прах земли?» (Ис.40:12 (Vulgata). В синодальном переводе «Кто ... вместил в меру прах земли» (прим. перев.))) так, чтобы сверху спускаться вниз и идти справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и прошел от иудеев к язычникам (Innozenz III., De Sacro Altaris Mysterio, lib. II, c. XLV (PL 217, 825)).
Тут вот только ничего несказанно о сложении перстов - "щепоткой".Вот и сейчас латиняне держат пятерню касаються лба только тремя вытенутами перстами.Что является неполным выражением догмата Троицы во Единицы о чем извещали Афониты Императора Михаила Палеолога,говоря что латины извращают догмат Троичности Бога.
 
Последнее редактирование:
Игорь,интереса ради,а вот это тогда как называется?
Посмотреть вложение 26416 Посмотреть вложение 26415
Википедия мне шепчет так:

"Именословное перстосложение, иллюстрация к сочинению Николая Малаксы из книги Скрижаль 1656 года издания (синие буквы и малиновые стрелочки добавлены в настоящее время для наглядности, и в самой книге отсутствуют)"
 
Надлежит совершать крестное знамение тремя /первыми/ пальцами /правой руки/, поскольку так запечатлевается призывание Святой Троицы (о Которой пророк говорит: «Кто взвесил тремя пальцами прах земли?» (Ис.40:12 (Vulgata). В синодальном переводе «Кто ... вместил в меру прах земли» (прим. перев.))) так, чтобы сверху спускаться вниз и идти справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и прошел от иудеев к язычникам (Innozenz III., De Sacro Altaris Mysterio, lib. II, c. XLV (PL 217, 825)).Тут вот только ничего несказанно о сложении перстов - "щепоткой".
Вот и сейчас латиняне держат пятерню касаються лба только тремя вытенутами перстами.Что является неполным выражением догмата Троицы во Единицы о чем извещали Афониты Императора Михаила Палеолога,говоря что латины извращают догмат Троичности Бога.
Вот так в тройное касание левый кардинал совершает требу папы Иннокентия:
446.jpg

"Полный Церковнославянский словарь"прот.Григория Дьяченко.
1113.png

1114.png
 
Последнее редактирование:
Сверху