Олег, здравствуйте.
Вопросом №1 многие задаются, в том числе и я. Часть ответа я нашел в Деяниях апостолов, в главе 10. Там рассказывается о сотнике (центурионе) римской империи Корнилии, "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу"
(Деян.10:2). Он не был иудеем или христианином, но чувствовал своей душей единого Бога, Которому молился, скорей всего своими словами. То есть был душой, искателем Своего Единственного Создателя. И Бог открылся Ему, на Его молитвы пришел Ангел и сказал: "Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром"
(Деян.10:4-5). И пришел после того к нему Петр и рассказав о Спасителе Христе, покрестил его и его семью. Вот так было.
Многочисленные случаи, когда многие святые приходили к Богу, узнавая о Христе , только с помощью Божественного откровения или Божьего участия.
Дело в том, что душа, не зная информативно Истину в виде Христа, может к Ней все равно стремится, как к Истине. И тут уже и Бог поможет. Вот слова свт.
Феофана Затворника на сегодняшнее евангельское чтение:
"«Неверующий в Сына Божия уже осужден»
(Ин.3:18). За что же? За то, что, когда кругом свет, он остается во тьме по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины.
Пример – св. ап. Павел. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает и со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: взыщи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден."
По поводу вопросов, таких как, когда рядом нет церкви, как спасаться. Тут тоже многий опыт святых. Как например Мария Египетская, проведшая всю свою святую жизнь в пустыне, и причастившись только раз перед смертию, благодаря старцу монаху Зосиме. Не надо забывать, что Церковь не всегда здание. Св. Игнатий Богоносец сказал, "где епископ - там и церковь". На словах апостола Павла стоит вывод, что Церковь - это тело Христово, а тело Христово - это и люди, верующие во Христа Иисуса, объединенные этой верой. Не так все просто.
На третий вопрос, также святоотеческое предание, говорит, что Небеса до искупительной Жертвы Христа и его сошествия во ад были закрыты. Поскольку смерть не была побеждена, а ад не был упразднен. Но там у праведников был свой мирный уголок до прихода Мессии, называемое "лоно Авраамово". Они не мучились так, но и не были в состоянии блаженства.
Я думаю, я немного хоть помог в вашем искании. Спаси вас Бог!