Лучше всех

сомневающийся
Добрый день (утро, вечер) уважаемые форумчане!

Пара цитат от св. отцов:

"Блажен из людей тот, который почитает себя хуже всех". Авва Нил

Брат говорил авве Сисою: "Я замечаю за собой, что памятование о Боге всегда со мной". Старец отвечал ему на это: "Не важное дело, что ты размышляешь о Боге, но то важно – видеть себя ниже всякой твари. Ибо такое уничижение и труд телесный приводят к смиренномудрию".

Признаться эти утверждения поставили меня в тупик.

Поискав у тех же св. отцов объяснения, ничего вразумительного так и не нашел. Только общеизвестное - Бог гордым противится и поэтому нужно смиряться. Но неужели же чтобы смиряться надо обязательно дойти до самоуничижения, до отрицания себя?
Кто, что думает по этому поводу? Желательно поделиться своими мыслями (если есть), а не длинными цитатами.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Понимаете ли, Серёжа, отцы святые наши - что академики для детей ясельного или детсадовского возраста. Чтобы дорасти до их уровня восприятия себя ниже всякой твари, надо аскетикой и молитвой заниматься не леностно.

Нам же, живущим в мирской суете, хотя бы задуматься о том, что живём как-то не добро и признать, что грешим.

неужели же чтобы смиряться надо обязательно дойти до самоуничижения, до отрицания себя
Чем ближе человек к Богу, тем всё более ясно видит своё падение.
ПС
"Отечник" Игнатия (Брянчанинова) может помочь прояснить вам духовный опыт отцов.
 
сомневающийся
Понимаете ли, Серёжа, отцы святые наши - что академики для детей ясельного или детсадовского возраста. Чтобы дорасти до их уровня восприятия себя ниже всякой твари, надо аскетикой и молитвой заниматься не леностно.
Понятно. Спасибо за ответ.
Чем ближе человек к Богу, тем всё более ясно видит своё падение.
ПС
"Отечник" Игнатия (Брянчанинова) может помочь прояснить вам духовный опыт отцов.
Здесь та же проблема. Игнатий (Брянчанинов) нам, мирянам, так же непонятен как и древние св. отцы.
Замкнутый круг.
 
сомневающийся
На бумаге нарисуйте, схематично, как векторы. Ваша воля, т.е. желания, чего хотите в жизни. Воля других людей, общаясь, узнаете ее. Воля Бога, высказана в св. писании.

Исполнение воли других - занятный, развивающий ум квест, выражаясь совр. языком. Путь из индивидуального зверства в мир людей что ли, и далее, в ангельский.
 
Православный христианин
......"Не важное дело, что ты размышляешь о Боге, но то важно – видеть себя ниже всякой твари. Ибо такое уничижение и труд телесный приводят к смиренномудрию".

Но неужели же чтобы смиряться надо обязательно дойти до самоуничижения, до отрицания себя?

Смирение и видение себя ниже всех,это не отрицание себя!Это качество противоположное гордости и надменности.Противоположное высокоумию,высокомерию и хвастовству!Противоположное возношению над ближним,предпочтению себя(своих мыслей,мировоззрения,привычек,вкусов,точки зрения и т.д.) ближнему и всему что есть у ближнего.
Представьте все это и тогда поймете, с Божьей помощью, что лучше быть ниже всех чем считать себя самым-самым!
Истинное смирение не есть отрицание себя!Оно наоборот возвышает,окрыляет человека!
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
По-моему, видение себя ниже всех - это уже высокий уровень, до которого еще дорасти нужно. Это тот уровень, на котором видишь себя как есть. Не думаю, что на эту ступеньку можно искусственно запрыгнуть. До неё доживается. Наверно.
 
Православный христианин
Пока думаешь выше ты других или ниже всех,смирения нет в тебе. Ибо в любви о себе не думают.
А думать и ненадо!Если нужно будет,Господь,кому надо, все покажет!:);)Не всегда человек сам понимает кто он и где он.А иногда даже и неправильно о себе мудрствует!
 
Последнее редактирование:
Прочее
Через самоуничижение всегда проходит тонкой нитью удовольствие. Самоуничижение – это то же самое самоутверждение только с обратной стороны. Когда человек говорит, что стал ниже любой твори, стал самым низким, то он сообщает нам, что стал самым-самым. Он самоутверждается как исключительный. И это, разумеется, всего лишь особая форма гордости. Он достиг вершины с другой стороны. Обычный путь наверх был невозможен или неприятен, и человек нашел обходную дорожку к тщеславию. Мы пользуемся любыми средствами, чтобы возвысить себя. Самоуничижение – это очень искусное средство возвышения. Если человек стремится занять положение, пускай и весьма специфическое положение, то движет таким человеком властное побуждение. В своей «нижайшей» позиции он получает власть осуждать других. И, обвиняя других, он оправдывает себя. Где власть, там всегда есть необходимость унижения. Человек, занятый самоуничижением, это человек, потерявший возможность унижать других. Лишившись этой возможности, он начинает унижать самого себя. Насилие требует выхода, и человек неизбежно начинает насиловать себя. В этом нет ни красоты, ни любви.
 
Православный христианин
Через самоуничижение всегда проходит тонкой нитью удовольствие. Самоуничижение – это то же самое самоутверждение только с обратной стороны. Когда человек говорит, что стал ниже любой твори, стал самым низким, то он сообщает нам, что стал самым-самым. Он самоутверждается как исключительный. И это, разумеется, всего лишь особая форма гордости. Он достиг вершины с другой стороны. Обычный путь наверх был невозможен или неприятен, и человек нашел обходную дорожку к тщеславию. Мы пользуемся любыми средствами, чтобы возвысить себя. Самоуничижение – это очень искусное средство возвышения. Если человек стремится занять положение, пускай и весьма специфическое положение, то движет таким человеком властное побуждение. В своей «нижайшей» позиции он получает власть осуждать других. И, обвиняя других, он оправдывает себя. Где власть, там всегда есть необходимость унижения. Человек, занятый самоуничижением, это человек, потерявший возможность унижать других. Лишившись этой возможности, он начинает унижать самого себя. Насилие требует выхода, и человек неизбежно начинает насиловать себя. В этом нет ни красоты, ни любви.
Здесь речь идет совершенно о другом!Так рассуждая,можно все извратить до неузнаваемости!
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Самоуничижение – это очень искусное средство возвышения. Если человек стремится занять положение, пускай и весьма специфическое положение, то движет таким человеком властное побуждение. В своей «нижайшей» позиции он получает власть осуждать других. И, обвиняя других, он оправдывает себя. Где власть, там всегда есть необходимость унижения. Человек, занятый самоуничижением, это человек, потерявший возможность унижать других. Лишившись этой возможности, он начинает унижать самого себя. Насилие требует выхода, и человек неизбежно начинает насиловать себя. В этом нет ни красоты, ни любви.
Всегда есть взгляд со своей колокольни.
В Ваших рассуждениях человек поставил себя в центр вселенной; в этой системе нет Бога.
 
сомневающийся
Благодарю всех отписавшихся!
Для себя делаю такой вывод - считать себя хуже всех, такая же ненужная крайность как и считать себя лучше всех. Самым адекватным, думаю, будет золотая середина - не хуже других, но и не лучше.

Недавно попалось у Антония Сурожского:

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
“Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!”
– “А что ты делаешь против него?”
– “Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает”.
– “А в чем же заключается твое тщеславие?”
– “Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!”
Я улыбнулся и сказал: “А знаешь что, это правда!”
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:
“Что же тогда мне делать? Я погибла!”
– “Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту”.
– “А как же это сделать?” – говорит она.
“Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице”.


Очень понравилось.
А поскольку далеко не всем, из нас, дано увидеть грехи свои, бесчисленные, как песок морской - подобно Дамаскину, благодарить Бога мы можем всегда и везде, не впадая в ложное смирение.
И это классно!
 
Последнее редактирование:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Благодарю всех отписавшихся!
Для себя делаю такой вывод - считать себя хуже всех, такая же ненужная крайность как и считать себя лучше всех. Самым адекватным, думаю, будет золотая середина - не хуже других, но и не лучше.

Недавно попалось у Антония Сурожского:

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
“Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!”
– “А что ты делаешь против него?”
– “Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает”.
– “А в чем же заключается твое тщеславие?”
– “Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!”
Я улыбнулся и сказал: “А знаешь что, это правда!”
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:
“Что же тогда мне делать? Я погибла!”
– “Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту”.
– “А как же это сделать?” – говорит она.
“Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице”.


Очень понравилось.
А поскольку далеко не всем, из нас, дано увидеть грехи свои, бесчисленные, как песок морской - подобно Дамаскину, благодарить Бога мы можем всегда и везде, не впадая в ложное смирение.
И это классно!
Очень понравился Ваш вывод. Применила к себе и тут же вспомнила фарисея, который тоже Бога благодарил. Что не так с благодарностью фарисея?
 
сомневающийся
Применила к себе и тут же вспомнила фарисея, который тоже Бога благодарил. Что не так с благодарностью фарисея?
Думается, что с благодарностью у него все "так". Немного с самомнением переборщил. :)
 
Екатеринбург
Православный христианин
Человек должен стремиться сохранять в себе Образ Божий, а это довольно высокая планка, требующая постоянной работы над собой.
sdr34%20(192).jpg
 
Православный христианин
Но неужели же чтобы смиряться надо обязательно дойти до самоуничижения, до отрицания себя?
Ни в коем случае нельзя смиряться путем приглушения и самоуничтожения. Основная проблема монастырей и всякого рода аскетов, заключается в закупоре своей энергии на определенное время( дни, месяцы, годы). Происходит физическое истязание своего тела без духовного продвижения. И в этом случае заглушенные чувства и эмоции все равно выйдут наружу в еще более разрушительной форме.
Единственный выход - это трансформация негативных энергий в положительные . т. е направленные в святость.. И это настоящая- духовная работа.
 
Сверху