Кто может вместить

Всем добрый вечер! Мир Вам!

Иисус Христос нам дал в святом Евангелие заповедь «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. 5:48)», а также девять заповедей блаженств, причём форма, в которой они были нам ниспосланы, отличается от десяти заповедей. В Моисеевом Законе всё сравнительно просто: есть запреты, а есть наоборот, предписания. В этом заключается суть Закона. Никто его не умаляет перед Евангелием, однако наш учитель Апостол Павел написал, что «закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр. 7:19). Под Законом, как я понял, апостол Павел имел в виду обрядовые предписания Ветхого Завета. Так вот: десять Заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства, причём без их исполнения невозможно достигнуть духовного совершенства. Здесь тоже всё более-менее понятно: там перечислены основные христианские Добродетели, которые ведут к Святости (нищета духовная, плач (о грехах), кротость, желание правды и праведности, милосердие и милость, чистота сердца, смирение, мир, и так далее). Заповеди блаженств вовсе не пришли на смену десяти заповедям, а дополнили их. Что касается обрядовых предписаний Ветхого Завета, то «ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:13)».

И так, я понял, что Заповеди Блаженств ведут к совершенству. Однако, в Евангелие есть ещё три, что называется, «необходимых для высшего совершенства» Евангельских «совета»

1. Безбрачие (caelibatus) «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Матф. 19:11-12)». Разумеется, понятие скопец (εὐνοῦχοι) имеется в виду не в прямом смысле, а в смысле, ставший безбрачным по собственной воле «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (1Кор. 7:8)». Однако, ни Иисус Христос (Матф. 19:8-9), ни Апостол Павел в браке ничего «мерзкого» не видят (Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13:4)), но безбрачие является идеалом

2. Нищета и нестяжание. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (Матф. 19:20-24)». Здесь тоже всё более-менее понятно

3. Послушание. В Библии об этом прямо не написано, эта концепция разработана апологетами и Отцами Церкви, ведь это верх смирения — наиглавнейшей христианской добродетели (возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф. 11:29-30))

Смысл этих трёх евангельских советов мне понятен: не надо привязываться к высшим мирским наслаждениям, ибо это мешает человеку унаследовать Царствие Божие. И теперь перейдём непосредственно к моему вопросу: в тексте написано «Кто может вместить, да вместит (ὁ δυνάμενος χωρεῖν χωρείτω)». Что значит "кто может вместить", как человеку это понять, и насколько обязательно людям выполнять эти три предписания? За ответ заранее Спаси Вас Бог!
 
Православный христианин
в тексте написано «Кто может вместить, да вместит (ὁ δυνάμενος χωρεῖν χωρείτω)». Что значит "кто может вместить", как человеку это понять, и насколько обязательно людям выполнять эти три предписания? За ответ заранее Спаси Вас Бог!

Если посмотреть на толкование этого места у некоторых Св. Отцов, то можно отметить мнение свт. Иоанна Златоуста, который говорил:
"для чего Он вначале сказал: "не вси вмещают, но имже дано есть"? Для того, чтобы ты с одной стороны познал, как велик подвиг, с другой - не представлял его для себя необходимым. Дано тем, которые хотят. А говорил Он таким образом для того, чтобы показать, сколь великую имеет нужду в божественной помощи тот, кто вступает на этот подвиг, - помощи, которую без сомнения получит желающий."
Схожее мнение у свт. Григория Богослова:
"Когда слышишь: «кому дано», то добавляй, дано призываемым и имеющим к тому расположение"

Как мне кажется, то здесь акцент больше всего сделан именно на того человека, который уже решился на совершение этих подвигов; т.е., фактически, для всей массы христиан это не рассматривалось как общепринятая норма, но как высший идеал, как подвиг, для которого обычных человеческих сил не хватает. И если человек окончательно встаёт на путь реализации этих подвигов, то ему как ни кому другому требуется молитва к Богу по которой ему будет дарована крепость и силы и далее идти по нелёгкому пути.

Как человеку это понять? Мне кажется, что только по результатам собственного опыта прочтения Св. Писания и Св.Отцов, и соотнесения этого с реалиями своей жизни. Требуется акт волевого выбора. При этом, признаюсь честно, я не знаю, что будет с такими, кто не захочет взвалить на себя эти подвиги; наверное таких бы обвинили в "теплохладности", но лично я от этого далёк.

Я думаю, что люди должны сами для себя решить ту меру, по которой они могут выполнять эти три установки.
 
Если посмотреть на толкование этого места у некоторых Св. Отцов, то можно отметить мнение свт. Иоанна Златоуста, который говорил:

Схожее мнение у свт. Григория Богослова:


Как мне кажется, то здесь акцент больше всего сделан именно на того человека, который уже решился на совершение этих подвигов; т.е., фактически, для всей массы христиан это не рассматривалось как общепринятая норма, но как высший идеал, как подвиг, для которого обычных человеческих сил не хватает. И если человек окончательно встаёт на путь реализации этих подвигов, то ему как ни кому другому требуется молитва к Богу по которой ему будет дарована крепость и силы и далее идти по нелёгкому пути.

Как человеку это понять? Мне кажется, что только по результатам собственного опыта прочтения Св. Писания и Св.Отцов, и соотнесения этого с реалиями своей жизни. Требуется акт волевого выбора. При этом, признаюсь честно, я не знаю, что будет с такими, кто не захочет взвалить на себя эти подвиги; наверное таких бы обвинили в "теплохладности", но лично я от этого далёк.

Я думаю, что люди должны сами для себя решить ту меру, по которой они могут выполнять эти три установки.
Ясно. Однако мы все во время утренних и вечерних правил читаем следующие слова "Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа". Параллельных этому месту мест в молитвах чрезвычайно много, у меня сложилось мнение, что воля самого человека идёт, как правило, ему же во вред, а на пользу идёт ему только воля Бога. И ещё нам Павел объясняет, что у одних людей есть Дар от Бога к безбрачию (и таковым лучше оставаться безбрачными) , а кто не имеет такого Дара — тем лучше жениться. "Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1Кор. 7:7)". Возникает недоумение — почему если Бог так определил (а Его воля самая благая , промыслительная, Он всегда даёт человеку лучшее), почему Павел желает другое, чтобы все были как он безбрачными? Как это можно понять ?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
1. Безбрачие (caelibatus)
2. Нищета и нестяжание.
3. Послушание.
«Кто может вместить, да вместит (ὁ δυνάμενος χωρεῖν χωρείτω)».

Что значит "кто может вместить", как человеку это понять, и насколько обязательно людям выполнять эти три предписания?
Три монашеских обета. Монашество не для всех. Но для тех, кто Бога возлюбил более, чем этот тленный мир.

Мы мечемся между желанием достичь чего-то здесь, на земле, земных благ и призывом Христа искать Царствия Божьего прежде всего.
А совершенный человек ищет уже здесь на земле Царствия Божьего и отрёкся от земных наслаждений.
1.Секс.
2.Деньги.
3.Власть.
- это земные цели, противоположные трём условиям следования за Христом.

ПС.
Эти три условия только тех, кто готов отречься от самого себя. Они обрекают эго на смерть.
 
Православный христианин
Ясно. Однако мы все во время утренних и вечерних правил читаем следующие слова "Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа". Параллельных этому месту мест в молитвах чрезвычайно много, у меня сложилось мнение, что воля самого человека идёт, как правило, ему же во вред, а на пользу идёт ему только воля Бога. И ещё нам Павел объясняет, что у одних людей есть Дар от Бога к безбрачию (и таковым лучше оставаться безбрачными) , а кто не имеет такого Дара — тем лучше жениться. "Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1Кор. 7:7)". Возникает недоумение — почему если Бог так определил (а Его воля самая благая , промыслительная, Он всегда даёт человеку лучшее), почему Павел желает другое, чтобы все были как он безбрачными? Как это можно понять ?

Насчёт воли вы правы, безусловно воля Бога для нас более предпочтительна, чем наша собственная воля. Это есть следствие грехопадения прародителей; наша естественная человеческая природа повредилась, и мы утратили возможность мгновенного понимания сути вещей, мы стали подвержены сомнению во всём и во всех. И дальше уже в ход идут наша воля, а точнее "воления". Преп. Максим Исповедник различает в человеке две воли - естественную (природную) и гномическую (выборную). Первая неразрывно связана с нашим повреждённым естеством (природой). И если до грехопадения эта часть нашей воли и нашей природы были полностью согласны между собой в выборе блага, то после грехопадения они чаще всего согласны между собой в выборе злого и дурного. И вот тут уже в ход вступает гномическая воля или воля выбора. Если бы мы следовали только нашей естественной воле и естественной природе, то мы бы совершенно ничем не отличались бы от обычных животных, живущих инстинктами. И именно возможность совершать волевой акт выбора и делает нас человеком. Но и тут есть нюанс: если мы делаем выбор в пользу нашего естества, то чаще всего это те выборы, которые несут нам один лишь вред, духовный и физический. А если мы делаем выбор в пользу Бога и Его заповедей, то внезапно сталкиваемся с поразительным сопротивлением всего нашего естества этому выбору, который подавляет их и обуздывает. Думаю в этом кроется смысл молитвы: "Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа". Чтобы перебороть собственное естество и естественное воление ко греху нам необходима молитва и стяжание благодати Св. Духа. Через это наша естественная воля (и, соответствено, естественная природа) обуздываются и научаются творить только то, что угодно Богу. А там уже - и до теозиса ("обожения") недалеко. Собственно, смысл мысли преп. Максима Исповедника в этом и заключается: в отличии от человека, Господь не имеет нужды выбирать и сомневаться, не только благодаря своему предвидению событий, но и
благодаря тому, что ему не нужно выбирать между благом и злом, поскольку Он сам есть Высшее Благо.

Насчёт второго вопроса относительно "Почему Бог желает, чтобы Павел хотел для других такого же безбрачного состояния, в каком пребывал сам апостол?", то мне кажется, что безбрачие, с одной стороны, уводит человека от проблем, связанных с полом и гендером, как с своеобразными "разжигателями" страстей, а с другой стороны - именно безбрачие и делает человека объектом № 1 для этих самых страстей. Человек семейный в этом плане фактически находится в "безопасной гавани", поскольку у него уже есть жена, и, возможно, как плод любви, - дети. Но постоянная забота об этой безопасной гавани зачастую сподвигает человека на перемещение Бога "на задворки", "на второй план". Возможно в этом смысле идеал целибата - более высокий, поскольку выдвигает Бога на "первый план".
Впрочем, сам Павел признавал, что каждый имеет собственное призвание от Бога, а потому невозможно идеал безбрачия распространить на всех.
 
Три монашеских обета. Монашество не для всех. Но для тех, кто Бога возлюбил более, чем этот тленный мир.

Мы мечемся между желанием достичь чего-то здесь, на земле, земных благ и призывом Христа искать Царствия Божьего прежде всего.
А совершенный человек ищет уже здесь на земле Царствия Божьего и отрёкся от земных наслаждений.
1.Секс.
2.Деньги.
3.Власть.
- это земные цели, противоположные трём условиям следования за Христом.

ПС.
Эти три условия только тех, кто готов отречься от самого себя. Они обрекают эго на смерть.
Н-да... То есть, если человек вступил в брак и у него есть деньги и/или власть — это является свидетельством того, что он "возлюбил этот тленный мир больше, чем Бога"?
 
Насчёт воли вы правы, безусловно воля Бога для нас более предпочтительна, чем наша собственная воля. Это есть следствие грехопадения прародителей; наша естественная человеческая природа повредилась, и мы утратили возможность мгновенного понимания сути вещей, мы стали подвержены сомнению во всём и во всех. И дальше уже в ход идут наша воля, а точнее "воления". Преп. Максим Исповедник различает в человеке две воли - естественную (природную) и гномическую (выборную). Первая неразрывно связана с нашим повреждённым естеством (природой). И если до грехопадения эта часть нашей воли и нашей природы были полностью согласны между собой в выборе блага, то после грехопадения они чаще всего согласны между собой в выборе злого и дурного. И вот тут уже в ход вступает гномическая воля или воля выбора. Если бы мы следовали только нашей естественной воле и естественной природе, то мы бы совершенно ничем не отличались бы от обычных животных, живущих инстинктами. И именно возможность совершать волевой акт выбора и делает нас человеком. Но и тут есть нюанс: если мы делаем выбор в пользу нашего естества, то чаще всего это те выборы, которые несут нам один лишь вред, духовный и физический. А если мы делаем выбор в пользу Бога и Его заповедей, то внезапно сталкиваемся с поразительным сопротивлением всего нашего естества этому выбору, который подавляет их и обуздывает. Думаю в этом кроется смысл молитвы: "Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа". Чтобы перебороть собственное естество и естественное воление ко греху нам необходима молитва и стяжание благодати Св. Духа. Через это наша естественная воля (и, соответствено, естественная природа) обуздываются и научаются творить только то, что угодно Богу. А там уже - и до теозиса ("обожения") недалеко. Собственно, смысл мысли преп. Максима Исповедника в этом и заключается: в отличии от человека, Господь не имеет нужды выбирать и сомневаться, не только благодаря своему предвидению событий, но и
благодаря тому, что ему не нужно выбирать между благом и злом, поскольку Он сам есть Высшее Благо.

Насчёт второго вопроса относительно "Почему Бог желает, чтобы Павел хотел для других такого же безбрачного состояния, в каком пребывал сам апостол?", то мне кажется, что безбрачие, с одной стороны, уводит человека от проблем, связанных с полом и гендером, как с своеобразными "разжигателями" страстей, а с другой стороны - именно безбрачие и делает человека объектом № 1 для этих самых страстей. Человек семейный в этом плане фактически находится в "безопасной гавани", поскольку у него уже есть жена, и, возможно, как плод любви, - дети. Но постоянная забота об этой безопасной гавани зачастую сподвигает человека на перемещение Бога "на задворки", "на второй план". Возможно в этом смысле идеал целибата - более высокий, поскольку выдвигает Бога на "первый план".
Впрочем, сам Павел признавал, что каждый имеет собственное призвание от Бога, а потому невозможно идеал безбрачия распространить на всех.
Ясно.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
То есть, если человек вступил в брак и у него есть деньги и/или власть — это является свидетельством того, что он "возлюбил этот тленный мир больше, чем Бога"?
Он ещё не умер. Монах - уже мёртв для мира и живёт ТОЛЬКО для Бога.
Человек вступивший в брак, думает как угодить любимому человеку, и в этом стремлении может забывать о Боге.
 
Православный христианин
Н-да... То есть, если человек вступил в брак и у него есть деньги и/или власть — это является свидетельством того, что он "возлюбил этот тленный мир больше, чем Бога"?

Я думаю, что это можно уподобить фразе "игра с огнём" или "не суй пальцы в розетку". В каком-то смысле безбрачие, нестяжание и послушание оказываются "проще" (очень грубо говоря), поскольку вместо того, чтобы искать какие-то компромисс, идти на сделки с собственной христианской совестью и т.п. - проще удалиться от всего этого. Что-то в духе "правдой жить - век тужить".

Хотя всё это единственно имеет под собой основание только и исключительно в том случае, если человек стремится воплотить идеалы заповедей Христа в жизнь. Если он просто напросто гнушается "миром", то никакой духовной пользы ему это не принесёт
 
Я думаю, что это можно уподобить фразе "игра с огнём" или "не суй пальцы в розетку". В каком-то смысле безбрачие, нестяжание и послушание оказываются "проще" (очень грубо говоря), поскольку вместо того, чтобы искать какие-то компромисс, идти на сделки с собственной христианской совестью и т.п. - проще удалиться от всего этого. Что-то в духе "правдой жить - век тужить".

Хотя всё это единственно имеет под собой основание только и исключительно в том случае, если человек стремится воплотить идеалы заповедей Христа в жизнь. Если он просто напросто гнушается "миром", то никакой духовной пользы ему это не принесёт
Вы правы. "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин. (51 Апостольское правило)". Так в чём же разница между "гнушаться" и "ради воздержания"?
 
Православный христианин
Так в чём же разница между "гнушаться" и "ради воздержания"?

Я думаю, что разница именно в том, чем обосновывают свои деяния. "Гнушение" может стать прямым путём к гордыне. Например, взять донатистский спор IV века н.э. Официально они выступали против "традиторов" и против того, чтобы их, однажды отрёкшихся принимали обратно в Церковь, считая, что тем самым Церковь запятнает себя, а она должна быть лишь "сообществом святых". Но, по факту, это оказалось гнушением по отношению к ближнему, который по тем или иным обстоятельствам впал в грех, но желал излечится. В итоге Церковь извергла из себя донатистов.

А "ради воздержания" не предполагает гордыни по отношению к окружающему миру и людям. Она не предписывает ненавидеть и проклинать мир и людей.
 
Украина
Православный христианин
Мне кажется мы раскрываемся через молитву пред Богом или через её отсутствие. Послушание как отзвук любви это высоко, так как безбрачие и нищета без послушания Богу превращаются в ничто. Мне кажется даже в монашестве главное обретение любви к Богу и людям. Больше всего вмещают любовь Бога те которые отреклись от мира, причём вспоминая святого Иоанна Кронштадтского это не зависит от безбрачия и нищеты. Что касается духовного совершенства, то мне кажется что оно наступает только с порядком в душе, если в ней всё чисто(чистые сердцем) то это очень хорошо. Нам бы научиться хотя бы вовремя выбрасывать мусор (частое, углублённое покаяние), тогда возможно горение , а то там столько мусора что огонь не зажигается.
 
Сверху