Богоподобие по природе

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
Помогите понять следующие слова о. Даниила Сысоева: "Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле." https://azbyka.ru/obraz-i-podobie-bozhii
Как понять "похожим на Бога по природе"? Если бы он сказал "по характеру", то это было бы понятно. Но разве человек может когда-то стать таким же как Бог по своему существу? Но тогда он перестанет быть творением и станет как один из ипостасей Святой Троицы. Или наверное я тут что-то неправильно понимаю.
 
Россия
Православный христианин
Как понять "похожим на Бога по природе"?
Здесь все просто. Быть похожим на Бога по природе означает быть образом Божьим. Как Бог свободен, так и человек имеет свободу воли. Как Бог разумен, так и человек имеет разум. Как Бог любовь, так и человек способен к любви. Поэтому в своей природе любой человек, злодей и добрый, похож на Бога, Который создал человека по Своему образу.

О. Даниил использовал слова "по природе" вместо "по образу", "по воле" вместо "по подобию".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Помогите понять следующие слова о. Даниила Сысоева: "Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле." https://azbyka.ru/obraz-i-podobie-bozhii
Как понять "похожим на Бога по природе"? Если бы он сказал "по характеру", то это было бы понятно. Но разве человек может когда-то стать таким же как Бог по своему существу? Но тогда он перестанет быть творением и станет как один из ипостасей Святой Троицы. Или наверное я тут что-то неправильно понимаю.
Внимательно нужно прочитать его слова:
...Подобие Божие – это сходство с Ним в Его жизни, нравственной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Священного Писания, значит человек, который любит, поистине любит, уподобляется Богу. Бог есть милосердие, милосердный человек уподобляется Богу. Бог – кротость, кроткий человек тоже уподобляется Богу. Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу. Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие...
Там же
 
Православный христианин
Помогите понять следующие слова о. Даниила Сысоева: "Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле." https://azbyka.ru/obraz-i-podobie-bozhii
Как понять "похожим на Бога по природе"? Если бы он сказал "по характеру", то это было бы понятно. Но разве человек может когда-то стать таким же как Бог по своему существу? Но тогда он перестанет быть творением и станет как один из ипостасей Святой Троицы. Или наверное я тут что-то неправильно понимаю.
Даниил, в тексте: "Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие".
Смотрите, автор завершил фразу безукоризненно: человек имеет природу (пусть повреждённую), наделённую способностью к обожению, которое (обожение) достигается "со временем и в сотрудничестве с Богом"
Итак, отец Даниил ненамеренно употребил смутившую Вас фразу, которая не вписывается в православную антропологию, так как человек по природе не бог, хотя и "мало чем умален от ангелов" (Псалом 8)


3 Когда увижу небеса – дела перстов Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил,

4 то что – человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его?

5 Чем-то малым Ты умалил его пред Ангелами, славою и честью увенчал его,

6 и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его:



Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/psalom-8/

В завершении хочу дать краткую цитату апостола по теме:

Послание к Галатам

2:19. Законом я умер для закона, чтобы жить для
Бога. Я сораспялся Христу,
2:20. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А
что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына

Здесь краткими словами дан алгоритм обожения человека: ещё во плоти находясь, отказаться от человеческой воли и сознательно принять волю Божию, как свою, руководясь ею в мыслях, словах и делах на каждую минуту жизни, днём и ночью.
 
Православный христианин
Но разве человек может когда-то стать таким же как Бог по своему существу?
Таким же как Бог по существу (по природе) человек стать не может. Но о.Даниил и не говорит об этом, он говорит о том, что человек по природе ПОХОЖ на Бога тем, что обладает разумом, свободой воли, способностью обладать властью над Вселенной, личным бытием. Эта "похожесть" дана человеку от рождения; поэтому о.Даниил и говорит о ней как природном свойстве. А уподобляемся мы Богу тем, что стремимся быть похожими на него и в своей жизни, в своих делах, мыслях, следуя заповеди Спасителя: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11:29).
 
Православный христианин
Помогите понять следующие слова о. Даниила Сысоева: "Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле." https://azbyka.ru/obraz-i-podobie-bozhii
Как понять "похожим на Бога по природе"? Если бы он сказал "по характеру", то это было бы понятно. Но разве человек может когда-то стать таким же как Бог по своему существу? Но тогда он перестанет быть творением и станет как один из ипостасей Святой Троицы. Или наверное я тут что-то неправильно понимаю.
Прошу обратить внимание на следующее.
Похожесть надо понимать как свойство схожести в отношении кого-то, когда тот кто похож на кого-то, понимается как образ этого кого-то. Природа человеческая создана по образу Бога, то есть она похожа на Бога, но не является единосущной Богу.
Природа есть начало покоя и движения вещи. В нашем случае человеческая природа есть общее начало покоя и движения, которые созерцаются в каждом человеке как образе Бога. Общее как образ Бога в каждом человеке - разумность, словесность и жизненная сила, посредством который душа оживляет тело.
Подобие же Богу по Его воле есть природная направленность желательной силы души человека на духовное благо.

Учитывая, написанное мной выше, смысл фразы надо понимать следующим образом. Человек как образ Бога со временем станет подобным Богу не только по своей природе - желательному или волевому движению, имеющей целью достижения Блага, - но уподобится воле Богу, которая желает всегда только Блага.
 
Последнее редактирование модератором:
Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
То есть о. Даниил говорит как бы так: " "Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе (то есть на уровне своей человеческой природы быть похожим на Бога каков Он есть по своей природе), но и по своей воле." Если я вас правильно понял, то спасибо за ответы.
 
Крещён в Православии
Всё-таки я бы разделил понятия "природы" и "воли", которые в святоотеческом богословии не совпадали.
Природа (естество) там обозначало какое-либо тварное или нетварное бытие. Природа неделима - она вся присутствует в каждом ипостасном существе (Божеском или человеческом). Во Христе две природы - божественная и человеческая. Природа человека - тоже сложная: состоит из души и тела. Но в этом есть некое соответствие и образ (Божий).
 
Православный христианин
Природа человека - тоже сложная: состоит из души и тела. Но в этом есть некое соответствие и образ (Божий).
У каждого человека не природа сложная, а его ипостась сложная по образу Иисуса Христа.
Воля есть желательная сила души. Воля - это одно из свойств человеческой природы.
 
Крещён в Православии
... не природа сложная, а его ипостась сложная по образу Иисуса Христа.
Да, можно и так сказать; но - именно потому, что термин ипостась более связан с природой (чем с лицом: ипостась Христа усложнилась, а Лицо - нет).
 
Православный христианин
термин ипостась более связан с природой (чем с лицом: ипостась Христа усложнилась, а Лицо - нет).
поскольку ипостась есть самостоятельное бытие, в котором осуществляется природа, а ипостась Христа - это ипостась Бога Слова, то некорректно говорить, что усвоение Богом словом человеческой природы привело к усложнению или изменению ипостаси Христа. К Богу не применимы временные категории.
 
Православный христианин
Да, можно и так сказать; но - именно потому, что термин ипостась более связан с природой (чем с лицом: ипостась Христа усложнилась, а Лицо - нет).
Простая ипостась в одной природе, сложная ипостась в двух природах.
Лицо и ипостась святыми отцами понимаются как синонимичные.
Однако есть отличие. Ипостась - самостоятельное бытие, а лицо - «есть то, что в своих действиях и свойствах обнаруживается ясным и определенным образом, отличным от способа обнаружения однородных существ». (Определение из ФГ) https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/43#sel=7:2,7:20
Лицо Иисуса Христа обнаруживает действие двух природах - Божественной и человеческой.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Крещён в Православии
... некорректно говорить, что усвоение Богом словом человеческой природы привело к усложнению или изменению ипостаси Христа.
И однако, прп. Иоанн Дамаскин в "Точном изложении Православной веры" позволял себе такие "некорректные" выражения (в главах против монофизитов).
 
Православный христианин
Ни в чем. Вы не точно понимаете определение ипостаси.
Ипостась есть бытие - существование. Как в существовании может быть что-то и осуществлятся? Если это что-то есть как нечто отдельное, то это что-то должно иметь свою ипостась.
Природа созерцается в ипостаси.
 
Крещён в Православии
У каждого человека не природа сложная, а его ипостась сложная по образу Иисуса Христа.
Воля есть желательная сила души. Воля - это одно из свойств человеческой природы.
У Иисуса Христа две природы, две воли, два сознания: человеческое сознание и воля Иисуса, и сознание и воля Второй ипостаси Троицы. Вторая Ипостась познаваема в двух естествах: в естестве Человеческом и естестве Божественном - и в этом Вторая Ипостась стала сложной (от слова "сложить").

Ипостаси по человечеству Иисус Христос не имел. Это единственное исключение из определения человеческой природы Иисуса.
Природа человека - тоже сложная: состоит из души и тела. Но в этом есть некое соответствие и образ (Божий).
Душа и тело человека говорят не об образе Божием, а о двухсоставности человеческой природы. У человека - одна природа.
 
Крещён в Православии
Душа и тело человека говорят не об образе Божием, а о двухсоставности человеческой природы. У человека - одна природа.
Да, Вы правы. Конечно, у человека одна природа (душа+тело), но эта природа многоипостасна (Пётр, Павел + ещё 5 млрд.). Божественная природа триипостасна (единство трёх Лиц).
По следам обсуждения можно ли сформулировать, что Ипостась - это способ существования (бытия) к/либо природы (или сущности)? Ведь Ипостась, заключая в себе природу, определяет способ её существования, является принципом её индивидуализации. В ипостаси природа созерцается и воспринимается, является её внутренним содержанием.
 
Православный христианин
Вот и для меня ни в чем

Ипостась есть бытие - существование. Как в существовании может быть что-то и осуществлятся? Если это что-то есть как нечто отдельное, то это что-то должно иметь свою ипостась.
В существовании всегда что-то осуществляется.

И однако, прп. Иоанн Дамаскин в "Точном изложении Православной веры" позволял себе такие "некорректные" выражения (в главах против монофизитов).
Виктор, разве Иоанн говорит где-то, что Ипостась Сына изменилась?
 
Крещён в Православии
разве Иоанн говорит где-то, что Ипостась Сына изменилась?
Он употребляет выражение "усложнилась", ибо два естества "соединились друг с другом в одну сложную Ипостась", "имеет одну сложную Ипостась" и т.д. (это в III книге). Впрочем, терминология в VIII в. ещё не до конца оформилась, и в"Философских главах", например, он пишет, что "ипостась должна иметь субстанцию с акциденциями... Две ипостаси не могут не различаться друг от друга акциденциями..." (гл. ХХХ). Здесь чувствуется ещё до-каппадокийское употребление ипостаси, как синонима сущности (ибо уже Василий Великий различал их, как общее и частное). А Лицо - сущность без акциденций, которая различается только по отношению.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху