Любить людей

Любовь к человеку спасает и спасаемого и спасающего.

...как претворить в жизнь главную заповедь Христа - любить людей?

Нелегкий вопрос... И потому, что именно любовь к людям для нас труднее всего... Почему же она ныне так умалилась в нас?

От насильственной прививки абстрактного материалистического гуманизма мы сегодня, кажется, совсем забыли, что любовь к ближнему и любовь к Богу связаны неразрывно – одно без другого фальшиво и лицемерно. Работник собеса, бесчувственный безбожник с холодным разумом, заботясь о ближнем по служебным обязанностям, являет ли плод сокрушенного любовью сердца?

Тот, кто не любит Бога и тем самым не исполняет Его заповеди, не может иметь истинной любви к людям. И наоборот - тот, кто говорит, что любит Бога, но не любит людей, есть "лжец" (1 Ин. 2, 4).

Эту двуединую апостольскую формулу любви графически отобразил авва Дорофей. Если центр круга - Бог, а люди - радиусы, идущие к Нему от окружности, то их движение к Центру есть одновременно сближение друг с другом. Стремление к Центру есть неизбежность взаимного сближения. И наоборот: если нет движения к Центру, то радиусы не приближаются друг к другу. И - обратное движение, чем дальше будут уходить радиусы людей от Центра, тем все шире будут расходиться их пути, теряясь в пустынях одиночества, что мы сегодня повсеместно и наблюдаем...

Вот что пишет об этом преп. Ефрем Сирин: "Каждый прежде всего всеми мерами да старается иметь с сердцем своим священную любовь и страх Божий… непрестанным памятованием о Господе и его небесной любви…. В любви же к ближнему (после сего) легко уже можем преуспеть. Поставь первое (любовь к Богу) на первом месте, тогда второе, следуя за первым, совершится по порядку!"

Все духовные пути в христианстве поверяются безошибочным показателем любви. Святые Отцы учат о триедином образе этого совершенства: любовь к людям доказывает любовь к Богу, а потому только присутствие ее в этом триединстве (воздержание, любовь и молитва) является духовной гарантией того, что это есть действительно путь к Богу.

Преподобный Серафим Саровский так говорил: "Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя... Но не так, чтобы любовь к ближним... отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, т. е. любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: иже любит отца и матерь паче Мене, несть мене достоин и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть мене достоин (Мф. 10, 37)"

Поэтому нам надо, забывая о себе, искать в людях Бога и в Боге спасаемых Им людей. Это и есть наш жертвенный путь крестоношения - "…видеть в брате своем - Бога своего" (преп. Симеон Новый Богослов).
Будьте по-детски доверчивы, старайтесь изначально разглядеть в любом человеке доброе начало - не должно ни одного человека почитать скверным или нечистым: "Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет" (св.Фалласий).

"Отнюдь никого и ни в чем не обвиняй, но во всем старайся угодить ближнему. И ни о ком не помышляй зла; ибо чрез это сам делаешься злым, так как всякое злое помышляет злой, а доброе добрый. Когда приходит к тебе мысль: "они про меня говорят", - знай, что это враг нашептывает тебе. Не имей никогда таких подозрений. Терпи же все, радуясь и веселясь, ибо велика награда за терпение" (преп. Варсонофий Великий)

Однако "помышлять доброе" о человеке не означает не видеть в нем уродства греха. Это означает только, чтобы, видя это уродство, прозревать за ним божественную первооснову. Это не детская наивность, а великое дерзновение!

В непрестанном пути рождения любви к ближнему человек, не вполне отказываясь от себя, обязательно еще должен научиться любить (т.е. терпеть!) душу, привычки, слабости и пр. другого человека. Будьте терпеливыми и снисходительными! Помните, что Любовь есть Царство Божие, путь к которому проложен через самопринуждение. Поэтому истинная любовь к людям только "силою берется и только употребляющие усилие достигают ее" (Мф. 9, 12).

И поскольку любовь к Богу доказуется в отречении от падшего мира, то без этой мироотреченности невозможна и истинная любовь к человеку. Поэтому для полноты жертвенной любви надо сначала забыть о себе и отречься от мира греха в самоочищении. "Не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей" (св.Исаак Сирин).

Любовь к человеку спасает и спасаемого, и спасающего. Но для того, чтобы духовно спасать других, надо сначала спасти себя. Если человек сам утопает, он не может спасать духовно утопающих.
"Смотри, не разори своего дома, желая построить дом ближнего. Трудное это дело и неудобь исполнимое" (преп. Симеон Новый Богослов).

Дерзайте в любви, внимая себе!
И - спасайтесь, безмолвствуя с миром греха!
 
Последнее редактирование модератором:
Критерии любви

Учение о смирении, то есть осознание своего греховного недостоинства, есть основа всего христианского подвига, так как только оно есть "предтеча любви", которая вводит человека в царство Божией благодати.

Вне "отрешения от вещественного", т. е. от греха, не может быть истинной любви к человеку, поэтому Святые Отцы советуют проявлять осторожность ко всем тем душевно-телесным явлениям, которые воспринимаются нами как любовь к людям. Грань между истинной любовью и волей греховной плоти иногда трудно уловима - "начавши духом, - плотию оканчиваете" (Гал. 3, 3).

Исполняя обязанность долга любви к ближним материальной помощью или реальными услугами, можно быстро впасть в искушение. Люди легко поддаются фарисейскому самолюбованию - вот какой, мол, я добрый и праведный! Часто помогают из жалости, которая вовсе не тождественна Любви. (См."Жалость - православное качество?")

Старец Паисий Святогорец учит так сдавать духовный экзамен: "Если человек имеет достаток и подает милостыню, то невозможно понять, есть у него любовь или нет, потому что он может давать не от любви, а для того чтобы избавиться от каких-то вещей... Если я имею настоящую любовь, то отдаю бедняку хорошие часы. Но когда ты даешь старое, в тебе еще живет ветхий человек, а когда ты даешь новое, то ты человек возрожденный. Состояние же, когда ты оставляешь у себя и старые. и новые и не даешь вообще ничего, является адским...

Если тебе больно за кого-либо и помогаешь ему, то подумай на какую бы ты пошел жертву, если бы на его месте был Христос. В лице своего ближнего мы должны видеть Христа...

Человеку для того чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, должно прежде всего испытать себя - радуется ли он отдавая, а не принимая.

Любовь должна быть для всех одна, невзирая на чины, звания и награды, все должны занимать в сердце человека одинаковое место... "


Испытывайте себя этими критериями - и тогда искренность вашего смирения станет живой правдой забвения себя в любви к Богу и людям.
 
Последнее редактирование модератором:
Вершина любви

И еще...

Целью христианской жизнью является преображение человека - стяжание им высшей формы божественной любви (греч. - "агапе").

Это уже не простая любовь к отдельному индивидууму или единомысленной группе, а духовное единение, добросердечие, любовь за всех и независимо ни от чего. «Агапе» направлена на всех людей, на любого ближнего, который оказался поблизости, она есть любовь нисходящая, жертвенная, милующая. Она - "высший пилотаж" христианина!

Это - непрестанная молитва за других: и о тех, кого любим, и от врагах наших, и "о мире всего мира":

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья,
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

(А.К.Толстой "Иоанн Дамаскин")

Именно к такой любви стремятся уходяшие в затвор монахи-аскеты, исполняя величайшее и нужнейшее для всех дело: служение любви "трудом молитвы и скорбью сердца".

"Служение безмолвника - плач пред Богом и ходатайство о своих грехах и немощах, о грехах и немощах всего человечества" (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
 

Многие знают шедевр, написанный Сергеем Бехтеевым в Ельце в октябре 1917 года —

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Но мало кто знает, что через 10 лет уже в Сербском изгнании он как бы в продолжение написал строки о любви к людям:

Любить народ – не значит льстить
Его злодействам и порокам,
Не значит рабски лебезить
Перед его капризным роком.

Любить – не значит поощрять
Распутство, подлость и гордыню,
Не значит слепо прославлять
Жрецов, позорящих святыню.

Друзья мои! Любить народ –
То значит с мужеством пророка
В дни своеволья и невзгод
Громить открыто зло порока.

Любить – не значит всё прощать,
Нет, - это гибель для народа, -
Кто любит – должен исправлять
Родного, милого урода...
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху