141 правило Номоканона

Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте Алексей Михайлович! Помогите, пожалуйста, понять смысл Правила 141 Номоканона: "Священник аще послет чтеца, или иного кого, да причастит человека. да отлучится, по четыренадесятому правилу, еже в Лаодикии собора". Что имеется в виду? По всему видно, речь идет о какой-то в прошлом имевшей место практике церковной жизни. И как это можно перевести на современный русский?
 
Здравствуйте, Геннадий!

В данном правиле речь идёт о том, что преподавать Святые Дары является правом священника, а не чтеца или кого-нибудь иного, пусть даже этот иной действовал бы по распоряжению священника.

Привожу комментарий, заимствованный из пособия "Номоканон при большом требнике с толкованиями": "Въ 14-мъ правилѣ Лаодикійскаго собора запрещается собственно посылать въ дни Пасхи, изъ одного прихода въ другой, св. дары въ видѣ привѣтствій или благословеній... Ближе относятся къ предмету настоящей статьи Номоканона слѣдующія слова Златоуста въ 45 бесѣдѣ на евангеліе Матѳея: „не видишь ли, что одному іерею предоставлено преподавать чашу съ св. кровію?" [1, с. 280].

Благодарю за вопрос!

1. Павлов А. Номоканон при большом требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешкля, 1897.
 
Сверху