Так может и с дьяволом так ? Если есть свет, но нет тьмы, то может есть Бог и нет дьявола, может дьявол другая сторона Бога ? Я с одним иудеям переписывался так он говорит что иудей дьявола не признают .Почему ? Или дьявол есть, но живёт во тьме ?
Так далеко уйдешь, но там болото.
Разные теории двух сторон, начал, дуализм были и у древних греков, но в неоплатонизме преодолевается. И на языческом востоке, на ряду с другими мировоззрениями.
https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/6_1_2
В ветхозаветном иудаизме, как ты наверное и сам знаешь, такого нет; в его основе монотеистическое Божественное откровение. А вот для кого дуализм характерен, прямо по твоему описанию:
http://www.eleven.co.il/article/11478
... относительный, а не абсолютный дуализм характерен для некоторых течений еврейского мистицизма, ассимилировавших элементы гностических учений. Наиболее заметно проявление дуалистических тенденций в каббалистической концепции греха (см. Каббала). Глубокое чувство реальности зла заставило многих каббалистов постулировать существование демонического царства зла (ситра ахара) или эманации (ацилут) левой стороны, являющейся обратным, зеркальным отражением «стороны святости», с которой она пребывает в борьбе.
Но там же, со ссылкой на известного средневекового ученого и толкователя талмуда,
согласие с ветхозаветным иудаизмом:
Преодоление дуализма в средневековой еврейской философии достигалось с помощью отрицания самостоятельного субстанциального бытия зла, которое признавалось лишь отрицанием добра, подобно тому, как тьма является лишь отсутствием света (см. Маймонид).
Вот, пожалуйста, ветхозаветный иудаизм и христианство,
пророк Исаия,
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Ис. 14:12-15)
пророк Захария,
И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Зах. 3:1-2)
Господь Иисус Христос, говорит о том же,
Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10:18-19)
св. ап. Иоанн Богослов,
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним." (Откр. 12:7-9)
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. (Откр. 20:2-3)
теперь к раннему откровению, Пятикнижие Моисея, о змее древнем
(Откр. 20:2-3),
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3:1)
...
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3:14)
Толкование,
Сохраняется параллель змей-дьявол (падший дух) и змей-животное,
... как змий и диавол представлялись в одном лице во время искушения человека, так Бог в одном же лице поставляет их пред судом своим; и что слова проклятия, одним общим знаменованием, объимают и то, и другое существо (свт. Филарет Московский)
для Быт. 3:1,
... слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем. 2:24), а этим животным, обыкновенным змием, воспользовался как удобным орудием (свт. Иоанн Златоуст).
... змий–искуситель есть истинное, но не простое животное. Им действует существо высшего рода, ибо действует разумением; но существо злое, ибо действует против воли Божией, к погибели человеков и к собственному наказанию. Сие есть то существо, которое точно от искушения и прельщения человеков в Слове Божием называется древним змием, диаволом, сатаною (Откр. 20:2; Зах. 3:1), человекоубийцею от начала, отцем лжи (Ин. 8:44). Как таковым никакое существо не могло выйти из рук Творца, то должно полагать, что оно сделалось таковым чрез отпадение от Него. Сие также подтверждается Словом Божиим, когда оно говорит об ангелах, не сохранивших своего начала, но оставивших свое жилище (Иуд. 1:6). Начало их отпадения некоторые полагают в зависти человеку (Прем. 2:24), а некоторые — в гордости и уклонении от любви Божией к самолюбию (Ис. 14:12-14), почитая зависть уже следствием падения. Моисей показывает не самое существо, а орудие искусителя, потому что его намерение показать кратко начало повреждения человеческого естества не позволяет ему входить в отдаленные и трудные подробности о свойстве отпадших духов и потому что он хотел представить искусителя точно и единственно в том виде, как он явился Еве, дабы показать, что, несмотря на сию личину, он удобно мог быть открыт и узнан. Когда змию приписывается хитрость преимущественно пред всеми животными, сим показывается естественное совершенство сего животного, которое и Христос представляет образцом мудрости (Мф. 10:16). Диавол избирает таковое орудие для удобнейшего в нем действования и сокрытия обмана. Бог попускает сие для того, чтобы человек в самом орудии искушения видел образ осторожности. Змий является говорящим. Напрасно сие относят к естеству находившихся в раю животных. Сие было искусство диавола, хотевшего привлечь к себе Еву любопытством и удивлением. Впрочем, она из сего самого искусства могла заключать о свойстве существа, которое скрывается в чужом виде и не смеет явиться в собственном. (свт. Филарет Московский)
для Быт. 3:14,
Так как в лице змия-искусителя соединялись, как мы видели, два отдельных существа - злой дух и естественный змий, то все это одновременно относится к ним обоим: к змию, как видимому орудию - прямо непосредственно, к диаволу же, как его невидимому деятелю, - опосредовано и путем аналогии. В частности, проклятие естественного змия, преимущественное по сравнению со всей остальной тварью, также подвергшейся работе истления (Рим. 7:20), есть как бы справедливое возмездие за его бывшее прежде превосходство над ней (Быт. 3:1). По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змия на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло природное свойство; но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, - теперь же оно становится символом унижения и презрения (Втор. 32:24;Мих. 7:17) по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста - о снедении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змия, поскольку оно неизбежно ведет за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными ее нечистотами. В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений. (Толковая Библия А.Лопухина)
Т.е. параллель "будешь ходить на чреве, будешь есть прах" - для змея буквально (тж. биологи отмечают у змей следы бывших лап), для дьявола свержение с неба на землю или же, по словам свт. Филарета: "гордость диавола будет усмирена, так как у Псалмопевца (Пс. 71:9) выражение полизать персть означает состояние униженного врага; что все пожираемое алчною злобою врага Божия будет только земля и тлен, его не насыщающий, ниже укрепляющий, но приготовляющий его владычество к конечному разрушению".
См. тж. http://bible.optina.ru/old:gen:03:start
Видим, что это одно цельное представление, ветхозаветное иудейское и новозаветное христианское,
о тварных духах, бывших прежде благими Ангелами, но под начальством дьявола падших и низверженных за отступление. О "другой стороне" Бога не может быть и речи.
Если говорить о дуализме, он несостоятелен.
Благий Бог (Мф. 19:17, Мк. 10:18, Лк.18:19) - Источник жизни и всякого блага.
Как представляете абсолютную противоположность? Уже при абсолютном отсутствии всякой жизни, как можно говорить об абсолютном зле или вообще каком-то зле? Груда камней зло? Бездушные хаотичные частицы зло? Бессмысленно.
Так вот уже у Платона дуализм не такой, где абсолютное благо и зло равно-противоположны, но благо больше (в начале ссылка на Догматическое богословие), а зло у него кажется похожим на научную энтропию, стремление материи к самораспаду, хаосу. Но мы и так знаем, что наш мир тленный, и более того знаем. Эти древние потуги о дуализме для нас не представляют интереса. А каббалистские формулировки о "другой стороне" Бога это вообще страшная ересь.
Логически ложь противоположна истине как отрицание истины, несоответствие ей,
любая не-истина,
факт отступления от истины и последующего удаления от нее в любую сторону, мало или много. Но
качественно они не равно-противоположны; истина одна определенная, а отступлений от нее (не-истин, лжи) может быть много самых разных. Например,
2x2=4 - истина - единственно верное выражение, а любые другие ложны, и их бесчисленное множество 2x2=2, 2x2=11, 2x2=291 ... Или если белый истина, то серый (светло-
черный), розовый (светло-светло-
красный), бежевый (светло-
коричневый), отклонения от белого в разный спектр в разной степени.
У дьявола остаются блага, которые он получил от Бога: он живой (пользуется жизнью от Источника жизни) и разумный (дар Божий). Но как творение, первым отступившее от Бога, он имеет как бы «авторские права» на отступление и последующий грех или ложь.
В принципе, мы говорим о мире ангельском и земном - масштабе творения, который нас касается, и здесь отступление дьявола и вселенская драма для нас значительны, но ведь теоретически Бог мог бы создать и больше разных миров, в которых отступление дьявола могло бы вообще не иметь значения, а Творец точно так же остается вне творения и бесконечно больше всего созданного.
Итак, дьявол это всего лишь творение и никак не может быть равно-противоположен Богу или "другой стороной", как и ничто не может быть ни равным ни равно-противоположным Богу нашему: Творцу, Истине, Премудрости, Высшему Разуму, Свету, Жизни и самой Благости, Источнику и подателю жизни и всякого блага. По замыслу Творца, разумное творение (ангелов и людей), как наиболее Себе уподобленное, Он наделяет
свободной волей. И именно эта категория дает
разумному творению возможность выбирать: оставаться в единении с Ним или идти путем лживым, отступления и греха.