Продолжать разговор, не вижу смысла.
Владимир, Михаил, о чем спор? Все же просто.
Воспроизвожу логику Владимира. Понятно, что других Создателей, кроме Бога, нет. Следовательно, диавол создан Богом. А также комары, терния, вирусы, да и вся прочая гадость, которая нам успешно жизнь отравляет. Остается крайне сложный вопрос - зачем это было надо Богу?
Для Михаила, как и для многих остальных (включая меня) очевидно, что в рассуждениях Владимира есть ошибки.
В данном случае нет смысла просить Владимира дать правильные ответы на такие сложные вопросы самому, а достаточно показать ему Православное учение о сем предмете и уже в его свете указать на ошибки, которые были допущены в рассуждениях.
Во-первых. Бог свят и всесовершенен всецело и вообще не способен на грех или низость. Допускать помысел, что Бог создал диавола специально для того, чтобы кого-то диаволом воспитывать, допускать, что Он его создал таким уродливым изначально или что Он создал его для такой участи, а не для иной, есть самое банальное и грубое богохульство.
Поймите, о Боге нельзя рассуждать иначе, кроме как богопристойно. Непристойно считать Творца настолько коварным, специально создающим бедных ангелов для того, чтобы они стали диаволами. Так мыслить просто нечестиво и гнусно. Бог в принципе на такое не способен в силу своей абсолютной святости.
Нечестиво будет также мыслить, что Бог будто бы не смог предугадать и предузнать, кто кем впоследствии будет. Подобное утверждение умаляет всемогущество Божие и ставит под сомнение само божественное достоинство, и есть ничто иное, как тоже самое богохульство.
Поэтому ответ, почему существует зло, кроется в тайне личного. Надо узнать сначала "богословие личности", чтобы понять почему Сам Бог всемогущий не имеет власти вторгаться ни в чье личное пространство. Неважно, человека или ангела. Вот главный ответ, почему стало возможно зло - оно не было ни санкционировано, не задумано Богом изначально, тем не менее, оно есть, не согласно божией воле, а вопреки ей.
Поэтому ответы есть на все вопросы:
1) диавол стал диаволом сам, без божией на то помощи и санкции;
2) Бог его и прочих создал святым ангелом для блаженства (и многие, кто того захотел, остались ими), а уж это его дело, что он захотел иной путь, а то, что на сем пути уже блаженства нет, тому причина очень простая - источник всякого блаженства, довольства есть только Бог, удаляясь от Него, удаляешься от блаженства, там где нет блаженства, там противоположное. Все очень просто;
3) Даже банальные комары и вирусы стали вредить человеку из-за того, что произошло грехопадение, которое волнами распространило проклятие на все видимое творение. Человек из возглавляющего творение превратился в его раба, по точному глаголу Писания, "уподобися скотом несмысленным приложися им".
Проклятие, иреченное Богом при изгнании из рая: "Терния и волчцы произрастит тебе земля..." вот они и выросли, терния-то, они не были созданы специально терниями изначально, мне думается, что они либо не могли вредить не падшему еще человеку или в силу его неуязвимости, или в силу того, что и сами были еще не прокляты и были иными терниями, какими-то такими, что мы теперь и представить не можем. Ведь у человека с грехопадением изменилась природа на падшую, изуродованную, по причине неестественного разрыва с Богом, который не был заложен в нашу природу, мы вообще не сотворены быть автономными от Бога, наша гибель и падение состоит в разрыве с Богом, равно и спасение есть соединение с Ним, а человек был главным в природе, природа от него получала освящение, через него была связанна с Богом, вот пал возглавляющий, и ради него падшим и тленным стало все творение. Ради наших грехов в мире столько хаоса, боли и смерти. Ведь Бог не создавал такого уродства, он не мог о сем сказать "вся добра зело". Бог не создавал мира по теории естественного отбора, этот волчий закон воцарился с падением, т. е. из-за нас, из-за людей.