В
Минологии Василия II (конец X века) и в Синаксаре Константинопольской церкви (X век) рассказ о воскресении и вознесении Марии отсутствует; в них рассказывается о том, что по просьбе Фомы, которого не было на погребении Марии, апостолы открыли гроб на третий день. В нём не оказалось тела Марии, а была только её одежда, и поясняется, что Бог перенёс тело своей матери в место которое он сам знает
[32].
Синаксарь дополняет этот рассказ, сообщая о том, что одежды Марии, которые были найдены в пустом гробе, были перенесены впоследствии во
Влахернский храм[33].
Я лично думаю что при передаче одежд Богородицы и пелен погребальных именно Иерусалимская церковь передала предание о Успении Божией Матери, что потом и вылилось в сочинение огромного количества разного рода повествований (апокрифов) на основании этого факта.
Согласно церковному преданию,
Богородица скончалась в Иерусалиме на горе
Сион. Апостолы похоронили Её в Гефсимании, где находилась гробница Её родителей
Иоакима и
Анна, а также гробница
Иосифа Обручника[2].
Апокриф «Cказание об успении Святой Богородицы» (написан не ранее IV века) сообщает, что
Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе»
[3]. Отсутствовавший при погребении
апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией. Открытый гроб оказался пустым.
Первое письменное упоминание о церкви на этом месте датируется VI веком, когда над гробницей Богородицы была построена круглая церковь императором
Маврикием Тиберием. Храм был разрушен персами в 614 году. Затем церковь была перестроена и имела два уровня
[4].
В VII веке гробница Богородицы была вскрыта по решению
Шестого вселенского собора,
по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены[5].
В Константинополе Пульхерия построила 3 храма:
Влахернская церковь,
монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии.
Согласно Никифору Каллисту, Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии; в храме Одигитрии поставила
икону с портретом Богоматери[18]; во Влахернский пожертвовала
погребальные пелены Богоматери, присланные из Иерусалима архиепископом
Ювеналием.
[19]
В
Минологии Василия II[7][8] рассказывается, что пояс и риза Богородицы хранились в
Иерусалиме; при императоре
Аркадии (
395—
408 годы) пояс был перенесён в
Константинополь из
Иерусалима и положен в небольшой ковчег.
Поэтому думаю что до того момента когда нашли Честной Крест Господа нашего, собирания предания о
Богородице не было, а затем императоры Константинополя нашли пояс Богородицы, Её гробницу, погребальные пелены, и выяснили обстоятельства Её вознесения на небо Господом, и именно из-за этого этот праздник Успения установился в церкви так поздно.
Тайна сия велика есть, но я верю что такие святые как
Иоанн Дамаскин , Косма Маюмский на основании достоверных для себя сведений писали каноны прославляющие Успение Божией Матери.