Дух, душа и тело

Православный христианин
Апостол Павел говорит, да будут совершены ваши дух, душа и плоть в пришествии Господа Иисуса Христа. Что он имеет в виду в данном случае под словом дух? Дух как часть трехсоставной природы человека или он под словом дух тут подразумевает личность человека, его ипостась, которой принадлежат душа и тело двухсоставной человеческой природы?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Фаддей!

Под духом (применительно к приведенному Вами контексту) святые отцы понимали высшую силу души - ум. При этом они не считали, будто ум заключает в себе какую-то особую субстанцию (сущность, естество), отличную от субстанции души. В отношении спасения ум выделялся ими особо потому, что именно благодаря разуму человек может осознанно устремляться к Создателю, осуществлять осмысленные действия, направляя их на Добро.

Говоря о человеческой природе, отцы указывали на её двухсоставность (отмечая разумную душу и плоть). О возможности самостоятельного субстанционального существования души в отдельности от тела Писание свидетельствует неоднократно (сама смерть человека есть свидетельство отделения души от тела). О возможности же самостоятельного существования ума в отдельности от души не говорится ни в одной из Священных Книг.

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Здравствуйте, Фаддей!

Под духом (применительно к приведенному Вами контексту) святые отцы понимали высшую силу души - ум. При этом они не считали, будто ум заключает в себе какую-то особую субстанцию (сущность, естество), отличную от субстанции души. В отношении спасения ум выделялся ими особо потому, что именно благодаря разуму человек может осознанно устремляться к Создателю, осуществлять осмысленные действия, направляя их на Добро.

Говоря о человеческой природе, отцы указывали на её двухсоставность (отмечая разумную душу и плоть). О возможности самостоятельного субстанционального существования души в отдельности от тела Писание свидетельствует неоднократно (сама смерть человека есть свидетельство отделения души от тела). О возможности же самостоятельного существования ума в отдельности от души не говорится ни в одной из Священных Книг.

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Спаси Господи за ответ! Все таки мне не совсем понятны до конца смыслы вкладываемые в термины природа и ипостась при рассмотрении человеческого существа. Понятно из писаний святых отцов, что душа имеет три силы, ум, чувства и волю, являющиеся как бы средствами бытия в духовном мире, как тело в материальном.
А тот кому они принадлежат и кто ими управляет это личность? (Ипостась) или как об этом следует думать? Или это относится все таки к природе и ум, высшая сила души и есть то "я" который управляет мыслями, чувствами и желаниями? Мне кажется важным разобраться в этом вопросе для правильного понимания догмата боговоплощения.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Фаддей!

Понятие "личность" соответствует в богословии понятию "ипостась". В свою очередь понятие "ипостась" не всегда заменимо понятием "личность". Дело в том, что личностями именуются только те ипостаси, которые обладают личностными свойствами, в частности, разумом, свободной волей, нравственным чувством. Скажем, человека мы можем обозначить и как ипостась, и как личность, а камень или ежа - только как ипостась.

Вопрос о том, что такое сущность и что - ипостась, я подробно рассматривал в статье: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Спаси Господи! А где весь этот учебник можно почитать «Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении»?
 
Православный христианин
А в чем тогда ересь Аполлинария?
"Аполлинарий известен своим оригинальным учением о личности Христа, которое церковь объявила еретическим. Исходя из того положения, что совершенный человек и совершенное Божество не могут соединиться в одно лицо и что, далее, Христос как совершенный человек был бы греховен и, следовательно, неспособен к искуплению, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа — тело и душу, третью же часть, ум, занимал в нём Божественный Логос. ."

Здравствуйте, Фаддей!

Под духом (применительно к приведенному Вами контексту) святые отцы понимали высшую силу души - ум. При этом они не считали, будто ум заключает в себе какую-то особую субстанцию (сущность, естество), отличную от субстанции души. В отношении спасения ум выделялся ими особо потому, что именно благодаря разуму человек может осознанно устремляться к Создателю, осуществлять осмысленные действия, направляя их на Добро.

Говоря о человеческой природе, отцы указывали на её двухсоставность (отмечая разумную душу и плоть). О возможности самостоятельного субстанционального существования души в отдельности от тела Писание свидетельствует неоднократно (сама смерть человека есть свидетельство отделения души от тела). О возможности же самостоятельного существования ума в отдельности от души не говорится ни в одной из Священных Книг.

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Нашел вот такой ответ, который помог мне уяснить этот вопрос:
«Какое различие между душою и духом?
Хотя сила, приводящая в движение материю, называется душою (жизнью); а сила располагать внутренними движениями, улучшать их и совершенствовать, именуется духом; однакожь душа и дух составляют одно средоточие жизни.

Душа наблюдает и рассматривает мир существ конечных; а дух мыслит о Бесконечном. Душа воспламеняется чувственными пожеланиями и управляет движениями членов; а дух обнаруживается высшими склонностями и намерениями. Но при всем этом различии душа и дух не суть два начала деятельности в человеке, а одно.

Сие тождество души и духа несомненно доказывается единством их самопознания: так как наше я, наблюдающее и мыслящее, признает себя одним и тем же; и различие между ими очень легко объяснится различным отношением их к телу,— их зависимостью или независимостью от тела.

Дух является как душа, когда он действует в первой системе; напротив того душа именуется духом, когда она живет в самой себе.

По этому единству души и духа и употребляются сии выражения одно вместо другого, для означения сознательного и свободного начала вообще.»(Иеромонах Арсений Троепольский)
 
Сверху