Форумы - школа православия или ярмарка тщеславия?

Святая Русь
Православный христианин
Прочитал статью архимандрита Рафаила (Карелина) с аналогичным названием и захотелось поделиться.

О. Рафаил пишет: "В настоящее время принадлежностью православных сайтов (или называющих себя православными) стали форумы. Это создает определенные проблемы и опасность, так как раньше люди получали сведения о Православии из книг, которые писались православными богословами и церковными деятелями. А теперь на форумах человек может потеряться в хаосе мнений, самого различного содержания и уровня.


В принципе я не против форумов – они могут принести пользу, но при условии, если там будут выступать люди, профессионально подготовленные к обсуждению богословских или иных вопросов. Здесь необходима четкая и строгая работа модераторов, иначе, выплеснувшаяся на форуме грязь, может отравить участников и читателей форума, которые не поймут, где Православие, а где заблуждение. Если форум отдан на самотек, то с ним произойдет тоже, что с садом без садовника: сорняк заглушит остальные растения. Поэтому мне кажется, что православной общественности следует подумать о негативных сторонах подобных форумов и способах нейтрализовать их возможный вред.


Форумы бывают разные. На форумах люди делятся своим опытом, и этим обогащают друг друга, некоторые темы носят не только информативный, но и дискуссионный характер; а что касается теологических вопросов, то для учредителей и участников форума, это должно быть связано с большой духовной и нравственной ответственностью, чтобы ложный взгляд не навредил новоначальным, ищущим ответы на свои вопросы.


На форуме должно более ясно определяться православное сознание, а не само Православие глохнуть в перепалке и брани. Это относится не к какому-нибудь форуму конкретно, а ко всем форумам, которые ведутся на сайтах, называющих себя православными. Здесь должны быть более четко поставлены задачи, цель и направленность самого форума. Надо следить, чтобы выступления участников были аргументированы, а не походили на выкрики во время уличных демонстраций, если не сказать, потасовок. При этом модераторы должны комментировать выступления, так как большинство читателей форума не обладают нужной богословской подготовкой, и нередко даже не понимают о чем идет речь.


Мне кажется, что форумы, самовольно присвоившие себе название "православные", на самом деле нередко превращаются в борьбу против Православия, так как они, внешне стилизируя себя под Православие, протаскивают ложные идеи и тем самым дезинформируют участников и читателей форумов.


На форумах, по сути дела, не существует православной цензуры (не считая личных симпатий учредителей форума); каждый может, пролистав несколько страниц из богословской книги, высказать собственные мнения и выступить со своей концепцией, которая внезапно пришла ему в голову, как великое открытие. Люди, читающие бредни этих безответственных крикунов, могут вообще потерять ориентиры Православия. Для того чтобы вести дискуссии по богословским вопросам, необходимы определенные знания, но на форумах этого не требуется; получается наоборот: чем меньше знает человек, тем он более ведет себя развязано, тем слабее у него работают сдерживающие центры в голове, тем больше он старается перекричать других. Поэтому "форумчанин" должен обладать определенным богословским цензом и знаниями, чтобы он имел нравственное право через форум делиться с другими, и тем более поучать их.


Я думаю, что базар, в который превращаются некоторые форумы, на руку тем антиправославным силам, которые хотят разрушить церковное Предание и традиции, вызвать сомнение в учении Церкви для того, чтобы затем создать новый вариант либерально-гуманистического христианства, где человек займет место Бога, понятие греха будет уничтожено, и сама свобода как свойство богоподобия сольется с понятием вседозволенности.


Удивителен самоуверенный тон, с которым выступает значительная часть участников форума по богословским вопросам. Удивляешься, с какой высоты они говорят. С высоты богословских трудов, которые они составили? – о таких трудах вообще никто не знает. С высоты подкинутых им шпаргалок? – тоже не думаю, слишком низок уровень таких словоизлияний; составители шпаргалок могли бы подсказать более хитроумные доводы. С высоты собственного, вздернутого вверх носа, который они представляют как высоту Эйфелевой башни? К сожалению, приходится согласиться с последним
." Подробнее: http://karelin-r.ru/diskuss/156/1.html
 
Православный христианин
Это старая статья 2007 г. У меня к ней отношение неоднозначное. В принципе (при всем уважении, признании заслуг и проч) о. Рафаил все. что сказал про обитателей форумов, мог бы сказать и про самого себя. И про богословскую подготовку, и про самоуверенный тон. Ведь он тоже обитатель интернет-пространства, как и все остальные, и все слабости, которые он другим приписывает, ему тоже не чужды, хотя, может быть, и в меньшей степени.

То есть правильней было бы говорить, не вы все самоуверенные недоучки, а мы. О. Рафаил этого не делает, и тем сам себя ставит в число тех, кого осуждает, а свой постинг лишает христианского содержания.

Несколько смешным выглядит и предложение:

"В принципе я не против форумов – они могут принести пользу, но при условии, если там будут выступать люди, профессионально подготовленные к обсуждению богословских или иных вопросов".


Такое впечатление, что автор отстал от жизни (что не удивительно для 2007 г.:). Сейчас уже очевидно, что жизнь на православных форумах затихает, в некоторых жизнь вообще едва теплится, и это при том, что в них участвуют все желающие. А форумы, в которых бы участвовали одни специалисты, не проживут и месяца (и такие примеры тоже бывали).

Форумы, в которых все зарегулировано, с усиленной модерацией, долго не живут. А на тех, на которых вообще нет никакой модерации, да, процветают все те самые явления, на которые указал о. Рафаил. Что лучше? Я думаю, что сама такая постановка вопроса ложная.

В Византии люди, хотели это власти или не хотели, обсуждали богословские вопросы на рынках. А сейчас обсуждают на форумах. Это такая форма жизни, которая сама себя регулирует, надо относиться к ней как к объективной реальности и радоваться тому, что эта жизнь, со всеми ее достоинствами и недостатками, еще существует.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Мир всем!

По-моему, правильная статья.

С недавних пор я стал рассматривать форум как возможность смирить себя. Понял, что не всегда высказывался для по делу. И стараюсь сейчас проверять, спрашивать себя: а действительно ли я полностью (внутри себя) согласен с тем, что собираюсь написать? Читаю много, но воздерживаюсь от комментариев.

А на время постов - и вовсе ухожу с форума, даже не читаю. Чтобы не соблазняться.

Храни Господь,
 
Православный христианин
В своем очередном наезде на "либерально-гуманистическое христаинство", автор как-то забывает про то, что представители "охранительско-мизантропического" христианства тоже далеко не ангелы и уровень их самоуверенности ничуть не меньше чем у "сил, играющих на руку разрушению Православия"
 
Православный христианин
В своем очередном наезде на "либерально-гуманистическое христаинство", автор как-то забывает про то, что представители "охранительско-мизантропического" христианства тоже далеко не ангелы и уровень их самоуверенности ничуть не меньше чем у "сил, играющих на руку разрушению Православия"
Да нет молодой человек, сказано в статье все правильно, но таковым как Вы она как бельмо в глазу.
Еще вселенский учитель Григорий Богослов отмечал:
«…Мы неспособны корчемствовать словом истины и мешать вино с водой, то есть учение, веселящее сердце человеческое, с учением пошлым, дешевым, влачимым по земле, пропадающим и текущим понапрасну, как делают многие. Они, чтобы от такого корчемства получить и себе прибыток, беседуют с приходящими о том и о другом, так и иначе, в угождение всякому, подобно каким-нибудь чревовещателям и суесловам, для собственной своей забавы употребляют слова, из земли изглашаемые и в землю уходящие, как будто тем более они прославляются в народе, чем больше вредят себе и губят себя, проливая кровь неповинную самых простых душ, которая будет взыскана от рук наших. Напротив того, знаем, что лучше другим искуснейшим вручить бразды правления над собой, нежели быть несведущими правителями других, что лучше приклонять благопокорное ухо, нежели двигать ненаученный язык. Посоветовавшись о сем с самим собой (может быть, и не худым советником, а если и не так, то, по крайней мере, доброжелательным), я рассудил, что незнающему ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше учиться, нежели, не зная, учить. Ибо счастлив тот, до кого хотя в глубокой старости достигнет старческое слово, которое может принести пользу душе, еще юной по благочестию. А посему брать на себя труд учить других, пока сам еще не научился достаточно, и, по пословице, на большом глиняном сосуде учиться делать горшки, то есть над душами других упражняться в благочестии, по моему мнению, свойственно только людям крайне неразумным и дерзким, неблагоразумным, если они не чувствуют своего невежества, дерзким, если, сознавая оное, отваживаются на дело. Мудрейшие из евреев говорят, что у них в древности был один особенно прекрасный и похвальный закон, которым не всякому возрасту дозволялось читать всякую книгу Писания. Ибо чтение сие не было бы и полезно; потому что не всякая книга всякому с первого начала вразумительна, а заключающая в себе более глубокий смысл даже может многим, по своему внешнему смыслу, обратиться в больший вред. Напротив того, книги, которые и по внешнему смыслу назидательны, были с самого начала открыты всякому и находились в общем употреблении; а книги, которые под неважной оболочкой сокрывают таинственную красоту – награду усильных исканий и светлой жизни, – просиявающую и удобосозерцаемую только для имеющих очищенный ум, доверяемы были уже переступившим двадцатипятилетний возраст; потому что в сем только возрасте человек может стать выше чувственного и с успехом восходит от письмени к духу. Но у нас между временем, когда учить и когда учиться, нет никакого предела, подобного камням, поставленным древле между коленами за Иорданом и коленами по сю сторону Иордана. У нас не дано дозволений одним на то, другим на другое и не положено никакого правила касательно способностей; напротив того, все сие оставлено без внимания и слито. И мы так худо поступаем, что большая часть из нас (чтоб не сказать: все) почти прежде, чем острижем у себя первые волосы и оставим детский лепет, прежде, нежели войдем во дворы Божии, узнаем наименования священных книг, научимся распознавать письмена и писателей Ветхого и Нового Завета (не говорю: прежде, нежели омоем душевную нечистоту и гнусность, какими покрыл нас грех), если только затвердим два или три слова о благочестии, и то понаслышке, а не из книги, если хотя мало ознакомимся с Давидом, если умеем ловко надеть плащ или до пояса походить на философа (о, чудное председательство и велемудрие! конечно, Самуил священ и в пеленах!) – мы уже и мудры, и учители, и высоки в божественном, первые из книжников и законников, сами себя посвящаем в небесные, желаем зватися от человек: учителю, нимало не смотрим на букву, все хотим разуметь духовно (сколько грез! какое обширное поле пустословию!); и мы стали бы негодовать, если бы нас не очень хвалили. Таковы те из нас, которые еще скромнее и проще других; каковы же более духовные и благороднейшие? Они, если заблагорассудится им, подвергнув нас многим осуждениям и испытаниям и поставив ни во что, удаляются от нас, с презрением даже к сообществу с нами, как с людьми неблагочестивыми. Но если, обратясь к кому из них, спокойно и в логическом порядке спросим так: «Скажи мне, дивный муж, ты почитаешь за что-нибудь пляску и игру на свирели?» – ответят, может быть: «Конечно, почитаем». – «А также почитаешь за что-нибудь мудрость и быть мудрым, то есть, как мы полагаем, иметь ведение о божественном и человеческом?» И в сем уступят нам. «Что же назовешь лучшим и высшим?

Пляска ли и игра выше мудрости или мудрость несравненно выше сих искусств?» Очень знаю, они будут столько добросовестны, что даже скажут: «Мудрость выше и всех искусств». Но для пляски и игры на свирели есть науки, и им учатся, и на то нужны время, непрерывные труды и усилия, иногда надобно тратить деньги, приискивать людей, которые бы объяснили науку, предпринимать дальние путешествия, а также делать и терпеть все, чем приобретается опытность. А мудрость, которая все превосходит и заключает в себе все блага в совокупности (так что Самому Богу, хотя Он имеет многие наименования, угоднее именоваться Премудростью, нежели другим каким именем), неужели почтем для себя столь легким и незатруднительным делом, что всякому стоит только захотеть, и будет мудрым? Большое невежество так думать! Но если мы (или кто другой ученее и умнее нас) начнем говорить с ними таким образом, чтобы понемногу рассеять их заблуждение, то все сие будет то же, что и сеять на камне или говорить в уши глухому. Так мало в них мудрости даже на то, чтобы сознать свое невежество. И мне кажется, прилично сказать о них Соломоново слово: есть лукавство, еже видех под солнцем, мужа непщевавша себе мудра быти (Еккл. 10:5; Притч. 26:12), и, что еще хуже, получившего право учить других, когда не чувствует собственного невежества. Если какой недуг, то сей именно достоин слез и рыдания. И я неоднократно жалел о сем, очень зная, что самомнение отнимает у человека большую часть того, чем он есть, и что тщеславие бывает для людей величайшим препятствием к добродетели. А уврачевать и остановить болезнь могут разве Петр или Павел – великие ученики Христовы, которые со властью управлять словом и делом получили дар благодати и были всем для всех, да всех приобрящут. Для нас же, прочих людей, не маловажно, если будем хорошо управляемы и руководимы теми, кому вверено исправление таких дел и распоряжение ими...».
(Собрание сочинений святителя Григория Богослова; Том 1; Слово 1, на Пасху и о своем замедлении).
ПОДРОБНЕЕ:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/tvorenija-tom-1/
 
Сверху