Именины, крёстные

Православный христианин
Здравствуйте, батюшка!
Мы дали имя дочери - Вероника в память святой Вероники праведной, с именем которой связано предание о появлении Нерукотворного Образа (плат Вероники). В интернете, в Православном месяцеслове, я нашла день Вероники праведной - 25 июля, а в церкви нам сказали, что в святцах есть только Вероника - мученица (совсем другая святая) день памяти которой 17 октября. Дочь родилась в марте, крестили 17 июля, когда у нее именины? И как такое может быть: святая есть, а в святцах ее нет?
И еще вопрос, если позволите, крестные родители моего сына поженились спустя 2 года после крещения. Муж и жена не могут быть восприемниками у одного ребенка, но как быть в нашей ситуации? И возможно ли для них венчание?
Заранее благодарю.
 
Я хоть пока и не священник, но поскольку имею богословское образование, постараюсь Вам дать ответ, просто в свое время пришлось, на данной теме, образно выражаясь съесть зубы.

В случае же, если супруги стали восприемниками (крестными) одного и того же лица, несмотря на распространенную в литературе ошибку, ничего страшного нет, поскольку духовное родство возникает между одним из них, и воспринятым. А, Статья 211 Номоканона, прямо запрещающая это, на которую обычно ссылаются в литературе, была изъята из употребления как не имеющая канонического основания, после издания Синодального указа от 31 декабря 1837 г. Однако данное восприемничество, нежелательно, поскольку у подобных супругов в последующем, могут возникнуть проблемы с лицами не осведомленными в данном вопросе.

Синодальный, указ от 31 декабря 1837 г. дает четкое разъяснение о том, что, духовного родства между восприемниками (крестными) и воспринятыми (крещаемыми) противоположных полов, быть не может, и восприемники противоположного от воспринятого пола, считаются лишь церемониальными лицами. Эта же нома, только менее четко, отражена в Синодальном указе от 19 января 1810 г.

Пусть ничего не бояться и венчаются. Могу в данном случае порекомендовать, найти монографию, С.П. Григоровского «Родство и свойство как препятствие к венчанию и восприемничеству при крещении», и показать ее священнику, если он откажет венчать, в случае, если и поле этого откажет, они смело могут обращаться, к правящему архиерею. Или можно сразу попробовать обратится, к священнику выпускнику Духовной академии, они все прекрасно с данной нормой ознакомлены.

По поводу святцев, можете распечатать то, что, вы нашли в Интернете, и ознакомить тех кто Вам утверждал обратное, главное иметь доказательство, а святцы на которые ссылались, вполне могут оказаться неполными, не всех святых туда порой вписывют. На пример, мою племянницу зовут Зоряна, в честь святой мученицы царевны Зоряны, канонизированной Болгарской Церковью, в русских святцах ее нет, но крестить в честь святой, канонизированной в другой поместной Церкви можно, главное иметь доказательство!
 
Православный христианин
Спаси Господи, Евгений! Очень Вам благодарна за подробные объяснения по поводу крестных. Теперь все ясно. А вот с именинами Вероники - сложнее. Как-то не очень хорошо ходить в церковь с распечаткой из интернета и доказывать свою правоту :(.
 
Баку
Православный христианин
Сообщения 2 и 3 были удалены модератором Любовь на вполне законных основаниях - нарушение правил форума. Но я, имея статус модератора и являясь тем лицом, которое и должно давать ответы в данной теме, восстановил их по нескольким причинам, которые я сейчас озвучу.
Во первых, Вам, дорогой Евгений, хочу сразу сделать замечание. Хоть Вы и имеете богословское образование, долгие годы грызли гранит науки, а на озвученной теме и вовсе собаку съели, хорошим манерам Вы не обучились и субординацию сохранять также не умеете. Мне ли Вас, выпускника академии, учить, что поперек батьки в пекло не лезут. Раз в этой теме задан конкретный вопрос конкретному священнику, то значит ему на него и отвечать. Не верю, что Вас в академии научили отвечать вместо священников. Соответственно, это Ваша дерзость, с которой мне мириться не хочется вот еще по какой причине.
С Синодальными указами я знаком не хуже Вас. Но даже сейчас вопрос остается весьма спорным, многие священники и даже архиереи отказываются венчать восприемников. Неграмотность ли тут или какие-либо иные причины - не мне судить. Но примеров предостаточно. И где гарантия того, что отправившись в храм, супруги-восприемники не встретят именно такого священника? А Вы советуете им смело идти в храм, ничтоже сумняшеся тыкать в нос нерадивому попу монографией Григоровского. Если не вразумиться - идти к архиерею. Еще больше меня смущает Ваша рекомендация обратиться к выпускнику академии. К чему Вы призываете людей, к расколу и разделению священников на академистов и семинаристов? Да и как Вы вообще представляете себе процесс поиска академиста? Диплом спрашивать у батюшек будут? Вы, дорогой Евгений, имея хорошее богословское образование, не имеете пастырского опыта, которым могли бы воспользоваться, давая советы. Не нужно устраивать расколы и разделения, нужно сразу отправиться в епархиальное управление и испросить благословения у архиерея в соответствующем прошении, а получив резолюцию, идти с ней в храм. Разве Вам неизвестно, что высшей церковной властью в епархии является правящий архиерей и именно ему принадлежит право разрешения спорных и сложных вопросов церковной жизни?
Вы, Евгений, пока еще теоретик, а не практик, поэтому, на мой взгляд, Вам пока не стоит давать советы по таким сложным вопросам церковной жизни. Юридизм - это хорошо, но не забывайте, к чему он привел Западную Церковь. Всего должно быть в меру. А вот любви должно быть больше всего остального.
 
Уважаемый отец Дионисий, я искренне прошу у Вас прощения, за то, что дерзнул дать вместо Вас ответ, и обещаю впредь этого не делать.

Однако хотелось бы отметить, что циркулярные Указы Святейшего Синода, обязательны для исполнения пока они не будут отменены, при этом упоминание о возможности вступления в брак лиц ставших восприемниками одного и того же лица, также содержится во всех дореволюционных справочниках для приходских священников, как пример могу привести «Практическое руководство при совершении приходских треб» под редакцией священника Н.Сильченкова выпущенное издательством Сатисъ в 1888 г. стр.68.

Относительно раскола о котором вы говорите, к сожалению теоретическая подготовка выпускников духовных семинарий, порой не дает им, возможность, грамотно разобраться, в некоторых вопросах. Мне уже приходилось сталкиваться с похоронами в чистом поле, по указанию священника выцветших икон, и советами священников относительно церковного развода, когда людям говорилось что обряда развенчания нет, и людей благословляли вступать в новые браки, при этом священники делавшие это, ничего не знали о разводных письмах правящего архиерея. Во всех этих случаях, мне удавалось лишь в последний момент, удержать людей от роковой ошибки. А про повсеместное празднование в этом году, в первый день великого поста, праздника Сретения Господня и говорить не приходится.
 
Баку
Православный христианин
Уважаемый отец Дионисий, я искренне прошу у Вас прощения, за то, что дерзнул дать вместо Вас ответ, и обещаю впредь этого не делать.

Однако хотелось бы отметить, что циркулярные Указы Святейшего Синода, обязательны для исполнения пока они не будут отменены, при этом упоминание о возможности вступления в брак лиц ставших восприемниками одного и того же лица, также содержится во всех дореволюционных справочниках для приходских священников, как пример могу привести «Практическое руководство при совершении приходских треб» под редакцией священника Н.Сильченкова выпущенное издательством Сатисъ в 1888 г. стр.68.

Относительно раскола о котором вы говорите, к сожалению теоретическая подготовка выпускников духовных семинарий, порой не дает им, возможность, грамотно разобраться, в некоторых вопросах. Мне уже приходилось сталкиваться с похоронами в чистом поле, по указанию священника выцветших икон, и советами священников относительно церковного развода, когда людям говорилось что обряда развенчания нет, и людей благословляли вступать в новые браки, при этом священники делавшие это, ничего не знали о разводных письмах правящего архиерея. Во всех этих случаях, мне удавалось лишь в последний момент, удержать людей от роковой ошибки. А про повсеместное празднование в этом году, в первый день великого поста, праздника Сретения Господня и говорить не приходится.
Да знаю я, дорогой Евгений, что указы обязательны для исполнения, но практика показывает несколько иное положение вещей. Именно поэтому я и отсылаю людей к правящему ахриерею как к разрешителю всех сложных вопросов. Пока есть смущение, лучше эти вопросы разбирать именно архиереям.
Однако, нелестно Вы отзываетесь о батюшках, закончивших семинарии ))) Я закончил семинарию заочно, причем не с самыми высокими оценками, и это не помешало мне заняться самообразованием и при отсутствии какой-либо библиотеки святоотеческой литературы в Баку, стать тем, кто я есть сейчас - председателем епархиального отдела катехизации и зав. канцелярией епархиального управления. Говорю это не хвастовства ради, а потому, что Вы, думаю, в курсе, какие высокие требования выносятся к священнослужителям, носящим эти послушания. А ведь в сане я всего 8 лет.
Проблем в приходской жизни, конечно, много, но это не повод ставить крест на семинаристах и превышать академистов. Я вот сталкивался с другим - академисты становятся буквоедами и начинают налагать "бремена неудобоносимые" направо и налево. Да, формально они правы. Но вот скажите, как можно запретить на 25 лет от причастия женщину, сделавшую в молодости аборт, слыхом не слыхавшую в то время, что это грех и искренне кающуюся в содеянном сейчас. А ведь встречаются такие "чудотворцы", которые говорят "придете через 25 лет". Знаний много а опыта мало, вот и становятся некоторые академисты "небожителями", за которых потом архиереи епитимьи отменяют. Так что палка тут о двух концах.
Ну а празднование Сретения в первый день поста - это вопиющая безграмотность и расхлябанность. Стоило ведь просто взять в руки богослужебные указания или церковный календарь, чтобы прочитать, когда должно совершить празднование.
 
Сверху