Имя Бога

Православный христианин
Батюшка,я в ваших лекциях(которые я очень люблю)слышал что имя Бога ЯХВЕ означает милосердный,но в переводах сказано что Сущий,как это понимать?на что вы ссылаетесь?просто меня один "свидетель" этим вопросом поставил в тупик,он даже согласился что правельнее Яхве а не иегова,и этого мне не хватило в разговоре с ним.
 
Москва
Православный христианин
Что означает это имя – «Сущий», в транслитерации синодальной Библии – «Иегова»? Надо сказать, что четырехбуквенное имя Бога не является словом в еврейском языке в полном понимании этого, то есть не имеет никакой строго определенной семантической нагрузки. Комментарии говорят, что оно состоит из тех же самых букв, которые входят в слова hайя (был), hове (есть), иеhье (будет). В этом содержится намек на вечность и неизменность Вышнего. То есть это четырехбуквенное имя – это как бы наложенные друг на друга три слова: был, есть, будет. И самый адекватный перевод на славянский язык – это как раз "Сый", «Сущий». Сущий – то есть самодостаточный.
А в оригинале мы видим слово hайя, которое означает «жизнь» в трех временах: был, есть, будет.
Святые отцы с величайшим благоговением относились к этому имени! Например, Афанасий Александрийский пишет:
«Как одно начало и поэтому один Бог, так подлинно, истинно и действительно сущая сущность и ипостась есть единая, именно та, которая говорит: Я есмь Сущий, а не две сущности, иначе будут два начала. От единой же сущности есть Слово, Премудрость, ее собственная и неотлучная от нее сила, по естеству и истинно Сын» (См.: Афанасий Александрийский, святитель. Слово четвертое против ариан).
Святитель Афанасий обращает внимание на то, что есть единая Божественная сущность, которую мы не разделяем, и есть три ипостаси этой Божественной сущности, которые мы не смешиваем.
И вот, это имя в своей таинственной сложной композиции как бы подводит нас к этой тайне непостижимого Бога, когда одно имя есть наложение трех слов. И каждое из этих слов свидетельствует о жизни! А разве мы не называем Бога Жизнодавцем? Да!
То есть Бог всегда Жизнодавец, Он всегда Сущий. А мы по отношению к сущему Богу, Который самодостаточен, мы – существующие. И если нам перекрыть подачу воды, или газа, или кислорода, денежных средств или чего-то еще, – наше существование тотчас прекращается, потому что оно зависит от очень многого, в отличие от Бога, Который не нуждается ни в чем, потому что самодостаточен. Он есть, Он был и Он будет. Тайна Божества – это тайна нашей веры.
«Как мы понимаем, имена Сущий и Бог, скорее, являются наименованиями сущности, особенно же таково имя Сущий, не потому только, что, отвечая Моисею на горе, когда был спрошен об имени, как называть Его, Сам дал Себе это имя и повелел сказать народу: Сущий послал меня, но и потому, что это имя наиболее свойственно Богу. Ибо имя Бог (Θεός), хотя и производится искусными в словообразовании от бежать (θέειν) или жечь (αίθειν), по причине непрекращающегося движения и уничтожения зла (почему Бог именуется и огнем истребляющим), является относящимся к чему-либо, а не свободным, как и голос, говорящий, что Господь – имя Бога. Ибо сказано: Я Господь, это – Мое имя (Ис. 42: 8); также: Господь Бог Саваоф – имя Ему (Ам. 4: 13). Но мы ищем природу, с которой, а не с чем-либо другим, связана самобытность. А имя "Сущность", действительно, принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что она (т.е. Божественная сущность) и не была и не будет ограничена или отделена» (См.: Григорий Назианзин, святитель. О Сыне. Слово 30).

В ветхозаветном контексте слово "Бог" (Элоhим), означает Меру Суда (иногда так и переводиться Втор.21:20: אֲלֵיהֶם); Имя "Господь" (Яhве), в ветхозаветном контексте, означает Меру Милосердия.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Что означает это имя – «Сущий», в транслитерации синодальной Библии – «Иегова»? Надо сказать, что четырехбуквенное имя Бога не является словом в еврейском языке в полном понимании этого, то есть не имеет никакой строго определенной семантической нагрузки. Комментарии говорят, что оно состоит из тех же самых букв, которые входят в слова hайя (был), hове (есть), иеhье (будет). В этом содержится намек на вечность и неизменность Вышнего. То есть это четырехбуквенное имя – это как бы наложенные друг на друга три слова: был, есть, будет. И самый адекватный перевод на славянский язык – это как раз "Сый", «Сущий». Сущий – то есть самодостаточный.
А в оригинале мы видим слово hайя, которое означает «жизнь» в трех временах: был, есть, будет.
Святые отцы с величайшим благоговением относились к этому имени! Например, Афанасий Александрийский пишет:
«Как одно начало и поэтому один Бог, так подлинно, истинно и действительно сущая сущность и ипостась есть единая, именно та, которая говорит: Я есмь Сущий, а не две сущности, иначе будут два начала. От единой же сущности есть Слово, Премудрость, ее собственная и неотлучная от нее сила, по естеству и истинно Сын» (См.: Афанасий Александрийский, святитель. Слово четвертое против ариан).
Святитель Афанасий обращает внимание на то, что есть единая Божественная сущность, которую мы не разделяем, и есть три ипостаси этой Божественной сущности, которые мы не смешиваем.
И вот, это имя в своей таинственной сложной композиции как бы подводит нас к этой тайне непостижимого Бога, когда одно имя есть наложение трех слов. И каждое из этих слов свидетельствует о жизни! А разве мы не называем Бога Жизнодавцем? Да!
То есть Бог всегда Жизнодавец, Он всегда Сущий. А мы по отношению к сущему Богу, Который самодостаточен, мы – существующие. И если нам перекрыть подачу воды, или газа, или кислорода, денежных средств или чего-то еще, – наше существование тотчас прекращается, потому что оно зависит от очень многого, в отличие от Бога, Который не нуждается ни в чем, потому что самодостаточен. Он есть, Он был и Он будет. Тайна Божества – это тайна нашей веры.
«Как мы понимаем, имена Сущий и Бог, скорее, являются наименованиями сущности, особенно же таково имя Сущий, не потому только, что, отвечая Моисею на горе, когда был спрошен об имени, как называть Его, Сам дал Себе это имя и повелел сказать народу: Сущий послал меня, но и потому, что это имя наиболее свойственно Богу. Ибо имя Бог (Θεός), хотя и производится искусными в словообразовании от бежать (θέειν) или жечь (αίθειν), по причине непрекращающегося движения и уничтожения зла (почему Бог именуется и огнем истребляющим), является относящимся к чему-либо, а не свободным, как и голос, говорящий, что Господь – имя Бога. Ибо сказано: Я Господь, это – Мое имя (Ис. 42: 8); также: Господь Бог Саваоф – имя Ему (Ам. 4: 13). Но мы ищем природу, с которой, а не с чем-либо другим, связана самобытность. А имя "Сущность", действительно, принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что она (т.е. Божественная сущность) и не была и не будет ограничена или отделена» (См.: Григорий Назианзин, святитель. О Сыне. Слово 30).

В ветхозаветном контексте слово "Бог" (Элоhим), означает Меру Суда (иногда так и переводиться); Имя "Господь" (Яhве), в ветхозаветном контексте, означает Меру Милосердия.
Как я понял;Господь-Сущий дал людям дар жизни существовать,а дар это то что безценно и поэтому он милосердный.
 
Москва
Православный христианин
Правильно! Эти слова однокоренные: "Сущий", "существующие", "существо"; как и имя первой женщины: "Ева" (Хава), "жизнь" (hайя).
О Боге прямо сказано, что "мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28).
Кстати! в Библии имя "Господь", впервые встречается когда во 2-й главе Бытия, рассказывается о сотворении человека.
То есть, Господь Бог творил человека не только на основах правосудия ("Бог") но и на основах милосердия ("Господь").
Словосочетание "Господь Бог", означает что божественные Милость и Правосудие уравновешены.
 
Православный христианин
Правильно! Эти слова однокоренные: "Сущий", "существующие", "существо"; как и имя первой женщины: "Ева" (Хава), "жизнь" (hайя).
О Боге прямо сказано, что "мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28).
Кстати! в Библии имя "Господь", впервые встречается когда во 2-й главе Бытия, рассказывается о сотворении человека.
То есть, Господь Бог творил человека не только на основах правосудия ("Бог") но и на основах милосердия ("Господь").
Словосочетание "Господь Бог", означает что божественные Милость и Правосудие уравновешены.
Спаси вас Господь!
 
Сверху