Как правильно понимать слова Христа о духовном рождении?

Святая Русь
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович. Читал сегодня 3-ю главу Евангелия от Иоанна. И снова остановился в некотором недоумении касательно рождения от воды и Духа. Понятно, что речь идет о крещении.

Почитал беседу Иоанна Златоуста и толкование Феофилакта Болгарского и все равно не все понял.

Святые отцы пишут, что Никодим не понимал Христа, потому что был еще плотским, не рожденным от Духа. Но дальше святитель Иоанн Златоуст пишет, что о том же говорил Апостол в послании к Коринфянам: "...Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?" Он обращался к христианам, принявшим крещение. Значит, и после крещения можно оставаться плотским. Т.е. не родиться свыше или родиться и тут же умереть? То, что человек не рождается сразу после крещения духовно , на мой взгяд, говорят слова Апостола: "Дети мои, для которых я снова в мýках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" С другой стороны, такие святые, как Мария Египетския, Моисей Мурин и др. крещенные в детстве грешники, родились снова через покаяние. Не могу понять, когда же происходит рождение от Духа: в момент крещения или позже. Если в момент крещения, то получается, что многократно можно умирать и рождаться от Духа через покаяние? А если позже, то когда?
 
Здравствуйте, Валерий!

Крещение - это действительно новое рождение - духовное.

Вы замечаете:
Значит, и после крещения можно оставаться плотским
Вы совершенно правы. Благодаря духовному рождению человек приобщается к духовной жизни, к жизни во Христе. Но это рождение не возводит автоматически в праведность. Крещение - это начало христианского пути, начало пути человека как члена Церкви. Крещеный может идти по этому пути, а может и сойти, выбрав иной путь - путь беззакония и греха. Такого человека и называют плотским.

Благодарю за вопрос!
 
Святая Русь
Православный христианин
Спасибо за ответ, Алексей Николаевич!
Тогда еще вопрос. Если через крещение человек родился, как я понял, то потом может и умереть?
Крещеный может идти по этому пути, а может и сойти, выбрав иной путь - путь беззакония и греха. Такого человека и называют плотским.
И, если человек сошел, то он становится духовно мертвым? А потом снова рождается через покаяние? Я правильно понимаю?
 
Здраствуйте, Валерий!

Православная Церковь учит, что Крещение над одним и тем же человеком должно совершаться единожды (разумеется, речь идёт о правильно совершаемом Крещении). В этом отношении Крещение, как духовное рождение, сопоставимо с обычным рождением. Однако утверждать, что если человек совершил грех, то он априори стал духовно умершим, мёртвым, нельзя. Тем не менее, ваше суждение всё же содержит определенное рациональное зерно. Таинство Покаяния иногда (конечно же, условно) называют вторым крещением.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху