Как следует толковать тексты библии: буквально или фигурально?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Скажите пожалуйста, как следует понимать тексты Библии: аллегорические, "демифологизация" библейских текстов или буквальное?

Где грань между этими толкованиями и где именно самой библии написано как и что следует толковать?

Каковы единые принципы толкования?

Просьба ответить на этот вопрос не простыми шаблонами, коих здесь предостаточно (перед тем как задавать этот вопрос я их просмотрел), а мотивировать текстами самой Библии.
 
Последнее редактирование:
И почему следует толковать Библию именно так, как рекомендует тот или иной из служителей церкви, а не по-другому? И почему, уж если стать на религиозную точку зрения, богу понадобилось выразить свое учение в замаскированной форме? Почему в книге, которая должна быть к руководству для жизни человека на этой земле так все завуалированно и, соответственно, допускает множество толкований описанных в ней событий?
 
Православный христианин
Простите,я не обладаю достаточной компетенцией,но подобные вопросы и меня мучили.
Сейчас думаю,что понимать следует их в зависимости от контекста.Библия многогранна и совершенно не более сведущие люди рекомендуют читать ее постоянно,снова и снова возвращаясь к уже пройденным местам.Не охватить ее всю сразу,Писание очень сложно.
Толковать ее следует так,как это делает Церковь,а не церкви.
Понимаете,в этой книге описаны явления таких свойств,и информация о таких областях,которые довольно сложно передать нам,глупым,человеческим ограниченным языком.Те,кто писал Библию,получали знания "из первых рук", т.е.от самого Бога.
После этого Библия пережила множество переводов на множество языков,а языки,в свою очередь,множество трансформаций...
Однако Церковь Христова и ее служители строго следят за тем,чтобы не возникало никаких расхождений в ныне существующих текстах от первоисточника.Насчет абсолютного совпадения текстов с оригиналом я сама сомневаюсь...Но противоречий нет,это точно.
Остается только позавидовать тем,кто читал ее в оригинале :).. имхо
 
Вы так и не ответили на мой вопрос. Только вода. Вы так и не ответили, почему "Почему в книге, которая должна быть к руководству для жизни человека на этой земле так все завуалированно и, соответственно, допускает множество толкований описанных в ней событий? " А откуда вы знаете что противоречий нет? Вы не можете так рассуждать, так как вы сами только что заявили, что человеческий язык "глупый", а значит и сам человек глуп и не лучше своего языка. И при этом авторитетно заявляете, что противоречий в Библии нет.

И заметьте, я не ставил вопрос о наличии или отсутствии противоречий. И, пожалуйста, если вы и взялись отвечать на заданный мной вопрос, то отвечайте по теме.

**М** Вам выносится предупреждение за нарушение Правил форума Раздел 3: 5, 9. Убедительная просьбы разговаривать с участниками форума уважительно, не оскорбляя их грубыми замечаниями и осуждением. Каждый волен давать на вопросы такие ответы, какие видятся правильными ему, а не только вам.
 
И опять же: "Сейчас думаю,что понимать следует их в зависимости от контекста." Вы же не пророк Господа что бы так заявлять во всеуслышание. Вы правы: каждый понимает как ему захочется. Но где же тогда истина? Разве Бог создал библию что бы люди трактовали ее каму-как вздумается?
 
Москва
Православный христианин
Скажите пожалуйста, как следует понимать тексты библии: аллегорические, "демифологизация" библейских текстов или буквальное?

Где грань между этими толкованиями и где именно самой библии написано как и что следует толковать?

Каковы единые принципы толкования?

Просьба ответить на этот вопрос не простыми шаблонами, коих здесь предостаточно (перед тем как задавать этот вопрос я их просмотрел), а мотивировать текстами самой Библии.
Пожалуйста, текст Библии:

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
(2 Пет. 1, 20-21).


Эти апостольские слова ясно запрещают произвольно толковать Слово Божие. Святой Дух произнес, а святые апостолы записали Священное Писание, и только Святой Дух может правильно истолковывать его. Боговдохновенные мужи — пророки и апостолы — написали Священное Писание, только боговдохновенные мужи — святые отцы — могут правильно истолковать Его.

Произвольное толкование всегда приводит да путь заблуждений, потому что "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия".
(1 Кор. 2, 11).

Пр. Варсонофий и Иоанн так же используя Слово Божие, объясняют, почему мы, пока не стяжали духовного совершенства, не можем сами правильно понять Св. Писание:

Но как мы, по причине нашей немощи, еще не достигли того, чтобы ходить путем совершенных, то будем (по крайней мере) беседовать о том, что служит к назиданию из слов отеческих, а не вдаваться в изъяснение Писаний, ибо дело сие представляет немалую опасность для несведущих. Писание изречено духовно, а человек плотский не может рассудить духовно, ибо сказано: письмя убивает, а дух животворит, (2Кор.3:6). Лучше будем в беседе прибегать к словам отеческим и найдем пользу, в них заключающуюся; но и ими будем пользоваться умеренно, вспоминая сказавшего: от многословия не избежиши греха (Притч.10:19).

О том же, опять, говорит и Св. Писание:

14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16
Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
(1 Кор. 2)
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
И опять же: "Сейчас думаю,что понимать следует их в зависимости от контекста." Вы же не пророк Господа что бы так заявлять во всеуслышание. Вы правы: каждый понимает как ему захочется. Но где же тогда истина? Разве Бог создал библию что бы люди трактовали ее каму-как вздумается?

позвольте,где это я сказала,что понимать надо как захочется?
толкования,признанные Церковью,не противоречат писанию нигде,это нетрудно проверить.а вот свои домыслы проверить можно лишь своим скудным умом-сегодня так,а завтра эдак.ага.
в зависимости от контекста...я имела в виду,что нужно не фразу выцеплять из текста,а читать всю Книгу.
Истина там и написана,только если читать самостоятельно,не обращаясь к толкованиям,то легко запутаться.
...не нервничайте,если не понимаете мое косноязычие.простите..
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
И почему следует толковать Библию именно так, как рекомендует тот или иной из служителей церкви, а не по-другому? И почему, уж если стать на религиозную точку зрения, богу понадобилось выразить свое учение в замаскированной форме? Почему в книге, которая должна быть к руководству для жизни человека на этой земле так все завуалированно и, соответственно, допускает множество толкований описанных в ней событий?
...Максим, вы разрешите, я внесу некоторую ясность в частные вопросы? Общий ответ уже дала Тина, причем со ссылкой на Библию.
...В современном секуляризированном обществе часто происходит смешение понятий, отсюда бывает и путаница в рассуждениях. В Православии не принято называть служителей церкви святыми отцами. Их можно называть священством, клириками, при обращении - батюшками, честными отцами.
...Отцами церкви называют учителей церкви - святых, живших задолго до нашего времени. Как показало время, взгляды этих людей, действительно, были определены Духом Святым.
...Понятно поэтому, что священники не толкуют каждый на свой лад, а соотносят свои высказывания с высказываниями святых отцов.
...Что еще хотелось бы пояснить. Любая хорошая книга, любой хороший текст имеет всегда несколько "слоев". А уж насколько мы можем погрузиться в этот текст, зависит от читателя. Скажем, для изучения даже художественной литературы существуют целые НИИ, например, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Что же говорить о Книге Книг? Она бездонна... "Открылась бездна, звезд полна, числа нет звездам, бездне дна (Л.). Учитесь у Святых отцов чтению Библии, многое в ней станет понятно... Начать чтение лучше с книг Нового Завета.
...И еще. Учиться понимать - совсем не стыдно. Даже высший чиновник царского двора призвал апостола растолковать ему Библию (Деяния, глава 8, стихи 26-39): https://azbyka.ru/biblia/?do=chapter&id=1184&p=39
...Максим, если у вас есть конкретные вопросы по какому-то месту из Книги, задайте их. Вам ответят. Всего доброго. :)
 
Позвольте, но какой толк тогда в словах Бытия "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.... ...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" Разве это незначит, что человек сотворенный по образу и подобию Бога должен хотя бы понимать то, о чем идет речь в писаниях без помощи каких-либо наставников?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Максим, для того, чтобы было понятно, с кем вы продолжаете диалог, на чью реплику отвечаете, следует скопировать эту реплику. Посмотрите, в правом нижнем углу каждого поста есть кнопочка "Цитата". Нажмите на нее, внизу в окне для ответа автоматически вставится та реплика, на которую вы отвечаете.:)
А так пока не очень понятно, кому из участников беседы вы адресуете свои вопросы :confused:
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Позвольте, но какой толк тогда в словах Бытия "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.... ...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" Разве это не значит, что человек, сотворенный по образу и подобию Бога, должен хотя бы понимать то, о чем идет речь в писаниях без помощи каких-либо наставников?
Ну... :rolleyes: А говорить, читать, писать, считать мы тоже без наставников учимся? ;)
А потом... Наша природа после грехопадения прародителей поврежденной оказалась :(
 
ололро

Пожалуйста, текст Библии:

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
(2 Пет. 1, 20-21).

Эти апостольские слова ясно запрещают произвольно толковать Слово Божие. Святой Дух произнес, а святые апостолы записали Священное Писание, и только Святой Дух может правильно истолковывать его. Боговдохновенные мужи — пророки и апостолы — написали Священное Писание, только боговдохновенные мужи — святые отцы — могут правильно истолковать Его.

Произвольное толкование всегда приводит да путь заблуждений, потому что "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия".
(1 Кор. 2, 11).

Пр. Варсонофий и Иоанн так же используя Слово Божие, объясняют, почему мы, пока не стяжали духовного совершенства, не можем сами правильно понять Св. Писание:

Но как мы, по причине нашей немощи, еще не достигли того, чтобы ходить путем совершенных, то будем (по крайней мере) беседовать о том, что служит к назиданию из слов отеческих, а не вдаваться в изъяснение Писаний, ибо дело сие представляет немалую опасность для несведущих. Писание изречено духовно, а человек плотский не может рассудить духовно, ибо сказано: письмя убивает, а дух животворит, (2Кор.3:6). Лучше будем в беседе прибегать к словам отеческим и найдем пользу, в них заключающуюся; но и ими будем пользоваться умеренно, вспоминая сказавшего: от многословия не избежиши греха (Притч.10:19).

О том же, опять, говорит и Св. Писание:

14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
(1 Кор. 2)

Позвольте, но какой толк тогда в словах Бытия "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.... ...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" Разве это незначит, что человек сотворенный по образу и подобию Бога должен хотя бы понимать то, о чем идет речь в писаниях без помощи каких-либо наставников?
 
Последнее редактирование модератором:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ну вот видите, как хорошо получается с цитатой! Теперь понятно, что вопрос вы адресовали Тине, а не мне. Простите, что влезла. :eek:
Максим, если вы не вставляете "ололро", то название темы дублируется автоматически.:)
 
Ну... :rolleyes: А говорить, читать, писать, считать мы тоже без наставников учимся? ;)
А потом... Наша природа после грехопадения прародителей поврежденной оказалась :(


Это с чего вы взяли? По-вашему - до грехопадения человек был совершенным, подобию Бога, а после грехопадения стал "несовершенным"? Я имею ввиду Адама и Еву, незабегая наперед? Тогда напрашивается вопрос: если до грехопадения человек был подобен Богу, т.е. совершенен, то почему тогда этот совершенный человек (созданный по образу и подобию Бога) совершил грехопадение? Значит, нетакой уж и совершенный был человек этот уже в момент сотворения? Значит, Бог создал человека не "по образу Своему, по образу Божию", и в Библии обман? (имею ввиду книгу Бытие)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это с чего вы взяли? По-вашему - до грехопадения человек был совершенным, подобию Бога, а после грехопадения стал "несовершенным"? Я имею ввиду Адама и Еву, не забегая наперед? Тогда напрашивается вопрос: если до грехопадения человек был подобен Богу, т.е. совершенен, то почему тогда этот совершенный человек (созданный по образу и подобию Бога) совершил грехопадение? Значит, не такой уж и совершенный был человек этот уже в момент сотворения? Значит, Бог создал человека не "по образу Своему, по образу Божию", и в Библии обман?* (имею ввиду книгу Бытие)
Максим, этот вопрос неоднократно уже обсуждался на форуме. Да, Бог создал человека свободным, разумным, творческим... Список качеств Божества можно продолжить...
Человек выбрал грех по своей свободе. После этого промаха (греха) природа человека стала поврежденной. Поищите и почитайте о грехопадении прародителей и последствиях этого грехопадения для нас с вами.
 
Москва
Православный христианин
Позвольте, но какой толк тогда в словах Бытия "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.... ...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" Разве это незначит, что человек сотворенный по образу и подобию Бога должен хотя бы понимать то, о чем идет речь в писаниях без помощи каких-либо наставников?
Как Вам и написала Елена Анатольевна, до грехопадения человек действительно всё прекрасно понимал, свт. Иоанн Златоуст (в Толковании на книгу Бытия) говорит: "Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (т. е. Адама) и не говори, будто он не знал, что добро и что зло".
Но грехопадение изменило всё, человек потерял прежнюю гармонию всех сил его существа, потерял богообщение, и поэтому многое теперь для нас непостижимо, пока мы снова не очистим свой разум с помощью Божией.
Почитайте, например, что пишет пр. Иоанн Дамаскин о том, что человек был сотворён совершенным по телу и душе, но нуждался в том, чтобы его совершенство было утверждено на камне действия его свободной воли, направленной во благо:

Итак, Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, ... созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле .... Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным. … Это значит, что, при содействии божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре…


На самом деле для человека не было бы полезным получить бессмертие до того, как он был искушен и опробован, ибо он мог возгордиться и подпасть одинаковому с дьяволом осуждению (1Тим.3:6), который по произвольном падении, по причине своего бессмертия, бесповоротно и неотступно утвердился во зле; тогда как Ангелы, поскольку они добровольно избрали добродетель, непоколебимо благодатью утверждены в добре. Поэтому было необходимым, чтобы человек был вначале искушен, чтобы, когда при искушении через сохранение заповеди явится совершенным, принял бессмертие как награду за добродетель. В действительности, будучи по естеству своему нечто среднее между Богом и веществом, человек, если бы он избежал пристрастия к сотворенным предметам и соединился любовью с Богом, сохранением заповеди утвердился бы в добре непоколебимо.
О том, почему и откуда возник грех, Вы можете почитать в теме:


Откуда взялся грех



О том, что такое образ и подобие Божие в человеке, Вы можете почитать здесь.

О. Серафим (Роуз) обобщил этот вопрос так:

Что такое образ Божий? Разные св. Отцы подчеркивали разные стороны образа Божия в человеке: одни упоминали владычество человека над низшим творением (о котором специально упоминается в книге Бытия); другие - его разум; в то время, как третьи - его свободу. Наиболее четко подытоживает значение образа Божия свят. Григорий Нисский:
"Он творит человеческую жизнь не по чему-нибудь другому, не только потому, что Он благ. А будучи таковым, и из-за этого стремясь к созданию человеческой природы, Он показал силу Своей благости не наполовину - дав что-нибудь из присущего Ему, но завистливо отказав в причастии Себе. Напротив, совершенный вид благости состоит в том, чтобы привести человека из небытия в бытие и сделать его неоскудным в благах. А поскольку велик подробный перечень благ, то его не легко объять числом. Потому Слово гласом Своим совокупно обозначило все это, говоря, что человек создан по образу Божию. Это ведь все равно, что сказать, что человек сотворен по природе причастником всякого блага. Если Бог - полнота благ, а тот - Его образ, то образ в том и имеет подобие первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага" (Об устроении человека, гл. 16).

Чем отличается "образ" и "подобие" Божие в человеке? Св. Отцы объясняют, что образ дан нам полностью и не может быть утрачен; в то время, как подобие сначала было дано лишь как возможность, а человеку самому надлежало трудиться над достижением совершенства в этом.


 
Как Вам и написала Елена Анатольевна, до грехопадения человек действительно всё прекрасно понимал, свт. Иоанн Златоуст (в Толковании на книгу Бытия) говорит: "Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (т. е. Адама) и не говори, будто он не знал, что добро и что зло".
Но грехопадение изменило всё, человек потерял прежнюю гармонию всех сил его существа, потерял богообщение, и поэтому многое теперь для нас непостижимо, пока мы снова не очистим свой разум с помощью Божией.
Почитайте, например, что пишет пр. Иоанн Дамаскин о том, что человек был сотворён совершенным по телу и душе, но нуждался в том, чтобы его совершенство было утверждено на камне действия его свободной воли, направленной во благо:

Итак, Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, ... созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле .... Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным. … Это значит, что, при содействии божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре…


На самом деле для человека не было бы полезным получить бессмертие до того, как он был искушен и опробован, ибо он мог возгордиться и подпасть одинаковому с дьяволом осуждению (1Тим.3:6), который по произвольном падении, по причине своего бессмертия, бесповоротно и неотступно утвердился во зле; тогда как Ангелы, поскольку они добровольно избрали добродетель, непоколебимо благодатью утверждены в добре. Поэтому было необходимым, чтобы человек был вначале искушен, чтобы, когда при искушении через сохранение заповеди явится совершенным, принял бессмертие как награду за добродетель. В действительности, будучи по естеству своему нечто среднее между Богом и веществом, человек, если бы он избежал пристрастия к сотворенным предметам и соединился любовью с Богом, сохранением заповеди утвердился бы в добре непоколебимо.
О том, почему и откуда возник грех, Вы можете почитать в теме:


Откуда взялся грех



О том, что такое образ и подобие Божие в человеке, Вы можете почитать здесь.

О. Серафим (Роуз) обобщил этот вопрос так:

Что такое образ Божий? Разные св. Отцы подчеркивали разные стороны образа Божия в человеке: одни упоминали владычество человека над низшим творением (о котором специально упоминается в книге Бытия); другие - его разум; в то время, как третьи - его свободу. Наиболее четко подытоживает значение образа Божия свят. Григорий Нисский:
"Он творит человеческую жизнь не по чему-нибудь другому, не только потому, что Он благ. А будучи таковым, и из-за этого стремясь к созданию человеческой природы, Он показал силу Своей благости не наполовину - дав что-нибудь из присущего Ему, но завистливо отказав в причастии Себе. Напротив, совершенный вид благости состоит в том, чтобы привести человека из небытия в бытие и сделать его неоскудным в благах. А поскольку велик подробный перечень благ, то его не легко объять числом. Потому Слово гласом Своим совокупно обозначило все это, говоря, что человек создан по образу Божию. Это ведь все равно, что сказать, что человек сотворен по природе причастником всякого блага. Если Бог - полнота благ, а тот - Его образ, то образ в том и имеет подобие первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага" (Об устроении человека, гл. 16).

Чем отличается "образ" и "подобие" Божие в человеке? Св. Отцы объясняют, что образ дан нам полностью и не может быть утрачен; в то время, как подобие сначала было дано лишь как возможность, а человеку самому надлежало трудиться над достижением совершенства в этом.


Так я все равно непонимаю, откуда пр. Иоанн Дамаскин знал о том, что человек был сотворён совершенным по телу и душе, но нуждался в том, чтобы его совершенство было утверждено на камне действия его свободной воли, направленной во благо. В Библии нет же такого.... Откуда он знал что именно сотворил Господь.. Кто ему (пр. Иоанн Дамаскину) сказал такое и каким образом?
 
Москва
Крещён в Православии
Так я все равно непонимаю, откуда пр. Иоанн Дамаскин знал о том, что человек был сотворён совершенным по телу и душе, но нуждался в том, чтобы его совершенство было утверждено на камне действия его свободной воли, направленной во благо. В Библии нет же такого.... Откуда он знал что именно сотворил Господь.. Кто ему (пр. Иоанн Дамаскину) сказал такое и каким образом?
Ум святых в Боге пребывает и ведает тайны Божие.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху