Миф о Вавилонской башне

агностик
Всем известен миф о Вавилонской башне и последовавшем рассеянии народов в результате языкового разделения. Однако, хотелось бы знать не только теологическое обоснование этого мифа, но и разобрать его претензии на историчность. Каким временем (датой) мы можем датировать данное событие?
Само название мифа указывает на то, что события происходили в Вавилоне. Этот город был основан в 1896 году до н.э. (плюс/минус 50 лет) вторгшимися в Месопотамию племенами амореев. К 17 в. до н.э. это уже крупный центр вокруг которого происходит политическое объединение (Хаммурапи). Таким образом, рассеяние народов по Библии произошло не ранее основания Вавилона, т.е. в 1-ой половине 19 века до. н.э. Однако, нам известно, что до основания Вавилона были и древние египтяне, и шумеры, и семиты (Эбла, Угарит), и эламиты и многие варварские народы, не имевшие письменности (кутии). Следовательно, историчность данного мифа находиться под большим вопросом. У кого какие мнения на данный счет?
 
агностик
Прочитал статью по Вашей ссылке. В статье сказано: "За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Сама Вавилонская башня появилась при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор". Таким образом, слова "на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи", говорят, что первоначальное строительство имело место до 18 в. до н.э. Набупалассар и Навуходоносор не в счет, т.к. их правления - середина 1-го тыс. до.э., т.е. сравнительно поздняя эпоха. Вопрос остается открытым. Строительство было до Хаммурапи, но когда? Как я показал в начале темы, не раньше основания Вавилона. Из статьи можно понять, что в интервале 19-18 вв. до н.э. Но в это время все перечисленные мной языки уже существовали. Так что ответа в этой статье о времени первичного строительства нет.
 
Православный христианин
Рассмотрим краткую хронологическую схему истории Вавилона.

Основатель государства — Нимрод.

Старовавилонское царство (1894—1575 гг. до Р. Хр.).

Хаммурапи (1792—1750 гг. до Р. Хр.)

Под властью племени кассиков Вавилон находился с 1595 по 1155 гг. до Р. Хр.

Под властью Эламского царства — с 1155 по 1126 г. до Р. Хр.

Средневавилонское царство (1126—729 гг. до Р. Хр.).

Под властью Ассирийской империи (729—625 гг. до Р. Хр.).

Нововавилонское царство (625—539 гг. до Р. Хр.)

Набополассар (625—605 гг. до Р. Хр.)

Навуходоносор Второй (605—562 гг. до Р. Хр.)

Авельмардук (562—560 гг. до Р. Хр.)

Нериглассар (560—556 гг. до Р. Хр.)

Лабашимардук (556—556 гг. до Р. Хр.)

Набонид (556—539 гг. до Р. Хр.)

Валтасар (539—539 гг. до Р. Хр.)

Персидское господство

Дарий Мидянин (539—537 гг. до Р. Хр.)

Как видим, история Вавилона разделена на три периода (царства) — Древний, Средний и Новый, когда он являлся независимым государством. Однако были периоды, когда страна вследствие внутренних смут и внешней военной экспансии лишалась независимости, попадая под власть других народов и государств: племени кассиков, Элама, Ассирии. Потом, в ходе освободительной войны, Вавилон вновь возвращал себе независимость, и только после завоевания в 539 году до Р. Хр. мидо-персами и кратковременного правления Дария Мидянина государство навсегда утрачивает независимость и сходит с арены истории. Бросив взгляд на периодизацию истории Вавилона, мы теперь можем продолжить наше повествование и увидеть, действительно ли существовала Вавилонская башня.
 
агностик
Давайте уточним: я ставлю вопрос не о существовании Вавилонской башни как памятника архитектуры, а о датировке события, связанного с ее строительством. 1894 год др н.э., начало старовавилонского периода. Царствование Нимрода можно начинать с этой даты, а можно углубить лет на 100 назад. Что это принципиально меняет? И в 19 в. до н.э. (основание Вавилона) и в 25 в. до н.э. (задолго до основания Вавилона) уже существовали разные языки. Следовательно, рассеяние народов никак не могло происходить в Вавилоне. Сам Вавилон возник как результат захвата земель аккадцев и шумеров амореями. Все эти народы говорили на собственных языках. Откуда же тогда взялся миф о вавилонском рассеянии?
 
Православный христианин
Давайте уточним: я ставлю вопрос не о существовании Вавилонской башни как памятника архитектуры, а о датировке события, связанного с ее строительством. 1894 год др н.э., начало старовавилонского периода. Царствование Нимрода можно начинать с этой даты, а можно углубить лет на 100 назад. Что это принципиально меняет? И в 19 в. до н.э. (основание Вавилона) и в 25 в. до н.э. (задолго до основания Вавилона) уже существовали разные языки. Следовательно, рассеяние народов никак не могло происходить в Вавилоне. Сам Вавилон возник как результат захвата земель аккадцев и шумеров амореями. Все эти народы говорили на собственных языках. Откуда же тогда взялся миф о вавилонском рассеянии?

А вы не пробовали просто прочитать ссылку?

«...Интересные сообщения о строительстве башни оставил нам крупнейший римский историк 1 века по Р. Хр., иудей по национальности, Иосиф Флавий: «К… дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их (т. е. народ. — А.О.) Немврод (по-еврейски — Нимрод. — А.О.), внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога, и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков. Толпа единодушно выразила желание последовать предложениям Немврода и стала считать повиновение Господу Богу позорным рабством. И вот они начали строить башню, не щадя рвения и усилий. Вследствие множества рабочих рук башня росла скорее, чем можно было бы раньше предполагать, причем ширина ее была столь велика, что вследствие этого вышина ее не так бросалась в глаза зрителям. Строилась она из жженого кирпича, залитого асфальтом, чтобы вода не могла проникнуть в нее. Видя такое их безумие, Господь Бог, хотя и решил не губить их совершенно, несмотря на то, что они могли бы быть благоразумнее вследствие примера гибели прежних людей от потопа, однако посеял между ними распрю, сделав их разноязычными и тем самым вызвав среди них непонимание друг друга. То место, где они построили башню, называется теперь Вавилоном вследствие произошедшего здесь смешения языков, вместо которых раньше был один всем доступный… Об этой башне и смешении языков упоминает также Сивилла (священные книги древних этрусков и римлян. — А.О.), выражаясь следующим образом: «Когда все люди говорили еще на одном языке, некоторые из них начали строить страшной высоты башню, чтобы при помощи ее взойти на небо. Боги, однако, наслали ветры, сокрушили башню и при этом дали каждому (из строителей) особый язык. Отсюда и город стал называться Вавилоном» [*5]. Об этом событии аналогично написано в «Древней истории иудеев» Жозефуса (1860)...».

ПОДРОБНЕЕ:
 
агностик
В начале темы был поставлен вопрос об историчности мифа о Вавилонской башне и рассеянии народов. Вы мне опять скидываете копипаст из Иосифа Флавия. То что Иосиф Флавий относил строительство Вавилонской башни ко времени Нимрода, я и так знаю. Но я спрашиваю о конкретной дате или периоде. Из Вашего ответа я понял, что Вы не найдя ничего лучше, сослались на Иосифа Флавия, который считает, что это произошло при Нимроде. Но когда жил сам Нимрод? Ясно, что не раньше даты основания Вавилона (1896 г. до н.э.). Таким образом, мы возвращаемся в исходную точку. Проблема в том, что к моменту основания Вавилона (первоначально это было мелкое поселение), разные народы УЖЕ существовали и говорили на разных языках. Поэтому связывать такое событие с Вавилоном значит ставить телегу впереди лошади.
В конце концов я хотел узнать мнение форумчан по заявленной теме. Достаточно просто написать, что "я думаю вавилонское рассеяние было в таком-то веке, потому что.... и т.д.).
 
агностик
Сергий, что Вы так держитесь за этот несчастный миф? Мало что в Библии написано. Там тоже присутствуют явные фактические ошибки (исторические, географические и т.д.). Вот например, "Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки": Фисон, Гихон, Хиддекель (Тигр) и Перат (Ефрат). Вы что действительно думаете, что истоки Тигра и Евфрата берут свое начало в реке, вытекающей из Эдема? Я вот думаю, что их истоки в горах Тавра. Библейский повествователь имел ограниченный круг географических представлений.
Точно также с мифом о Вавилонской башне. Ветхозаветный писатель поместил его в Вавилон (непонятно зачем) и теперь нынешним христианам приходиться подгонять этот миф в соответствие с археологией и лингвистикой, а он не подгоняется.
 
Православный христианин
В начале темы был поставлен вопрос об историчности мифа о Вавилонской башне и рассеянии народов. Вы мне опять скидываете копипаст из Иосифа Флавия. То что Иосиф Флавий относил строительство Вавилонской башни ко времени Нимрода, я и так знаю. Но я спрашиваю о конкретной дате или периоде. Из Вашего ответа я понял, что Вы не найдя ничего лучше, сослались на Иосифа Флавия, который считает, что это произошло при Нимроде. Но когда жил сам Нимрод? Ясно, что не раньше даты основания Вавилона (1896 г. до н.э.). Таким образом, мы возвращаемся в исходную точку. Проблема в том, что к моменту основания Вавилона (первоначально это было мелкое поселение), разные народы УЖЕ существовали и говорили на разных языках. Поэтому связывать такое событие с Вавилоном значит ставить телегу впереди лошади.
В конце концов я хотел узнать мнение форумчан по заявленной теме. Достаточно просто написать, что "я думаю вавилонское рассеяние было в таком-то веке, потому что.... и т.д.).
А ВЫ таки лично на машине времени слетали в это время?:)
И лично знаете как это было:D?!!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
явные фактические ошибки
Андрей! Дело в том, что Библия не является исторической или научной книгой. Она Книга – духовная. Для души совершенно не важно, в каком году была построена Вавилонская башня. А, вот, причины и последствия описаны абсолютно верно. В других местах Библии также.
Пример из современности: Москва - центр России? Географически - нет, политически - да.
 
Православный христианин
Всем известен миф о Вавилонской башне и последовавшем рассеянии народов в результате языкового разделения. Однако, хотелось бы знать не только теологическое обоснование этого мифа, но и разобрать его претензии на историчность. Каким временем (датой) мы можем датировать данное событие?
Само название мифа указывает на то, что события происходили в Вавилоне. Этот город был основан в 1896 году до н.э. (плюс/минус 50 лет) вторгшимися в Месопотамию племенами амореев. К 17 в. до н.э. это уже крупный центр вокруг которого происходит политическое объединение (Хаммурапи). Таким образом, рассеяние народов по Библии произошло не ранее основания Вавилона, т.е. в 1-ой половине 19 века до. н.э. Однако, нам известно, что до основания Вавилона были и древние египтяне, и шумеры, и семиты (Эбла, Угарит), и эламиты и многие варварские народы, не имевшие письменности (кутии). Следовательно, историчность данного мифа находиться под большим вопросом. У кого какие мнения на данный счет?
Не видно оснований названию которое даете вы, а именно, что это -МИФ.

вопрос:

А Геродот, то же -миф?
 
Всем известен миф о Вавилонской башне и последовавшем рассеянии народов в результате языкового разделения. Однако, хотелось бы знать не только теологическое обоснование этого мифа, но и разобрать его претензии на историчность. Каким временем (датой) мы можем датировать данное событие?
Само название мифа указывает на то, что события происходили в Вавилоне. Этот город был основан в 1896 году до н.э. (плюс/минус 50 лет) вторгшимися в Месопотамию племенами амореев. К 17 в. до н.э. это уже крупный центр вокруг которого происходит политическое объединение (Хаммурапи). Таким образом, рассеяние народов по Библии произошло не ранее основания Вавилона, т.е. в 1-ой половине 19 века до. н.э. Однако, нам известно, что до основания Вавилона были и древние египтяне, и шумеры, и семиты (Эбла, Угарит), и эламиты и многие варварские народы, не имевшие письменности (кутии). Следовательно, историчность данного мифа находиться под большим вопросом. У кого какие мнения на данный счет?
Понятие миф и легенда к
историческому городу Вавилон археологи уже не относят ,как и эпической Трои.
14b8178.jpg


"В сентябре 1898 года, когда Берлинский музей доверил Кольдевею раскопки Вавилона, он написал одному из своих приятелей: «Я – начальник экспедиции... От радости, что называется, ног под собой не чую. Если бы мне кто-нибудь шестнадцать лет назад сказал, что я буду раскапывать Вавилон, я бы счел его сумасшедшим».

В помощь Кольдевею был выделен целый штат опытных немецких археологов и большой отряд местных рабочих. Общая стоимость всех работ определялась суммой в полмиллиона золотых марок, которую предоставило Германское восточное общество, так что раскопки Вавилона относятся к числу самых грандиозных и дорогостоящих проектов в истории археологии.

В конце марта 1899 года экспедиция прибыла на место, где лежали развалины Вавилона - на левый берег Евфрата, приблизительно в 90 километрах к югу от Багдада. Здесь высились четыре огромных холма из щебня, которые скорее можно назвать горами, чем холмами - Джумджума, Каср, Бабил и Амран ибн Али. Базой экспедиции стала деревня Квейреш, расположенная у подножия горы Каср. Несколькими днями позже были наняты первые арабские рабочие и вырыты пробные шурфы.

Уже первые раскопки открыли улицу, вымощенную большими плитами, часть которых была покрыта надписями времен царя Навуходоносора. Повсеместно попадались кирпичи, покрытые цветной эмалью и рельефами. Они свидетельствовали о том, что археологи обнаружили священную Дорогу процессий - улицу для торжественных шествий в честь Мардука, главного божества вавилонян.

До наших дней сохранилось несколько описаний Вавилона, сделанных современниками, видевшими его своими глазами и ходившими по его улицам. Но, как ни странно, ни одно из этих описаний не совпадает с тем, что обнаружили при раскопках Р. Кольдевей и его коллеги. Прежде всего это касается размеров и плана города.

Ассирийский царь Асаргаддон, который в 680 году начал восстанавливать Вавилон, описывал его как квадрат, окруженный стенами, со стороной в 30 ашлу (3600 локтей); следовательно, периметр городских стен составлял 14 400 локтей (около 7200 м). То же самое сообщает и вавилонский царь Набонид. По словам Геродота, Вавилон имел «вид четырехугольника, каждая сторона которого содержит в себе 120 стадий (22,2 км), число всех стадий, составляющих окружность города, - 480 (88,8 км). Греческий врач и писатель Ктесий, на рубеже V и IV вв. до н. э. живший при персидском дворе, определял периметр стен Вавилона в 360 стадий (66,6 км), а сподвижники Александра Македонского, побывавшие в Вавилоне лет семьдесят спустя, - в 365 стадий (67,5 км).

Как показали раскопки Р. Кольдевея, на самом деле Вавилон представлял собой в плане вытянутый с запада на восток почти правильный четырехугольник с периметром стен 8150 м и площадью около 4 кв. км. Стороны этого четырехугольника были сориентированы по четырем «ветрам», то есть по четырем сторонам света, которые у вавилонян не совпадали с нашими: вавилонский север (ильтану) соответствовал нашему северо-северо-западу, юг (шугу) - юго-юго-востоку, запад (амурру) - юго-западу-западу, а восток (шаду) - северо-востоку-востоку. Река Евфрат, протекая с севера на юг, делила город на две неравные части: на левом берегу находился Старый город, а на правом - меньший по размерам Новый город, который, по существу, являлся пригородом Вавилона. Городской центр и наиболее важные постройки находились на восточном берегу.

Вокруг Вавилона располагались финиковые и фруктовые сады, виллы богатых горожан, поселки и хутора, где жили земледельцы и садоводы. Царь Навуходоносор II возвел вокруг этих предместий на левом берегу Евфрата внешнюю стену длиной почти 18 км. Изумленный Геродот сообщает, что оборонительные стены Вавилона с многочисленными башнями - внешняя и внутренняя - были столь широки, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Археологические раскопки подтвердили его свидетельство. Через каждые пятьдесят метров вдоль стен стояли сторожевые башни. На внутренней стене их было 360, на внешней - 250. Это было самое грандиозное из всех когда-либо существовавших на свете городских укреплений. Раскопанная в 1899 году археологами, эта стена свидетельствует о том, что Вавилон был самым крупным городом древнего Востока. А если принять, как во времена Средневековья, что город - это «обнесенное стеной поселение», то Вавилон был и остается самым большим городом, когда-либо существовавшим на Земле. С учетом территории в пределах этой стены общая площадь «Большого Вавилона» достигала 10 кв. км. Его население составляло не менее полумиллиона человек. Даже по современным масштабам Вавилон можно считать крупным городским центром, а по сравнению с прочими древними городами он выглядел настоящим гигантом. В западной половине Древнего мира (без Индии и Китая) с ним по размерам могли соперничать только Ниневия, Карфаген, Александрия и Рим, причем последних три города - только спустя 300-400 лет после эпохи Навуходоносора II. Гигантские древние города Индии и Китая выросли только в III веке до н. э. Таким образом, в VI-IV вв. до н. э Вавилон вообще не имел соперников во всем мире.

Улицы Вавилона, торжественная Дорога процессий, дворцы и 53 храма поражали своим сказочным великолепием. Геродот, посетивший Вавилон в V веке до н. э., так описал его:

«Город этот таков. Лежит он в обширной равнине, имеет вид четырехугольника, каждая сторона которого содержит в себе сто двадцать стадий; число всех стадий, составляющих объем города, четыреста восемьдесят. Такова величина города, а устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город. Вавилон прежде всего окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою, за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей, царский локоть больше обыкновенного на три пальца».

Навуходоносор провел на территории Старого города огромные реставрационные работы. При нем началась реконструкция храмов Эмах, Нинурта и богини Иштар. Он обновил стены канала Арахту, построил деревянный мост на каменных опорах через Евфрат и канал Либил-хигалла, отстроил южную часть города с ее роскошными дворцами, перестроил и украсил храмовый комплекс Мардука, верховного бога Вавилона - Эсагилу.

Предшественники Навуходоносора употребляли для постройки высушенный на солнце кирпич-сырец, традиционный для городов Двуречья, который под воздействием ветра и непогоды довольно быстро разрушался. Навуходоносор же стал применять настоящий обожженный кирпич.

О своих работах в Вавилоне Навуходоносор оставил памятную надпись, записанную клинописью на глиняном цилиндре. В ней подробно перечислены восстановленные и сооруженные заною храмы, дворцы, крепостные стены:

«Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».

В этом же тексте сообщается о строительстве в Вавилоне зиккурата - той самой Вавилонской башни, сооружение которой, по сообщению Библии, не было завершено из-за того, что ее строители говорили на разных языках и не могли понять друг друга.

«И сказали друг другу, наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».

О том, что Вавилонская башня (ее называли «Этеменанки» - «Дом краеугольного камня неба и земли») действительно существовала, свидетельствуют раскопки археологов: был обнаружен ее гигантский фундамент. Она представляла собой традиционный для Двуречья зиккурат, башню при главном городском храме - Эсагиле.
Один из самых ранних зиккуратов был сооружен на этом месте еще до эпохи Хаммурапи, и еще до Хаммурапи он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Сохранилась надпись царя Набопалассара, в которой говорится: «Мардук повелел мне башню Этеменанки, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть - фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». А его преемник Навуходоносор добавляет: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».

Грандиозный вавилонский зиккурат, построенный ассирийским зодчим Арадахдешу, располагался на священном участке земли в юго-западном углу Эсагилы. Он имел семь ярусов и достигал высоты около 100 м. Зиккурат увенчивался святилищем, облицованным сверкающими на солнце голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами. Оно было посвящено главному вавилонскому богу Мардуку и его супруге, богине утренней зари. Здесь стояли позолоченные ложе и стол, где Мардук вкушал принесенные ему подношения (как известно, все знатные люди на Востоке, а также греческая и римская знать возлежали во время принятия пищи). Святилище увенчивали золоченые рога - символ верховного вавилонского божества.

Стоявшая в Нижнем храме Эсагилы, расположенном у основания зиккурата, статуя бога Мардука была отлита из чистого золота и весила почти две с половиной тонны. Жители Вавилона говорили Геродоту, что сам Мардук посещает зиккурат и почивает в нем. «Но мне, - пишет рассудительный историк, - это представляется весьма сомнительным...»

На строительство Этеменанки ушло восемьдесят пять миллионов кирпичей. Колоссальный массив башни возвышался посреди горделивых храмов и дворцов Вавилона. Ее белые стены, бронзовые ворота, грозная крепостная стена с целым лесом башен - все это должно было производить впечатление мощи, величия, богатства. Геродот видел это святилище в 458 году до н. э., то есть примерно через полтораста лет после сооружения зиккурата; в ту пору оно еще несомненно было в хорошем состоянии.

К раскопкам Эсагилы и Вавилонской башни Кольдевей приступил в апреле 1900 года. Они скрывались под огромным холмом Амран ибн Али, на глубине от 7 до 10 м. Археологи были вынуждены пробивать целую систему глубоких штолен и шахт. Смешанный с золой щебень постоянно грозил обвалиться. Шахты все глубже уходили в землю. На определенных расстояниях в них устраивали ступенчатые ниши, из которых рабочие подавали наверх корзины, заполненные щебнем, землей и золой. Постепенно среди длинных ходов штолен начали вырисовываться контуры гигантской постройки. На огромном четырехугольнике размером 450x550 м лежал храм "божественного" «владыки Вавилона» и «владыки богов» - Бел-Мардука. Рядом располагались руины башни Этеменанки. Раскопки обнаружили хорошо сохранившийся кирпичный фундамент башни - четырехугольник со сторонами 91,55 м - и остатки трех лестниц. Сообщение Геродота отчасти подтвердилось: Вавилонская башня - это сооружение, где башни возвышались «одна над другой». Вокруг «всех башен» по наружной стене поднимались лестницы. Всего же, по данным Геродота, имелось 8 башен. Клинописные же тексты, найденные в самом сооружении, сообщают, что Вавилонская башня состояла из семи суживающихся кверху ступенчатых террас и в основании представляла собой квадрат, каждая сторона которого равнялась приблизительно 90 м. Раскопки полностью подтвердили эти данные.

С именем царя Навуходоносора связано и создание садов на искусственных насыпях - легендарных садов царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес древнего мира. Семирамидой легендарную царицу называли греки, а настоящее ее имя было Шаммурамат. Она жила около 800 года до н. э. После смерти своего мужа, царя Ассирии, она взяла власть в свои руки и правила до тех пор, пока ее сын не достиг совершеннолетия. Во время ее правления государство укрепилось, а благодаря завоеванию Мидии его границы достигли Каспийского моря."

https://murzim.ru/jenciklopedii/100...4-robert-koldevey-na-razvalinah-vavilona.html
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Писал в другой теме уже, но.

Добавлю также, что хотя лягушка и способна воспринимать воздушное измерение, но свободно летать она не способна, в отличие от мухи. Лягушка постоянно внушает мухе, что летать то и не нужно, что и в грязном болоте, где она сидит тоже прекрасно. Многие мухи ее слушают и добровольно отрезают себе крылья, селятся по берегам болота, где по вечерам романтично слушают задушевное кваканье о "Рае на Земле", т.е. на берегу вонючего болота. Некоторые мухи, наслушавшись кваканья, начинают писать книги о том, как построить Рай на берегу болота. Потом приступают к делу при помощи финансов, войн и революций.

Раньше, в древности, были такие известные мухи-строители легушачьих задумок, как Вавилоняне. Они, строили самую большую в мире башню, чтобы достать до Бога. Такой дерзостью они прогневляли Небесного Отца. За что их постигло наказание.
Но как видим, история людей ничему не учит, много столетий спустя в тех же географических местах, новое поколение мух нашло себе тоже самое занятие.

Дубаи. Живописный город на Болоте с самой большой в мире Башней - Бурдж-Халифа.

afda09d9b3a4.jpg


Отголоски этой Библейской идеи (большого города на болоте с башней) мы можем найти в разный исторический период, в разных странах и народах.
В Англии, Франции, Германии и пр.

В России есть Санкт-Петербург. Раньше, во времена Петра I, башней был шпиль Петропавловской крепости. А в нынешнее время это Лахта-центр.

Странно, что за столь большой промежуток времени от Вавилона до наших дней, у людей так и не появилось новой идеи для самовыражения, кроме как строительство большого города на болоте с башней.
О чем это говорит, не о вечности ли идей Св. Писания?

А теперь обратимся к духовной стороне вопроса. Что означает этот город с башней? Это яркий видимый символ, воплощающий идею о безбожном рае на Земле. Вавилон не был духовной империей, каким стал Израиль во времена Давида, Соломона. Вавилон поклонялся не Богу Авраама, Исаака и Иакова, он поклонялся идолам (сатане). И все могущество, сила и влияние этого царства на Земле было не благодаря Богу. Основной глубинной идеей этого царства была идея поклонения лукавому ради достижения всех земных благ. Простым языком ее можно выразить так: "Мне поклонись, я организую тебе все, что захочешь здесь, в этой жизни, покажу Рай на Земле!" (этим же искушался и Спаситель в пустыне). Бедный Владимир, сын Ильи по фамилии Ульянов тоже стал жертвой этого помысла, названного впоследствии коммунизмом, впрочем не он один только, но много кто в тот исторический период увлекся "-измами", которые указывали, как построить всеобщие блага для человека. И современные империалисты, одержимые теми же помыслами (в духовном смысле совсем не новыми) делают тоже самое.

Весь вопрос в том, «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?»
 
Сверху