Сейчас изучаю арианскую ересь. У меня возникло несколько вопросов, которые, надеюсь, мне помогут тут разрешить.
1. На каком основании мы принимаем положение о том, что Бог не может изменяться? (Ссылки на Писание не очень интересны, но интересны логические рассуждения, приводящие к подобному заключению).
2. Почему Отец должен всегда рождать Сына?
3. Не является ли идея вечного рождения Сына следствием простого логического рассуждения, т.е человеческого мудрствования?
4. Как мы вообще можем с такой уверенностью утверждать, что есть истина о Боге, а что нет? Что нам, слепым и бесконечно отстоящим от Бога людям, дает на это право? Хоть кто-нибудь из нас видел рождение Сына или же исхождение Святого Духа? Сомневаюсь.
Очень надеюсь на Вашу открытость в обсуждении этих вопросов. Сразу скажу, что я не сектант, но просто человек желающий глубоко осмыслить основные положения своей веры.
Хорошие и интересные вопросы.
по п 1. Потому что Он - Бог. А Бог должен обладать божественными свойствами. Эти свойства имеют бесконечный характер, они не могут ничем быть ограничены. Одно из свойств - неизменяемость, самотождественность Бога Самому Себе. Надо понимать, что это принципиально иная реальность, Бог. Тварная реальность всегда ограничена, божественная всегда нет.
Эти свойства Бога - неизменяемость, вечность, вневременность, вездесущие и проч. - это так называемые апофатические свойства, полученные путем отрицания. То есть когда мы говорим, что Бог вне времени, таким образом отрицаем Его зависимость от наших, тварных категорий, например, в данном случае - времени. Т.е. время может быть актуально для нас, к Богу такие вещи не приложимы, бытие Бога непостижимым для нас образом пребывает превыше времени. Когда говорим, что вездесущ - отрицаем Его зависимость от пространства. Когда говорим, что Он абсолютно духовен - отрицаем любую материальность, хоть бы самую тонкую. Поэтому Бог, будучи вне действия категории пространства, может быть одновременно везде и так же одновременно и нигде, потому что Он недосягаем. Он становится "досягаем", когда Он сам исходит нам навстречу в своих Откровениях свыше, когда благодатью Своей ощутимо прикасается к нам.
Есть математическая абстракция, с помощью которого отчасти можно "понять" разницу между божественной и тварной реальностью. Это бесконечность. Бесконечное будет символом Бога, а обычное число - символом тварного. Можно увидеть следующие результаты сравнения: сколь бы большим не было число, бесконечность всегда бесконечно его превышает, и разница между любыми числами и бесконечностью всегда одинакова, и она бесконечна. Эта мысль богословски звучит так - перед Богом мы все ничто, все равно что великие, что малые, и ангелы, и хоть вся вселенная. Потому что тварное исчисляется, имеет конечный вес и длину (это так же означает, что оно всегда, на всех уровнях конечно и ограничено), а божественное - принципиально не ограничено.
П2. Все, что касается Троицы, не может быть не откуда выведено. Это бытие Бога в самом себе. Мы знаем, что Бог - Троица, потому что Бог так открыл о Себе. Эти сведения мы не смогли бы получить иным образом, кроме как через непосредственное Откровение Бога о себе самом, никогда. Не думаю, что нам не следует доверять Его Откровению...
В силу того, что Бог вечен, и каждая из Его Божественных Ипостасей вечна и Есть Бог, не может быть такого, чтобы Сын рождался во времени. Тогда Сын был бы не совечен Богу, а это означает отсутствие божественного достоинства, раз нет божественных свойств.
Если говорить о том, что есть предвечное рождение Сына, то этого уразуметь невозможно, отцы настоятельно советуют не пытаться это понять из наших тварных представлений. "Рождение" лишь различает Ипостась Сына от Ипостаси Отца и Ипостаси Святого Духа. Потому что Отец - не рождается, а Святый Дух исходит. А Сын рождается. А каково это исхождение, рождение, или нерожденность Отца, знать мы не можем и не должны исследовать - это Бытие Троицы в самой себе, это недоступно уразумению через тварные категории.
По п 3. Ответ будет в пункте 4.
пункт 4. Ответ на этот вопрос был уже частично затронут выше, когда говорилось об Откровении. Мы не могли бы узнать такие вещи никогда иным путем, но только через Откровение самого Бога о себе. Тут встает другой вопрос об том, как определить настоящее Откровение от подделки на него.