НЛО в понимании Православной Церкви
Уважаемый читатель.
Вместо ответа позвольте предложить Вашему вниманию одну из первых моих газетных статей, она как раз на эту тему.
Статья, которая перед Вами, была написана в октябре 1998 года и опубликована в газете «Фавор» православного молодежного общества «ОКО». Несколько слов о том, что это такое за общество.
Этот клуб существовал с 1995 по 2005 год. Его расцвет пришелся на 1995-2000 годы.
Едва ли найдется верующий человек в Петербурге, пришедший в Церковь во второй половине 90-х, который бы не знал клуб «ОКО», расположенный на ул. Некрасова, д. 46.
Руководил им Александр Шалавин.
Ведущими были: студенты Духовной Академии Константин Пархоменко и Дмитрий Румянцев (впоследствии священник, умер в 2006 году).
Отношение к клубу было неоднозначным. Журнал «Черная сотня» опубликовал статью с выразительным названием: «Новожидовствующие с Некрасова 46». Епархия наградила ведущих почетным знаком св. Татьяны, – это были первые награжденные этим знаком. Выяснять – можно и нужно ли работать в подобном направлении – мы отправились к отцу Николаю с острова Залита. Старец нас поддержал, благословил, мы имели с ним душеспасительную продолжительную беседу.
…В клубе выступал молодой и еще практически не известный диакон Андрей Кураев, преподаватели православной Духовной Академии и Семинарии, многие и многие люди.
К беседе о католичестве были приглашены католические священники и монахи.
Разговор о протестантизме курировали протестантские пасторы.
Когда мы знакомились с сектантами, мы приглашали их «подтянуть силы» и устраивали в Центре открытый диспут. Можете себе представить, что это было.
В зал на 60 человек, максимум, набивалось до 120 (больше просто место не хватало). Однажды экстремисты бросили в клуб (он находился в подвале) дымовую гранату и всем пришлось эвакуироваться…
Непринужденная беседа после лекции, с чашкой чая в руках;
Чаепитие, к которому каждый приносил, что мог;
Участие в совместных благотворительных проектах;
Паломничества всем центром «ОКО», в котором поклониться святыням ездили и православные, и протестанты. О, сколько обращений в православие из инославия видел Центр «ОКО»…
Это было совершенно уникальное явление, которому и на сегодняшний день в Петербурге я не знаю альтернативы.
Наши слушатели воспитывались на принципах религиозной терпимости и уважения к чужому мнению. Однако вместо размытой псевдоэкуменической позиции – «все равны, наши перегородки до Бога не достают», у нас утверждалась иная система ценностей – подлинный экуменизм: «именно Православие является адекватным и верным выражением Апостольской веры. Именно от Православия отпали иные конфессии. И именно к нему, как к Истине, должны все возвратиться». (Отдельно упомяну, что мы не стеснялись говорить и о недостатках самого современного Православия».)
Работа в «ОКО» лично у меня стала невозможной из-за моего назначения в храм, находящийся за городом. Мой друг, Дмитрий Румянцев, после окончания Академии был направлен в Москву…
Центр постепенно угасал. В нем и сегодня еще теплится жизнь. Но кто вновь, как некогда, сделает его ареной дискуссий и споров, центром миссионерской и проповеднической деятельности?..
С 1997 года при Центре стала издаваться газета «Фавор». Она была еженедельной. Всего вышло около сотни номеров.
Газету продавали при храмах, в Центре «ОКО», она пользовалась большой популярностью, было желание вывести ее на всероссийский уровень, но с угасанием Центра, угасла и газета. Сегодня ее номера являются библиографической ценностью.
Я Вам, дорогой читатель, предлагаю одну из первых статей газеты «Фавор»: «НЛО в понимании Православной Церкви». Сегодня эта тема настолько далека от нас, что мы и не вспоминаем о таинственных пришельцах. Жить мы стали, несомненно, лучше, и на первый уровень выдвинулись иные проблемы: удержаться на рабочем месте, заработать денег, качественно отдохнуть и проч...
Но в прошлом веке интерес к НЛО был еще в разгаре.
И вот новый учебный год (1998-й) мы открыли статьей на самую популярную тогда тему.
Не изменяя и не дополняя, предлагаю ее и Вашему боголюбивому вниманию. Не судите строго.
НЛО в понимании…
Внимательный человек, вглядывающийся в мир, который его окружает и в котором он живет, не может не заметить, что этот мир многообразен и сложен и несводим лишь к видимым физическим законам. Очевидно, что в этом мире есть некоторые тайны. неисследованные области, в которые человеческий разум еще не проник. Если ученые говорят, что и Мировой океан мы знаем лишь на 5 %, то, что говорить о таких областях бытия, как сверх-тонкое, или духовное?
Нам только хочется думать, что мы все знаем, но не так обстоит дело в действительности. Кто-то, смирившись с тем, что есть некие таинственные области бытия, потерял к ним интерес, кто-то впал в панику, боясь «покорения из космоса», чаще же мы можем наблюдать профанацию этих тем: они становятся лишь модной «страшилкой», материалом для научно-популярного рассказа или видеофильма. Однако совсем иное отношение к этим вопросам у Святой Православной Церкви. Церковь проверяет, исходя из духовного опыта и традиции, все явления, с которыми мы можем встретиться, и выносит свое суждение: либо эти явления представляют угрозу душе человека, либо они безопасны, либо даже, напротив, могут в нас пробудить восхищение премудростью и благостью Творца, так разнообразившему Свои творения.
Вопрос, о котором сегодня пойдет разговор, принадлежит к категории наименее изученных и непонятных, поэтому тот интерес, который он вызывает, вполне им заслужен. Это проблема НЛО, т.е. Неопознанных летающих объектов.
Впервые этот термин появился на страницах печати в 1947 году, когда американское правительство не смогло удержать в секрете информацию о непонятных объектах, летящих по небу, меняющих свой курс и преследующих военные самолеты. С этого времени и начался настоящий «бум», связанный с пришельцами из глубин космоса. Немного позже стало известно, что еще в 1942 году Рузвельту была направлена записка, что 25 февраля в небе над Лос-Анджелесом появилась масса летающих объектов. Посчитали, что это японские самолеты неизвестной конструкции. Обстреляли, выпустив 1430 зенитных снарядов, но ни в кого не попали. А после того, как в уже упомянутом 47 году только в Америке появилось аж... 850 упоминаний о наблюдениях НЛО, американское правительство встревожилось не на шутку.
Обвинили Советский Союз, и вице-консул СССР был вынужден заявить: «СССР уважает суверенитет всех государств, и невозможно даже представить, чтобы он использовал территории других государств в качестве полигона. У него своей территории более чем достаточно для проведения научных экспериментов» (См. журнал «Огонек», № 15 - 1998, С. 23).
Соединенные Штаты предпринимают кардинальные меры, чтобы изловить непонятных пришельцев и, по-видимому, это им удалось. В июле того же года американские воздушные силы сбили некий объект. По самой распространенной версии, это был некий летательный аппарат. Армия оцепляет район падения, куда не допускаются даже агенты ФБР.
8 июля в 18 часов 17 минут из местного отделения ФБР директору бюро Эдгару Гуверу уходит телетайп под грифом «Срочно», о том, что армия никого до упавших объектов не допускает. Раздраженный Гувер телеграфирует: «Мы должны настаивать на полном доступе к подобранному диску...»
Примечательно, что в район падения были заказаны два грузовика со льдом, как будто требовалось сохранить некие органические объекты. Именно эта тема сбитой летающей тарелки обыгрывается во многих художественных фильмах, (например, идущий сейчас по ОРТ популярный сериал «Секретные материалы»).
Но, несмотря на то, что информация о некоем таинственном сбитом объекте просочилась в газеты, американское правительство упорно все отрицало. Однако масса документов, рассекреченных ныне, косвенных свидетельств позволяет предположить, что произо Управления воздушной разведки США) 30 октября 1947 года в объемистой записке, подготовленной для Службы разведки, указывает, на что именно следует обратить внимание при разведке новейшего советского оружия: «тип материала: многослойный композит с использованием различных сочетаний металлов, металлической фольги... Выдвигающиеся купола... Опорные треножники... Необычные свойства дверей... Силовая установка может быть интегральной частью летательного аппарата и, возможно, не будет восприниматься как отдельный от аппарата элемент».
Что это? Что подтолкнуло спецслужбы США делать такие предположения насчет советского оружия? Кстати, после падения загадочного объекта в тех местах жители действительно находили нечто вроде фольги, которая не резалась ножницами и впоследствии была отобрана военными... Дневник президента США хранит, например, такую загадочную запись: «Обговорить с госсекретарем... военное вовлечение при нападении со спутника. Должны ли мы планировать противостояние этому?» (Упомянем, что эта запись была сделана за 10 лет до запуска первого в мире спутника...)
Между прочим, от американцев не отставал и Советский Союз. Известен рассказ профессора В. Бурдакова, сотрудника С. Королева. Однажды Королева вызвали к Сталину. Сталин протянул ученому объемистую папку бумаг. Королев попросил разрешения унести папку с собой, чтобы позже подробно изучить, но Сталин не согласился: «Читайте здесь». Королев долго читал донесения нашей разведки об интересе американцев к НЛО, случаи наблюдений... Наконец, Сталин спросил его: «Что вы об этом думаете?» «Думаю, что проблема реальна, но нам они никак не угрожают», - ответил Королев. «Я тоже так полагаю», - согласился Сталин...
К шестидесятым годам во всем мире было накоплено столько информации о загадочных пришельцах из космоса, что стало ясно: это не происки враждебных государств. Начали проводиться международные конференции, на которых обсуждали возможные способы изучения НЛО, другие вопросы. Из наиболее серьезных следует упомянуть конгресс 1967 г. (Майнц); 1976 г. (Линкольнвуд); 1977 г. (Чикаго). В марте сего (1998) года в Сан-Марино прошел 6-й международный уфологический конгресс.
Теперь же, после краткого, но необходимого экскурса в историю вопроса попытаемся выяснить что же это такое? И как мы, православные люди, должны к этому относиться?
Сразу следует сказать, что никто не даст ответа на вопрос, «что это такое?»
Существует немало гипотез. Сразу следует оговориться, что из всей массы свидетельств очевидцев, сравнительно подлинными можно признать едва ли 10%. Люди принимают за НЛО все, что угодно: Венеру, как наиболее яркую из планет, отделившуюся ступень или газы от взлетающей ракеты, отражение от облаков лазерных лучей, атмосферические явления... Психоаналитик К. Юнг считал, что НЛО – не более, чем эротические фантазии нашего подсознания (см. его книгу «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе». М., 1993).
Христианская Церковь знает массу подобных примеров «посещения» землян, однако пришельцами были не кто иные, как демонические существа, злые духи. Следует помнить, что основная задача диавола – воспрепятствовать нашему спасению, отвернуть нас от Бога и увлечь чем-нибудь иным. В ход диавол может пускать всевозможные ухищрения. И, как совершенно справедливо замечают многие православные мыслители, «летающие тарелки» нынешнего дня – не что иное, как «ступа и помело» дня минувшего, т.е. того, во что верили наши предки. Внимательно читающий жития святых или примеры из святоотеческой литературы увидит, что и там, и тогда кто-то прилетал, вступал в контакт с человеческими существами. Так, одно из характерных свойств диавола и бесов - их быстрота, обусловленная ангельской природой. Еще в 3-м веке
Тертуллиан писал: «Всякий дух стремителен, так и демоны в одно мгновение оказываются повсюду. Весь мир для них - одно место...» («Против язычников»).
Кроме того, диавол - «лжец и отец лжи»
(Ин. 8, 44) Поэтому немудрено, что диавол принимает любые обличия, чтобы соблазнить верных. «Вот он является как муж, и тут же как женщина; он рычит, как лев, скачет, как барс, лает, как собака, а иногда придает себе форму сосуда или бурдюка» (Вир И. Об обманах демонов. гл. 14,1).
Воплощаясь, диавол всегда учитывает ситуацию. Как писал один средневековый богослов: «если он хочет стать личным демоном, он принимает вид кошки или собаки; если ему нужно кого-то перенести - вид лошади; если нужно проникнуть в узкую щель - вид мыши или куницы; если нужно заглушить чьи-то слова - вид шмеля; если нужно напугать - вид волка, грифа, лисицы, совы, дракона» (Gorres J. Die Christliche Mystik. 5 Bd. Regensburg: G. J. Manz. 1879-1880 кн.7 гл. 26).
Соответственно, чтобы соблазнить человека, отвлечь его от темы спасения, диавол может принять и вид летательного аппарата или создать иллюзию, что человек видит этот аппарат (т.е. морочить человека). Вероятно, что некоторые из свидетельств о контактах с НЛО-навтами носят характер вступления в контакт с духами злобы поднебесной.
Однако из всего сказанного совершенно не следует, что эти явления – только бесовские. Нигде в Библии и ни у кого из святых отцов мы не находим той мысли, что Бог не мог сотворить живых существ в космосе. Напротив, многие богословы считали, что это возможно. Из современных мыслителей, допускающих существование внеземных цивилизаций, следует упомянуть митр.
Сурожского Антония (Блюма); прот. А.Меня; прот. С.Булгакова; свящ. А.Ельчанинова и мн. др.
У архиепископа Иоанна (Шаховского) есть даже специальное сочинение: «Догадки о космосе» (Сборник «Книга свидетельств» Нью-Йорк. 1965). Владыка там, в частности, пишет:
«Земля - только один из очень малых, - микроскопически малых - уголков вселенной! Гордиться нашей земной цивилизации нечем. А явление на земле, в нашем человечестве, Самого Живого Бога, полноты нравственного духовного Света в Лике Иисуса Христа, есть явление сверхприродное, а не следствие какой-либо механической эволюции или физической закономерности... Это чистое явление безграничного Божьего Духа и Его Милосердия. И это явление Христа, открывающее человеку мир Духа, есть Феномен, безмерно превосходящий весь космический мир. Сопряженность духа и материи может быть также совсем иная на звездах, чем на земле. Законы жизни в иных галактиках могут быть иные... Температура в миллионы градусов тепла может быть для каких-либо космических существ так же естественна, как для нас комнатная температура. И раскаленный газ водород для дыхания «галактического существа» может быть столь же необходим, как кислород для человека... Этого всего мы не знаем... И этом мире, может быть, никогда не узнаем. Тайна объемлет вселенную... Мы, люди, очень медленно раздвигаем круг своих еще таких малых знаний о вселенной. И по мере умножения нашего знания все большая тайна окружает нас. Но сквозь эту великую тайну мира созревающий во внутреннем существе своем человек видит, все более в духе и истине, Свет совершенного, Божественного Бытия».
На этом бы хотелось рассказ об НЛО закончить, если бы не одно «но»: как же нам относиться к феномену НЛО?.. А это пусть каждый для себя решит сам. Если человека интересуют тайны бытия и мироздания, то в исследовании вопроса об НЛО нет ничего плохого, лишь бы не было болезненной экзальтации, если же тема эта неинтересна, то углубляться в нее не следует. В любом случае, следует помнить, что, если таинственные внеземные цивилизации существуют, они тоже творение Божие, тоже Его любимые дети... Но в любом случае будем осторожны, помня о коварстве бесов и о том, что их главная задача – отвратить человека от спасения, отлучить от Вечной Жизни, погубить.
L